Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Схимонах Пионий (Афонин) (1862-1945)
Проповедником любви и великим молитвенником называли на Валааме старца Пиония. Это был особый человек, который редко принимал посетителей, любил уединение и почти не давал советов. Но, как и его учитель, схимонах Никита (Филин), «всегда радушный, ласковый, обходительный, он был любим всеми... Своим ласковым обращением он располагал к себе...» Ближайшим другом старца был иеросхимонах Ефрем (Хробостов), который повлиял на еще молодого послушника, чтобы тот навсегда остался на Валааме и прославил его своими трудами и подвигами. Схимонах Пионий (в миру Павел Афонин) родился в 1862 г. в деревне Совалы Череповецкого уезда Новгородской губернии. Родители его были крестьянами. С детства Павел любил уединяться для молитвы. Об этом сохранились архивные сведения, подобранные составителем краткого Валаамского патерика иеромонахом Сергием (Иртелем): «До монастырской жизни о. Пионий жил в деревне в отдельной келье и все время посвящал молитве». В 1883 г. Павел приехал на Валаам. «Когда он пришел в монастырь Валаамский вместе с о. Ефремом, ему монастырская жизнь не понравилась, потому что он привык молиться, а здесь он должен был ходить на послушания. Он пришел к своему о. Ефрему и сказал, что уезжает с Валаама, потому что ему здесь не дают молиться. О. Ефрем с большим трудом уговорил его не уходить с Валаама», объяснив, что, как учил старец Паисий, большей добродетели, чем послушание, «не найдется... ибо смирение и любовь из него рождаются». В 1890 г. будущий схимонах был зачислен в послушники. Его постриг в монашество был совершен 23 сентября 1893 г. на Митрофаньевском синодальном подворье в Санкт-Петербурге. Новопостриженного нарекли Питиримом. Основным послушанием, которое монах Питирим «проходил... в скиту Всех святых... при монастырской часовне в Санкт-Петербурге», было пение на клиросе, так как у него был «чистый первый тенор». В 1907 г. монах Питирим принял великую схиму с именем Пионий и вскоре был отправлен в скит Крестителя Господня Иоанна, где 21 апреля 1907 г. скончался и был погребен духовный наставник о. Пиония схимонах Никита. Схимник поселился в келье своего учителя, которая была «не велика и не роскошна... Та самая, в которой жил о. Никита, а ранее того о. Иоанн Молчальник. Одна комната — шага два в ширину, четыре в длину, да и другая вроде этой же. В углу — большая икона Божией Матери Почаевской. Письма художественного, великокняжеское преподношение. Стол да табурет, койка дощатая». О. Пионий не терял духовной связи со схимонахом Никитой и после его смерти. Часто он приходил помолиться на могилку наставника, погребенного за алтарем храма Иоанна Предтечи. Мансон, побывавший у старца в начале 1930-х гг., так писал об этом: «Стоит старец, молится, точно беседует с о. Никитой. Да, и беседует. Не раз видал старца-учителя в тонком сне. Назидался, услаждался собеседованием и молитвою совместной». Отец Пионий рассказывал Янсону: «Частенько хаживал ко мне о. Сисой. Он молитвенник был и ревнитель, все учил, как крест надлежит класть. Ну... а только любитель был чайку попить, и часто мы с ним за самоварчиком сиживали. А о. Никита запрещал, говорил: “Ты о. Сисоя часто не принимай... не полезно...” Потом, как о. Никита скончался, стал о. Сисой опять ко мне захаживать, а я не смел отказывать, и опять мы с ним чай попивали. Ну, вот о. Никита и явился ко мне ночью... да такой выговор дал... вроде как с негодованием даже, за мое непослушание-то. А во второй раз пришел о. Никита и говорит: “Читай молитвы...” Ну, я стал читать Трисвятое по Отче наш, а он благословил, и мы приветствовались. Тогда я понял, что он простил, и такую радость ощутил, как проснулся... А то уж я очень скучал после первого сна, когда он меня наказал-то...» Вот какой портрет рисуют нам современники старца Пиония: в двадцатых годах он был уже глубокий старец, худенький, очень быстрый, но маленького роста. «Голова, борода — белые, серебряные. Чистые, ясные глаза устремлены вперед. Не видят они в земном нашем сумраке, но будто созерцают другое, иной свет. Может, тем отблеском и лик его так свето- лепен?» Старец «всегда благодушный, радостный, довольный, озаренный внутренним светом своей чистой души». Любовь к молитве и клиросное послушание помогли о. Пионию стать «знатоком устава церковного и пения». «На память читает часы, — пишет М.Янсон, — полуношницу, акафисты Иисусу Сладчайшему, Матери Божией, кафизмы, антифоны. По книгам не может читать, давно уж начал угасать для него свет дневной, пока не померк окончательно. Но хорошо знакома ему дорога из кельи в храм, из храма в келью. Каждый поворот заросшей тропинки известен». О том, что схимонах Пионий «был величайший молитвенник», свидетельствует вся его жизнь от юности и до смерти. Будучи молодым человеком и живя с родителями, он часто уединялся для молитвы; в монастыре ни разу никто не видел старца без четок, которые он непрестанно перебирал в левой руке, совершая умное делание. Что касается поучений старца, то известно, что их было немного. О. Пионий по своему глубочайшему смирению считал себя недостойным наставлять кого-либо. Замечателен ответ старца на обращение к нему паломников: — О. Пионий, скажите на пользу душевную! — Что вы, что вы, да разве я — о. Никита, разве я могу?! — испугался старец, смиренно укрылся за наставника своего». Если же старец и говорил слова назидания, то чаще всего повторял мысли о. Никиты. Так, например, схимонах Никита, непрестанно памятуя час смертный, говорил своим ученикам: «Как знать человеку, угодил ли он Богу? У людей один суд, у Бога другой, нелицеприятный. Хотя и кажется человеку, что хорошо он поступает и живет, но нельзя быть уверенным никогда, что все делаемое нами, по нашему мнению, хорошее — непременно угодно Богу. Одно верно и непреложно — это величайшее Божие милосердие, на это только и надо надеяться с молитвой и смирением». В этом же духе рассуждал и о. Пионий: «Угодив человеку, не думай, что угодил Богу, ибо у Бога Своя мера... Во всем уповай на милость Божию». Главное назидание давал старец окружающим и приходящим к нему людям образом своей жизни, которая была исполнением закона Христова: «Весь он как сосуд прозрачный, смотри, назидайся» (см. Гал. 6, 2). Будто бы о нем писал блаженный Феодорит Кирский в «Истории боголюбцев»: «Назидательному слову пастыря и другим способам врачевания помогала и добрая жизнь его. Освещаемые лучами ее, жители... и учению внимали, и охотно покорялись своему пастырю». Старец имел поистине любящее сердце. Во время эвакуации на Новый Валаам «абсолютно слепой старец, отшельник Пионий из скита Иоанна Предтечи, утешал других, видящих, напомнив им, как народ Израиля был вынужден оставить родину и как Бог позаботился о нем». Свою небольшую тетрадь «изречений из Священного Писания и Св. отцов во славу Божию и в назидание души» схимонах начинает небольшим предисловием: «Блаженна жизнь ваша, братие, пребывающие в священной, тихой пустыни, под покровом великого пустынника, Христовой горлицы, св. Крестителя Иоанна, блаженны вы, собирающие сладкий мед святого безмолвия и полагающие в сердечных сокровищах соты духовного любомудрия, блаженны вы, ощущающие в душах ваших любовь Божию. Но, чтобы достигнуть любви сей, нужно всеми силами стяжать любовь и мир с ближними, ибо говорит св. Павел: Любы не завидит, любы не превозносится, не гордится ...не мыслит зла, вся любит... вся уповает... вся терпит... (1 Кор. 13, 4). Легко говорить о любви, но нелегко ее приобрести... Валаамский старец монах Герман, подвизавшийся в Кадьяке, в Америке, спросил как-то русских офицеров: “Любите ли вы Бога?” Они ответили: “Как же не любить Бога?” Он сказал: “Я, грешный, более сорока лет учусь, как любить Бога, и не могу сказать, что совершенно люблю Его”». Через эти слова старец выражает учение о любви, сформулированное в Священном Писании и у святых отцов. Так, кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1 Ин. 4,20). В таком же духе рассуждает свт. Иоанн Златоуст: «Если кто хочет благоугодить Богу то пусть... заботится о своих собратьях: нет никакого подвига драгоценнее этого перед Богом ... Нет другого такого свидетельства и знака веры и любви ко Христу как попечение о братьях и заботливость об их спасении». Свт. Игнатий (Брянчанинов) также утверждает, что «всякий православный христианин... если захочет заняться своим спасением, должен, во-первых, обратить внимание на отношения свои к ближним». 11 марта 1945 г.737 схимонах Пионий мирно скончался и был погребен на братском кладбище Ново-Валаамского монастыря.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-21; Просмотров: 292; Нарушение авторского права страницы