Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ФИлОСОФИя КАК УЧИТЕльНИцА ЖИЗНИ



Б.Н. БЕССОНОВ

Философия многообразна, как мир, глубока, как человеческая душа. Она размышляет о Вселенной, о Боге, о бессмертии, о свой­ствах человеческого разума, о целях и смысле жизни, об истории, о способностях и возможностях человека.

Философия, считает Платон, знание всеобщего, сущностное знание о мире. Он разделяет философию на собственно теорети­ческую и социально-практическую. Собственно теоретическая философия исследует исходные принципы знания, то есть сверх­чувственные идеи как первопричины вещей, а практическая фило­софия изучает приложение идей, в частности, идей добродетели, благоразумия, справедливости и других к практике государствен­ной жизни. Однако именно теоретическая философия выражает суть философии, именно она приводит к познанию сущности бытия, подчеркивал Платон в своей работе «Государство» 1. Платон остро полемизировал с софистами, которые занимались фило­софией зачастую не столько с целью обретения истины, сколько ради отыскания путей и средств для победы над противником в споре. Софисты развивали не диалектику как искусство поиска истины в споре, но только «эристику», то есть искусство играть мнениями людей.

Платон же противопоставлял мнениям людей знания. Фило­софия, доказывал он в диалогах «Федр» и «Пир», это способ освободить душу человека от ее телесны пут и поднять ее к вы­сотам вечных идей посредствам интеллектуальной творческой деятельности. По Платону, предмет философии не преходящие вещи и события, а именно идеи — высшие, неизменные, вечные. И только философия способна помочь человеку познать идеи и в результате доставить ему подлинное наслаждение духа и приве­сти его душу к вдохновенному, возвышенно — радостному состоя-


В.Н. БЕССОНОВ. Философия как учительница жизни 117

нию2. Без философских знаний, утверждал Платон, невозможно построить и разумное, устойчивое государство.

Как и Платон, Аристотель утверждал, что философия в отличие от других наук обращена на познание «всего», однако не в смысле знания всех мелочей, но в смысле исследования причин явлений. Подлинные причины вещей и процессов обладают общим ха­рактером, потому-то в философии и совпадает познание общего и познание существенного.

По мнению Аристотеля, философия — наиболее строгая наука, ибо наиболее строги те науки, которые больше всего занимаются первыми началами. Подчеркивая значение осуществляемых фило­софией задач, Аристотель квалифицирует философское познание как «божественное». К нему близки лишь математика, также раз­виваемая из всеобщих начал, и физика, поскольку она изучает природные первоначала и первоэлементы.

Самое изначальное в рамках философии как высшего теорети­ческого познания — это взаимоотношение возможности (материи) и действительности (формы). Бог же есть вечная, неизменная и непреходящая форма всех форм.

Философия — это и «божественный» образ жизни, это удел тех, кто стремится стать мудрецами. Человек, обретший фило­софскую мудрость, то есть интеллектуальное блаженство, тем сам уже приближается к бессмертию3. Подобно Платону, Аристотель решительно выступал против софистов. Философ, подчеркивал он, должен рассуждать строго определенно, опираясь на средства силлогистики. Он должен отвергать всякого рода приблизитель­ные, вероятностные рассуждения.

Аристотель считает, что правители в поиске совершенного по­литического устройства и правильных политических решений должны обращаться к философии и философам, которые помогут им подойти к делу всесторонне, с учетом всех обстоятельств.

Высшая форма общения между людьми — государство. Кто не нуждается в нем, кто не является частью государства, тот либо зверь, либо Бог. Государство необходимо для благой жизни. Совершенный человек — это совершенный гражданин. Причем идеальное государство созидается не на месте разрушенного, оно — результат совершенствования существующего.

Основоположник классической немецкой философии И. Кант, отвечая на фундаментальный вопрос «Что такое человек? », отме­чает, что все наклонности каждого человека основаны на разуме и направлены к достижению полного развития; что человек стре-


118

Ипостаси философии

мится к объединению с другими людьми, создавая такой обще­ственный порядок, при котором частная воля отдельного лица повинуется всеобщей, свобода одного индивида гармонично сливается со свободой всех остальных. Кант разработал учение о нравственности, которое опирается на мысль о том, что в че­ловеческом сознании существует чувство долга. При этом, он считает, что все нравственные понятия, коренящиеся в нашем разуме, имеют чисто априорное происхождение; они не могут быть выведены ни из какого опытного, и поэтому уже случайно­го, знания; сама чистота их происхождения и составляет их до­стоинство.

По Канту, нравственная ценность поступка не имеет органиче­ской связи с его целью; она вытекает исключительно из принципа, независимо от предмета, который может быть желаем. Как утверж­дает Кант, этика долга дает человеку уверенность в свободе мо­рального поступка. Благодаря долгу, посредством морального долженствования человек становится достойным счастья. Если чистый разум не может разрешить антиномии, связанные с до­казательствами Бога, свободы и бессмертия, то практический разум видит в постулатах Бога, свободы и бессмертия и выражение морального поведения человека.

Другой выдающийся представитель классической немецкой философии — Гегель полагает, что философия — решающая сфера формирования духа, всех наук и истины. В философии, утверждал он, дух возвышается до своего подлинного достоинства; в фило­софской сфере терпят крушение пошлость жизни и пустота ин­тересов. В философии человек постигает субстанциальный дух времени.

Апеллируя к мощи и достоинству разума, Гегель решительно выступал против плоского мышления, предполагающего, что по­знание истины не существует. С этой точки зрения, отмечал фило­соф, преимуществом быть познанным пользуется лишь временное, преходящее. Отвергая подобную точку зрения, Гегель подчер­кивает, что царствоистины и есть обитель философии, которую она создала и к которой мы становимся причастными, занимаясь философией.

Все то, что в жизни истинно, становится таковым посредством идеи, развивает мыслитель свои взгляды. И цель философии — по­нять идеи. Природа связана тем, что может осуществлять разум только силою необходимости; но царство духа — это царство сво­боды. Все, что связывает человеческую жизнь воедино, — духовно


В.Н. БЕССОНОВ. Философия как учительница жизни 119

по своей природе; и это царство духа может существовать только посредствам философского осознания истины.

Мужественное принятие истины, вера в силу духа — первое и главное условие занятия философией. Человек должен уважать самого себя и считать себя достойным наивысшего. Скрытая сущ­ность Вселенной не обладает достаточной силой, чтобы противо­стоять мужеству познания, подчеркивал Гегель4.

К. Маркс, связав философию с революционной практикой, радикально пересмотрел ее задачи. Философы до сих пор лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его. Категорический императив К. Маркса: чело­век — высшее существо для человека — повелевает ниспровергнуть все общественные отношения, порабощающие человека. Маркс и Энгельс помогли людям, борющимся за свободу и справедли­вость, освободить свое мышление от морализаторства, научили их искать корни подавления и уничтожения человека в реальных противоречиях интересов социальных классов. Они научили распознавать в экономических отношениях, в отношениях про­изводства и собственности подлинную основу социальной струк­туры. Проанализировав диалектику капиталистического способа производства, они пришли к выводу об исторически переходящем характере капитализма, о том, что ему на смену в ходе революции пролетариата придет новый общественный стой — коммунисти­ческий, основанный на общественной собственности на средства производства. Коммунизм, с точки зрения Маркса и Энгельса, — это общество, в котором свободное развитие каждого является условием свободного развития всех.

Гуманистический характер философии марксизма не подлежит сомнению. Ее целью является человек, свободная ассоциация людей, обобществившееся человечество.

Философии не может не быть, пока живут люди, считал К. Ясперс, философ ХХ века, яркий представитель немецкого экзистенциализма, и именно потому, что философия содержит притязание: обрести смысл жизни поверх всех конкретных целей в мире, явить смысл, охватывающий эти цели.

Философия как профессия требует развертывать категории и методы, структурировать наше основное знание, ориентировать­ся в космосе наук, усваивать философию истории, упражняться в спекулятивном мышлении метафизики, в просветляющем «экзистенциональном» мышлении. Философия учит: никогда не низводить какого-либо человека до средства.


120

Ипостаси философии

Цель философии — помочь обрести независимость отдельному человеку. Он обретает независимость посредствам отношения к подлинному бытию, глубины его связи с трансцендентным. Что­бы достичь эту независимость, человек должен жить в постоянном духовном напряжении.

К. Ясперс полагает, что XX век разрушил самоуверенность рас­судка, показал иллюзорность мировой гармонии; наряду с этим, он вскрыл и низость жизни, ложь и грязь эпохи.

Перед философией стоит задача, подчеркивает мыслитель, вновь обосновать подлинный разум в самой экзистенции. Эта за­дача содержит в себе следующие этапы:

1. Найти покой посредствам постоянного пробуждения нашего беспокойства.

2. Пройдя через нигилизм, усвоить наши истоки.

3. Найти чистоту науки в качестве предпосылки истины нашего философствования.

4. Разум должен стать безграничной волей к коммуникации.
Сегодня же много фальшивого покоя; необходимо превратить

его в беспокойство. Нужно услышать трансценденцию, чтобы перейти к действию. «Приблизить коммуникацию во всех возмож­ностях ее осуществления есть повседневная задача философской жизни», подчеркивает К. Ясперс5.

М. Хайдеггер, один из выдающихся философов XX века, так говорил о философии и ее задачах: философия — это не мировоз­зренческая проповедь, философия касается каждого. Философия — последнее выговаривание и последний спор человека захваты­вающий его целиком и постоянно.

Философия — противоположность всякой успокоенности и обеспеченности. Она — воронка, в середину которой затягивает человека, чтобы только так он без фантазирования смог понять собственное присутствие на земле6.

Философия никогда не закончится потому, что перед каждым чело­веком вновь и вновь встают такие вопросы, как: что такое мир, жизнь, смерть, боль, счастье? Почему мир зачастую противостоит человеку как чуждая сила, почему существует отчуждение между Я и Ты? Эти беспокоящие дух вопросы и поиск ответов на них всегда были и будут во все времена потребностью мыслящего человека.

Именно поэтому философское мышление, в сущности, не­прерывно, опирается всегда на преемственность, на традицию. Никакой мыслитель не может отказаться от прошлого. Ни новые вопросы, ни новые ответы отнюдь не оторваны абсолютно от про-


В.Н. БЕССОНОВ. Философия как учительница жизни 121

шлого. Они, разумеется, отличаются от него, но вместе с тем ор­ганично с ним связаны.

Современная философия, осмысливая сегодняшние проблемы, стоящие перед человеком, постоянно обращается к великому духовному наследию человечества. Она возвращается к Платону, Аристотелю, Плотину, Августину Блаженному, Фоме Аквинскому, Ф. Бэкону, Дж. Локку, Р. Декарту, И. Канту, Г. Гегелю, Ф. Ницше. Она развивает и углубляет диалектический метод мышления и по­знания внешнего мира природы и внутреннего мира человека, который разрабатывали философы прошлого, особенно Платон, Аристотель, Гегель и Маркс.

В отличие от главной тенденции прошлой эпохи, остро противо­поставлявшей материализм и идеализм, современная философия делает большой акцент на неразрывную связь материи и сознания, на их взаимодействие. В гносеологии она признает как рацио­нальное, так и чувственное познание. В современной философии все больше нарастает тенденция сближения методологических принципов. Неопозитивизм и герменевтика, в ХХ веке остро противопоставлявшие друг другу «объяснение» и «понимание», сегодня все более сближаются, принимают и обосновывают по­ложение: «и объяснение, и понимание». Понимание предваряет объяснение путем сближения с субъективным замыслом автора; понимание сопутствует объяснению, поскольку формирует образ интерсубъективной коммуникации, понимание завершает объяс­нение, поскольку сближает интерпретатора и текст, преодолевая их культурную дистанцию. Больше объяснить, чтобы лучше по­нимать, глубже понимать, чтобы четче, яснее объяснять.

В ХХ веке в познании преобладал исторический подход, и ныне, в ХХI веке историзм, безусловно, необходим. Однако сегодня при рассмотрении исторического генезиса явлений философия все в большей мере должна учитывать и струк­туру этих явлений. Сегодня философия изучает историю не как какой-то исключительно каузально обусловленный про­цесс, но как деятельность людей, при анализе и оценки которой необходимо учитывать оба аспекта: и каузальность, и свободу, ибо в истории социальной жизни есть сферы, развитие которых невозможно предсказать, исходя из модели каузальности, они дело — человеческой свободы.

Пожалуй, больший акцент на ценность и свободу человека дол­жен быть самой специфической чертой философского мышления ХХI века.


122

Ипостаси философии

При этом, изучая побуждения и поступки людей, их воздействие на ход общественной жизни, важно учитывать как сознательное, так и неосознанное воздействие, как рационально обоснованные мотивы действий, так и воздействие бессознательного. Указание З. Фрейда, А. Адлера, К.Г. Юнга, К. Леви-Строса и других мысли­телей насчет фактора бессознательного вполне обоснованны, хотя, разумеется, бессознательное нельзя гипертрофировать.

В процессе осмысления исторических событий, любых факто­ров социальной жизни мы неизбежно приносим оценку, высту­паем либо как обвинители, либо как защитниками тех или иных исторических событий, тех или иных исторических деятелей.

Но как давать оценку? И нравственные идеалы, и нормы поведения в ходе истории зачастую изменяются. Насколько сегодняшние наши ценности приемлемы для оценки прошлой истории?

В этой ситуации важно понять, воссоздать социально-исторический контекст изучаемых явлений. Нужно избегать осо­временивания истории. Необходимо также исходить из диалекти­ки сущего и должного, то есть реально объективного и оценочного подходов. От оценок не уйти, но важно как можно в большей мере дистанцироваться от того, чтобы оценивать действительность с позиций, какой она должна быть.

В условиях многообразного и быстро меняющегося мира философам нужно изменить свое отношение к таким категори­ям, как случайность, нестабильность, неустойчивость, перестать рассматривать их исключительно со знаком «минус», как фактор дезорганизации, нарушающий поступательное развитие общества. В духе синергетики их можно и нужно рассматривать как момент социальной самоорганизации.

Важный момент познания заключается сегодня также в том, что все более утверждается духовная установка, в соответствии с которой обращение к реальности означает обращение к тому, что можно сконструировать. Если в новое время человек был об­ращен к настоящему и прошлому, то ныне он все в большей сте­пени ориентируется на будущее, на то, что может быть им самим создано

И если в ХIХ и даже ХХ вв. в целом все-таки господствовала вера в прогресс, то в наше время слепой, безоговорочной веры в прогресс уже нет. Эту веру разрушают амбивалентный характер развития науки и техники, антидемократические, авторитарные «срывы» в политике, упадок в духовно-культурной сфере. Если


В.Н. БЕССОНОВ. Философия как учительница жизни 123

в ХIХ — ХХ вв. многие философы, ученые, политики связывали прогресс, как правило, с одним классом (буржуазией, а затем пролетариатом), с одним регионом (Западной Европой), то се­годня прогресс должен признаваться как прогресс всего челове­чества.

В прошлом веке прогресс в решающей степени связывали с до­стижениями экономики, науки и техники. В наше время призна­ется, что он зависит от взаимодействия всех сфер общественной жизни (экономики, политики, морали). Особенно морали.

В ХIХ веке в мире главенствовала Европа. Первая мировая война подорвала ее главенство. Вторая мировая война положила конец господству Европы, привела к доминированию двух сверх­держав: СССР и США. Сегодня после разрушения СССР суще­ствует лишь одна сверхдержава — США, претендующая, по сути, на мировое господство. Но сегодняшняя реальность такова: по­пытка установления господства одной страны чревата войной, а война ведет человечество к самоуничтожению. Осознание опас­ности самоуничтожения, конечно, способствует утверждению мира. Однако подлинный мир базируется на духовном единстве, на единой морали, объединяющий человечество.

Ф. Ницше был одним из первых мыслителей, который еще на­кануне XX столетия осознал возможные негативные последствия европейского развития. Он нарисовал устрашающуюся картину будущего, в котором будут господствовать машина и механизация труда, а на переднем плане социальной арены окажется средний человек, посредственность, человек массы. Культура разрушается, образование подменятся пустым знанием, духовная субстанцио­нальность подавляется. Все тонет в потоке слов и мелких дел. «Вся наша европейская культура давно уже движется с мучительным напряжением, с дрожью и скрежетом… навстречу катастрофе, в результате которой может наступить обезображение и, наконец, озверение человека, в плоть до уровня обезьяны».

Однако именно потому, «что мы можем представить себе эту перспективу, мы, быть может, в состоянии предупредить такой конец истории», – заявляет Ф. Ницше7. Как стало очевидно, Ф. Ницше во многом оказался прав.

Сегодня философия, как никогда прежде, должна быть дей­ственной, должна пробудить, пробуждать совесть, чувство от­ветственности людей за все происходящее в мире. Философия должна выполнить свою миссию быть «учительницей жизни»; она должна побуждать людей к добродетели, учить их правильно жить,


124

Ипостаси философии

указывать на высокие образцы общественной жизни и личного поведения, а также и на их изъяны.

Настоящие философы всегда были воспитателями человече­ства, людьми высокой нравственности, всегда жили обществен­ными интересами. Сократ, в частности, сказал однажды об одном умном человеке: «Мы бы его приняли в философы, да он человек оказался непорядочный». Сам Сократ всегда был там, где мо­лодежь, где были люди. В своих разговорах с людьми он всегда поднимал самые важные вопросы жизни: что есть справедливость и несправедливость, добро и зло, красота и безобразие, набож­ность и безбожие, благоразумие и храбрость, государство и его правители и т. д. Противопоставляя свое «незнание» знанию софистов, Сократ придавал своим аргументам огромную силу убедительности; он стал, с одной стороны, наиболее популярной, а с другой — наиболее преследуемой личностью Афин своего времени.

Философия, пребывающая в полной силе, никогда не выступает как нечто инертное, сугубо созерцательное, как пассивное и уже завершенное единство знаний. Порождаемая общественным дви­жением, она сама представляет собой движение и простирает свое влияние на будущее.

Бесспорно, философия практична, бесспорно, она — эпоха, схваченная мыслью. Конечно, важно не упрощать связь фило­софии и практики, философских идей и интересов тех или иных классов или социальных групп. Это может обернуться вульгари­зацией философских идей. Различия и противоположность фило­софских учений нередко могут выступать не только в качестве противоположности классовых воззрений, но и в качестве раз­личных ступеней познания и подходов к постижению объективной истины.

Но в любом случае философия должна быть действенной. Философия и философы должны защищать и утверждать высокие духовные ценности. Ради утверждения духовных ценностей, защи­ты своей чести и чести других людей философ должен действовать с открытым забралом. Он должен быть бескомпромиссным в за­щите максимы: жизнь, свобода, достоинство человека — превыше всего. Философия призвана утверждать добро, бороться со злом как внутри нас, так и во вне.

Сегодня человек должен осознать свою ответственность за окружающий его мир, должен гармонизировать свои отноше­ния с природой, он должен понять, что цивилизация выступает


В.Н. БЕССОНОВ. Философия как учительница жизни 125

как органическое единство природы и общества. Он должен осо­знать, что человечество, не смотря на государственные, нацио­нальные, социальные, культурные различии едино; едино как вид, как Homo sapiens, что сегодня нужна общая, единая концепция выживания, совместные усилия для спасения и развития природы, культуры, жизни.

Философия и философы должны учить людей пониманию этой задачи, этой цели. Она должна возродить в человеке космоцентри-ческий взгляд на природный и социальный мир, вновь научить его подчиниться Логосу, вселенской необходимости. Установка на коэволюцию человека и биосферы, соразвитие и диалог куль­тур должны стать интеллектуальной и нравственной доминантой современного человека.

Сегодня прогресс науки и техники должен быть органично свя­зан с проблемой ответственности людей. Сегодня наука, техника и этика внутренне взаимосвязаны. Те, кто олицетворяет научно-технический прогресс, отвечают за то, что наука и техника при­носят человечеству. Без ответственности сегодня не будет мира, не будет прогресса.

Философия должна объяснить людям, что современная ситуа­ция духовного упадка отнюдь не стихийно-объективный процесс, что во многом он обусловлен деятельностью самих людей, прежде всего власть имущих. Философы должны помочь людям понять, что политические амбиции властей предержащих таят опасность авторитаризма и тоталитаризма, угрожают человеку и тем цен­ностям, которые выражает его суть, и прежде всего его свободе. Поэтому сегодня так важны формирование гражданского обще­ства, упрочение правового государства, поиск «противовесов» всех звеньев власти, но еще важнее найти способ уравновесить политические структуры конституционно и реально гаранти­рованными социальными правами на достойную, счастливую жизнь.

И самое главное: философия должна помочь людям обрести, найти ценности и идеалы, придающие высокий смысл их жизни, то есть абсолютные, общечеловеческие ценности. Философия, никогда не примирится с самоуверенным, самодовольным ме­щанством, с пустотой интересов и вкусов.

Развитие человека, его целостность, достоинство и свободу она рассматривала и рассматривает как свою высшую цель. Именно поэтому философия XXI в. решительно настаивает на утверждении абсолютных общечеловеческих ценностей.


126

Ипостаси философии

И. В. Гете в свое время подчеркивал, что все эпохи, в которых царила вера в абсолютные ценности, в абсолютный смысл, были блестящи и продуктивны.

Но что значит абсолютные ценности? Возможны ли они? Каков к ним путь? Для этого, учит философия, к самому бытию человек должен относиться как к сущему, как к главной, последней ис­тине.

М. Хайдеггер справедливо утверждал, что когда «техне», «кон­струирование» и т. п. празднуют триумф, человеку грозит утрата мысли.

Поэтому главное для современного человека — осмысление сущего, озабоченный поиск истины бытия.

Русские философы всегда подчеркивали, что без допущения надчеловеческой трансцендентной цели непостижим смысл бытия, смысл человеческой жизни, человеческой истории. Философия призвана осуществлять связь материальной жизни с высшей сфе­рой — божественной. Она должна способствовать «пересоознанию действительности» на абсолютных началах добра, истины и красо­ты, что и должно привести к осуществлению христианской идеи примирения людей в составе единого человечества. В этом трие­динстве Добра, Истины и Красоты Вл. Соловьев приоритет отдает Добру. Истина и Красота — проявления Добра. Добро — цель, смысл жизни человека. Вера в истину — критерий наших знаний о том, что такое добро. Без красоты как критерия преобразования действительности, нет полной радости жизни, нет, следовательно, и совершенного добра. Лишь оправдание добра и как нравствен­ности, и как истины, и как красоты может быть окончательным ручательством его торжества, подчеркивает Вл. Соловьев8.

Единство добра, истины и красоты обуславливает равновесие целого, космоса и всех его частей, взаимную солидарность людей, считает также и П. А. Флоренский; он даже провозглашал тож­дество «метафизической триады»: истины, добра и красоты. Это не три разных начала, а одно.

Свободная любовь к Богу — вот цель жизни человека, выра­жение его творческой силы, путь созидания добра, подчеркивает Н. А. Бердяев. Свобода есть независимость и определенность личности изнутри. Подлинная личность, утверждает философ, не вмещается в непрерывный сплошной процесс мировой жизни, она не может быть моментом или элементом эволюции мира… Личность есть прорыв, разрыв в этом мире. Человек есть личность не по природе, а по духу… Личность не есть часть универсума, уни-


В.Н. БЕССОНОВ. Философия как учительница жизни 127

версум есть часть личности, ее качество… Личность — экзистен­циальный центр мира… Универсальность отдельного человека мы постигаем не через отвлечение общих нам человеческих свойств, а через погружение в его единичность9.

В любом случае сегодня люди должны осмысливать современ­ную действительность с позиций вечных, абсолютных ценностей: Истины, Добра и Красоты, неразрывности их единства.

И здесь нет ничего невозможного. Ведь во все времена люди апеллировали к добродетели, мудрости, добру, справедливости; уважали такие человеческие качества, как благородство, сочув­ствие, верность дружбе, служение общему делу. Ценили красоту, музыку, литературу, искусство. А все это и есть в своем органиче­ском единстве: Истина, Добро и Красота.

Конечно, в современных условиях быть слепым оптимистом глупо, но быть пессимистом еще более нелепо. В свое время ан­глийский философ, писатель и поэт Г. Честертон хорошо написал о различии между оптимистом и пессимистом. Тот, кто считает, что жизнь хороша, может изменить ее к лучшему. Пессимиста зло приводит в ярость, оптимиста удивляет. Преобразователю необходим дар удивления. Для этого мало признать действи­тельность мерзкой, ее надо признать нелепой, ненормальной, достойной смеха, а не слез. Пессимисты вряд ли могут ругать зло, они не видят его на неприглядном, темном фоне. Зла нет потому, что все зло10.

Современная философия должна нести в себе оптимистический дух. Конечно, философы против тезиса будто «все к лучшему в этом лучшем из миров». Философия должна нести людям опти­мизм рациональный, просвещенный, критический и конструк­тивный.

Философия и философы должны быть терпимыми или, как сей­час говорят, толерантными ко всем поискам ответов на живо­трепещущие вопросы, волнующие человека и человечество. То­лерантность выражается не в принципе: «не буду мешать, пусть говорят, мне все равно», а в принципе: «Я уважаю ваше мнение» … Претензия дать безоговорочный ответ в духе: да-нет, черное-белое, или-или, то или другое — не философская.

Ответы на волнующие человека и человечество вопросы, ко­нечно же, могут отличаться друг от друга. Важно одно: в любом случае в центре современной философии, как и всей философии в ее истории, должен быть человек, смысл его жизни, его досто­инство, его свобода.


128

Ипостаси философии

Философия должна быть бескомпромиссна только в одном — в защите максимы: жизнь, свобода человека — превыше всего. В свое время И. Кант сформулировал формальное правило, обе­спечивающее соблюдение этой максимы: поступай так, чтобы ты и другой могли сказать, что твои поступки одновременно являют­ся и всеобщим законом поведения. Каждый, кто игнорирует эту максиму, поступает аморально и асоциально.

Современная философия должна воссоздать в сознании людей твердое ядро таких моральных ценностей, как справедливость, равноправие, равенство шансов, ответственное отношение к сво­боде, уважение к другим, защиты слабых, солидарность и т. п.

Одной из важнейших предпосылок того, что это может быть достигнуто, является растущая сегодня взаимозависимость мира, различных культур и цивилизаций, обуславливающая, в свою оче­редь выравнивание в методологических правах различных принци­пов освоения мира. Все это позволяет философам (и всем людям) и требует от них в процессе познания мира учитывать научный анализ и интуицию, формальную логику и нелинейное мышление, свободомыслие и религиозность, веру в поступательный прогресс и убеждение в циклическом движении истории.

Многие идеи европейской, китайской и индийской филосо­фии, а также философские идеи других народов и регионов сле­дует ввести в современную мировую философию. Отечественный ученый В. И. Вернадский даже считает, что «индийская логика пошла глубже Аристотеля, а ход философской индийской мысли почти тысячу лет назад достиг уровня философии Запада конца ХVIII века». В конечном счете, утверждает он, «девятнадцатое и двадцатое столетие создали прочную основу для единой все­ленской науки, охватившей все человечество, дав ему научное единство»11.

Одностороннее возвышение европейской философии неверно, аморально, несправедливо.

В сегодняшних условиях нужно объединить идеи Будды и Кон­фуция, И. Канта и Вл. Соловьева, К. Маркса и М. Ганди. Необ­ходимо в равной мере исследовать объективную и субъективную реальность, все стороны жизни: познавательную, моральную, религиозную, эстетическую, следует создать всеобъемлющий и со­гласованный взгляд на мир как единое целое.

Лишь разрешив эту задачу, мировая философия сможет стать наставницей всех людей во всех странах, объединив их усилия для построения справедливого общества.


В.Н. БЕССОНОВ. Философия как учительница жизни     129

Эта задача, эта цель еще раз подтверждает вечный и непрехо­дящий характер философии. А человек, философ, участвующий в решении этой задачи, находит в великих духовных ценностях философии, огромную жизненную поддержку. И в этом также кроется перспектива философии.

И, конечно, принципиальное значение для развития самой философии, для повышения эффективности философских ис­следований имеет создание творческой атмосферы, широкие обсуждения и дискуссии в философской среде. Философия — это соревнование идей, в котором победу одержат те идеи, которые глубже, точнее, вернее отражают объективную истину и откры­вают для их реализации новые возможности. Суть подлинной философии — творческое мышление и новаторство в постановке проблем.

Современное социальное развитие характеризуется гигантскими и быстрыми изменениями, охватывающими все сферы человече­ской жизни и деятельности. Философы должны постоянно изучать их для того, чтобы на этой основе совершенствовать свою теорию, свою методологию, обеспечивать их неразрывную связь с жизнью, практикой. В конечном счете, главное, чем объясняется выдаю­щиеся роль и место философии в современном мире, — это то, что она служит инструментом верной ориентации в самых слож­ных и противоречивых событиях эпохи, позволяет разобраться в них и дать им правильную оценку с точки зрения социального и нравственного прогресса.

Наше время требует резкой интенсификации теоретической деятельности, глубокого обогащения философии. Сегодня на новом витке истории, когда человечество встало перед ди­леммой: быть или не быть человеческой цивилизации, самой жизни на земле, необходимо решительно расчистить путь для смелых фундаментальных прорывов в науке об обществе, разрабатывать глубокие, перспективные философские идеи и концепции, обеспечивающие устойчивый социальный ди­намизм, всестороннее физическое и духовное совершенство­вание человека.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Платон. Собр. соч. В 4 т. Т. 3, 4. – М., 1990. – С. 256.

2. Платон. Диалоги. – М., 1965. – С. 169, 213, 214.

3. Аристотель. Собр. соч. В 4 т. Т. 1. – М., 1975. – С. 68.

4. Гегель. Энциклопедия философских наук. – М., 1974. – С. 82, 83.

5. К. Ясперс. Смысл и назначение истории. – М., 1991. – С. 500 – 502.


130

Ипостаси философии

М. Хайдеггер. Время и бытие. - М., 1993. - С. 327 - 329, 337.

7. Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое // Ницше Ф. Соч. в 2 т. Т. 1. - С. 237.

8. Соловьев Вл. Собр. соч. В 2 т. Т. 2. - М.: Мысль, 1989. - С. 305.

9. Н. А. Бердяев. О рабстве и свободе человека. - Париж, 1939. - С. 20 -21.

 

10. Честертон Г. К. Избранное. - М.: Терра, 1996. - С. 491.

11. Григорьева Т. П. Дао и Логос. Встреча культур. - М., 1992. - С. 31 -32.

Аннотация

Автор утверждает, что поскольку философия приводит к познанию сущности бытия, к усвоению абсолютных духовных ценностей, постоль­ку она должна быть «учительницей жизни»: учить людей правильно жить, побуждать их к добродетели, указывать на высокие образы общественной жизни и личного поведения.

Ключевые слова: философия, гуманизм, мораль, наука, прогресс.

Summary

The author asserts that since philosophy leads to the knowledge of the essence of being, to the adoption of absolute moral values, it must be a «teacher of life». Philosophy must to teach people how to live rightly, must to encourage them to virtue, to indicate the lofty examples of social life and personal comportment.

Keywords: philosophy, humanism, morality, science, progress.


В.А. ТИТОВ. Софийность образования


131


СОФИйНОСТь ОБРАЗОВАНИя

В. А. ТИТОВ

Проблеме философии образования уделяется повышенное внимание, так как без разработки соответствующей методологии довольно трудно реализовывать образовательную программу. В со­временной литературе встречается довольно много разнообразных проектов, направленных на совершенствование процесса образова­ния. Вместе с тем во многих разработках иногда трудно вычленить суть философии образования. Обратимся, например, к пособию Гусинского Э. Н., Турчаниновой Ю. И. «Введение в философию об­разования». При знакомстве с этой работой бросается в глаза очень расширительное толкование предмета философии образования1. Получается, что философия образования должна охватить собой все аспекты образовательного процесса, что грозит чрезмерным расширением предмета этой дисциплины. При таком широком подходе невольно теряется сущностное представление о философии образования. Не спасает от этого ощущения и обращение к идео­логии образования, которая чаще всего сводится к перечислению многообразия философских направлений с вычленением вкрапле­ний, затрагивающих различные аспекты образования.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-17; Просмотров: 536; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.107 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь