Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Место и время исполнения казней



I. Место казней. Для приведения казней в исполнение традиционно избирали две главных места: 1) площадку под открытым небом; 2) закрытое помещение. Последнее, в свою очередь, могло быть государ­ст­вен­ным или частным.

1. Площадка под открытым небом. Казни в таких условиях были публичными. Для их исполнения служили преимущественно римский форум (см. [Ливий, т. 1, с.527 (IX, 24, 15)], [Ливий, т. 2, с.426 (XXVIII, 28, 3)]), и Марсово поле [Словарь античности, с.533].

Римский форум (forum = Forum Romānum) – удлинённая прямоуго­ль­ная площадь в городе Риме, средоточие его политической, религиозной, административной и торговой жизни в период Республики. Возник в начале VI в. до н.э. в долине у подножия холмов Палатин и Капитолий. Был окружён со всех сторон портиками и торговыми лавками [Гладкий, с.683]. На форуме проводились народные собрания (комиции), заседал сенат, происходил суд и казни, находились наиболее почитаемые культовые сооружения, в том числе храмы Весты и Сатурна. Через форум обязательно проезжали триумфаторы. Здесь выставлялись для всеобщего обозрения доски с текстами законов, экспонировались выставки произведений искусства, устраивались игры и другие мероприятия.

Марсово поле (Campus Mar­ti­us) – плоская равнина, которая, примыкая к историческому ядру города Рима с северо-востока [Кругосвет], находилась в излучине Тибра между Тибром и Фламиниевой дорогой к западу от городской стены Сервия Туллия и охватывала площадь почти в 250 гектаров. Находившееся вне городской черты, просторное Марсово поле играло важную роль в жизни города Рима: кроме казней, здесь происходили народные собрания по центуриям, производилась перепись населения, устраивались военные парады, молодёжь занималась военными и гимнастическими упражнениями [Боданская, Чистяков, с.634, примеч. 11]. В центре поля находился алтарь Марса. В более позднее время значительная часть поля была застроена и собственно Марсовым полем стала называться площадь вокруг алтаря [Гладкий, с.398].

По одним сведениям, казни на Марсовом поле совершались во времена Империи [Лаврин, с.127], по другим, более достоверным, – в период Республики [Словарь античности, с.533].

На форуме [Полибий, т. 1, с.151 (I, 6, 12–13)] и на Марсовом поле при стечении любопытствующих отсекали головы. Зрителей скликали сигналами труб [Тацит, с. 70 (Анналы II, 32)]. Если казнили воинов, перед оглашением приговора стоявший в оцеплении караул, привлекая внимание зевак, ударял мечами о щиты [Ливий, т. 2, с.428 (XXVIII, 29, 10)].

 На публичной казни присутствовал глашатай, который во всеуслышание объявлял о преступлении осуждённого и давал знак палачу (ср. у Горация: «Пле­ть­ми запорот он так триумвирскими, / Что и глашатай выдохся…» [Гораций, с.184 (эпод 4)].

О размахе таких казней можно судить по тому, что, согласно Ливию, однажды на римском форуме было обезглавлено 4000 воинов, учинивших разбой и грабёж в одной из провинций [Ливий, т. 2, с.426 (XXVIII, 28, 2–3)] (Полибий, впрочем, снижает эту цифру примерно до 300 человек [Смирин, Чистяков, Михайловский, с.765, примеч. 89]).

В военном походе казнь обычно производилась перед воротами походного лагеря [Лаврин, с.127], иногда, для большей внушительности, – в его центре, ср.: «В Иллирике после мятежа Камилла несколько солдат в порыве раскаянья убили своих начальников, якобы подстрекнувших их отложиться от Клавдия, – он [Отон, римский император] приказал казнить их посреди лагеря у себя на глазах…» [Светоний. Жизнь двенадцати цезарей, с.184 (VII Отон 1, 2)].

«В период Республики, – указывает без ссылки на первоисточник А.П.Лав­рин, – одним из мест исполнения приговора был Эсквилин – один из семи холмов в Риме, где первоначально находилось кладбище» [Лаврин, с.127]. Последняя справка неточна, так как в ней смешаны два разных понятия: Esquiliae «Эсквилинский холм – самый большой и высокий из семи холмов Рима, в северо-восточной части города» и Esquilīnius campus «Эсквилинское поле – место погребений, преимущественно беднейшего населения» [Дворецкий, с.290], которое находилось за Эсквилинскими крепостными воротами [Бобович. Аннотированный указатель, с.980] (Страбон называет это поле «Эсквилинской равниной» [Страбон, с.281 (V, III, 9, С 237)]). Не различаются Эскилинский холм и Эсквилинское поле также в других справочниках и комментариях (см. [Гладкий, с.767], [Словарь античности, с.533, 665], [Петровский, с.385].

Окончательную ясность в этот вопрос вносит сообщение Светония, в соответствии с которым иноземцам, злонамеренно выдававшим себя за римских граждан, «отрубали голову на Эсквилинском поле» [Светоний. Жизнь двенадцати цезарей, с.142 (V Божественный Клавдий 25, 3)]. При этом с уверенностью можно утверждать, что казни совершались в той его части, которая не была отведена под кладбище: у римлян, усердно почитавших места погребения [см. Памятники римского права, с.175, 375], [Институции Юстиниана, с.81]), в том числе захоронения чужеземцев и рабов (см. [Бартошек, с. 43, 171, 292], [Гиро, с.566]), официальные ка­з­ни на территории кладбищ были недопустимым кощунством. Именно поэтому, в частности, считалось особым древнеримским шиком глумливо расправиться над своим врагом не где-нибудь, а именно на могиле какого-нибудь знатного человека (см., напр. [Флор, с.128 (Гражд. война Мария III, 26)]).

Казнь весталок (закапывание живьём в землю) производилась, как уже знает читатель, у Коллинских ворот [Плутарх, т. 1, с.129 (Нума X)] (porta Collĭna «ворота города Рима у Квиринальского холма», одного из семи римских холмов к северо-востоку от Капитолия), и, уточняет Ливий, – «справа у мощёной дороги, на Скверном поле» [Ливий, т. 1, с.465 (VIII, 15, 8)].

Закрытое помещение.

А. Государственное закрытое помещение. Удушение (не тайное) и обезглавливание обычно производились в государственной темнице города Рима – Мамертинской тюрьме (carcer Mamer­tī­nus). Согласно Ливию, для устрашения «всё возрастающей дерзости негодяев» [Ливий, т. 1, с.46 (I, 33, 8)] она была сооружена при царе Анке Марции в центре города, над форумом у подножия Капитолия, между храмом Согласия и Курией [Боданская, Чистяков, с.628, примеч. 109], на месте бывшей каменоломни, называвшейся Lautumiae [Гиро, с.28], и, по свидетельству Цицерона, представляла собой «тёмное, смрадное и грязное помещение» [Цицерон. Речь против Гая Верреса. «О казнях», с.116 (VII, 21)].

Приговорённые к смерти особо важные государственные преступники водворялись в её подземную часть – рóбур (robur), называемую также Туллиáнум (от имени её основателя Сервия Туллия [Маркиш, с.392, примеч. 302], Дворецкий, с.674] либо от древнелатинского tullus или tullius «родник», что свидетельствовало о прежнем назначении подземелья как водохранилища [Горенштейн. Комментарии, с.185, примеч. 299]) Это было круглое купольное помещение, куда смертники спускались через дыру в потолке [Смирин, Чистяков, Михайловский, с.741, примеч. 67]. «Оно, – писал об этом помещении Саллюстий, – имеет сплошные стены и каменный сводчатый потолок; его запущенность, потёмки, зловоние производят отвратительное и ужасное впечатление» [Саллюстий, с.35 (О заговоре Катилины 55, 4)]             (подробнее о тюрьмах в городе Риме см. [Сергеенко. Жизнь Древнего Рима, с.300–301, при­меч. 7]).

Военнопленных, проведённых по время триумфа мимо ликующей толпы, отводили обычно в Мамертинскую тюрьму, где и казнили [Горенштейн, с.195, примеч. 29].

Б. Частное закрытое помещение. По свидетельству Ливия, женщин, осуждённых на смерть в связи с преступлениями вакхантов (об этой истории подробнее см. раздел «Ри­туальные казни»), передавали их родственникам или опекунам, чтобы те казнили их приватно…» [Ливий, т. 3, с.296 (XXXIX, 18, 6)].

Такие казни совершались в условиях домашней тюрьмы (carcer privātus) [Бартошек, с.61]. Об устройстве и других особенностях таких тюрем обследованные нами источники, однако, ничего не сообщают.

II. Время исполнения казней. В период Республики вынесение приговора о казни влекло его немедленное исполнение. В эпоху Империи традицией стала отсрочка приговора от 30 дней до одного года [Омельченко. Римское право, с.81].

Как сообщает Тацит, во времена Тиберия сенатом было принято постановление об отсрочке приговора на 10 дней. Однако, добавляет он, «ни сенат не располагал возможностью менять свои приговоры, ни Тиберий в предусмотренное для этого время не смягчал наказания» [Тацит, с.131 (Анналы III, 51)].

III. Надзор за казнями. Римское законодательство предусматривало надзор за исполнением казни, во время которой присутствовали три особых чиновника (tresviri capitāles = tresviri nocturni).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-21; Просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь