Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Художественное сотворчество (к определению понятия)



 

Словосочетание «художественное сотворчество» употребляется менее широко, нежели рядоположное ему «художественное творчество», хотя и не вызывает внутреннего сопротивления в силу прозрачности и общепонятности, отчасти, впрочем, мнимой; стоит задуматься
над его смыслом и объемом, как оказываешься перед необходимостью хоть как-то упорядочить множество попадающих в его поле явлений.

В самом деле, по аналогии с понятиями «собеседование», «сотрудничество» оно может быть определено как «совместное художественное творчество, коллективный труд по созданию некой художественной ценности».

Работа средневековой артели по росписи храма и созданию иконостаса, мастеров Возрождения и их учеников над картиной, Кукрыниксов или братьев Ткачевых над общими произведениями — все это
примеры художественного сотворчества.

Как художественное сотворчество может быть определен труд множества мастеров, создающих тот или иной ансамбль. В этом смысле творчество К.И. Росси, гений которого был движущей силой работы мастеров и ремесленников, — ярчайший тому пример. Пример
коллективного художественного труда также являет собой «Медный
всадник» с его монолитной цельностью, которой не нарушило ни участие скульпторов — соавторов, по словам самого Э.М. Фальконе, — М.А. Колло, изваявшей голову всадника, и Ф. Гордеева, вылепившего змею, ни, тем более, работа технических исполнителей.

Вообще в области скульптуры и печатной графики проблема художественного сотворчества давно назрела как предмет особого исследования, ибо перевод замысла в материал никогда не осуществлялся чисто механически, поэтому разобраться в тонкостях авторских посылок и соавторских интерпретаций было бы во всех отношениях интересно и полезно.

Итак, первое значение термина «художественное сотворчество» — это коллективная творческая работа по созданию художественного произведения или ансамбля (комплекса произведений).

В области художественной педагогики — на уроках изобразительного искусства этот вид деятельности в последние годы получил широкое распространение как создание «коллективной творческой работы», когда происходит весьма активное взаимодействие участников. И хотя итоги такой работы отнюдь не являют собой шедевры искусства, этот вид учебной деятельности обладает высоким развивающим и воспитательным потенциалом как прием обучения искусству,
сплочения коллектива, ненасильственной коррекции становления личности.

Другой тип коллективного художественного сотворчества связан со спецификой зрелищных искусств, в которых художественный образ не может быть воплощен автором без участия исполнителей, так что в каждом конкретном случае предполагается наличие элементов интерпретации. Спектакль, и драматический, и оперный или балетный так же, как кино- или телефильм, — это плод совместной деятельности не только авторов текста и музыки, но и режиссера, художника-оформителя, артистов, осветителей и прочих работников сцены, участвующих в его создании.

К этому же типу сотворческой деятельности относится музыкальное исполнительство — коллективное, в котором ведущую роль играет дирижер, и индивидуальное, ибо, как ни странно, сотворческая деятельность может быть не только коллективной.

Приставка со — в таких словах, как «сочувствие», «сопереживание», «сожаление», «соболезнование» — давно обрела личностно, а точнее, «единолично» ориентированный смысл, и эти слова определяют «я-действие» едва ли не более активно, нежели «мы»: «я чувствую твою боль», «я оцениваю вместе с тобой» и т. д.

Индивидуальная исполнительская деятельность в музыке, будучи по своему типу сотворческой, заключает в себе огромный творческий потенциал. В любом случае произведение композитора так-или иначе интерпретируется в соответствии с особенностями личности исполни-
теля, его темпераментом, талантом, уровнем профессионализма и особенностями школы.

Сотворчество в области словесных искусств — это исполнительская (художественное чтение), и в еще большей мере — переводческая деятельность, уровень активности в которой возрастает от подстрочника к шедеврам, в которых оригинал послужил отправным пунктом для собственного творчества (Пушкина, Лермонтова и др.).

Итак, второе значение термина «художественное сотворчество» — индивидуальное художественное сотворчество на основе художественного образа — первоисточника.

В области изобразительного искусства в объем понятия «индивидуальное художественное сотворчество» может быть включен целый ряд явлений.

Совершенно особый тип индивидуальной сотворческой работы представляет собой каноническое искусство. Как известно, рамки канона в определенной мере ограничивали произвольное развитие художественно-образных систем, с одной стороны, и были «путеводной звездой» для художников — с другой. Проблема меры и соотношения творческого и сотворческого элементов внутри канонических художественных систем — особая и весьма сложная проблема, требующая глубоких и многоаспектных исследований. Однако не исключено, что постановка этой проблемы правомерна.

Это и «перевод в материал», особенно в тех случаях, когда он не механистичен (отливка), а рукоделен — в скульптуре, например.

Как известно, иллюстрирование художественных журналов в прошлом веке осуществлялось путем создания гравированных аналогов известных картин, репродуцирования скульптур и т. д. Как бы горячо ни желал автор такой репродукции самоустраниться, подчинить свою личность и весь творческий процесс задаче безупречно точно передать оригинал, элемент интерпретации для него неосознанно вкрадывается в этот перевод так, что создается новый образ, тем более отличный
от оригинала, чем более своеобразен язык того искусства, на который оригинал «переводится».

Наименьший элемент художественной сотворческой деятельности — в копировании, которое существует как способ тиражирования художественных ценностей (и в этом случае цена копии тем выше, чем точнее она повторяет оригинал) и как метод обучения мастерству. Во втором случае ценность копии не столько в ее внешнем подобии оригиналу (для которого нередко достаточно просто скопировать фактуру картины), сколько в той тщательности, с какой учащийся повторил технологические особенности, все приемы и этапы создания произведения с целью освоения творческого метода автора оригинала. Для того чтобы эта задача была реально выполнимой, необходима огромная работа по изучению технологии всеми доступными сегодняшней науке средствами и усвоение полученных знаний учащимися, перед которыми поставлена задача создания копии.

Как близкий копированию тип художественного сотворчества может быть рассмотрена реставрация — восстановление в первоначальном виде разрушенной или поврежденной художественной ценности (в этом случае еще в большей мере и с большей ответственностью
должно наличествовать творческое содружество — вплоть до полного отождествления реставратора с автором — создателем вещи). Не только данные технологических исследований, рациональное знание,
но и творческая интуиция являют собой неотъемлемые составляющие элементы работы реставратора, самоотречение и преданность которого не знают себе равных в области искусства.

Чрезвычайно высок уровень сотворчества в реконструктивной деятельности. Ее плоды определяются неприятным термином «новодел», прилагаемым и к новой отливке в металле изделия по старинной
форме, и к гравюре, отпечатанной сегодня со старой доски, даже если она сделана на старой бумаге с соблюдением технологии, и к постройке, воспроизводящей разрушенную. И все-таки есть огромная разница между научной реконструкцией, авторы которой трепетно и точно воспроизводят оригинал, соблюдая все тонкости изначального творческого процесса, и макетированием, к примеру, старого кирпичного здания из бетонных блоков.

Поражающий воображение пример художественного реконструктивного сотворчества представляют собой копии псковских икон XVI века, созданные знаменитым реставратором А.Н. Овчинниковым, который работал над ними параллельно с раскрытием оригиналов. Применяя новейшие приборы и все доступные средства изучения оригиналов, обладая огромными техническими возможностями вплоть до просчитывания и определения величины зерен пигмента на миллиметр красящего слоя, реставратор в своей работе старался с максимальной точностью повторить процесс работы над иконой, характерный для эпохи ее создания. В результате получились воистину поражающие образы, дающие полное представление о том, какими были те шедевры русской иконной живописи, которые мы видим сегодня в музеях полуразрушенными, поистине в руинном состоянии.

Весьма интересный и продуктивный как в искусстве, так и в педагогике тип художественного сотворчества представляет собой репликация.

По определению В.Г. Власова, «в отличие от копии, репликация является не абсолютно точным повторением, а авторской интерпретацией оригинала с возможным изменением деталей и в этом смысле близка вариации, реминисценции» (Иллюстрированный художественный словарь. СПб., 1995). Неверно было бы утверждать, что проблема художественного сотворчества этого типа вовсе не исследована — она так или иначе затрагивается всеми, занимающимися изучением взаимодействий и взаимовлияний в искусстве. Однако я не могу припомнить специальных теоретических исследований по названной проблеме.

В обучении искусству создание детьми самого разного рода реплик, стилизаций под древнейшее и новое искусство, рисование по памяти «впечатлений» от увиденных в музее произведений получило самое широкое распространение. Дети интуитивно схватывают важнейшие стилистические особенности великого наследия ушедших эпох, а учитель, анализируя плоды детского творчества, получает ясное представление об уровне освоения изученного материала.

Еще один тип художественного сотворчества — перевод с языка одного искусства на язык другого во всем многообразии вариантов такой деятельности. Это уже упомянутое выше создание графических
копий с живописных произведений; экранизация произведений литературных; телевизионные версии театральных постановок; видеорепродуцирование (о нем нужно рассказать подробнее). Иллюстрация
как разновидность графического творчества в основе своей имеет несомненно сотворческий характер. Совершенно особый тип деятельности, в котором элемент художественного сотворчества может быть
очень силен, представляет собой вербальное моделирование — создание словесного аналога аудиально или визуально воспринимаемого оригинала.

Трудно не согласиться с авторами (среди них, например, Жермен Базен, автор книги «История истории искусств от Вазари до наших дней» (М., 1995)), высоко оценивающими словесные аналоги несловесных произведений, создаваемых известными писателями или поэтами. Это «иллюстрирование наоборот» не имеет такого распространения, как обычное, но бесполезно отрицать, что порой истинно художественное описание схватывает и передает такие качества оригинала, которые недоступны и самому тонкому анализу.

Перечисленные типы индивидуального художественного сотворчества представляют собой разновидности художественно-творческой деятельности на основе художественно-образного первоисточника с целью его восстановления, воспроизведения в копии или творческой соавторской интерпретации.

Полагаю, некорректно было бы вводить в объем понятия «художественное сотворчество» действия по макетированию (воспроизведению внешнего подобия произведения искусства) или графическому моделированию (воспроизведению сущностных черт и качеств произведения в виде схем, чертежей, обмеров и т. д.), поскольку они не имеют художественного характера. Даже художественно выполненные макеты или модели характеризуют уровень ремесленной искусности
исполнителей, а не их художественно-сотворческую активность.

Вот мы и приблизились к тому разделу, к той части размышлений,
которая была их отправной точкой изначально: к проблеме сотворчества в процессе восприятия художественного произведения как коллективного, так и индивидуального.

В процессе восприятия произведения, как правило, не создается новая художественная реалия — новое произведение искусства, хотя элементы художественно-практической деятельности как формы освоения художественного образа могут появиться.

И все же полноценное восприятие произведения искусства — это всегда сотворческий акт, в результате которого возникает индивидуальный художественный образ, единичный, хотя и созданный на инвариантной, постоянной основе авторского.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-18; Просмотров: 320; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь