Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Профессиональная этика в русской культуре
Профессиональная этика в русском обществе складывалась веками. В ней особое внимание уделялось отношению к труду. В Х-ХП веках в русской культуре были сформированы основные этические требования к поведению правителей и основного населения. Для князей был выработан и официально закреплен особый набор качеств, необходимых для успешного правления: мудрость, острота ума, дальновидность. Для зависимого населения (смердов, холопов) - трудолюбие, смирение, послушание. Несмотря на существовавшее социальное расслоение, в русском мировоззрении сложились общие представления о месте труда в жизни человека. Принятие православия закрепило оценку труда как богоугодного дела. В системе русских ценностей ведущее место занимали терпение и подвижнический, упорный труд. Россия, как аграрная страна, сформировала особое отношение к земледельческому труду. Вера и праведный труд на земле считались основой жизнедеятельности человека. Физический труд считался одним из способов достижения внутренней свободы. Труд должен был приносить радость, поэтому в русском обществе он никогда не включался в систему наказаний. Вместе с высокой оценкой земледельческого труда существовало особое нравственное отношение к самой земле. В русском мировоззрении сосуществовали три образа матери. Первая мать - Пресвятая Богородица; вторая мать - сыра Земля; третья мать - которая скорбь приняла. В русской культуре была создана специфическая система взаимоотношений между земледельцем и землей. Сакрализация земли и всего, что на ней произрастает, сохранялось в существующих обрядах, ритуалах. Клятва землей сохранялась до XIX века. Преобладание сельскохозяйственного производства наложило отпечаток на все другие формы деятельности. Ремесло было включено в систему моральных принципов, существовавших в русской общине. В то же время многовековая крепостная зависимость формировала и негативное отношение к труду, поскольку работнику не принадлежала значительная часть результатов его рудовой деятельности. Внеэкономическое принуждение, личная зависимость от помещиков и дворян не стимулировали заинтересованности крепостного крестьянина в повышении эффективности труда, его инициативу, предприимчивость. Именно данные обстоятельства формировали пословицы типа «Работа не волк, в лес не убежит». Однако, на Руси всегда осуждались лодыри, тунеядцы, нерадивые работники, прихлебатели. Реформаторская деятельность Петра Великого в XVII в. затронула основы трудовой деятельности русского общества, способствовала усилению представлений, что долг человека - труд, служение государству. Этому служил и его личный пример. В России до петровских преобразований ремесленное производство было развито слабо. Петр I, ориентируясь на западноевропейскую цивилизацию, попытался установить систему ремесленных цехов. Впервые цеховая организация была установлена Инструкцией Главному магистрату и правилами о приписке в цехи (1719 г.). Цеховое управление находилось под ведением магистрата, а во главе каждого ремесленного цеха ставили старшину (альдермана), выбранного из мастеров и управляющего цеховыми делами. Глава ремесленного цеха при вступлении в должность должен был принять присягу. Ее окончательный текст был закреплен в «Грамоте на права и выгоды городам Российской империи», принятой в 1785 г. во время правления Екатерины II. Устав цехов 1799 г. предусматривал, что «управа... должна иметь списки, показующие всякого (как «право мещанства имеющих», так и «записанных на сроки») ремесленника имя, прозвание, поколение, семейство, и какого города и веры». Устав цехов вводил также выдачу ремесленникам, записанным в цех, управного свидетельства, заменяющего паспорт. Цеховым рабочим предоставлялось преимущественное право на занятие определенными видами ремесла и продажу своих изделии. Для занятий этими ремеслами лицами других сословий от них требовалась временная запись в цех с уплатой соответствующих сборов. Без записи в цех нельзя было открыть ремесленное заведение, держать работников и иметь вывеску. Но полностью перенести строгую регламентацию цеховой жизни на русскую почву оказалось невозможно. Русское общество создало свою специфическую систему объединения ремесленников, купцов и предпринимателей. Основой хозяйственных связей стала артель - организационная форма, которая закрепила в среде ремесленников и купцов принципы русской крестьянской общины. «Артель есть основанный на договоре союз нескольких равноправных лиц, совместно преследующих хозяйственные цели, связанных круговой порукой и участвующих при ведении промысла, трудом или трудом и капиталом». Члены артели были связаны круговой порукой: каждый из них ручался за всех остальных, все вместе - за каждого в отдельности. За ущерб и убытки, нанесенные членом артели, отвечали все члены. Русская артель представляла своего рода семью: «артель - своя семья». Главное в артели - это товарищеская взаимопомощь в труде и общее согласие. В ней могли участвовать все без исключения при условии признания моральных правил, сложившихся в артели. Артели в русском обществе были широко распространены и имели различную специализацию: плотников, каменщиков, кузнецов, извозчиков, ярыжных (бурлаков) и других рабочих. С развитием промышленности на вновь возникающих фабриках и мануфактурах наряду с крепостными рабочими трудились и вольные артели заводских рабочих. В середине XIX в. только в Петербурге в артелях насчитывалось около 4000 человек, производивших товаров и услуг на сумму более 1 миллиона рублей в год. В артелях моральные формы побуждения к труду преобладали над материальными. Выполнить работу плохо (или некачественно), либо «не к сроку» считалось грехом и строго осуждалось общественным мнением. Считалось безнравственным устанавливать уравнительность в оплате: «работнику - полтина, а мастеру - рубль». Основное этическое требование работника артели было зафиксировано в существовавшем представлении, что «прибыль превыше всего, но честь превыше прибыли». Обман покупателей, поставщиков, заказчиков, партнеров считались злом, за которое придется платить более высокую цену. Поэтому основными этическими принципами выступали доверие и верность слову, даже в ущерб собственной выгоде. В 1724 г. в русском обществе были сформулированы принципы разделения купцов на гильдии. В зависимости от гильдии, купцы пользовались различными привилегиями и имели различные права на производство торговли и промыслов. В 1807 г. был принят «Манифест о купеческих товариществах и компаниях», вводивший корпоративную сословную организацию купечества, которая существовала в виде избираемых ежегодно купеческих старост и их помощников. В обязанности купеческих старост входило ведение гильдейских списков, забота о пользах и нуждах купечества, наблюдение за выполнением правил поведения членами гильдии. В среде русских купцов, предпринимателей, мастеровых существовал своеобразный «кодекс чести», в котором осуждались спекуляция и ростовщичество. Согласно этому «кодексу», все российские предприниматели делились на две группы: почтенные и непочтенные. К первой группе относились: крупные и мелкие промышленники, финансисты, среднее и мелкое купечество, мастеровые, ведущие дело «по чести и без обмана». Ко второй - процентщики, перекупщики и другие, наживавшиеся путем махинаций и обмана. С «непочтенными» старались не иметь дел и не допускать их в предпринимательскую среду. В 1912 г. были официально признаны и закреплены указом семь принципов ведения дел в России. Данный этический кодекс предпринимателя и купца включал в себя: уважение власти; требование быть честным и правдивым; уважительное отношение к частной собственности; любовь и уважение к человеку; требование верности слову («единожды солгавший, кто тебе поверит? »); необходимость жить по средствам; быть целеустремленным, но вместе с тем, никакая цель не должна затмить моральные ценности. Особое место в развитии профессиональных кодексов в русской культуре занимает военная этика. Первые кодексы чести появились во время правления Петра Великого. В Семеновском полку были сформированы основные принципы моральных требований воинской службы: «в службе честь», «честь выше присяги», «служба в интересах государства Российского». Данные принципы стали основой воинской этики на протяжений веков. Воинская этика включала в себя также представления о достоинствах воина, к которым относились: сила, мужество, храбрость, смелость, верность отчизне. Эти высокие моральные качества российских воинов, как массовое явление, проявились в годы Великой Отечественной войны, а также локальных войнах конца XX в. В настоящее время в России существуют три типа профессиональной морали: советского периода, «дикого рынка» и собственно современных рыночных отношений. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-18; Просмотров: 523; Нарушение авторского права страницы