Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Возникновение детских театров и современные Театры Юного Зрителя
Сегодня заняли одно из лидирующих позиций в театральном мире театры Юного Зрителя – ТЮЗы. Большое количество новаторских постановок, приковывают внимание зрителей. Они ставят своей художественно-педагогической задачей – эстетическое воспитание детей. Спектакли театров предназначены для семейного просмотра. И мы обращаемся к истории возникновения ТЮЗов. К числу выдающихся режиссеров-педагогов, внесших наибольший вклад в развитие театров, ориентированных на юного зрителя, в России, относят К.С. Станиславского (1863-1938), А.А. Брянцева (1883-1961), Н.И. Сац (1903-1993), З.Я. Когородского (1926-2004). Вообще, история возникновения и становления детских театров очень коротка. Идея создания такого театра начала обсуждаться в кругах творческих людей и интеллигенции только в середине XVIII века. Но сами представления для детей появились лишь в XIX веке. До этого времени профессиональное театральное искусство было недоступно детям. В XV веке в Европе и с XVII в России при учебных заведениях были созданы школьные театры. Для них были разработаны теоретические основы и правила. Школьные театры олицетворяли политическую направленность и были далеки от современного представления о детском театре. В годы Гражданской войны, благодаря поддержке А.В. Луначарского, детские театры начали появляться в Москве, Петрограде, Саратове. Но просуществовали они недолго. В XX-е годы в разных городах России было основано множество детских театров (ТЮЗов) и кукольных театров для детей («Театр марионеток Шапориной-Яковлевой» в Петербурге, «Театр петрушек и китайских теней Ефимовых» в Москве, и др.). Представления в них давали не только на русском, но и на национальных языках. Репертуар состоял из произведений, входивших в круг детского чтения: «Маугли», «Конек-горбунок», «Принц и нищий», «Том Сойер». В середине XX-х годов появились детские спектакли на современные темы: «Тимошкин рудник», «Черный яр», «Винтовка №492116», в которых героями пьес выступали современные подростки, а их роли исполняли актрисы-травести, многие из которых стали известными (А.А. Охитина, В.А. Сперантова, Е.А. Коренева). К 1930 году театры для детей в России достигли высокопрофессионального уровня. В них начали ставить пьесы с учетом возрастных особенностей ребенка и подростка. Для старшего дошкольного и младшего школьного возраста это были, в основном, сказочные представления, сочетающие фантастику и реальность: «Снежная королева», «12 месяцев», «В гостях у Кощея». Театральные пьесы способствовали целенаправленному патриотическому воспитанию пионеров и школьников. В связи, с чем к драматургии был привлечен широкий круг авторов детских произведений, среди них – С. Михалков, Е. Шварц, Л. Кассиль. Акцент спектаклей направлен на моральный и общественный облик подростка, воспитание героизма, способность совершить подвиг («Брат героя» Л. Кассиль, «Сережа Стрельцов» В. Любимова, «Клад» Е. Шварц, «Хлопчик» М. Даниэль). Для подростков стали появляться приключенческие, комедийные, историко-революционные пьесы советских и зарубежных авторов с упором на изучение школьной программы по литературе. В годы Великой Отечественной войны многие детские театры были эвакуированы в тыл, где давали спектакли не только для детей, но и для взрослых. Особое место в репертуаре заняли спектакли на патриотическую тему: «Сын полка», «Город мастеров», «Два капитана». В 70-е годы в СССР насчитывалось уже более 100 кукольных театров, 46 драматических и 1 музыкальный детский театр. Также спектакли детского репертуара стали ставить и во взрослых театрах. В 1965 была основана Международная ассоциация театров для детей и юношества (АССИТЕЖ), президентом которой с 1968 стал К.Я. Шах-Азизов (руководитель Центрального детского театра, Москва), а генеральным секретарём – Р.М. Бодуэс (Франция). В настоящее время в России существует огромное количество разножанровых детских театров. Столь же широк и детский театральный репертуар.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-20; Просмотров: 461; Нарушение авторского права страницы