Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Детский музыкальный театр
Режиссер, писатель, общественный деятель, лауреат Ленинской премии, Государственной премии СССР, премии Ленинского комсомола, Герой Социалистического Труда, народная артистка СССР, руководитель Детского музыкального театра – Наталия Ильинична Сац. Наверно, можно насчитать семь чудес Москвы, подобно семи чудесам света. Необычен этот театр по замыслу и воплощению. Если, по выражению К.С. Станиславского, театр начинается с вешалки, то Детский музыкальный театр начинается «с улицы». Зрителей встречают здесь не только фонтаны и скульптуры, украшающие пространство перед фасадом, например музы театра, – встречает их и сама музыка, праздничная, солнечная, льющаяся из динамиков, скрытых в узорной каменной резьбе порталов. В просторном вестибюле – диванчики для родителей, дедушек и бабушек и огромный настенный телеэкран, который транслирует спектакль, идущий в зрительном зале, – это поможет потом взрослым лучше разобраться во впечатлениях детей. Нижнее фойе поражает своей необъятной перспективой. Его пролет пересекают мостики, с которых ребят приветствуют знакомые персонажи популярных детских сказок – Буратино, Красная Шапочка, Белоснежка... Пока гардероб почти пуст, можно взглянуть на оригинальные номерки в одной из секций – круглые, квадратные, треугольные. На одной стороне – цифра, на другой – зонтик, ключ, луна, кошка, белка... Номерки – на разноцветных ленточках, они предназначены для тех детей младшего возраста, которые приходят в театр без родителей, «наших» детей, как называют их театральные педагоги, так как эти дети нуждаются в их особой заботе. Здесь же в киосках, украшенных театральными афишами и плакатами, продают грампластинки с записью опер и балетов, идущих в театре, книги о музыке, ноты, буклеты... Впереди открывается вид на ажурную беседку-ротонду с вольером для птиц. Птицы, в основном попугаи и канарейки, распевают каждая на свой лад. Наталия Ильинична Сац говорила: «Звуки транзисторов не должны заглушать пение птиц». Но конечно, не все живые существа могут петь. Справа – целая галерея освещенных аквариумов с молчаливыми представителями речной фауны – алыми меченосцами, пятнистыми гуппи всех форм и расцветок, полосатыми скаляриями, есть даже водоплавающие черепахи... Поднимаемся по мраморной лестнице в ротонду. Она полна света, синее небо опрокинуто в огромные окна. Здесь можно поговорить о творчестве композитора, опера которого идет сегодня в театре, поиграть на пианино, разучить в антракте новую песню. А птичий аккомпанемент напомнит нам, что природа и музыка неотделимы. Но вот и верхнее фойе – весь в зелени зал с тремя скульптурными композициями. Мы видим Леля, играющего на дудочке, Бояна, перебирающего струны гуслей, и Орфея с кифарой. В этом зале все дышит музыкой, даже у цветов музыкальные имена. Вот, например, интересное растение, верхние листья которого сменили зеленый цвет на красный – точь-в-точь цветы, распустившиеся на верхушке стебля. Называется это растение «Пуанцеттия», что напоминает фамилию знаменитого итальянского оперного композитора-романтика Гаэтано Доницетти! В одном из уголков верхнего фойе – импровизированная выставка детского рисунка. Она отличается от всех других выставок на свете: ее экспонаты рождаются здесь же во время антракта. К услугам маленьких художников — столики и стулья, бумага, фломастеры, кнопки, которыми они прикрепляют свои рисунки к стенду на виду у посетителей этого вернисажа. А в соседней комнате звучит мелодия из оперы Римского-Корсакова «Снегурочка», там педагог рассказывает ребятам о сюжетах настенных панно. Собственно, это и не комната, а гигантская палехская шкатулка, подобная многократно повторенной и расцвеченной полированной крышке рояля – нигде в мире мы не увидим таких палехских «медальонов» в рост человека. В отличие от традиционно яркого блеска поверхности, живописцы придали черному фону матовый оттенок. Автор самого внушительного по размерам панно «Руслан и Людмила» – народный художник РСФСР Николай Голиков. Помогал ему в работе сын Юрий, выпускник художественного училища. «Один только пальчик Людмилы три дня рисовал, – рассказывал Голиков. Всего в палехской комнате одиннадцать сюжетных живописных произведений и три орнаментальных. Удивительное в этом театре – везде. Взять хотя бы комнату для младших братьев и сестер, – детей, которые слишком малы, чтобы высидеть весь спектакль. Эту комнату можно назвать Музеем игрушки. Правда, в музее игрушками любуются, а здесь можно брать их в руки. Мелодичный звонок, не похожий на обычные театральные звонки, С потолка свисают три гигантские хрустальные люстры. На синей парче занавеса работы художника Г. Чистова расшит серебром сюжет из оперы Римского-Корсакова «Садко». В отличие от других театров в современном театре Наталии Сац три сцены – главная и две боковых. Легко себе представить, какие это дает постановочные возможности режиссеру. Кроме того, спектакль может идти без пауз – дети пауз не любят. Но дело не только в этом. Создательница театра, Наталия Ильинична Сац, прекрасный режиссер, педагог и психолог, знает, что дети любят чувствовать себя участниками представления. Особая конфигурация зала и расположение боковых сцен под углом к основной как раз и позволяют вовлекать детей в сферу сценического действия. Знание детской психологии, опыт и чутье педагога, которыми обладает Н.И. Сац, определили очень многое, если не все, в планировке описанных интерьеров и экстерьера театра. Приведу пример. Наталия Ильинична убеждена, что нельзя требовать тишины и дисциплины от детей, которые только что вошли в театр с улицы. Они имеют право двигаться и шуметь, им надо разобраться, куда и зачем они пришли. Для этого им и предоставлено гигантское нижнее фойе. И здесь же их начинают готовить к тому, что им предстоит посвящение в таинство театра и музыки. (Этому же способствует и внешний вид театра, и скульптуры парка, и «стекающиеся» к порталам дорожки, и звучание музыки на улице, а здесь, в фойе, и подтянутые билетеры, и разговор с педагогом, обязательно встречающим зрителей у дверей, и доброжелательность гардеробщиц, и, наконец, упомянутое «приглашение к спектаклю», звучащее с висячих балкончиков-мостиков.) А дальше – нужно рассредоточить массу зрителей на несколько групп, так легче вести с ними просветительскую работу. И у Наталии Ильиничны возникла идея создания нескольких музыкальных очагов центров приобщения детей к искусству: ротонда с птицами (природа – источник музыки!), музыкальная палехская шкатулка, верхнее фойе – царство музыкальных инструментов – все это этапы подготовки зрителя к спектаклю. Ребенок, по мысли Сац, должен войти в зрительный зал благоговейно... Мы покидаем театр вечером. Синяя птица, выхваченная лучом прожектора из темноты, осеняет нас своими крыльями. Как она попала сюда с подмостков Московского Художественного театра, из детских воспоминаний Наташи, дочери замечательного композитора Ильи Саца?! |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-20; Просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы