Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
УНИВЕРСАлИЗМ ФЕНОМЕНА МИгРАцИИ
И.С. МЕТЕЛЕВ В общепринятом понимании миграция населения (от лат. migratio – переселение) является широким социальным процессом перемещения, совершаемым людьми между странами, регионами, поселениями и т.д.1 Современная миграция рассматривается как социальный феномен в истории человеческого сообщества, но речь преимущественно идет о данных социологической науки в отношении миграционных процессов, их типологических разновидностей, моделей интеграции мигрантов в принимающее общество2. В философской литературе феномен миграционности рассматривается на основе онтологических картин мира («пути и местности»), когда в качестве атрибутивности человеческого существования выступает homo migrans («человек мигрирующий»). Речь идет о его нахождении (месторасположении) в границах статических и динамических обществ, исторически подвижного и оседлого опыта, масштабирования перемещений, географии расселения человечества, в том числе в государствах и пределах городской цивилизации. Именно в подобном зрении И.Т. Каса-виным рассматриваются основные тенденции текучести миграционного опыта, факторы жизнеспособности населения, взаимосоединимость экологических пространств и структурности пути, «транзитные онтологии» путешествий, исторические магистрали миграции, универсальный и локальный опыты расселения3. Это создает незаместимую основу для понимания современных миграционных процессов, особенностей образа жизни мигрантов в единстве социально-экономических, культурно-исторических и личностных факторов. Пространственные перемещения в фазисах познавательных установок обнаруживает такие сопряженные фрагменты, как миграционный опыт, миграционное существование, миграционное поведение, миграционные судьбы. В принципиальном смысле, согласно И.Т. Касавину универсальный опыт миграции исключает привязанность к конкретике территорий. Практикующее существование связывает между собой магистрали открываемой местности и миры общечеловеческой
Феномен миграции культуры, в перемещениях «Великого Бездомного» через социокультурные проселки по новым траекториям». При этом жизнь на определенной территории представляет не постоянную смену деятельности, но культивирование ее отдельных типов и создание условий их воспроизводства. Сообразно этому устанавливается политико-властная обстановка, появляется законодательство, мораль, общественная психология и идеология. В житейском плане как соединение «своего» и «чужого», специально подчеркивает И.Т. Касавин, появляется Дом, который сообщает жизни порядок (симметрию), и не случайно мышление местных жителей ориентировано на примирение противоположностей, приобщение к социально-значимым духовным и практическим стереотипам4. Но реально, на наш взгляд, все это осуществляется в направлении перспективного синтетического характера взаимосотрудничества и взаимообустроенности людей. В разрезе универсального поиска можно сделать предположение о том, что «человек мигрирующий» ищет не дом, а пристанище. В свою очередь, житель находится в своем доме, или точнее, проживает в городе. Согласно Х. Ортеге-и-Гассету, «город – это сверхдом, это преодоление дома, людского логова, создание новой структуры, более абстрактной и сложной, чем семейное oikos». Х. Ортега-и-Гассет ассоциирует данный феномен с появлением республики, politeia, которая формируется не из мужчин и женщин, но из «сограждан». Это именно новое измерение, не сводимое к приспособительным реакциям, поискам защиты от внешней среды, оно предложено «человеческому существованию» («те, что прежде были просто человеческими особями и вкладывают в это новое всю свою энергию»). «Так возникает город, – подчеркивает Х. Ортега-и-Гассет, – и становится государством»5. Это подтверждается следующим: Как подчеркивает Ж.-П. Вернан, «режим полиса» предстает перед нами соотнесенным с новой концепцией пространства; «институты полиса» представляют собой проекцию и воплощение того, что можно назвать «политическим пространством»6. На наш взгляд, данные коллизии препятствуют необходимому (органическому и естественному) вхождению мигрантов в новую территориальную среду, что исторически обусловило появление этнических кварталов, вплоть до гетто. Х. Ортега-и-Гассет объясняет: понятие «город-государство» позволяет уловить специфику государственного начала. Развитие «государства» как державы свидетельствует, что исторические силы пришли в равновесие и И.С. МЕТЕЛЕВ. Универсализм феномена миграции 87 сдерживают друг друга. С одной стороны, государственная власть, согласно Х. Ортеге-и-Гассету, есть «сосуществование устойчивое, организованное, статическое». С другой стороны, равновесное состояние не исключает «ту динамику, которой государство рождено и держится». «Созданное государство, – подчеркивает Х. Ортега-и-Гассет, – результат усилия, его создавших, исход долгой борьбы». Собственно, государственной власти предшествует «строительство государства, и вот оно-то и есть источник и залог движения». И, наконец, главный вывод: «Государство – преодоление всякой природной общности. Это метис и полиглот», когда объединяющие начала имеют своим результатом «воплощение жизненных замыслов», и когда в «основании любого государства мы видим или угадываем силуэт великого предпринимателя»7. Это соответствует современным тенденциям превращения государства-нации в национальные государства, в которых происходит фактическое превращение мигрантов в граждан. Речь идет о реальной практике – прежде всего западных стран – осуществлять переход от «гражданства через происхождение» к гражданству «через рождение на территории» и к гражданству «на основе место жительства»8. Но миграционная подвижность населения – многообразный мир, пути и узлы контактов-соприкосновений, которые обнаруживают непосредственные обращения в ответности и безответности. Разные жизни – это и различные способы взаимодействия с ней, принципы обустройства, методы диалогизации, инструменты пребывания в социокультурных ландшафтах. Так, на материале жанровых повествований В.Г. Щукиным выделяются видовые отличия бытовых культурных пространств или социокультурных локусов. Прагматическая функция локуса порождает его формальную и ноуменальную оформленность, внешнюю и внутреннюю структуру, комплекс сопутствующих смысловых коннотаций. Автор отмечает важную особенность: локус на долгое время «застывает в неподвижности», но рано или поздно наступает период его регресса и деформации. Например, комфортабельные квартиры (районы) коммунализируются, ряд городских анклавов (трущоб) деградируют до непригодных для проживания площадок, благородный пансион переводится в статус «интерната», классический рынок в «конце концов» становится «вещевым» или «оптовым»9. Следует ли говорить о том, что первоначальный миграционный опыт «помещается», «расселяется» именно в данные пространства, которые становятся
Феномен миграции материнской средой мигрантов, в том числе по отношению к реалиям настоящего времени? В этом смысле следует акцентировать значение хронотопического существования мигранта в единстве философско-расширительного и конкретно-социального значения, как «ворот» вхождения в новую жизнь, тесного сопряжения временных и пространственных характеристик. Речь идет об особенностях универсальных и локальных жизненных сюжетов, личностно присвоенных примет малознакомой территории, «розыгрышах» социально-человеческих качеств миграционного существования. Тема «дома», «пути», «дороги», «пристанища» в символическом понимании их качественности специально рассматривается Ю.М. Лотманом. Так, в географических пространствах акцентируются архаика, поиск ближайшего территориального арсенала эпохи, инокультурные вторжения. Но длительность путешествий всегда «наталкивается» на дом, сопутствующее ему окружение. Близкие пространственные модели выражают идеи добра и тепла, когда ускоренное приближение к нему рождает «чувство полета». Для Ю.М. Лотмана дом – это место, в котором «живут», не случайны выражения «добрался до дома», «возвратился домой», чему противостоит «не-дом», в качестве «не домашнего дома». К месту жительства человека ведет «дорога» как воплощение движения к конкретному месту и безграничности перемещений. В этом случае «путь» есть реализация и нереализация пространства дороги, открывающейся в оба конца, и не случайно говорят «пустился», «отправился в путь», т.е. когда человек находится в неокончательной ясности путешествия. Ю.М. Лотман говорит о «доме» и «антидоме» как бездомье, отсутствии доверия к месту, где нет покоя, отсутствует средоточие житейской духовности10. Как следствие, можно соотносить дом и «миграционную стихию» как пространство без внутреннего близкого мира («дом родной» и антитеза «длящейся стихии» – тематизация холода, голода, нищеты, болезни, вне постоянного быта, как бы на его «обрывках»). Отсюда – несостоятельные поиски мигрантом своего дома, который предстает средоточием личной и национальной жизни, необходим для развития его дальнейшей судьбы. Вне его непосредственно осязаемый человек – это его одежда как укрытие, натуральность облика – близкий преддом, предтеча его, «неотыскание» – реальная катастрофа существования. И.С. МЕТЕЛЕВ. Универсализм феномена миграции & Q Драматичность, социальная острота миграционного опыта соотносится с «фигурами времени», которые, по мысли Е.В. Петровской, заключают вопросительность: освободить будущее от прошлого? Освободить прошлое от будущего? Эти вопросы являются зеркальными, и каждый может сделать выбор в границах минимума демократизма11. Действительно, следует верить в исторический прогресс, освобождение от резкой оппозиционности и антигуманности по различным линиям образа жизни, поведения и действий, в том числе по отношению к миграционному опыту. В универсальном зрении Д.Н. Замятин выделяет следующие черты миграционности как аспектов территорий и путешествий: прежде всего это важный путь формирования их образа, на котором происходит столкновение и взаимодействие автохтонных и «пришлых» пространственных представлений. На данной основе создается множество подобразов социальной организации со стороны общественных групп, сферы искусства, средств массовой информации и т.п. Особый смысл характеру и типичности миграции, структуре и конфигурации целостных представлений стран-государств придают конкретные значительные личности и общественные события вследствие новых принципиальных оценок. Не случайно самый распространенный вид миграции – экономической – приводит к космополитизации образов территорий12. Например, сегодня не говорят о москвичах как «особой нации» (что происходило в прежний период), но о превращении столичного мегаполиса в сплетение различных национальностей. В результате можно сделать вывод о том, что в разработке управленческого воздействия на миграционное существование необходимо учитывать сочетание свободы как гармонической ориентации и подлинной миграции в условиях современных коммуникационных систем. Существо стратегии миграционного развития предполагает системный характер процессов воспроизводства населения. Актуализация миграционных факторов в их влиянии на тенденции социальных процессов заключается не в исключении негативизма жизненной ситуации, но прежде всего в организации социального воспроизводства в качестве органической целостности. Перспективы его развития заключаются в существовании определенного порядка связей, позволяющих достигать необходимых параметров миграционно-демографической политики.
Феномен миграции На этой основе может быть выделено стратегическое единство демографической структурности мира и миграционных процессов, в актуальности выявления схем соответствия демографических переходов и факторов миграции. Как следствие, основное внимание следует направить на выявление ее социально-онтологических оснований в воздействии на демографическую политику и соответствующие установки личности (в системе общественных связей, по отношению к миграционному потоку). Сегодня понятие «истинной миграции» соотносится с настоящим временем, его новыми явлениями, территориями, ландшафтами. Основанием этого служит фактор культуры как всеобъемлющей системы, связывающий многоразличный мир ценностей и традиций, духовные модусы человеческого существования. В этом отношении, подчеркивает М. Блюменкранц, человек не сводим к своей актуальной данности, пребывает в непрерывном становлении, реализует многообразные потенции и, благодаря этому, «всегда в пути, со всеми падениями и подъемами, ему сопутствующими». М. Блюменкранц отмечает, что при всех выпадениях из различных пределов, эгоцентризме, индивидуалистических притязаниях, «человек мигрирующий» – продукт новых коммуникаций, хотя путешествия теряют «тепло добросовестных человеческих контактов», общение утрачивает «необходимую атмосферу интимности, что напоминает, скорее, «тюремное свидание под неизменным наблюдением… посредника – телефонного или электронного аппарата». В результате исчезает «точка центрирования», в которой стягивается смысл социально-человеческого существования и существования целостного мира, человеческая личность постепенно погружается в «приватный Космос». Она – «вечный Робинзон коммуникационных линий», как следствие, вырабатывается «накатанная техника скольжения по жизни». М. Блюменкранц подчеркивает, что современный кочевник отличается скоростью передвижения и портативностью технических средств на основе обслуживания современной гипериндустрии. «Все свое ношу с собой и поэтому всегда налегке», шутят кочевники с кейсами. Вместе с тем прежний уклад жизни, неспешность жизни, дом «не как привал» остаются13. Но можно предположить, что современному мигранту присуща способность видеть время, читать его, относиться к фактору пространства как формирующемуся, «становящемуся» целому и очередному предприятию (понятно, что уже в зна- |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-17; Просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы