Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Из книги «Шри Кришна Чайтанья»



Том 3. Часть 2.

 

Существует категорическое различие (1) между индивидуальной душой (дживой) и Богом, (2) между одной индивидуальной душой (дживой) и другой, (3) между материей и Богом, (4) между индивидуальной душой (дживой) и материей и (5) между одной формой материи и другой. Шри Мадхвачарья признает, что эти пять видов различий реальны.

Индивидуальные души (дживы) разделяются на три класса согласно тому, какова их изначальная природа: (1) знание и блаженство; (2) знание и блаженство с примесью страдания невежества; (3) чистые страдание и невежество. В начале материального творения индивидуальные души (дживы) наделяются физическими и ментальными телами согласно их действиям в предыдущем цикле (кальпе). Число индивидуальных душ (джив) бесконечно. Истинная природа души или способность обрести эту истинную природу вечна и неизменно принадлежит всем индивидуальным душам. Это главная причина любых усилий всякой индивидуальной души. Деятельность (карма), хотя и бренна, одновременно вечна в непрерывности своего потока. Прошлые поступки (карма), которым начала нет, — это вторая причина. И третья причина — усилия при совершении новых поступков. Все три причины зависят от Вишну, Господа материальной энергии (майи). Другими словами, Бог отводит индивидуальным душам их мирской путь посредством этих трех причин, но они не имеют над Ним власти, ибо Он — повелитель материальной энергии (майи). Освобождение (мукти) — это осознание своей истинной природы теми, кто наделен светлыми и просветляющими (саттвичными) качествами. Оно приходит после избавления от условного материального тела благодаря практике преданности. Это не случайное достижение, но дальнейшее утверждение души в своем естественном положении.

Две внешних материальных оболочки скрывают подлинную духовную природу души: (1) оболочка, созданная душой, и (2) оболочка, дарованная материальной энергией Бога (майей). Когда Бог благоволит, Он полностью уничтожает покров невежества, созданный душой, и удаляет ширму материальной энергии (майи). Это дар Господа. Вслед за этим душа получает возможность увидеть своим духовным зрением Высшую Личность, пребывающую в ее собственном сердце. Преданность, которая пробуждается после этого блаженного вúдения, — высшая или беспримесная, — и она лишена каких бы то ни было посторонних побуждений в форме физической активности (кармы) и т. д. Лишь благодаря преданности достигается благосклонность Бога. Это приводит к освобождению (мукти), то есть достижению стоп Вишну. А затем приходит настоящая, подлинная преданность, которая есть не средство, а цель. Начальная стадия этого процесса — с верой слушать из уст преданных (садху) слова писаний, прославляющие величие Бога.

Шри Мадхвачарья признает три вида доказательств: (1) непосредственное восприятие, (2) умозаключения и (3) откровения (агамы). Последние подразделяются на: (1) писания, не сотворенные никакой личностью, и (2) те писания, что были созданы личностями. К первой группе принадлежат Веды, такие как «Риг-веда» и т. д., Упанишады, формулы (мантры), что избавляют от деятельности ума, Брахманы, заключительная часть Веды (паришишта) и др. Ко второй группе относятся истории (Итихасы), дополнительные писания (Пураны), пятиступенчатое знание (панча-ратра) и др. Пураны и другие писания помогают в понимании истинного смысла Вед. Пураны бывают трех видов, а именно: (1) саттвика, (2) раджасика и (3) тамасика. Только саттвика Пураны, такие как «Шримад-Бхагаватам» и другие, принимаются как доказательство Истины. Если какие-либо части раджасика Пуран согласуются с утверждениями саттвика Пуран, их также можно признать в качестве доказательств. Те части раджасика Пуран, что выражают идеи, противоположные саттвичным воззрениям, были предназначены вводить в заблуждение атеистов (даитьев) и не должны признаваться праведными личностями. Тамасика Пураны были составлены, чтобы вводить в заблуждение злонамеренных личностей (даитьев). Все Пураны, если они поддерживают саттвичные взгляды, приемлемы в качестве доказательств.

Также интересны следующие воззрения Шри Мадхвачарьи. Слуга (вайшнав) Вишну, всепроникающего Господа, — самое возвышенное из всех живых существ (джив). Следует поклоняться только Вишну. Любое поклонение другим богам запрещено. Произнесением Имени Хари можно достичь всего. Вайшнав, даже если он происходит из семьи чандала, почитаем всеми. Следует служить вайшнаву с усердием и в его адрес нельзя допускать оскорблений. Брахман узнается по честности, шудра по двуличности поведения.

Шри Чайтанья — ученик-преемник Шри Мадхвачарьи и, в конечном счете, Шри Брахмы, изначального основателя, в чью честь община (сампрадая) именуется Брахма-сампрадаей. Порядок духовной преемственности (амнаи) от Шри Брахмы до настоящего времени, как он сохранился в Брахма-Гаудия-cампрадае следующий: (1) Шри Кришна, (2) Брахма, (3) Нарада, (4) Вьяса, (5) Мадхва, (6) Падманабха, (7) Нрихари, (8) Мадхава, (9) Акшобхья, (10) Джаятиртха, (11) Гьянасиндху, (12) Даянидхи, (13) Видьянидхи, (14) Раджендра, (15) Джаядхарма, (16) Пурушоттама, (17) Вьясатиртха, (18) Лакшмипати, (19) Мадхавендра Пури, (20) Ишвара (Адвайта, Нитьянанда), (21) Шри Чайтанья, (22) (Сварупа, Санатана) Рупа, (23) (Джива) Рагхунатх, (24) Кришнадас, (25) Нароттам, (26) Вишванатх, (27) (Баладев) Джаганнатх (28) (Бхактивинод) Гауракишор, (29) Шри Бхактисиддханта Сарасвати Шри Варшабханавидайитадас. Все они — парамахамсы и чистые слуги Шри Чайтаньи. Автор этих строк лишен всяких способностей к служению и стремится к тому, чтобы его ум смиренно сосредоточился на лотосоподобных стопах Шри Гуру Шри Сиддханты Сарасвати Тхакура. Шри Гуру и его спутники одарили меня милостью, хоть я и недостоин ее.

Взгляды четырех основателей-ачарьев соответствующих вайшнавских общин (сампрадай), кратко упомянутые выше, находятся в столь близкой и органичной связи с учением Шри Чайтаньи и друг с другом, что лучше всего показать их отношения в ходе повествования и в соответствующем месте, в свете философии Шри Чайтаньи, которая, как я уже заметил, примиряет, гармонизирует и улучшает их. Сейчас для наших целей будет достаточно сказать в отношении этих четырех школ, что система Шри Чайтаньи, хоть и не тождественна ни одной из них, целиком или частично признает особое совершенство каждой в определенных деталях. Так, например, Шри Чайтанья в большей или меньшей мере признает идею Мадхвы о том, что вечная особая форма Божества — это воплощение полного бытия, абсолютного знания и все-блаженства (сач-чид-ананда нитья виграха); постулаты Рамануджи о божественной энергии, принцип чистой недвойственности и принцип Бога, гласящий, что «всё — Его собственность»; а также вечный дуалистический монотеизм Нимбарки, последний из которых был усовершенствован Шри Чайтаньей до подлинно научной истины, учения о непостижимом одновременном различии и единстве.

Шри Чайтанья предпочел общину (сампрадаю) Брахмы, к которой принадлежал и Шри Мадхвачарья, другим вайшнавским школам и стал ее учеником. Это объясняется так: выдвинутое Шри Мадхвачарьей учение о чистом различии, — в котором проводится трехстороннее четкое и неизменное различие между Богом, индивидуальной душой (дживой) и материальным миром, а также признается их вечное отделенное существование, — удерживает все индивидуальные души (дживы) очень понятным и открытым образом на большом расстоянии от заражения болезнью абсолютного монизма. Эта противоположная крайность [абсолютный монизм] является эмпирическим отрицанием сути всех теистических идей, лишь выдающая себя за теизм и предлагающая коварные соблазны, которым так легко склонны поддаться большинство мирских людей. Мы вернемся к этому важному вопросу в подходящей статье.

Именно эмпирики ответственны за происхождение нынешнего представления о том, что теизм — это продукт определенного этапа материальной цивилизации в ее прогрессивном движущемся вперед развитии. В следующей главе нашей целью будет доказать, что подобные воззрения противоположны всему историческому опыту. Без сомнения, верно, что те, кто придерживается идеи откровения, не признают того, что теория эволюции в ее нынешнем виде применима в отношении духовных вопросов, потому как она не признает существования никакой другой сущности, кроме материи и ума. Между историей духовной эволюции и прогрессом материальной цивилизации существует определенная связь — материальный прогресс лишь приводит к упадку духовности и при этом не является ее причиной. Этот прогресс служит одной цели: выявить тот аспект духовной эволюции, который был бы наиболее понятен ей самой на этом этапе. Материалистичные эволюционисты совершенно упускают это различие из виду и делают это не без помощи историков так называемой критической школы, которые предпринимали попытки трактовать духовные события. Трансцендентный аспект теизма — древнейшее из известных истории явлений, и, рассуждая философски, он не мог развиться из эмпирического сознания.

…………………………………..

Переводчик: Ниламбари д.д.
Редакторы: Ашутош Кришна д., Традиш д.

 

«Прабхупада Шикшамрита»


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-21; Просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь