Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Технология развития творческих способностей



 

1. История создания ТРИЗ технологии

2. Задачи ТРИЗ. Создание базового и вариативного компонентов

3. Технологии ТРИЗ в разных видах деятельности

4. Основные методы технологии ТРИЗ в работе с дошкольниками

 

ТРИЗ - теория решения изобретательских задач. В1945г.Г.С.Альтшуллерприступил к разработке научной технологии творчества, решив понять, чем отличается талантливое мышление от обычного.

Главная идея его теории состоит в том, что технические решения возникают и развиваются не «как попало», а по определенным законам; эти законы можно познать и использовать для сознательного решения изобретательских задач без множества пустых проб.

ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную науку, так как решение изобретательских задач вместо поисков впустую строится на системе логических операций. Неразумно и расточительно работать лопатой, когда есть экскаватор, носить на себе груз, когда рядом есть автомобиль. Неразумно ждать творческого «озарения», когда можно воспользоваться системным инструментом, способным направить мысль в нужном направлении и выполнить большую часть рутинной, малоинтересной работы.

Технология Г. С. Альтшуллера в течение многих лет с успехом использовалась в работе с детьми на станциях юных техников, где возникла и стала развиваться вторая часть ТРИЗ - творческая педагогика, а затем и новый ее раздел - теория развития творческой личности.

    70-80-е годы ТРИЗ получает широкое распространение в школах и училищах благодаря семинарам, проводимым Г.С.Альтшуллером и его учениками. В детский сад ТРИЗ пришла в 1987 г. совершенно случайно. В городе Находке участники очередного семинара для инженерно-технических работников попросили показать им занятие по программе «ТРИЗ» с детьми в школе. Но по ошибке слушателей семинара привезли в детский сад, в подготовительную группу. Это недоразумение позволило тризовцам открыть для себя мир дошкольного детства и решило одну из главных проблем - когда, с какого возраста можно начинать приобщение ребенка к решению изобретательских задач.

    Настоящее время приемы и методы технической ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления.

 

Цель ТРИЗ -не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, спониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному


практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

Каждому педагогу необходимо опираться на «заповеди» творческой личности (разработаны проф. Вайнцвангом):

будь хозяином своей судьбы;

достигни успеха в том, что ты любишь;

внеси свой конструктивный вклад в общее дело;

строй свои отношения с людьми на доверии;

развивай свои творческие способности;

культивируй в себе смелость;

заботься о своем здоровье;

не теряй веру в себя;

старайся мыслить позитивно;

сочетай материальное благополучие с духовным удовлетворением.

Исходным положением тризовской концепции по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. Кроме этого, тризовская концепция опирается на положение Л. С. Выготского о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной.

Технология «ТРИЗ» для дошкольников - это система коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями для воспитателей. ТРИЗ призвана незаменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. На базе любой программы, по которой работает воспитатель, можно использовать проверенные на практике методы и приемы ТРИЗ.

Кредо тризовцев: каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигать максимального эффекта.

Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий - ключ к творческому мышлению.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог недолжен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же он не задает вопроса, тогда педагог должен указать на противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой-то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления.

Например, давая детям знания о свойствах дерева, воспитатель может начать с вопроса: «Что было бы, если на Земле не было деревьев? » Дети предлагают варианты своих суждений. Затем спросить: «Чем же полезно дерево? » Опять спектр ответов, в которых могут повторяться, но вместе с тем раскрываться и новые свойства и качества деревьев. Цепочка вопросов продолжается: «Если дерево так полезно, если из него можно сделать столько вещей, зачем человек научился добывать металл, изобрел пластмассу? Какие свойства дерева не нравились человеку? Чем дерево неудобно? Зачем люди выращивают лес и создают парки? Качества всех деревьев одинаковы или отличаются? Чем могут отличаться деревья? Какие предметы из дерева можно назвать? » и т.д.

Затем проводятся опыты, во время которых выясняют свойства дерева: тонет или не тонет в воде; горит или не горит; пропускает воду или нет; окрашивается или нет и др.

Таким образом, занятия проводятся как поиск истины и сути. Ребенка подводят к проблеме многофункционального использования дерева как вещества и дают понять, что дерево имеет своих заместителей, которые используются при изготовлении посуды, мебели.

Следующий этап – это«тайна двойного», или выявление противоречий в объекте, явлении, когда выясняют, что в нем хорошо, что плохо, что вредно, что мешает, а что нужно. Например, солнце - это хорошо, потому что светит, греет, радует. Но солнце - это и плохо, потому что сушит, жжет, испепеляет.

Начало мысли, начало интеллекта там, где ребенок видит противоречие, «тайну двойного». Воспитатель должен всегда побуждать ребенка находить противоречия в том или ином явлении. От противоречий не следует уходить, надо научиться их разрешать.

Важный этап – разрешение противоречий. Для этого существует целая система игровых сказочных задач. Например, задача «Как можно перенести воду в решете? » Рассуждения строятся следующим образом. Воспитатель формулирует противоречие: как перенести воду в решете? Но этого сделать нельзя, так как она вытечет. Значит, надо изменить какой-то из объектов. Или устранить отверстия в решете, или изменить агрегатное состояние вещества - воды. Вода будет в решете в измененном виде - лед. Решение задачи - перенести в решете воду в виде льда. Или другой пример. Обсуждаются свойства зонтика. Чем он хорош? Чем неудобен? Для того чтобы защищать от дождя, он должен быть большим, но для удобства использования он должен быть маленьким. Может ли зонт быть большим и маленьким одновременно? Задача решается приемом разделения во времени противоречивых требований к зонту. Складной зонт - в одно время он большой, в другое - маленький.

Эти примеры характеризуют только два приема разрешения противоречий:

- изменение агрегатного состояния вещества;

- изменение во времени.

Технологии «ТРИЗ» собрано много приемов противоречий. Но пользуются банком данных, как правило, только начинающие воспитатели. Опытные педагоги сами находят противоречия в окружающих объектах природного и предметного мира и используют их в работе с детьми. Но основная задача: научить детей искать и находить свое решение-этап изобретательства, который проявляется в творческой фантазии, в соображении, в придумывании чего-то нового.

Технологии «ТРИЗ» используются методы и приемы, разработанные М.В.Ломоносовым, Ф.Кунцем, Ч.Вайтингом. Например: «метод фокальных объектов « адаптирован к работе с детьми А. Страунингом.

Термин «фокальный» используется для объекта, находящегося в фокусе, в центре внимания. Метод фокальных объектов позволяет ставить следующие задачи:

- Придумать что-либо новое, видоизменяя или улучшая привычный вид реального объекта.

- Познакомить детей с чем-то новым или закрепить ранее полученные знания, рассматривая предмет с необычной стороны.

- Составить рассказ или сказку о рассматриваемом объекте, используя найденные определения.

- Проанализировать художественное произведение или картинку.

 

Рассматривая или изменяя какой-то объект, например яблоко, произвольно надо выбрать другой предмет (или 2-3), не имеющий отношения к яблоку. Для выбора такого предмета детям предлагают картинки, игрушки, яркие предметы. Когда предмет выбран, ему нужно дать пять-десять определений. Например, выбран пингвин. Какой пингвин? Бегущий, летающий, прыгающий, смеющийся, плавающий, заботливый и т.п. Подобранные определения под-ставляются к предмету, находящемуся в фокусе, - яблоку, и рассматриваются полученные словосочетания: «прыгающее яблоко», «летающее яблоко», «бегущее яблоко», «плавающее яблоко», «заботливое яблоко». Затем надо в понятие «яблоко» ввести те элементы, которые ему не свойственны.

«Летающее яблоко» - ему нужны крылья или надуть его, как шар, яблоко внутри пустое, осталась одна кожура, оно легкое, может лететь.

 

«Бегущее яблоко» - у него выросли ножки.

«Смеющееся яблоко» - у него должны быть рот и глаза.

Но ведь и «летающее яблоко», и «смеющееся яблоко», и «бегущее яблоко» растут на деревьях. Их надо собирать. Как? Только притронешься к «смеющемуся яблоку», оно так расхохочется, что может лопнуть от смеха. Ему надо сначала сказать что-то грустное, потом срывать. Или «срывалка» должна быть темной, яблоко решит, что наступила ночь, и заснет. С «летающими» и «прыгающими яблоками» труднее. Хочешь сорвать, а оно на другую ветку прыгнуло или улетело. Что делать? Можно схватить за хвостик, набросить сетку, заранее привязать тонкую нитку и держать за нее.

Фантазии детей не будет предела, важно направить ее в нужное русло, раскрывая свойства яблока и пингвина как можно полнее.

Пользуясь данным методом, можно предложить детям придумать фантастическое животное, видоизменяя реальный объект.

Так, реальный объект - ель.

Качества ели: Качества фантастического животного:

Колючая: Покрыто колючками, жесткой шерстью

Зеленая: Шерсть у животного зеленого цвета

Устойчивая: Огромные лапы, с трудом их передвигает

Высокая: Животное высокое, огромное

Пахучая: Издает резкий, ядовитый запах, когда возникает опасность, и, наоборот, приятный запах, когда животному хорошо

Косматая: Шерсть длинная, мохнатая

Растущая: Животное непрерывно растет

Затем детям предлагают придумать фантастическому животному название, подумать о том, кто его родители, где оно будет жить, чем питаться, какие у него привычки. Дети могут нарисовать это животное или вылепить.

В ррамках метода фокальных объектов можно проводить различные занятия с детьми в разных возрастных группах детского сада.

Например, занятие «Ознакомление с кошкой» в средней группе.

Воспитатель. Учился в школе волшебников лентяй. Он баловался на занятиях, не слушал, что объяснял учитель. Как-то раз ему предложили домашнее задание - сделать сказочную, необыкновенную кошку. А как сделать - он не слышал. Пришел домой и стал думать: из чего сделать кошку? Взял свою любимую тарелку (показывает детям фарфоровую тарелку), положил и в кастрюлю с мотором и думает: что бы еще туда положить? Как вы думаете (обращается к детям), что можно еще положить в кастрюлю?

Дети называют любой предмет (или несколько предметов) и подбирают к нему определения.

Воспитатель. Закрыл лентяй крышку, включил мотор. Все перемешалось в кастрюле. Выключил мотор, открыл крышку и видит совсем обыкновенных кошек, но они... Как вы думаете, какие они?

Объединяя определения придуманных предметов со словом «кошка», дети называют, какими свойствами должна обладать эта «реальная кошка». Например, фарфоровая кошка: копилка, статуэтка, игрушка.

Воспитатель. Долго лентяй любовался на своих кошек. Но вдруг вспомнил, что нужно сделать необыкновенных кошек. Снова закрыл он крышку своей кастрюли, включил мотор и произнес волшебные слова. Открывает кастрюлю, а там... Как вы думаете, какие кошки в этот раз были в кастрюле?

Дети придумывают сказочных кошек, называют их качества, отталкиваясь от полученных словосочетаний.

Рассматривание картин и составление описательных рассказов при помощи методафокальных объектов можно провести следующим образом.

Картина «Собака со щенятами» (из серии картин по развитию речи В.В.Гер-бовой). Детям предлагают подобрать слова-помощники, которые подскажут, как рассказать о картине. Например:

лев - сильный, огромный, грозный, рыжий, пушистый, рычащий, пугающий, быстрый, ловкий, крадущийся;

свитер - новый, любимый, пушистый, колючий, легкий, разноцветный.

Сначала детям предлагают рассмотреть картину по наводящим вопросам воспитателя, при условии, что, отвечая на них, нужно использовать найденные определения:

· Кто на картине сильный, огромный?

· Собака.

· А чем еще она похожа на льва?

· Она рыжая, пушистая (и т.д.).

· А кто на картине быстрый, ловкий?

 

Затем дети самостоятельно дают описание картины, используя найденные определения: «Огромная, рыжая, пушистая собака лежала около конуры на траве. Рядом с ней лежал маленький пушистый щенок, ее любимый сыночек. Перед собакой и щенком стояла тарелка с едой (и т.п.)».

Метод фокальных объектов позволяет воспитателю проявить творчество, фантазию в создании целых серий занятий.

Например, занятия, разработанные В.А. Зебзеевой.

Каменное занятие. Камень выполняет роль ведущего и знакомит детей со способамиобработки и использования камней. Детям рассказывают, где и как используется камень. Затем предлагают пофантазировать: «Если все вокруг станет каменным, как они будут жить, чем питаться...»

Сердечное занятие. В теплой, доброжелательной обстановке раскрыть природу такогонравственного качества, как сердечность: сердечное отношение к старшим, старикам, близким людям; сердечные тайны; любовь двух сердец. Затем предлагают детям как бы поговорить со своим сердцем, расспросить, что ему нужно для хорошей работы.

Дырявая прогулка. Путешествие в дырку в земле, знакомство с ее обитателями: насекомыми, корнями растений. Космическая прогулка через дырку в небе, прогулка по Млечному Пути. Прогулка по дереву, вхождение в дупло. «Дырки» на теле человека (ухо, нос, рот). Изучение человека - путешествие по его организму.

Вареная прогулка. В борщ к овощам, знакомство с ними.На стройку(кто такойсварщик, каковы свойства металла).

Прогулка капельки воды, которая из тучи попадает сначала в реку, потом в водопровод, а потом в кастрюлю на плите.

Ледяная прогулка. На замерзшую реку(что произошло с рекой и ее жителями).Наледяную горку, в ледяной городок. Встреча с Ледяной королевой (соревнование в ее царстве или путешествие в ее царство).


       Особый этап работы по технологии «ТРИЗ» - это решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методов.

Например, детям предлагают спасти Колобка от лисы, выручить семерых козлят, самому спастись от Бабы Яги, придумать сказку о том, как вместо большой-пребольшой репка выросла маленькой-маленькой и т.д. Вся эта работа включает в себя разные виды детской деятельности - игровую, речевую, рисование, лепку, аппликацию, конструирование и т.д.

На последнем этапе работы по технологии «ТРИЗ» дети, опираясь па полученные знания, интуицию, используя оригинальные решения проблем, учатся находить выход из любой сложной ситуации. Воспитатель только наблюдает, как ребенок реализует свой умственный и творческий потенциал. Детям предлагают самые разные ситуации из любой области человеческой деятельности, где необходимо быстро принимать решения.

Воспитательница В. Богат приводит такой пример из своего опыта работы с детьми (3-4 лет) второй младшей группы, когда она предложила им следующую ситуацию: «Через несколько секунд у нас в группе он маленький, его еще можно потушить. Но во всем детском саду нет воды. Где ее взять? » Называя самые нереальные решения, как-то: «принести из дома», «сходить в другую группу», малыши все же нашли выход и предложили взять воду из аквариума, а рыбок переселить на время в банку с водой.

Следует отметить, что технология «ТРИЗ» обучает не только ребенка, но и воспитателя творческой педагогике. Главная проблема, стоящая перед тризовцами, - это предостеречь от желания взять готовые формулы и схематично переносить их в живую атмосферу занятий с детьми. Как правило, дети с самого рождения пытаются, анализируя информацию взрослых, выстроить какую-то свою систему, понять закономерности происходящих процессов, проявляя свою непосредственность и наивность. ТРИЗ рекомендует по мере возможности знакомить с процессом понимания диалектичности, закономерности событий и явлений.

Технология «ТРИЗ» рекомендует беседы с детьми на исторические темы: история изобретения карандаша; история изобретения стола; история колеса и т.п. Рассматривание объекта в его временном развитии позволяет понять причину постоянных совершенствований, изобретений. Дети начинают понимать, что изобретать - это значит решать противоречия.

На прогулках с дошкольниками рекомендуется использовать различные приемы, активизирующие детскую фантазию: оживление, динамизацию, изменение законов природы, увеличение, уменьшение степени воздействия объекта и т.д. Например, воспитатель обращается к детям: «Давайте оживим ветер: кто его мама? Кто его друзья? О чем спорит ветер с солнцем? » Можно использовать прием эмпатии. Дети представляют себя на месте наблюдаемого: «А что, если ты превратился в кустик? О чем ты мечтаешь? Кого ты боишься? С кем бы ты подружился? О чем шепчутся твои листочки? » Или: «Представь себя на месте божьей коровки. Для чего ты живешь? Кто твои друзья? Что ты любишь есть? » Программа «ТРИЗ» дает воспитателям и детям методы и инструменты творчества, которые осваивает человек независимо от своего возраста. Владея единым инструментом, дети и взрослые могут легче найти общий язык, понять друг друга.

ТРИЗ - это не составленная раз и навсегда система творческой педагогической работы, это постоянно развивающаяся технология.

Тризовцы всегда в поиске, придумывают, разрабатывают все новые и новые методы активизации творческого мышления детей и воспитателей. На вопрос: что более всего препятствует нестандартному мышлению, принятию нешаблонных решений? - А. Страунинг отвечал, что это психологическая инерция, которая присутствует почти у всех взрослых и которую взрослые с «успехом» прививают детям уже с малых лет. Психологическая инерция является барьером при издании чего-либо нового, будь то решение простой для взрослого (но трудной для ребенка) жизненной ситуации.

Существуют разные психологические барьеры:

-боязнь вторгнуться в чужую область, рожденная узкой специализацией;

-боязнь показаться глупым, а отсюда боязнь критики; страх перед авторитетом; -боязнь идеального как чего-то невозможного, недостижимого;

-неумение воспринимать объект в непривычной функции, иначе происходит «творческая слепота», догматическое отношение к формальной логике.

Чтобы устранить эти барьеры, необходимо опираться на основные принципы стимуляции творческой активности, которые включают в себя следующие элементы:

-создание для ребенка безопасной психологической базы, к которой он мог бы возвращаться, если будет напуган собственным открытием;

-поддерживание способности ребенка к творчеству, сочувствие его неудачам, недопустимость неодобрительной оценки творческих попыток;

-терпимость к «странным» идеям и вопросам, необходимость ответов на все вопросы детей, даже если они покажутся «дикими» или за «гранью».

 

Наиболее известным методом, позволяющим снять психологическую инерцию и получить максимальное количество новых идей в минимальное время, А. Страунинг называет «мозговой штурм».

 

«Мозговой штурм» рекомендуется проводить как с педагогами, так и с детьми.Нометодика проведения, естественно, имеет свои особенности. Например, со взрослыми «мозговой штурм» проводится так: в рабочую группу приглашают 7-12 генераторов идей, не только профессионалов в области решаемой задачи, но и людей совершенно посторонних. Кого приглашают в детском саду на педсоветы? Как правило, это педагоги, врач, родители, шефы. А няню? Повара? Прачку? Дворника? О них забывают, а ведь и эти люди имеют отношение к детям. Порой в их адрес можно услышать: «Почему у них душа о ребенке не болит? » Да потому, что они вычеркиваются из педагогического процесса как технический персонал. Однако неожиданное решение исходит как раз у тех, кто не скован привычными профессиональными рамками.

Итак, «генераторы идей» рассаживаются по кругу. Ведет «мозговой штурм» кто-либо из группы экспертов (не руководитель), в которую входят 2-3 компетентных, пользующихся авторитетом сотрудника. Перед началом «мозгового штурма» ставится задача-вопрос. Дается время на обдумывание, и участники начинают высказывать идеи. Первому предложить идею лучше младшему по чину, чтобы не давил страх перед авторитетом. Руководитель вы-сказывается последним. Обычно многие не решаются высказать смелые, непривычные идеи, так как опасаются критики (95% людей не могут работать в условиях «моральной угрозы»). Поэтому при проведении «мозгового штурма» запрещается критика (словесная, жестовая, мимическая) и поощряется любая идея, даже шуточная или явно нелепая. Все высказанные идеи записываются для последующего их рассмотрения группой экспертов. После утверждения решения «генераторы идей» распределяются на его противников и сторонников с целью выявления слабых мест и их исправления.

В детьми «мозговой штурм» может возникнуть незапланированно, стихийно при решении какой-либо познавательной задачи, во время игры-занятия. Особенность проведения «мозгового штурма» с детьми состоит в том, что они сами по ходу обсуждения корректируют высказанные идеи, анализируют их.

А.Страунинг приводит различные варианты «мозгового штурма» с детьми. Вот как проходил «мозговой штурм» в старшей группе.

1 .Формулирование цели занятия: придумать новую мебель для кукол.

2. Объявление проблемы: мебель для кукол есть, но она очень большая, достаточногоместа в группе для нее нет, необходима мебель небольшого размера, но тогда не поместятся все куклы. Противоречие: мебель для кукол должна быть большой, чтобы куклы в ней пометались, в то же время должна быть маленькой, чтобы помещалась в игровом уголке.

 

3.Формулирование ограничений: использовать имеющийся материал для изготовлениямебели; ограниченный размер мебели.

4.Сообщение воспитателя и детей о традиционном решении: мебель бывает складная (раскладушка), раздвижная (полка, кресло-кровать и т.п.).

5.Выявление элементов, подлежащих улучшению: ножки и спинки у кровати и стульев; ножки у стола; высота и ширина шкафа и т.п.

6.Выдвижение идей.Сделать: ножки складные, выкручивающиеся; кровать без ножек; столы и стулья раздвижные; мебель многоярусную, складную; в шкаф можно вкладывать кухонный стол, в стол - тумбочку, в тумбочку -полку, в полку - стул и т.д.

7.Анализ выдвинутых идей.

8.Отбор решений, встречающихся в художественной литературе(гамак в«Золотомключике», скорлупка грецкого ореха - постель для Дюймовочки, отсутствие мебели у «Бременских музыкантов»).

9.Отбор оригинальных решений, которые можно реализовать с детьми.Каждый вариантанализируется с разных сторон, выясняются качества хорошие и плохие, лучшие для данного момента.

10. Практическое выполнение. Дети решают, что каждый из них будет делать назанятии по труду. Обговариваются этапы коллективной работы.

Итог. Из куска ткани дети сделали гамак, закрепляющийся на шкафах; стулья-подушки; шкаф - подушка для хранения кукольных вещей; постель -мех, ковер, теплая одежда; кровать - перевернутый стол или сдвинутые стулья. Вся мебель разместилась в кузове грузовика.

Другим интересным методом, применяющимся в ТРИЗ, является синектика. Автор синектики Уильям Дж. Гордон (США, 50-е годы). В переводе с греческого синектика означает «объединение разнородных элементов». По Гордону, существуют два вида процессов творчества:

- Неоперативный (неуправляемый) - интуиция, вдохновение.

- Операционный (управляемый) - использование различного вида аналогий.

Если ребенка и взрослого целенаправленно учить применять аналогии, то можно повысить эффективность творческого мышления. Для творческого процесса важно уметь превращать непривычное в привычное и наоборот. Главное, за новой, непривычной проблемой, ситуацией увидеть нечто знакомое и, следовательно, решаемое известными путями. Аналогия бывает разных видов: прямая и фантастическая.

 

10. Прямая аналогия. Объект сравнивается с аналогичным объектом из другой областипри этом выявляется их сходство с точки зрения каких-либо свойств и отношений.

Аналогия по форме, когда рассматриваемые предметы похожи по внешнему виду.Например, сосулька - карандаш, нож, ручка, нос; фонарный столб - жираф, удочка, крючок, двойка, курица, ищущая цыплят.

Для знакомства детей с прямой аналогией можно прочитать стихи.

На свете все на все похоже:

Змея - на ремешок из кожи;

Луна - на круглый глаз... огромный;

Журавль - на тощий кран подъемный;

Кот полосатый - на пижаму;

на тебя, а ты - на маму. (Роман Сев)

Единая семейка

Елка будто бы ежиха.

под елкой тихо-тихо Стайкой маленьких ежат

Шишки бурые лежат.

(С. Пшеничных)

Компонентная (структурная) аналогия по сходству элементов, составляющих объект.

Выяснив примерную структуру объекта, необходимо найти объекты аналогичной структуры.

Например: снег - одеяло, вата - облако, тополиный пух - муха, пена - сладкая вата.

Функциональная аналогия. Надо определить: какие функции выполняет рассматриваемыйобъект, что он делает? Затем в окружающем мире найти объект, который выполняет аналогичные функции. Искать следует в противоположных областях. Например, техника-природа. Машина - лошадь, ослик, червяк, муравей, поезд, сороконожка, велосипед, птица, листья на ветру. Ветер - пылесос, вентилятор, движение.

Аналогия по цвету.Солнце-одуванчик, лампа, лимон, лиса.Зеленый лист-огурец, виноград, танк, машина, ель.

Аналогии по ситуации или по различным положениям и состояниям явления илипредмета. Тихий час - утро в лесу, закат, затишье перед бурей. Умывание - весенний водопад, паводок.

Аналогии по свойствам, требующим ответа на вопрос: какой? Шарик(какой? ).

Резиновый - соска, калоша, купальная шапочка. Упругий - мяч, зонт, ветер, жвачка, струя.

 

Комплексная аналогия при рассматривании одного объекта.Например, обсуждаемобъект: дверь.

По форме - плитка шоколада, картина, фантик.

По функции - веки, рот, крыша, зонт, чемодан.

По свойствам - деревянная - сундук, шкаф, ветка; крашеная -веки, ногти, обложка; легкая - бабочка, лепесток; скрипучая - дерево, стул.

По цвету - облако, снег, вата, мороженое.

Развивая и комбинируя различные виды прямой аналогии, Г.Я.Буш предложила метод гирлянд и ассоциаций. Гирлянды аналогий формируются в виде списка слов.Отталкиваясь отисходного слова, составляют цепочку слов. Каждая новая ассоциация подбирается не по первому, а по последнему слову. Например, дети много шумят, бегают, листопад, капли, фонтан, лед, зеркало, лужа, прогулка, дети. Цепочка ассоциаций может быть короткой или длинной, значения не имеет. Каждый находит ту аналогию, которая ближе ему по характеру, настроению, темпераменту.

3. Фантастическая аналогия. При решении различного рода задач и закреплениизнаний фантастическая аналогия позволяет отказаться от стереотипов, снять психологическую инерцию, пойти неизвестным ранее путём. Она способна любую ситуацию перенести в сказку и использовать волшебство, фантастических зверей, насекомых, пришельцев из других миров для решения задачи, для выхода из создавшейся ситуации.

Когда удается найти фантастическое решение задачи, необходимо понять, что мешает решить задачу таким же образом в реальных условиях, и постараться обойти это препятствие. Неожиданные идеи дети будут высказывать, если предложить им описать, как они представляют себе сказочный детский сад, сказочное занятие, сказочную прогулку, сказочный праздник, сказочный обед, сказочный выходной, сказочную игру" и т.п.

В таких рассказах дети интуитивно будут высказывать свои потаенные мысли и желания.

Обучение новому делу или закрепление навыков    проходит более продуктивно, если ситуацию перенести в сказку. Можно вместе с детьми придумать сказку о предстоящем деле, о сложившейся ситуации. Например: «Каша сегодня волшебная. Она называется «попрыгунчик». Тот, кто съест всю эту кашу, будет очень хорошо прыгать. Мы проведем соревнование, кто дальше прыгнет».

Являясь творческой, развивающейся технологией, «ТРИЗ» постоянно критически осмысливается тризовцами и подвергается различным изменениям, дополнениям, уточнениям методических подходов, становясь все более и более совершенной, научной, соответствующей

духу настоящего времени. Например, О. Белобрыкина, занимаясь научной разработкой принципиальных основ программы, ставит вопрос о том, почему ТРИЗ «буксует» в детских садах. Среди всех прочих причин она указывает на то, что в настоящее время в системе ТРИЗ нет научно обоснованных критериев оценки результатов деятельности воспитателя и развития ребенка. Многие тризовцы взяли на вооружение критерии предыдущих программ, которые отражают уровень усвоения знаний, умений и навыков, а не качества творческой личности.

В настоящий момент стоит задача разработки «модели» воспитателя-тризовца. Такая «модель» может опираться, с одной стороны, на разработанные понятия идеального конечного результата и качества творческой личности взрослого и, с другой - на критерии оценки уровня сформированности творческих качеств ребенка и воспитателя.

Таким образом, самая главная цель у педагога, работающего по технологии «ТРИЗ», - формирование у детей творческого мышления, воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях действи-тельности.

А. Страунинг отмечает, что малыши почти не имеют психологических барьеров, но у старших дошкольников они уже есть. ТРИЗ позволяет снять эти барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решить. Кроме того, ТРИЗ подразумевает гуманистический характер обучения, основанный на решении актуальных полезных для окружающих проблем.

 

Вопросы и задания для самоконтроля.

1.Дайте характеристику основных качеств творческой личности.

2.Какие цели и задачи решает педагог, используя ТРИЗ технологию в работе с дошкольниками.

3.Назовите основные методы ТРИЗ технологии.

4.Приведите пример занятия с использованием «мозгового штурма».

 

Практическое задание: составить конспекты занятий по познавательному развитию для детейсредней и подготовительной группы, используя методы ТРИЗ технологии.

Вопросы:

 1. В чем отличие используемых методов ТРИЗ для разных возрастных групп детского сада.

2. Как используются методы ТРИЗ в разных видах детской деятельности.

3. Основные принципы построения занятий с детьми с использованием ТРИЗ.

 

Литература

1. Козырева Н.А." ТЕРЕМОК СКАЗОК". 110 развивающих игр со сказками для детей 4-7 лет в ДЕТСКОМ САДУ, Москва, 2010

2. Корзун А.В. Весёлая дидактика: использование Элементов ТРИЗ и РТВ в работе с

дошкольниками. – Мн.: , 2010г

3. Корзун А.В. Элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Мн.: Университетское, 2000.

4. Мурашковска И.Н. Когда я стану волшебником. Рига: сб." Познание, №5, 2008

5. Мурашковска И.Н. Сказка, отворись! //Пачатковая школа. 2000. № 8-10.

6. Мурашковска И.Н., Валюмс Н.П. Картинка без запинки (методика рассказа по картинке). - СПб.: «ТРИЗ-ШАНС», 2005

7. Нестеренко А.А. Страна загадок. - Ростов н/Д.: Изд-во Рост. Ун-та, 2006

8. Нестеренко А.А. Элементарные» сюжеты сказок http: //www.trizminsk.org./e/prs/233023/htm

9. Сидорчук Т.А. «Творческие задания «Золотого ключика». Челябинск, 2001 г.. http:

 

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-17; Просмотров: 449; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.094 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь