Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Иеромонах Иоиль (Волынин) (1873-1937)
Иеромонах Иоиль (в миру Иван Волынин) родился 23 мая 1873 г. в Санкт-Петербургской губернии в крестьянской семье. Давнее его желание поступить в Валаамский монастырь, «где каждая пядь земли обильно полита потом монахов и подвижников благочестия», осуществилось 13 марта 1900 г. Послушником Иван Волынин был зачислен 19 октября 1904 г.; пострижен в монашество 10 марта 1907 г. с наречением имени в честь святого пророка Божия Иоиля; 28 декабря 1910г. монах Иоиль был рукоположен во иеродиакона; 30 января 1913 г. — во иеромонаха. Вскоре после иерейской хиротонии он был назначен на послушание при Архиерейском доме в Выборге, а также состоял смотрителем архиерейского имения в Хюмпеля. Однако скоро вернулся на Валаам. В 1931-1932 гг. иеромонах Иоиль исполнял послушание хозяина сада. Работая в саду, он всегда оставлял свою келью открытой, чем проявлял нестяжательность. Однажды у него украли наперсный крест. Узнав о случившемся, некоторые монахи осуждали о. Иоиля, говоря, что он нерадив и сам виноват, и старец смирялся. Будучи «любящим и хорошим монахом», иеромонах Иоиль «служил отцу Серапиону». Старец был большим другом схимонаха Николая-пустынника и «о. Варсонофия, который впоследствии подвизался в Марокко». Духовным наставником иеромонаха Иоиля был схиигумен Феодор, подвизавшийся на Порфирьевском о-ве. О. Иоиль часто испрашивал духовного совета и наставления у старца Феодора, и последний «его вразумлял». Невысокого роста, кроткий, всегда приветливый — таким иеромонах Иоиль запомнился всем, кто его знал. Архимандрит Афанасий (Нечаев) вспоминал: «Есть общий облик валаамского монаха — работяга и скромник. Таким был отец иеромонах Иоиль. Послушание его было — садовничество. Застал я его за работой в саду в жаркий июльский день. Один-одинешенек, целыми днями работая, держит сад в образцовом порядке. Живет как в раю. Доступ в сад воспрещен. Зато кого пригласит к себе на чаек, того отец Иоиль и угостит малинкой да крыжовником, так вовек не забудешь. А еще вкуснее и слаже речи и ласковость самого отца Иоиля. Со всеми он крайне приветлив и услужлив. Всякого обласкает, выслушает со вниманием и норовит угостить ягодкой. Впрочем, когда созревают они, то попадают в трапезной на третье блюдо в большом количестве. Был и я обласкан отцом Иоилем, а когда уезжал в Париж, приглашен был к нему на чай, где было еще несколько монахов. Все интересовались моим отъездом и сочувствовали, а один отговаривал: “Лучше спасаться в монастыре”». Русские скауты, путешествовавшие в 1930-х гг. по Валааму, отмечали любовь и радушное гостеприимство старца: «О. Эолий “хозяин” фруктового сада, пригласил нас к себе пить чай... По нашем прибытии... стоял уже кипящий самовар, чайники, а мы сидели вокруг, вооруженные кружками... и благодушествовали». Вообще, как можно увидеть в разных источниках, после возвращения на Валаам в 1931 г. иеромонах Иоиль «стал довольно известным духовником». У него окормлялись многие монахи и послушники Валаамской обители. Однажды пришел некий послушник и хотел побеседовать с о. Иоилем. Он ждал его около часа. Когда же отец Иоиль вышел, у него были воспаленные от слез глаза, видно было, что он молился. Послушник спросил его: «Меня одолевает уныние, что мне делать?» Старец ответил: «Для чего нам унывать? Когда дети поступают на службу к царю, родители не унывают, а радуются, а ты уже поступил на службу к Царю Небесному, и для чего нам унывать, нам радоваться надо...» Побеседовав с ним еще немного и утешив, отпустил. В поучениях старец был немногословен. По смирению, он считал, что только тогда можно наставлять, когда сам постоянно понуждаешь себя тщательно проходить путь внутреннего очищения от страстей. Так мыслили еще подвижники древней Церкви: «Опасное дело учить прежде, чем пройдешь путем деятельной добродетели. Как тот, у кого обветшалый дом, если примет в него странников, только повредит им, когда дом рухнет, так и тот, кто не укрепил прочно своего душевного дома, не изучив на деле добродетели, погубит с собою и того, кого учит». 18 февраля 1937 г. умер духовный наставник о. Иоиля схиигумен Феодор. После его кончины старец поселился на Порфирьевском о-ве в пустыньке своего наставника, где прожил десять месяцев. В одном из своих писем монах Иувиан (Красноперов) описывает посещение иеромонаха Иоиля на новом месте подвигов: «19 октября 1937 г. отец Иоиль в последний раз праздновал день своего Ангела, который собрались почтить все духовные его друзья, приехавшие для этой цели из монастыря в его пустыньку. Отец Иоиль встретил и принял нас с присущей ему любовью и гостеприимством. Долго мы сидели у него, беседуя главным образом о светлой личности почившего схиигумена отца Феодора, которого вспоминали с великой любовью и дух которого, казалось, витал среди собравшихся на этом скромном пустынном торжестве. Отец Иоиль, с умилением взирая на большой настенный портрет отца Феодора, оставшийся после него, говорил о нем, что он временами ясно чувствует, как дух почившего отца Феодора витает на месте его пустынных подвигов, подкрепляя и воодушевляя его. Побеседовав таким образом и сотворив общую молитву после трапезования, мы хотели было поблагодарить отца Иоиля и проститься с ним, как отец Лука, находившийся среди гостей, выразил пожелание молитвенно помянуть отца Феодора. Тогда... все присутствующие хором трижды пропели: “Вечная память!” Так, заупокойной молитвой, завершилось празднование последнего тезоименитства отца Иоиля, под впечатлением которого и разошлись участники этого торжества, причем некоторые из них больше уже не видели отца Иоиля». Не видели, потому что «отошел в вечность о. Иоиль, пожив... отшельником на месте о. игумена Феодора, представшего пред Господом». «Кончина о. Иоиля была необыкновенная. Ему за несколько дней до смерти явился во сне о. Феодор и сказал: “Уходи скорее в монастырь”». Более подробное описание находим в «Русском паломнике»: «12 декабря, после совершения Божественной литургии в церкви Коневского скита, отец Иоиль зашел к скитскому схимонаху отцу Николаю вместе с тремя певчими из монастыря. Здесь, за чаепитием, отец Иоиль поведал о том, что в сонном видении на 9,10 и 11 декабря ему трижды являлся покойный схиигумен Феодор и каждый раз говорил одно и то же: “Поезжай в монастырь!” Когда это видение повторилось в третий раз, отец Иоиль возразил, что он не может оставить свою пустыньку, и при этом спросил отца Феодора: “Быть может, ты вернешься сюда жить?” — “Я и там не обижен, — показывая рукой на небо, сказал отец Феодор, — а ты в монастырь поезжай!” По словам отца Иоиля, сказанным схимонаху Николаю, схиигумен Феодор в одном из трех видений был в митре. Это были единственные и последние явления покойного отца Феодора своему духовному сыну и преемнику пустынного жития иеромонаху Иоилю... Выслушав рассказ отца Иоиля, схимонах Николай посоветовал ему уйти оттуда, но отец Иоиль не послушался его. Следуя святоотеческим писаниям, отец Иоиль при жизни строго относился к сонным видениям и, избегая вражеского прельщения, боялся доверять им. По-видимому, по этой причине и на сей раз он оставил без внимания предупреждающий глас отца Феодора, которого он глубоко чтил. Побеседовав и простившись с отцом Николаем и с певчими, отец Иоиль отправился в свою пустыньку, где в тот же день и скончался», — 13 декабря 1937 г… Как сообщает нам рукописный патерик из архива Свято-Казанского скита в Калифорнии, нашли о. Иоиля через несколько дней после его кончины. К празднику Рождества Христова в монастырь собирались все монашествующие, даже из самых отдаленных пустынь Валаамского архипелага, но о. Иоиль не пришел. На это обратили внимание, и на следующий день монастырская братия поехала навестить его. Когда вошли в келью, то увидели старца лежащим на кровати со скрещенными на груди руками и уже умершим. По мнению же архимандрита Афанасия (Нечаева), о. Иоиль «шел по келье с коробочкой спичек в руках и внезапно почил. Такую безболезненную кончину, — замечает далее архимандрит, — дает Господь праведным». Кончина иеромонаха Иоиля вызвала всеобщее сожаление, так как «своею любовью к ближним он привлекал к себе сердца всех знавших его, не только братии монастыря, но и мирян». Отпевание почившего старца было совершено настоятелем монастыря в сослужении братии. Погребен о. Иоиль на братском кладбище рядом с могилой схиигумена Феодора.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-21; Просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы