Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Различие понятий «этика», «мораль», «нравственность».



Наряду с моралью употребляется слово «нравственность». Это русское слово, происходящее от корня «нрав». Оно впервые попало в словарь русского языка в 18 веке. Одни исследователи полагают, что мораль и нравственность – это синонимы, другие видят между ними определенную разницу. Нравственность – это термин, употребляемый для характеристики тех форм поведения и деятельности, которые считаются по существу правильными и неправильными; он употребляется для характеристики правил, которыми руководствуются при осуществлении этих форм деятельности, а также для характеристики ценностей, которые внедряются в сознание, обогащаются и реализуются в указанных формах деятельности и поведения.

Слово «этика» греческого происхождения (ethos) является аналогом римского «mors» и означает «привычка, обычай, правило, нрав». Первоначально под этосом понималось привычное место совместного проживания, дом, человеческое жилище, звериное логово, птичье гнездо. В последующем оно стало по преимуществу обозначать устойчивую природу какого-либо явления, обычай, нрав, характер (это изменение смысла выражает связь между кругом общения человека и его характером). Впервые термин «этика» ввел Аристотель (4 в. до н.э.) для обозначения особого класса человеческих качеств (этических добродетелей), таких как умеренность, мудрость, щедрость и др. Они существенно отличаются от качеств ума (например, памяти) и от проявлений телесной природы (например, ярости), их также называют душевными качествами. Аристотелю принадлежат также первые систематические труды по этике, например, «Никомахова этика». С 3 в. до н.э. этика стала считаться одной из трех частей философии (наряду с физикой и логикой).

Для точного перевода аристотелевского понятия этического с греческого на латинский Цицерон сконструировал термин «moralis» (моральный). Он образовал его от слова «mors» (mores – мн. число) – латинского аналога греческого «этос», означавшего характер, темперамент, моду, покрой одежды, обычай.

Оба этих слова (одно греческого, другое – латинского происхождения) входят в новоеропейские языки. Наряду с ними в ряде языков возникают собственные слова, обозначающие ту же самую реальность, которая обобщается в терминах «этика», «мораль». В русском языке – это «нравственность».

В первоначальном значении «этика», «мораль», «нравственность» – разные слова, но один термин. Со временем ситуация меняется. В процессе развития культуры, по мере выявления своеобразия этики как области знания, за разными словами начинает закрепляться разный смысл: под этикой подразумевается ветвь знания, наука; а под моралью (нравственностью) – изучаемый ею предмет. Существуют также различные попытки разведения понятий морали и нравственности.

Согласно наиболее распространенной из них, восходящей к Гегелю, под мораль – то, каким видятся поступки индивиду в его субъективных оценках, умыслах, переживаниях вины (субъективный аспект соответствующих поступков), а нравственность – то, какими на самом деле являются поступки человека в реальном опыте жизни семьи, народа, государства (сами поступки в их объективной развернутой полноте).

Культурно-языковая традиция понимает под нравственностью высокие основополагающие принципы, а под моралью – приземленные, исторически изменчивые нормы поведения; в этом случае, например, заповеди бога именуются нравственными, а наставления школьного учителя – моральными.

В целом попытки закрепить за разными словами разный смысл не вышли за рамки академических опытов. В общекультурной лексике все три слова продолжают употребляться как взаимозаменяемые (этические нормы, моральные нормы, нравственные нормы).

В рамках данной учебной дисциплины мы будем придерживаться позиции, что «этика» – это раздел философии, изучающий феномен морали, то, как складывались моральные нормы и законы, какова структура морали, как соотносится мораль с другими формами и видами человеческой деятельности. Можно сказать, что мораль – это практика человеческой жизни, а этика – это теория морали.

Отличие морали от этики: Мораль – это то, что должен делать человек, чтобы соответствовать общественным нормам поведения, в то время как этика занимается изучением философских доводов «за» или «против» норм морали, существующих в социальной среде. Мораль – это убеждения о добре и зле, посредством которых мы управляем нашим поведением. Этика – это рефлексивное осознание наших моральных убеждений и правил поведения.

Категории этики: категория – это основное понятие, используемое той или иной наукой при изучении своего предмета.

1. Категория добра (выражает положительную нравственную характеристику) и зла (отрицательная нравственная оценка);

2. Идеал – некий высший образец, конечная цель нравственной деятельности;

3. Норма – условия, которые должен выполнять человек, чтобы соответствовать идеалу;

4. Долг – нравственная форма осознания необходимости действия; личная задача человека, его обязанность;

5. Совесть – способность человека понимать, критически оценивать и эмоционально переживать несоответствие своего поведения должному;

6. Выбор – предпочтение одного нравственного стандарта другому;

7. Свобода, Вина, Милосердие, Честь, Удовольствие и др.

Виды этики.

Немецко-американскому философу, психологу, социологу Эриху Фомму (1900 – 1980 гг.) принадлежит учение о двух видах этики – гуманистической и авторитарной, учение наиболее адекватно объясняющее моральные проблемы современности. Гуманистическая и авторитарная этика различаются по следующим основаниям:

1. По «авторству» и «исполнению». В гуманистической этике человек сам и творец, и исполнитель нравственных норм. В авторитарной этике «автором» выступает авторитет, определяющий законы и нормы поведения, которые люди лишь исполняют.

2. Гуманистическая этика считает человека, его жизнь, свободу и собственность высшей ценностью и целью. Соответственно, все, что служит самореализации человеческой сущности – признается средством и гарантом достижения цели. В авторитарной этике высшей ценностью и целью является не человек, а нечто внешнее по отношению к нему – интересы общества или государства, высшая идея, вождь, Бог и т.д. Человек же теряет свою самоценность и начинает рассматриваться лишь как средство достижения цели.

3. Гуманистическая этика основным методом моральной регуляции признает свободный сознательный выбор человеком собственной линии поведения на основе личных интересов, способности предвидеть последствия своих действий и готовности нести за них ответственность. В авторитарной этике основным методом моральной регуляции выступает внешнее принуждение, которое осуществляется через механизм подчинения. Авторитарная этика опирается на страх, зависимость и насилие.

4. Гуманистическая этика базируется на принципе индивидуализма, понимаемого как любовь к себе, стремление к самоутверждению и самореализации, в результате чего человек обретает «самость», предъявляет себя миру и несет за себя ответственность, признавая те же права за другими. В основе авторитарной этики лежит принцип коллективизма, требующий от личности ориентации на общественный интерес, независимо от интереса личного, подчинения воле общества или большинства и унификации личностных качеств, взглядов и интересов – быть «как все».

В истории философско-этической мысли сложились различные подходы к вопросу о происхождении и сущности морали. Основными из них являются:

1. Религиозно-теологические концепции (А. Аврелий, Ф. Аквинский)

2. Теория изначального «присутствия в человеке идей о добре и зле» (Платон, Декарт, Дюринг)

3. Гедонистические теории (Демокрит, Л. Кар, Б. Спиноза)

4. Гуманистические теории (Л. Фейербах, Л.Толстой, Э.Фромм)

5. Авторитарные теории (Т.Гоббс, М. Вебер)

6. Ригористическая концепция И. Канта

7. Теория трудовой деятельности человека.

Специфика морали состоит в том, что она основана на свободном, сознательном и добровольном усвоении, принятии и реализации в практической деятельности моральных принципов, норм, моральных ценностей, выбора своей нравственной позиции, поступков поведения.

Мораль как общественное явление, одна из областей духовно-практической жизни общества в содержательном отношении включает в себя три компонента: 1. моральное (нравственное) сознание, 2. моральные (нравственные) отношения, 3. моральная (нравственная) деятельность.

Итогом формирования морального сознания становится моральная компетентность личности, включающая три основных компонента:

1. Знание принципов, норм и категорий, входящих в систему морали.

2. Понимание сущности моральных норм и принципов, и необходимости их применения.

3. Принятие моральных принципов и норм, согласие с ними, включение их в собственную систему взглядов и убеждений, их использование в качестве «руководства к действию».

Социальная роль морали находит свое выражение в выполняемых ею функциях – в жизни человека и общества. Главными из них являются мировоззренческая, регулятивная, познавательная, оценочная, воспитательная.

Таким образом, мораль, нравственность, один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-18; Просмотров: 4501; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь