Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
И.С. МЕТЕЛЕВ. Универсализм феномена миграции Q J
чении задуманных начинаний и действий). Сюда включается природное окружение, приметы странствий, территории обитания народов, незнакомый характер нравов и реализация идей в направлении мировых онтологий. Временной ход миграции отличается различной циклической напряженностью – утренние часы восходов и закатов, бытовое окружение, перепады ландшафтов, нарастание новых циклов движения, собственно, длительность передвижения. На временной пласт текущих события накладывается историческое время: памятники материальной культуры, элементы городских цивилизаций, социально-институциональные структуры, мир организаций и т.д. В миграционном процессе обнаруживают себя образы фрагментарной историчности, «времен года», человеческих возрастов, проявления разновременности в традициях и пережитках, ростках и начатках будущего. В этом отношении можно сослаться на тему хронотопа (времени-пространства) у И.В. Гете, которая является объединяющей по отношению к зримости, «видящему глазу», «культуре глаза» как своеобычного центра, первичной и последней инстанции внешних чувств и внутреннего переживания. Согласно М.М. Бахтину, на материалах рассуждений И.В. Гете о культуре зрения могут быть выделены «ответственные понятия и идеи», которые позволяют наглядно понимать сложные пространственные процессы, представлять их адекватные модели13. Миграционный опыт позволяет видеть и понимать поколен-ческие различия народов, особенности социальных группировок, качественные отличия эпох, творческие усилия. Расширяющиеся познавательные, обыденные впечатления, неотрывное внимание к калейдоскопичности примет жизненного мира требуют особой заботы и работы зрения, соответственно, порождают переходы к постижению социального времени. Его направленностью являются контрасты образа жизни, общественных статусов, понимание собственного прошлого (родины) и положения на новых путях и дорогах, которые устремляют взгляд в перспективную реальность. В результате миграция приобретает устойчивый универсальный статус как порядок отправлений, производство знаний об окружающем мире, произвольный выбор моментов исканий и т.д. В онтологическом смысле осуществляется поиск не только географических территорий, но и «самого себя» как условия выживания в новых обстоятельствах. На этой основе можно
Феномен миграции разделять образы жизни отдельных народов (народонаселения) и его представителей, собственно, «мигрантов». Как следствие, в границах миграционного процесса следует различать выбор причинно-следственных взаимозависимостей, прежде всего в отношении отправления в «путь» и «выбора дороги». «Прибытие как событие» должно быть оправдано качеством особого миграционного опыта, первоначальных намерений перемещений в пространстве-времени, актов отправления как стремления продвигаться в дальнейший путь. Измерение последнего происходит в закономерной причинно-следственной цепи транзитов как «транзитной антологии». Феномен мобильности оказывается более ограниченным, чем миграционный процесс, который предстает универсальным в связывании различных целостно представленных порядков. Так, конкретный действующий человек практикует миграционное существование в междумирии культур, типов поведения и образа мыслей. На основе выделенных предметных оснований могут быть указаны следующие модификации понятия миграции. Миграционное поведение раскрывает общие и специфические закономерности, механизмы взаимодействия различных социальных подсистем с окружающей средой в формах отражения и сознания человека. «Человек мигрирующий» как живой, социально-человеческий организм обнаруживает способность воспринимать, перерабатывать, закреплять и использовать социальную информацию для приспособления к условиям существования и регуляции внутреннего состояния. Динамика конкретных социальных моделей поведения образует системное единство, которое обеспечивает направленность реакций в направлении полезного результата, корректировки целера-циональных поступков, вхождения в общественные программы действий, ценностно-нормативные представления в границах материальной и духовной культуры, общую регуляцию социальных институтов, политико-правовых и морально-этических подсистем. Миграционное существование предполагает непосредственную жизненную атмосферу поступков и действий, неспециализиро-ванность поведения по отношению к рационально усвоенным нормам и ценностям. Не случайно, мигранту следует «решиться на определенное предприятие» вне целеуказания осмысленных доводов. Речь идет о фактической жизни субъектности, в особых режимах индивидуального сознания и онтологических структу- И.С. МЕТЕЛЕВ. Универсализм феномена миграции Q Э рах выбора пути (дорог), социально-человеческих состояниях и переживаниях, ценностных кристаллизациях предшествующего опыта. Осознанные акты поведения сопрягаются с беспредпосы-лочностью и вневременностью автономных передвижений, «наивными» попытками контактов. В результате происходит своего рода «открытие» мира в его «означивании» как способах движения, самоопределении на уровне спонтанности жизни (перед мигрантом неограниченная, не «имеющаяся» окружающая среда, когда он сам себе «дает факты», берет их «на себя», существует «негарантийно», но «на свой страх и риск», «без надежды на успех»). Подлинность и неподлинность жизненного поведения сопрягаются в границах авантюрности предпринятых действий и шагов, но именно как решимости продвижений к структурам обновленного пространства. Отсюда – сообразное понимание миграционного опыта как универсальности и конкретности познавательных («познающих») действий в их единстве с навыками, привычками, чувствами, волевыми устремлениями. В этом отношении действия и образ мышления мигрантов сопряжены с процессами социализации и адаптации в общей структуре миграционного процесса (миграционного потока). В конечном счете происходит синтезация чувственной и рассудочной познавательной деятельности как итог самодвижения и самопознания «человека мигрирующего». Соответственно миграционная модель поведения, обладающая собственной реальностью, обозначает акты и контакты, закономерности необходимости и свободы в границах модели миграции. На данной основе возможно построение категориальной онтологии и картины миграционного существования. Так, может быть выделено двойное знание: образы перемещений (передвижений) и конкретные средств (инструменты) продуктивного взаимодействия миграционного опыта и среды, координация и взаимодополнение траекторий потоков миграции. Миграционная судьба – событийность времени конкретной жизни субъекта, социокультурная доминанта в границах принудительной причинности поведения (внешняя детерминированность миграционного процесса артикулируется в ценностях традиционной культуры, в частности в формах «причинения», «выпрямления» жизненного мира и одновременно формирования продуктивности сознательного созидания судьбичности). В последнем случае появляются призывы (проекты) кодификации поступков с целью их перевода в стандартные установки и ценностные ориентации,
Феномен миграции развитие стереотипных оснований действий (вплоть до благоразумной, саморассудительной рациональности). В результате должна ослабевать природно-органическая основа миграционного образа жизни, которая переходит в универсалии социокультурного существования, располагается в границах современных норм и установлений (причем, «по разуму своему», «по воле своей»). Помещающая в конкретный хронотоп судьба – уже не путь, но дорога странствий по чужбине – означает «городок», и прежде всего как реальность социального бытия (хронотоп «окраины», «пустыря», «примыкающей площадки»). Миграционная судьба неотторжима от микропространств, заключает их исчерпывающий смысл, одновременно ее развитие «подсказывает» позитивные местоположения, втягивается в социальное время, в том обстоятельстве, что многое навязывается в регламентационном смысле, диктуется «привязанностью» к конкретным локусам (не вообще территории, многочисленным локусам). Иначе говоря, формируются импульсы обитания во взаимодействиях моральной и социальной среды. В результате заявляет себя «власть места» как грубая реальная поэтика, доминирование формально-нормативных смыслов. В заключение отметим: современные общественно-политические и экономические дискуссии о факторе миграции, его роли в жизнедеятельности социума обращают внимание на универсальный характер миграционности, в том числе на ее социально-историческое развитие. В этом случае выявляется важная роль философского анализа, противостоящего облегченному, редукционистскому пониманию и объяснению феномена «человека мигрирующего». Его проблематика образует специфический понятийно-проблемный комплекс как совокупность традиционных и новационных понятий, теоретических категорий во взаимосвязи оснований исследования, методов и принципов осмысления, понимания существенной определенности и актуальности процессов и явлений миграции. В понимании обсуждаемой темы убеждаешься в универсальном характере homo migrans – от исследования пространственных перемещений как социально-онтологической субстанции, существенных реалий цивилизационного развития до рассмотрения общественно-политической проблематики конкретных социумов (в разделении предметных разделов философии, социальной философии, философско-социологического и политологического знания как основы понимания перспектив развития современного социума).
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-17; Просмотров: 868; Нарушение авторского права страницы Главная | Случайная страница | Обратная связь |