Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Использование интерактивных методов в развитии познавательных интересов и художественно-творческих способностей ребенка-дошкольника



 

1. Специфика и особенности развития познавательных интересов ребенка-дошкольника

2. Развитие художественно-творческих способностей ребенка дошкольного возраста

3. Особенности проявления творчества и познавательных интересов дошкольников

 

Дошкольный возраст – это период первоначального фактического складывания личности, период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность В детском саду дети знакомятся с различными доступными их возрасту видами изобразительного искусства. Используя лучшие образы народного искусства и мастеров, педагог воспитывает познавательный интерес и способность эстетически воспринимать картины, скульптуры, предметы народного художественного творчества, иллюстрации в книгах, умение самостоятельно оценивать произведения искусства.

Искусство пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. С помощью живописи дошкольников учат понимать гармонию природы. Кроме того, ознакомление детей с жанровой живописью позволяет закладывать первоначальную основу формирования у них ценных ориентаций в школьном возрасте, как, например, умение высказывать личностное отношение к понравившейся картине, к изображенным на ней людям, предметам, природе, давать сравнительную оценку явлению, отраженному на полотне или наблюдаемому детьми в реальной жизни.

· Специфика и особенности развития познавательных интересов ребенка-дошкольника Любознательность и познавательные интересы дошкольника проявляются в егоотношении к окружающему миру. Необходимой предпосылкой их развития являются ориентировочные реакции, вызываемые новизной, необычностью предмета, его несоответствием с имеющимися у ребенка представлениями. Истоки любознательности и познавательных интересов заложены в окружающей действительности, но решающим в их формировании является процесс воспитания и обучения. Любознательность и познавательные интересы влияют на развитие ребенка. Они побуждают его к самостоятельному расширению и углублению знаний в интересующей области. Под влиянием любознательности и познавательных интересов развиваются и обогащаются нравственные и эстетические чувства

ребенка, а его умственные возможности находят выход в содержательных видах деятельности. Поскольку познавательный интерес связан с волевыми усилиями, он становится важным стимулом воспитания таких ценных качеств личности, как целеустремленность, настойчивость, стремление к завершению деятельности.

Устойчивый познавательный интерес — признак готовности ребенка к школьному обучению. Он является основой всей воспитательной работы с детьми в период их подготовки к школе.

В дошкольных учреждениях создаются условия для формирования у детей любознательности и познавательных интересов. Однако добиться эффективных результатов в воспитании у дошкольников этих ценных качеств личности можно только в тесном сотрудничестве с семьей. Семья обладает большими возможностями для последовательного развития у ребенка интереса к познанию. Родители и старшие члены семьи хорошо знают особенности ребенка, могут воздействовать на его чувства, закладывают основу положительного отношения к тем или иным сторонам действительности. Известна подражательность дошкольников, поэтому они легко «заражаются» теми интересами, которые свойственны родителям. Так, рассказы членов семьи о своей профессии часто служат причиной для возникновения у детей интереса к ней, желания продолжить дело старших.

Познавательный интерес и любознательность ребенка особенно отчетливо проявляются в общении: он делится со взрослыми своими сомнениями, просит их рассказать, прочитать, объяснить, ответить на возникший вопрос.

Исходя из этого, можно разработать игровые занятия в форме игр-путешествий, игровые поисковые задания, проблемные ситуации, дидактические игры, алгоритмы и опыты, которые позволят ребенку включаться в активную деятельность и откроют ему возможность вступать в непосредственные контакты с предметами, проявить инициативу, творчество. Формирование познавательного интереса педагоги осуществляют в разнообразных формах: на занятиях, экскурсиях, в повседневной жизни (в труде, наблюдениях, играх на участке и в уголке природы).

Обучение детей на занятиях осуществляется разными методами. Выбор методов зависит от вида занятия, от его основной задачи. На одних занятиях формируются первичные знания. С этой целью воспитатель использует наблюдение, рассматривание, чтение, рассказ, показ диафильмов и кинофильмов. На других занятиях уточняются, расширяются и углубляются знания. На этих занятиях используется и труд детей в природе. Основная задача занятий третьего вида - обобщение и систематизация знаний. Для этого используют беседы, дидактические игры, обобщающие наблюдения. В труде и играх дети применяют полученные знания на практике.

Реализация игровых приёмов и ситуаций на занятиях происходит по таким направлениям: - дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи; детском возрасте большую роль играет фантазия и воображение ребенка. Но творческие способности детей необходимо развивать. К сожалению, большинство взрослых не уделяют должного внимания развитию детского воображения, чем значительно ограничивают возможности детей в будущем. Творчество играет важную роль в жизни каждого человека. Воображение и фантазия помогают людям и в отношениях, и в работе, но что самое главное – творческие люди умеют выражать свою индивидуальность, что помогает достичь успеха в любом деле.

Основное развитие творческих способностей происходит через игру. В игре дети больше всего проявляют свои наклонности, так же по любимым играм можно судить о том, какая сфера деятельности наиболее интересна ребенку. Поэтому игра является одним из основных методов выявления творческих способностей. Психологами специально разработаны особые тесты в игровой форме, которые позволяют определить, на каком уровне развито воображение и как устроено мышление ребенка. Некоторые дети оперируют образами воображения, другие больше склонны обыгрывать образы памяти. Иногда дети отказываются участвовать в подобных играх, что свидетельствует о необходимости особого подхода к ребенку. Создание правильных условий для развития творческих способностей детей играет большую роль. Ни в коем случае нельзя использовать давление на малыша, заставлять его играть в развивающие игры или заниматься прикладным искусством. Для формирования творческих способностей у детей необходимо не только выявить наклонности малыша, но и проделать серьезную работу, что бы привить желание развиваться в нужном направлении. В качестве средств развития творческих способностей можно использовать практически все окружающие предметы и ситуации. Творчество подразумевает умение создавать, творить. Поэтому основная цель занятий с ребенком научить его создавать образы, а со временем и реализовывать придуманное.

Иногда мы, даже не подозревая, развиваем творческие способности детей посредством игр общения. Но для гармоничного развития необходима последовательность и методичность. Например, играя в развивающие игры, не стоит доводить ребенка до пресыщения. Как только вы чувствуете, что интерес начинает ослабевать игру лучше отложить. Но и долгие перерывы делать тоже нельзя. Правильнее всего составить программу развития творческих способностей детей. Программа должна включать в себя все методы развития – наглядные, словесные и практические.

К наглядным методам относится просмотр любых картинок, нарисованных или реальных. Например, рассматривая облака, определять, на что они похожи.

К словесным методам относятся различные формы общения, рассказы, беседы. Это и совместное сочинение сказок, когда по очереди каждый придумывает предложение по заданному сюжету.

К практическим методам относятся игры, создание и использование различных моделей, и выполнение развивающих упражнений. Сочетая все методы можно добиться разностороннего развития ребенка, что положительно скажется на его интеллектуальных способностях.

Развитие художественно-творческих способностей можно начинать уже с 1 года. В этом возрасте все дети изучают предметы и их свойства. Рекомендуется, чтобы в поле зрения малыша попадались различные предметы для рисования – бумага, яркие карандаши и фломастеры. До 2-3 лет происходит ознакомительный период, дети рисуют произвольные линии формы, а также их очень привлекают цвета. На первых порах нужно только следить за безопасностью ребенка. К 3 годам, когда малыши начинают выводить каракули, взрослые (воспитатели и родители) принимают активное участие в этом. В первую очередь рекомендуется расшифровывать линии, например кружок похож на яблоко, линия - на дорогу. Это закладывает в ребенке ассоциации рисунка с образами, происходит переход от произвольного рисования к стремлению нарисовать осмысленный рисунок. Важно поощрять и поддерживать малыша и предоставлять ему свободу в творчестве.

Развитие музыкальных способностей можно начинать с первых дней жизни ребенка. Малыши очень чувствительны к звукам, по голосу и интонации они легко угадывают настроение и состояние людей, но при продолжительном воздействии звуков громкой музыки становятся раздражительными и беспокойными.

Знакомство с музыкой у детей начинается с колыбельных песен. В более старшем возрасте используется прослушивание детских произведений, совместное разучивание песенок, ритмических упражнений с музыкальными инструментами. Гармоничное развитие музыкальных способностей малыша возможно только при активном участии и интересе взрослых.

Основа развития творческих способностей детей – это в первую очередь свобода. Воспитатели не должны навязывать и принуждать ребенка к действиям. Для успеха в этом деле требуется терпение и определенная тактичность – следует прислушиваться к мнению ребенка, стимулировать и поощрять его интерес к любой творческой деятельности.

 

В возрасте от 4, 5 до 7 лет у детей развиваются изобразительные способности, воображение, художественное мышление при создании сюжетных и декоративных композиций; дифференцируются предпочтения на фоне разносторонних интересов – к живописи или графике, пластике или дизайну.

Стремление детей достичь качественных результатов говорит об их настойчивости, способности к преодолению трудностей. При выполнении коллективных работ дети обучаются способам сотрудничества, договариваются об этапах работы над общей композицией рисунка.

На протяжении всего дошкольного периода происходят изменения восприятия, от простых попыток рассмотреть и ощупать, не отвечая на вопрос, каков предмет, до стремления более планомерно и последовательно обследовать и описать предмет, выделяя наиболее заметные особенности.

Усвоение детьми системы сенсорных эталонов существенно перестраивает их восприятие, поднимая его на более высокий уровень. В процессе познавательной деятельности дети овладевают систематизированными знаниями о чувственных качествах предметов, особую роль при этом играет формирование у них обобщенных способов обследования предметов. От способов обследования зависит структура формируемых образов.

Сенсорная культура имеет большое значение для художественно-творческого воспитания. Умение различать цвета, оттенки, формы, сочетания форм и цветов открывает возможность лучше понимать произведения искусства, получать от этого удовольствие. Ребенок учится создавать образ, овладевает способностью передавать присущие предметам свойства, форму, строение, цвет, положение в пространстве, свои впечатления, усваивает знания о материалах, используемых для передачи изображения, создания художественного образа.

Овладение изобразительно-выразительными навыками приобщает детей к элементарной творческой деятельности, проходя сложный путь от простейших действий к процессам образного воспроизведения форм.

Художественно-творческое воспитание вызывает активную деятельность дошкольника. Важно не только чувствовать, но и создавать нечто красивое. Обучение, которое целенаправленно осуществляется в детском саду, направлено также и на развитие художественных чувств, поэтому большое значение имеют такие систематические занятия, как музыкальные, ознакомление с художественной литературой, рисование, лепка и аппликация, особенно если воспитатель учит детей подбирать формы, цвета, составлять красивые орнаменты, узоры, устанавливать пропорции.

Формирование первых эмоционально-эстетических оценок, воспитание художественного вкуса во многом зависит от игры. Общеизвестно влияние игрушек на художественно-творческое воспитание детей. Дети любят народные игрушки: матрешек, веселые дымковские свистульки, поделки, сделанные вручную.

Пример воспитателя, его эмоциональная отзывчивость на красивое особенно необходимы детям для становления их собственного художественно-эстетического вкуса.

Художественные чувства, так же как и моральные, не являются врожденными. Они требуют специального обучения и воспитания.

Организуя последовательно усложняющуюся систему заданий, обучая детей эстетическому видению и грамотному изображению окружающего, можно научить детей не только воспринимать картину, но и видеть в ней предмет искусства.

Учитывая потребности и окружение ребенка, соотношение сфер художественно-творческого воспитания можно представить следующим образом:

Чувства, в том числе и художественно-творческие – специфическая форма отражения окружающего. Поэтому они не могут возникать и развиваться там, где в повседневном окружении нет тех сочетаний предметов, форм, красок, звуков, которые могут быть восприняты как образцы прекрасного.

В Особенности проявления творчества и познавательных интересов дошкольников Реализация художественно-творческого воспитания может осуществляться в ходеизучения родного языка, в ходе приобщения ребенка к национальной культуре. Большое значение в художественно-творческом воспитании детей дошкольного возраста имеет народное декоративно-прикладное искусство. Воспитатель должен знакомить детей с изделиями народных мастеров, тем самым прививая ребенку любовь к Родине, к народному творчеству, уважение к труду.

Так, например, в содержание межкультурного воспитания детей дошкольного возраста входит художественно-творческое воспитание, которое осуществляется в русской культуре через:

- знакомство с произведениями народного творчества («Хохлома», «Палех», Дымковская игрушка» и др.);

- знакомство с народным русским костюмом, посещение музея народного творчества;

- работа с глиной, изготовление оригами, рисунков;

Основными сферами художественно-творческого воспитания являются:

- знакомство с традиционными видами народного творчества («Хохлома», «Палех», «Дымковская игрушка» и др.);

- знакомство с народными костюмами;

- выставки детских работ;

- национальные праздники.

Дети знакомятся с техникой аппликации (изготовляют каркас для дома, в последующем крышу и сам дом), с бумажной пластикой как способом декоративного преобразования природных форм, основанных на эстетических и пластических свойствах бумаги и картона (рельефные декоративные композиции, способы складывания (оригами), вырезывания), проводятся коллективные творческие работы.

Основной целью дошкольного образования является целостное развитие личности, и выделяются следующие компоненты цели: развивающие, воспитательные, образовательные и практические.

Развивающий компонент цели предусматривает развитие психических процессов – сознания, памяти, творческого воображения; развитие интеллектуальных и познавательных способностей ребенка; эмоциональных, творческих, художественно-эстетических качеств ребенка.

Воспитательный компонент цели заключается в формировании у ребенка художественного вкуса, эстетического осознания произведений искусства, в воспитании интереса и потребности к ручному художественному творчеству.

Образовательный компонент цели выражается в знакомстве с произведениями искусства (живописи, графики, скульптуры), в обучении различным видам творчества (техника оригами, бумажная пластика, техника коллажа).

Практический компонент цели заключается в овладении ребенком ручных умений работать с красками, бумагой, ножницами, пластилином, клеем; в творческих умениях создавать продукты ручного творчества.

При взаимосвязи обучения и творчества ребенок имеет возможность самостоятельно осваивать различные художественные материалы, экспериментировать, находить способы передачи образа в рисунке, лепке, аппликации. Это не мешает ребенку освоить те способы и приемы, которые ему были неизвестны (воспитатель подводит детей к возможностям использовать вариативные приемы). При таком подходе процесс обучения теряет функцию прямого следования, навязывания способов. Ребенок имеет право выбора, поиска своего варианта. Он проявляет свое личностное отношение к тому, что предлагает воспитатель. Создание условий, при которых ребенок эмоционально реагирует на цвета, формы, выбирая их по своему желанию, является необходимым в творческом процессе.

Кроме того, искусство помогает формировать эмоционально-ценностное отношение к миру. Потребность в творческой деятельности связана с желанием ребенка выразить себя, утвердить свою личностную позицию.

Продукты ручного творчества, изображение в рисунке, лепке, аппликации связаны с процессами сопереживания, сочувствия, эмоционального отношения к образу. Важно, что ребенок как бы строит композицию, располагая все детали, предметы, внося свое понимание сюжета, места действия. Поэтому нельзя говорить, что он просто отображает в творчестве окружающий мир. Он его трансформирует, строит, используя разные способы, сочетая их между собой.

Процесс детского творчества приобретает характер творческой деятельности. Очень важно дать детям возможность проявить свои способности, реализовать творческие замыслы. Наличие хороших качественных художественных материалов (бумага, краска, глина, наборы цветных карандашей, кисти) обеспечит развитие творческой деятельности дошкольников.

Одно из условий проявления творчества в художественно-эстетической деятельности – организация интересной содержательной жизни ребенка:

-организация повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира;

- общение с искусством;

- учет индивидуальных особенностей ребенка;

- бережное отношение к процессу и результату детской деятельности;

- организация атмосферы творчества и мотивация задания.

Формирование мотивов творческой деятельности от принятия, удержания, выполнения темы, поставленной педагогом, до самостоятельной постановки, удержания и выполнения темы является одной из важных задач обучения.

Следующей задачей является формирование восприятия, так как творческая деятельность возможна на уровне сенсорного восприятия: умения рассматривать предметы, всматриваться, вычленять части, сравнивать с сенсорными эталонами форму, цвет, величину, определять признаки явления и предмета. Для создания художественно-выразительного образа необходимо эмоциональное восприятие, развитие у ребенка умения замечать выразительность форм, цвета, пропорций и выражать при этом свое отношение чувства.

Во всех сферах общественной и производственной деятельности сегодня в первую очередь востребованы специалисты, проявляющие самостоятельность мышления, творческую активность, готовность к непрерывному образованию и самообразованию. " Не бери знающего и опытного, а бери мобильного и гибкого” - вот популярный тезис нашего времени. Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед педагогами ДОУ, является развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся.

 

Литература

1. Ветлугина Н.А. О теории и практике художественного творчества детей //Дошкольное воспитание.-2008.-№ 5.

2. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте. Развитие высших психических функций. - М., 2009.

3. Вундт В. Фантазия как основа искусства. - М., 2008.

4. Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские. - М., 2008.

5. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. - М., 2009.

6. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. - М., 2008.

7. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 2008.

 

Вопросы  для самопроверки:

1. В каком возрасте начинается формирование эстетических чувств?

2. В каких формах осуществляется формирование познавательного интереса у ребенка-дошкольника?

3. Какое значение имеет сенсорная культура для художественно-эстетического воспитания?

4. В чем состоит художественно-эстетическая компетентность педагога?

 

Практическое задание по теме «Арт-терапия»

 

1. Что обозначается словом «арт-терапия? »

2. Какие направление арт-терапии вам известны?

3. На чем базируются методы арт-терапии?

4. Верно ли выражение: «народное творчество – прообраз арттерапии»?

5. Какие педагогические задачи помогает решать арт-терапия в ДОУ?

 

Литература

     1. " Арт-терапия". ред.-сост. А.И.Копытин. СПБ., 2009.

2. " Арт-терапия: Диалог: Россия-Великобритания" Сборник статей. Островитянин, 2008.

3. Алексеева М.Ю. " Практическое применение элементов арт-терапии в работе учителя". М., 2008.

4. Аметова Л.А. " Формирование арт-терапевтической культуры младших школьников. Сам себе арт-терапевт". М., 2010.

5. Бетенски М. " Что ты видишь? Новые методы арт-терапии". М., 2009.

6. Богданович В. " Новейшая арт-терапия. О чем молчат искусствоведы". Золотое Сечение, 2008.

7. Богданович В. " Новейшая арт-терапия. О чем молчат искусствоведы". Золотое Сечение, 2008.

8. Ветлугина Н.А. О теории и практике художественного творчества детей //Дошкольное воспитание.-2008.-№ 5.

9. Вундт В. Фантазия как основа искусства. - М., 2008

10. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте. Развитие высших психических функций. - М., 2009.

11. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. М., 2008.

12. Копытин А.И. Основы арт-терапии. СПб, 2010.

13. Лебедева Л.Д. Педагогические аспекты арт-терапии// Дидактика 2010. №


 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-17; Просмотров: 860; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.055 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь