Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Синяя птица» Московский Художественный Театр
«Новая пьеса Метерлинка «Синяя птица» обещана Станиславскому – мировая премьера пройдет в Москве, в Художественном театре», – так писали современные газеты тех лет. «Метерлинк доверил нам свою пьесу по рекомендации французов, мне незнакомых», – вспоминал Станиславский. Это единственный спектакль, поставленный Станиславским и доживший до наших дней. В 2008 году МХАТ имени Горького, в репертуар которого спектакль попал, отметил 100-летие постановки. «Синюю птицу» показали зрителям более 4,5 тысяч раз, никто не знает точно. Проще подсчитать, сколько поколений выросло под замечательную музыку Илья Саца – «Мы длинной вереницей идем за синей птицей…» 30 сентября 1908 года в МХАТе впервые показали «Синюю птицу» Метерлинка, поставленную Станиславским. Красивую и грустную сказку о жизни и смерти, любви и дружбе. О вечном поиске каждого из нас. О том, что где бы ты ни искал свое счастье, а найдешь его, скорее всего, совсем рядом. На великой сцене эту историю сыграли знаменитые актеры тех лет. В роли Митиль – любимейшая ученица Станиславского Алиса Коонен – главная актриса Камерного театра, созданного мужем, Александром Таировым. Кот – Степан Леонидович Кузнецов, народный артист РСФСР, актер МХАТа и Малого театра, самородок, никогда не обучавшийся театральному ремеслу. В роли Хлеба легендарный актер, режиссер, конферансье, антрепренер и основатель знаменитого московского театра «Летучая мышь» Никита Балиев. Длительность и затруднённость работы над ней были вызваны тем, что Станиславский, восхищаясь сказкой Метерлинка, категорически отверг полуиронически использованный драматургом сценический язык банальных детских феерий. Отказавшись от авторских ремарок, он самовластно изменил предложенные пьесой незамысловатые условия игры. Он строил спектакль как создание взрослой – а никак не детской – фантазии и верил, что её вольный каприз (диктат свободного вдохновения) подскажет неведомые способы, позволяющие воплотить на сцене то «таинственное, ужасное, прекрасное, непонятное», чем жизнь окружает человека и что увлекало режиссёра в пьесе. Знавший о его планах Метерлинк корректно отступал перед авторитетом режиссёра, но не скрывал, что тот, на его взгляд, рвётся «за пределы возможностей сцены». Но Станиславский достиг своих целей, и могуществом его фантазии сказка о странствиях детей дровосека перемещала героев Метерлинка и с ними зрителей из одних измерений «жизни человеческого духа» в другие, непредвиденные, всё более усложняющиеся и высокие. Разраставшуюся на сцене в первом акте спектакля стихию превращений, блистательно сработанную режиссерами вместе с художником В. Егоровым, критик С. Глаголь называл «чудом освобождения душ из плена немоты» и свидетельствовал, что их разгоравшееся светлое ликование заражало ответным восторгом зрительный зал. А когда в финале сцены «Лазоревого царства» – навстречу ещё не родившимся душам – под удивительную мелодию «радостный хор матерей вдруг раздавался из неведомой глубины», у зрителей, как пишет Л. Гуревич, «слёзы сжимали сердце». Вспоминая позднее о премьере, Станиславский употребил выражение «спектакль имел очень большой успех». «Синяя птица» сделалась мечтой всех московских детей, – писал он Метерлинку через месяц после премьеры. – Целые школы и отдельные семьи присылают ко мне депутации и прошения, написанные неуверенным детским почерком, с просьбой достать билеты на «Синюю птицу». Благодарный Метерлинк (его супруга, актриса Жоржетта Леблан, будучи в Москве, посмотрела спектакль МХТ) отвечал ему в ноябре 1910 года: «Я знал, что обязан Вам многим, но не предполагал, что обязан всем. И мне остаётся одно: склониться до земли перед самым чистым и самым великим художником театра нашего времени, благодаря его от глубины того лучшего, что заключается в моём сердце». |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-20; Просмотров: 316; Нарушение авторского права страницы