Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ХРАНИТЕ ВЕРУ, А ВСЕ ОСТАЛБНОЕ БОГОМ ПРИЛОЖИТСЯ
Схиигумен Сергий (Кошманов) (1880-1973)
Схиигумен Сергий (в миру Гавриил Николаевич Кошманов) родился 26 марта 1880 г. в селе Алексеевка Корочанского уезда Курской губернии. Родители его, Николай и Анна, были людьми православными, глубоко верующими. До военной службы жил он в своем родном селе, где окончил двухклассное образцовое училище, а потом занимался земледелием и плотничеством. В 1901 г. Гавриил поступил на военную службу в гвардейский второй стрелковый батальон. В 1904 г. уволился с военной службы и жил в доме родителей. 11 октября 1908 г. Гавриил поступил в Валаамский монастырь, где проходил послушание в сапожной мастерской. 26 июня 1912 г. зачислен в послушники. Послушник Гавриил был звонарем, пономарем, чтецом. 21 февраля 1914 г. его приняли в число братии Валаамского монастыря, совершив над ним монашеский постриг с именем Герман. 3 марта 1914 г. по прошению перемещен в Хренников монастырь Тамбовской епархии.14 января 1915 г. по прошению принят обратно в братство Валаамского монастыря. 11 июля 1923 г. рукоположен во иеродиакона. В послужном списке о. Германа архиепископ Выборгский Серафим отметил: «Личность иеродиакона удостоверяю. ...Посвящен мною в сан иеродиакона. Он отличается ревностью о Православии, любовью к молитве, к послушанию, к монашеским подвигам и принадлежит к числу лучших иноков Валаамского монастыря. Достоин всякого внимания, сочувствия и покровительства». 22 октября 1926 г. иеродиакон Герман был уволен с Валаама за неприятие нового стиля. В 1927 г. он выехал в Сербию. 4 августа того же года его рукоположил в сан иеромонаха митрополит Скопийский Варнава. В 1939 г. указом патриарха Варнавы о. Герман был переведен в г. Печь, в старую Сербскую Патриархию. В 1938 г. по собственному прошению переведен иеромонахом сначала в Темский женский монастырь, а затем в монастырь Сичево — до 1944 г. настоятелем, после — духовником обители. В 1950 г. о. Герман прибыл в Болгарию и с июня 1951 г. стал ответственным за монастырские богослужения в Покровском девичьем монастыре в Княжево, предместье Софии. Подвижник сразу стал участвовать почти во всех сферах жизни молодой обители, делясь своим богатым монастырским опытом и незаурядными хозяйственными способностями. Он помогал сестрам советами и прежде всего трудами на огороде, пасеке, скотном дворе. У него всегда вызревал удивительный урожай на скудной каменистой горной земле. Заботился о. Герман и о животных: зимой спасал только что рожденного монастырского теленка от стужи в своей келье. Ему удалось развести пчел, хотя местность для пчеловодства была неблагоприятная. Более всего о. Герман любил богослужения, старался служить каждый день. Правило перед литургией, как и свое монашеское правило с тремя обязательными канонами, он очень часто прочитывал ночью, так как днем работал на огороде, на пасеке или же занимался в саду, прививая дикие деревья. С особым благоговением относился о. Герман к чтению канона на утрени, и если начинали читать сестры, он волновался и говорил: «А что тогда буду делать я?» Иеромонах Герман очень любил рассказывать о своем незабываемом Валааме, приводя примеры истинной монашеской жизни. Рассказывал он, как со словами «За святое послушание» валаамские монахи, даже седые старцы, собирали траву из-под снега, когда однажды в конце зимы кончился корм для монастырской скотины. Припоминал и такой чудесный случай: как-то он должен был по делам своего послушания отправиться с другими монахами на далекий остров. Выйдя на берег, иноки увидели в дне лодки большую дыру. И они заметили это только после того, как благополучно доплыли до острова, хранимые силою благословения! В 1956 г. о. Герман вернулся на Родину и остановился сначала в Харькове, а потом перебрался в село Пе- ресечное (в 20 км от Харькова), где поселился в маленьком домике с небольшим садом. Там до конца своих дней он сам келейно служил литургию два раза в неделю; и пока силы не изменили ему, вычитывал каждый день все богослужебное правило, положенное по уставу. Его знали, очень любили и уважали не только благочестивые люди из Харькова, но и верующие из других мест, которые приходили к нему на исповедь и за советами. Когда в 1968 г. в Болгарской Церкви ввели новый стиль, только монастырь Покрова Пресвятой Богородицы не принял календарную реформу. Сестры монастыря со своим духовником архимандритом Пантелеймоном (Старицким), бывшим в течение 30 лет келейником прав, архиепископа Серафима (Соболева), остались верными своему идеалу — отеческому церковному календарю. В эти трудные годы о. Герман, келейно постриженный в схиму с именем Сергий, укреплял и поддерживал сестер обители письмами: «Дорогие сестры! Я рад, что у вас все благополучно и что храните мои завещания и устав Валаамского монастыря, выработанный святыми отцами... Главные черты Валаама: труд, пост и неусыпаемая молитва... Получив ваше письмо и прочитав его, перекрестился и сказал: дай, Господи, терпение гонимым! Все это я переживал на своей спине... Мы были гонимы своим епископом, а после игуменом, у нас проводили новый стиль два раза... брожение увеличивалось, православный народ указывал — всё как на Валааме. Епископ, видя, что ошибся, хотел стиль старый вернуть, приехал на Валаам, стал допрашивать братию, все ли желают старый стиль. Все единодушно кричали: “Все”, а двое сказали: “Кровью подпишем”. Но игумен испугался и перешел на новый стиль, а нас всех на допрос и передал суду человек до 200... Брожение все увеличивалось, они выгнали 50 человек... Мой совет вам — храните веру, а все остальное Богом приложится, и будьте единодушны, чтобы не оказалось Иуды-предателя. Любящих Бога Господь никогда не оставляет. Писал я об этом о. Никандру. Он написал письмо и прислал карточку их монастыря, которую посылаю вам, а вы сами усматривайте, но знайте, что брожение будет все более увеличиваться». 5 марта 1970 г. подвижник писал сестрам Покровского монастыря: «Теперь же в России тоже идет подготовка к новому стилю, но в России он едва ли пройдет, народ сильно против нового стиля... Мы... были запрещены к служению, с нас сняли мантии и клобуки, а в Сербской Патриархии не обратили на это никакого внимания. У нас на Валааме был старец отец Онуфрий, который за несколько лет предсказал об этой буре, многим давал колпаки и подрясники и утешал, говорил, что, когда будете под запрещением, не унывайте... Мы писали во все стороны, все были сторонники наши, все не советовали переходить на новый стиль. Новый стиль ничего не давал, кроме раздора... Царство Божие и мир Божий в сердцах наших, а раз нет в сердце мира Христова, то там ад и волнение...» Схиигумен Сергий призывал как можно чаще прибегать к заступничеству Богородицы: «Молитесь Божией Матери и возьмите себе за правило читать “Богородице Дево, радуйся” по несколько раз, и Она вас не оставит...» За два года до своей кончины подвижник писал своим духовным чадам: «...я догораю, но на все воля Божия. Хотелось бы узнать судьбу вашу... Я, возможно, скоро отыду к своим предкам, не забывайте, егда молитесь». Скончался схиигумен Сергий 7/20 января 1973 г., в день Собора Крестителя Господня Иоанна Предтечи. По поводу его кончины Н.М. Дылевский, профессор Софийского университета, хорошо знавший схиигу- мена Сергия, писал игумении Покровского монастыря 23 января 1973 г.: «Дорогая матушка Серафима! Неожиданная весть о кончине приснопамятного схиигумена Сергия — добрейшего о. Германа — весьма меня огорчила и удручила... Уходят от нас последние достойные представители старого русского монашества, носители его лучших традиций, связанных с историческим прошлым Русской земли. Отодвигается в небытие и овеянный легендами старины знаменитый Валаам, завещавший вашей обители, при посредстве отца Германа, частицу своих песнопений и уставных обычаев, хранителем которых вы являетесь! Сие весьма промыслительно!.. Отец Герман ушел, но оставил свои добрые дела и светлую о себе память у всех его знавших. Да будет ему легка земля отечества, верным и преданным сыном которого он всегда себя чувствовал!»
БЕРЕГИ КАЖДЫЙ ЧАС... Иеромонах Никандр (Беляков) (1885-1978)
Иеромонах Никандр (в миру Николай Беляков) родился 30 ноября 1885 г. в Ярославской губернии в крестьянской семье. На Валаам поступил 15 марта 1904 г., где прошел все степени искуса: былтрудником, кафтанником. В послушники зачислен 26 июня 1912 г., а 3 апреля 1918 г. пострижен в малую схиму. О. Никандр имел от природы красивый, мелодичный голос, потому проходил на Валааме клиросное послушание, а также трудился при Архиерейском доме в городе Выборге. Выступая за старый стиль, вместе с другими насельниками-старостильниками был изгнан с Валаама 9/22 октября 1926 г. и обосновался в Сербии, в Миль- ковской русско-сербской мужской обители, где и был хиротонисан в сан иеромонаха. В 1933 г. он был определен в Леснинский женский монастырь в Хопове в качестве одного из духовников. В 1950 г. сестры Леснинской обители вместе с духовниками были вынуждены покинуть коммунистическую Югославию и перебраться во Францию: сначала — в Фурке, а затем — в Провемон, где обитель находится и по сей день. Там духовниче- ское служение иеромонаха Никандра благополучно продолжилось. «Все эти годы Господь сподоблял о. Никандра стоять на молитвенном посту подле чудотворной Леснинской иконы Пресвятой Богородицы, которая странствовала вместе с сестрами обители». Паломники, посещающие Леснинский монастырь во Франции, отмечали, что благообразный вид иеромонаха Никандра вызывал почтение. «Всякий богомолец найдет добрый и умный совет строгого пастыря и отрадное отдохновение для своей души. Оставив хотя на короткое время мирскую жизнь, богомольцы испытывают здесь благодатное чувство, помолившись перед чудотворным образом Леснинской Божией Матери». По вере богомольцев и по молитвам подвижника не раз случались чудесные исцеления. Как-то еще в Сербии, в конце Второй мировой войны, старик- серб привел в обитель своего лишившегося рассудка на войне сына. О. Никандр отслужил несколько молебнов Матери Божией, и юноша исцелился, стал душевно здоров и впоследствии благополучно создал семью. Известен еще случай исцеления некой Евдокии в 1951 г., страдавшей болезнью ног, от которой она несколько месяцев не спала по ночам. Врачи помочь ей не могли и сказали, что необходима серьезная операция. Евдокия решила поехать помолиться в Фурке к Леснинской иконе. Приехав, она попросила иеромонаха Никандра отслужить молебен перед иконой. Молитва подвижника до слез тронула сердце Евдокии. А после молебна о. Никандр ласково сказал ей: «Что же, Евдокиюшка, неси свой крестик безропотно. У всех нас есть свои кресты. Не ропщи на Бога». Потом батюшка дал ей ватку с маслом из лампады, горевшей пред чудотворной иконой, и сказал, чтобы на ночь она помазала больное место. Евдокия так и сделала и через два дня проснулась ночью словно от толчка и, к радости своей, обнаружила, что отек и боль исчезли. Всю свою долгую жизнь на чужбине иеромонах Никандр вел широкую переписку с валаамцами, разбросанными по всему миру. Писал он и в Сербию, и в Америку игумену Филимону, и в Африку архимандриту Варсонофию, и в Финляндию монаху Иувиану, и в Россию в Псково-Печерский монастырь. Имел подвижник переписку со многими духовными чадами, среди которых было немало деятелей литературы и искусства, находящихся в европейской эмиграции. Так, например, духовной дочерью старца была поэтесса Людмила Сергеевна Яковлева, талант которой в 1930-х гг. высоко ценил Иван Бунин. Часть писем о. Никандр написал ей в сти- «Раба Божия христолюбивая Людмила...
Внемли
Мчится время вперед, Час за часом идет Непреложно. И вернуть, что прошло, Никому невозможно, Ни за что невозможно. Береги каждый час, Их немного у нас Для скитанья, И клади на часы Вместо гирь на весы Покаянье. Приближает всех нас Каждый пройденный час Ближе к гробу. Помня этот удел, Накопляй добрых дел Понемногу. И отбрось суету, Не стремись ко греху Так беспечно. Но в юдоли земной Обновляйся душой К жизни вечной.
Поздравляю тебя с днем твоего Ангела. Господь Бог милосердный за святые молитвы твоей покровительницы мученицы Людмилы да сподобит тебя праздновать твои именины в здравии, мире духовном, радости и принятии Святых Таин; вся жизнь ваша семейная дабы была мирна, благополучна, благочестна, спасительна, в крепости веры православной.
Только в Боге Мы истинно счастье найдем И в небесном чертоге От бед и скорбей отдохнем. Слава и благодарение Господу Богу за все, А мне — монастырь Лесна...»
На открытке о. Никандр написал:
«Я верю: исчезнет проклятая свора Безбожных, жестоких властей. И милостью Бога воскреснет вера На благо русских людей...
Покайтесь и веруйте в Евангелие».
Иеромонах Никандр был духовным наставником не только мирян, но и монашествующих. Как пример его духовного руководства сестрами обители приведем здесь духовные заветы-наставления новопостриженным инокиням. «Христолюбивая новопостриженная монахиня А., Господь милосердный исполнил твое желание — ты облеклась в ризу спасения монашеских обетов. Будь же мужественна в сокровенных подвигах монашеского жития. Ты немощна душою и телом, но не унывай, а всецело на милость Божию уповай, да Царицу Небесную призывай!.. Главное в монашестве: отсечение своей воли, беспристрастие к себе, к лицам и вещам, смиренномудрие, мир и любовь святая ко всем, молчание, трезвение, воздержание и молитва — “царица добродетелей” — усердная, из глубины смиренно-покаянного сердца, и за все благодарение Господа Бога. Так спасайся... Аминь». «Рече Господь: Аще хощеши по Мне идти, возьми крест свой и по Мне гряди. Христолюбивая инокиня Е., Господь сподобил тебя принять рясофорное монашество. Он же, Милосердный, и поможет тебе в спасении души. Первая ступень к монашеству — это смиренное послушничество, как бы надо копать канавку для фундамента в трудах послушания, отсечения своей воли, смирения, сердечно-покаянной молитвы, мира, любви, молчания... Не сразу все усвоишь! Мир, плоть, диавол вооружаются против тебя. Начинается духовная брань. Мы грешны, немощны, но с нами милость и помощь Божия. Идут годы этой борьбы. Господь подкрепляет и вот возлагает на тебя рясофор, это преддверие к мантии, к обетам монашества. Господь Милосердный за молитвы Богоматери и Всех святых да укрепит тебя в сем святом звании, во спасение души твоей. Спасайся о Господе! Аминь». Часто подвижник для новоначальных сестер говорил: «В слове “послушница” никогда не забывай первую букву, чтобы не стать “ослушницей”». Леснинские монахини вспоминали, что в о. Никандре сочетались монашеская скромность и отцовская любовь. Он старался избегать праздного общения с женщинами, но очень любил общаться с молодежью. Матушка Мария Потапова из Вашингтона вспоминала, что, будучи маленькой девочкой, она впервые в жизни исповедовалась у о. Никандра, и этот светлый и мудрый старец в удивительно простых словах раскрыл перед ней всю глубину духовной жизни, о которой она ранее и не подозревала. Милостью Божией иеромонах Никандр прожил долгую жизнь. Тихо преставился он в 93-летнем возрасте 10 февраля 1978 г. и был погребен в месте своего многолетнего духовного подвига — в Леснинской обители.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сад, его же насади Отец Небесный на горах Валаамских, не искоренился, но принес плод обильный, хотя претерпел многие нападения и озлобления, и будучи обильно напоен благочестием, приносит и по сие время плод нескудный — мужей совершенных в жизни духовной. Благодатью Божией святая обитель возблагоухала вновь и теперь возрастает, укрепляется, множится и цветет, как крин сельный. Несмотря на сложность исторических обстоятельств, XX в. принес миру целую плеяду валаамских подвижников — «в самые трудные и суровые времена Русская Церковь не угасила в себе духа Христова». Валаамские старцы и подвижники стали продолжателями той традиции, которая сформировалась на Валааме благодаря их предшественникам в ХVIII-ХIХ вв. Они сохранили духовное преемство, передавая от старца к ученику опыт аскетической мудрости и молитвенного делания. Старцем на Валааме мог быть и настоятель (схиигумены Маврикий и Харитон), и человек, не имеющий священного сана (схимонахи Анастасий и Пионий), житель собственно монастыря (схиигумен Лука, иеромонахи Иустиниан и Памва) и насельник скита (схиигумен Иоанн, иеросхимонах Ефрем), пустынник (схиигумен Феодор, схимонахи Сисой и Николай), человек престарелый (монах Иосиф) и сравнительно молодой (инок Василий). Постепенно, особенно с переселением на Новый Валаам, старчество открывает себя миру: валаамские подвижники становятся духовниками многих мирских лиц, посещающих обитель, ведут с ними обширную переписку. Таковыми были схиигумены Харитон (Дунаев), Иоанн (Алексеев), Лука (Земсков), иеросхимонахи Ефрем (Хробостов), Михаил (Питке- вич), иеромонахи Евлогий (Федоров), Памва (Игнатьев) и другие. В XX в. валаамские старцы сохранили в своем монастыре традицию исихазма, практикуя ее в духовной жизни и описывая практику совершения «умного делания» в своих трудах. Схиигумены Феодор (Пошехов), Харитон (Дунаев), Иоанн (Алексеев), иеросхимонахи Михаил (Попов) и Михаил (Питкевич), схимонахи Сисой (Тепленев) и Николай (Монахов), монах Иосиф (Шорин) имели дар непрестанной сердечной молитвы и призывали своих учеников к «добродетельному преуспеянию, которое приводит к совершенному богоугождению». Наследие валаамских подвижников настолько велико, что, пожалуй, в этой книге рассматривается малая его часть. Благодаря сохранившимся в обилии материалам архива Ново-Валаамского монастыря Финляндии, открывается широкое поле для дальнейших исследований. По верному замечанию монахини Игнатии, «наследие это должно быть изучено и само по себе, и как сохраняющее опыт человеческого сердца, взыскавшего Бога, и главным образом в отношении тех живых и спасительных указаний, как в жизни земной обретать путь, ведущий к вечности».
ИЗ ДНЕВНИКОВ СТАРЦЕВ
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-21; Просмотров: 265; Нарушение авторского права страницы