Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Шри Гаудия-вайшнава сампрадая относится к преемственности Шри Мадхвы



 

Последователи Шри Чайтаньи Махапрабху считают, что Шри Гаудия-вайшнава-сампрадая является частью Брахма-Мадхва-сампрадаи и действует на основе принципа гуру-парампары. Об этом говорят все выдающиеся Гаудия-вайшнава-ачарьи, такие, как Шрила Гопал Бхатта Госвами, Шри Кави Карнапур и Гаудия-веданта-ачарья Шрила Баладев Видьябхушан. Таким образом, Гаудии считают себя ветвью Шри Мадхва-сампрадаи. Вайшнава-ачарьи, такие, как Шрила Джива Госвами, Шри Кришнадас Кавирадж Госвами, Шрила Вишванатх Чакраварти Тхакур, Шрила Бхактивинод Тхакур и Джагадгуру Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупад придерживались такого же мнения. Однако сейчас распространилось мнение о том, что Шри Гаудия-вайшнава-сампрадая является самостоятельной сампрадаей, основанной Шри Чайтаньей Махапрабху.

Шри Сундарананда Видьявинод и Шри Ананта Васудев, выступившие против своего Гуру Шрилы Прабхупады Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, а также их сторонники попытались доказать, что сампрадая Шримана Махапрабху не является частью Шри Брахма-Мадхва-Гаудия-сампрадаи и принадлежит к сампрадае имперсоналистов адвайта-вади. Сначала Шри Сундарананда Видьявинод Маходой в своей книге «Ачарья Шри Мадхва» согласился с тем, что сампрадая Махапрабху является ветвью Шри Мадхва-сампрадаи, но впоследствии отказался от своего мнения. В своей следующей книге «Ачинтья-бхедабхеда» он предпринял безуспешную попытку доказать, что Шри Гаудия-сампрадая является независимой сампрадаей, и привёл аргументы в пользу этого утверждения. Парамарадхья Шри Шримад Бхактипрагьяна Кешава Госвами Махарадж, словно лев, повергающий слоноподобных безбожников, написал статью «Ачинтья-бхедабхеда», где на основе священных писаний опроверг аргументы, приведенные в книге Сундарананды Видьявинода. Эта статья была опубликована в нескольких номерах «Шри Гаудия-патрики» на бенгали и «Шри бхагават-патрики» на хинди. Теперь мы вкратце приведем некоторые из представленных аргументов и их опровержение. Наиболее известные в настоящее время два аргумента Шри Сундарананды Видьявинода состоят в следующем:

Аргумент 1: «Согласно «Шри Чайтанья-чаритамрите» и «Шри Чайтанья-чандродая-натаке», Шри Чайтаньядев получил санньяса-вешу у кеваладвайта-вади-санньяси Шри Кешавы Бхарати и называл себя майавади-санньяси. Кроме того, Пракашананда Сарасвати — гуру многих майавади-санньяси в Каши — также считал Его майавади-санньяси».

кешава-бхаратира шиишйа, тахе туми дханйа

сампрадийика саннйаси туми, раха эи граме

Сарвабхаума Бхаттачарья придерживался такого же мнения:

бхарати-сампрадайа эи хойена мадхйам

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 6.72)

Опровержение: Этот аргумент не имеет под собой никаких оснований по следующим причинам.

Сначала джива осознает, что ее материальное бытие в круговороте рождения и смерти бессмысленно и приносит ей только страдания, и к ней приходит понимание, что служение лотосным стопам Бхагавана является для нее самым великим благом. Если ей на самом деле повезет, она примет дикшу и шикшу у духовного учителя, который обладает полным знанием шабда-брахмы, который осознал Бхагавана и не привязан к удовлетворению чувств. Тогда джива войдет в область парамартхи, т.е. осознает свою наивысшую духовную цель.

Шри Чайтанья Махапрабху в Своей нара-лиле (деяниях, подобных человеческим) отправился в Гайя-дхаму, чтобы совершить питри-шраддху на благо своего почившего отца. В Гайе Он всецело предался лотосным стопам Шри Ишвары Пурипада, которого можно сравнить с ростком на древе желаний премы. Корнем этого древа был Шри Мадхавендра Пури, а Шри Ишвара Пури был его выдающимся расика-и бхавука-учеником.

 

прабху боле гайа йатра сапхала амара

йатра кхане декхилан чарана томара

(«Шри Чайтанья Бхагавата», Ади, 17. 50)

самсара-самудра хойте уддхараха море

эи ами деха самарпилан томаре

«кршна-пада-падмер амрта-раса

пан амаре карао туми» — эи чахи дан

ара дине нибхрте ишвара-пури-стхане

мантра-дикша чахилен мадхура-вачане

(«Шри Чайтанья Бхагавата», Ади, 17. 54–55, 105)

табе тана стхане шикша-гуру нарайан

корилена дошакшара-мантрера грахан

(«Шри Чайтанья Бхагавата», Ади, 17.107)

Как описывается в «Шри Чайтанья Бхагавате», Шри Нимай Пандит отдал свое сердце Шри Ишваре Пури. Он молил его о дикша-мантре, чтобы обрести свободу от материального бытия и достичь премы, любви к Шри Кришне. Шри Пурипад с радостью дал ему дикша-мантру, состоящую из десяти слогов.

Через некоторое время Шри Нимай Пандит получил в Катве санньяса-вешу от адвайта-вада-санньяcи Шри Кешавы Бхарати и, обезумев от премы, сразу отправился во Вриндаван. Он шёл по землям Радхадеша, повторяя шлоку из «Шримад-Бхагаватам».

етам са астхайа паратма-ништхам

адхйаситам пурватамаир махаршибхих

ахам таришйами дуранта-парам

тамо мукундангхри-нишевайаива

(«Шримад-Бхагаватам», 11.23.57)

«Служа лотосным стопам Шри Кришны, Я без труда преодолею безбрежный океан невежества. Этому учат великие риши древности, утвердившиеся в преданности Мукунде».

прабху кохе — садху еи бхикшура вачан

мукунда севана-врата койло нирдхаран

паратма-ништха-матра веша-дхарана

мукунда-севайа хойа самсара-тарана

сеи веша койло, эбе врндавана гийа

кршна-нишевана кори нибхрте босийа

«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 3.7–9

Приняв санньясу, Махапрабху сказал: «Обет служить Шри Кришне, который дают триданди-бхикшу, является истинным, поскольку они подкрепляют его принятием веши. Отказавшись от привязанности к материальным объектам чувств, человек принимает вешу, чтобы обрести паратма-ништху, полную преданность лотосным стопам Шри Кришны. Я принял вешу и теперь отправляюсь во Вриндаван служить лотосным стопам Кришны».

В упомянутом стихе выражение паратма-ништха-матра веша-дхарана заслуживает особого внимания. Оно свидетельствует о том, что Махапрабху принял вешу от Шри Кешавы Бхарати только потому, что это было благоприятно для развития бхагавад-бхакти. Он никогда не принимал мантры или доктрины адвайта-вады. Напротив, всю свою жизнь Он опровергал кеваладвайта-ваду и выводы философии майавады. Очевидно, что Шри Чайтанья Махапрабху признавал Своим гуру только Шри Ишвару Пурипада, поскольку всю жизнь проповедовал полученное от него шуддха-бхакти. Шри Мадхавендра Пурипад и Шри Ишвара Пурипад при-надлежат к Мадхва-сампрадае, поэтому Шри Чайтанья Махапрабху и Его последователи, Гаудия-вайшнавы, также относятся к Мадхва-сампрадае. Более того, Его спутники, участники Его лил — такие как Шри Нитьянанда Прабху, Шри Адвайта Прабху, Шри Пундарика Видьянидхи, Брахмананда Пури и другие — также являются последователями Шри Мадхва-сампрадаи, поскольку все они находятся в линии Шри Мадхавендры Пури.

Шриман Махапрабху всегда почитал учеников Шри Мадхавендры Пури как своих гуру, а к ученикам Шри Ишвары Пури относился как к своим духовным братьям. Гуру агйа хойа авичаранийа: «Не следует рассуждать о том, правильное ли указание дал гуру».

В соответствии с этим утверждением Он принял Говинду в качестве Своего слуги. Этот факт доказывает, что Ишвара Пури был Его гуру.

Допустим, мы согласны с мнением противоположной стороны (только чтобы представить собственный аргумент), и Махапрабху на самом деле является кеваладвайта-вади-санньяси. Тогда, если следовать логике наших оппонентов, Мадхва Ачарья также является кеваладвайта-вади-санньяси, поскольку известно, что он принял санньясу у Ачьютапрекши, кеваладвайта-вади-санньяси. Почему же Шримана Махапрабху невозможно причислить к Мадхва-сампрадае, если оба они приняли адвайта-вада-сампрадаю Шанкары? Тем более что по традиции и правилам Шанкара-сампрадаи Шри Мадхва Ачарья принял эка-данду (посох из одной палки, символ отречения), и Шри Чайтанья Махапрабху последовал его идеальному примеру, приняв эка-данда-санньясу от Шри Кешавы Бхарати, санньяси Шанкара-сампрадаи. Таким образом, становится ясно, что Гаудия-вайшнавы относятся к преемственности Шри Мадхва Ачарьи.

Аргумент 2: «Гаудия-вайшнава-ачарья Шри Джива Госвами в своих книгах, таких, как «Таттва-сандарбха» или «Сарва-самвадини», не упоминает о связи Гаудия-сампрадаи и Мадхва-сампрадаи. Эту идею привнес Шри Баладев Видьябхушан, который сначала получил посвящение в Мадхва-сампрадае, а впоследствии присоеди-нился к Гаудия-сампрадае. Однако у него сохранилась естественная склонность к Мадхва-сампрадае, и потому он упомянул о ней в своём комментарии к «Таттва-сандарбхе». Таким образом, он был необъективен в этом вопросе. В своей «Прамея-ратнавали» он описал гуру-парампару, включив Шри Чайтанью Махапрабху и Его сампрадаю в Шри Мадхва-сампрадаю».

Опровержение: Эти обвинения абсолютно беспочвенны и являются плодом измышлений. В действительности Джива Госвами признавал таттва-ваду Шри Мадхвы Ачарьи (который является гуру таттва-вады) и опирался на его выводы в своих книгах, таких, как «Таттва-сандарбха», «бхагават-сандарбха» и др. Кроме того, приводя те или иные доказательства, он цитировал основополагающие праманы, или шлоки, таттва-вады, такие, как ваданти тат таттва-видас таттвам («Ш-Б», 1.2.11).

Среди ачарьев четырех вайшнава-сампрадай только Мадхву Ачарью называют таттва-вади. Поскольку Шри Джива Госвами провозгласил принцип таттва-вады, вайшнавы Мадхва-Гаудия-сампрадаи являются таттва-вади. В третьей шлоке мангалачараны (вступительной молитвы) к «Таттва-сандарбхе» Шри Джива Гос-вами прославляет своего гуру Шри Рупу Госвами и парам-гуру Шри Санатану Госвами, называя их таттвагьяпако (т. е. ачарьи, которые провозглашают таттву). Подобным же образом и Шри Баладев Видьябхушан Прабху, лучший среди вайшнава-ачарьев, называет Шри Рупу и Шри Санатану таттвавид-уттамо (самыми возвышенными среди знатоков таттвы) в своём комментарии на ту же шлоку.

Таким образом, Шри Джива Госвами выражает почтение Шри Мадхва Ачарье, а Баладев Видьябхушан следует его примеру. Баладев Видьябхушан Прабху не проявляет особой привязанности к Мадхва Ачарье, наоборот, в сравнении с Дживой Госвами он прославляет Шри Рупу и Санатану даже больше, чем это делает Джива Госвами. Несомненно, Шри Баладев Видьябхушан находится в амная-дхаре (трансцендентной преемственности сиддханты), другими словами, в парампаре Шри Гоуры-Нитьянанды и Шрилы Дживы Госвамипада, Их непосредственного последователя. С точки зрения бхагават-парампары Шри Баладев Видьябхушан представляет собой девятое поколение после Шри Нитьянанды Прабху, а с точки зрения панчаратрика-парампары — восьмое. Панчаратрика-парампара, в которой пришел Баладев Видьябхушан, выглядит следующим образом: Шри Нитьянанда, Шри Гоуридас Пандит, Хридой Чайтанья, Шьямананда Прабху, Расикананда Прабху, Наянананда Прабху и Шри Радха-Дамодара. Шри Баладев Прабху был посвященным учеником Шри Радха-Дамодары и выдающимся шикша-учеником Шри Вишванатха Чакраварти.

Историки говорят, что среди всех представителей многоветвистой Мадхва-сампрадаи Баладев был самым блистательным и широко известным знатоком писаний. Среди всех сампрадай Индии ему не было равных в логике и знании Веданты и шастр, таких, как Пураны и итихасы. Он действительно провел некоторое время в главном храме Мадхва Ачарьи в Удупи и изучил его комментарий к Веданте, однако Шри Гаудия-сампрадая оказала на него более сильное влияние, чем Мадхва-сампрадая.

Естественно, что великие мудрецы, которым поклоняется мир и которые дают наставления величайшим среди наставников, идут по стопам вайшнава-ачарьев могущественной Мадхва-Гаудия-сампрадаи. Шри Баладев внимательно изучил комментарии Мадхвы, а также Шанкары, Рамануджи, Бхаскара Ачарьи, Нимбарки, Валлабхи

и других. Нелогично утверждать, что поскольку он изучал их философские труды, он принадлежит ко всем этим сампрадаям.

Во многих своих произведениях, таких, как «Говинда-бхашья», «Сиддханта-ратнам», «Прамея-ратнавали», и комментарии на «Таттва-сандарбху», Шри Баладев Прабху описывает исторические события и цитирует выводы предыдущих Гаудия-вайшнава-ачарьев. Тем самым всем философам мира он дает возможность понять, что Шри Гаудия-вайшнава-сампрадая принадлежит к Мадхва-сампрадае. Поэтому философы Востока и Запада, древние и современные, в почтении склоняли и склоняют свои головы перед Шри Баладевом Видьябхушаном Прабху и единодушно соглашаются с его взглядами и философскими выводами.

Шри Вишванатх Чакраварти послал Шри Баладева Видьябхушана в Галата Гадди (Джайпур) защитить честь Гаудия-вайшнава-сампрадаи перед пандитами Шри-сампрадаи. Ведя дискуссию на основе священных писаний, Шри Баладев одержал победу над своими противниками. История не приводит иного мнения об исходе этой дискуссии. Разве недостаточно факта, что Шри Вишванатх Чакраварти Тхакур лично вдохновил своего шикша-ученика Баладева Видьябхушана доказать, что Гаудия-вайшнавы принадлежат к линии Мадхва Ачарьи? Сопровождать Шри Баладева и помогать ему Шрила Вишванатх Чакраварти Тхакур попросил своего дикша-ученика Шри Кришнадева Сарвабхауму. Если бы не старость и немощь, Шри Чакраварти Тхакур, несомненно, сам отправился бы в Джайпур положить конец спору на тему сампрадаи и провозгласил бы те же выводы, что и Шри Баладев Видьябхушан. Необоснованным остается утверждение, что Шри Баладев Видьябхушан прежде был ачарьей или учеником в Мадхва-сампрадае. На этот счет существуют лишь выдуманные суждения и неподтвержденные слухи.

Наши оппоненты утверждают, что Шрила Джива Госвами не упоминает в своих произведениях о том, что Гаудия-вайшнавы принадлежат к Мадхва-сампрадае. Подобное утверждение, порожденное невежеством, в высшей степени абсурдно. Несколько раз в «Таттва-сандарбхе» Шрила Джива Госвами упоминает о своей причастности к линии Мадхвы. Более того, «Шат-сандарбху» он составлял, обращаясь к книгам ачарьев Шри Мадхва-сампрадаи, таких, как Виджаядхваджа, Шри Брахманья Тиртха и Вьяса Тиртха. Из их трудов он собрал множество доказательств из писаний. Несомненно, он неоднократно цитировал также Шри Рамануджу Ачарью и Шридхара Свамипада, но при этом не считал их предыдущими ачарьями Шри Гаудия-сампрадаи. Шри Джива Госвами цитировал даже мудрецов других философских школ, таких, как Капила и Патанджали, если их утверждения были в пользу бхакти. Однако этот факт не свидетельствует о его принадлежности к их сампрадаям. Опираясь на взгляды одного из ачарьев четырех вайшнава-сампрадай, можно провозгласить тот или иной аспект сиддханты, но подобный факт не делает человека последователем сампрадаи. Его можно причислить к сампрадае, если он согласен со взглядами не только ачарьи этой сампрадаи, но и всех его преемников последующих поколений. В противном случае этого делать нельзя.

Приведем цитату Шрилы Дживы Госвами на эту тему:

атра ча сва-даршитартха-вишеша-праманйайаива. на ту

шримад-бхагавата-вакйа-праманйайа праманани шрути-

пуранади вачанам йатха дрштам эводахарани йани. квачит

свайам адрштакарани ча таттва-вада-гурунамадхуниканам

шримач чханкарачарйа шишйатам лабхва ’пи шри бхагава-

тапакшапатена тато виччхидйа, прачура-прачарита

вайшнаватама-вишешанам дакшинади-дешавикхйата-

«шишйопашишйа-бхута» — «виджайадхваджа» — «джайа-

тиртха» — «брахманйа-тиртха» — вйаса-тиртхади-веда-

ведартха видвадваранам «шри-мадхвачарйа-чаранам»

бхагавата татпарйа-бхарата-татпарйа, брахма-сутра-

бхашйадибхйах сангрхитани. таишчаирамуктам бхарата татпарйе. (2.1.8)

шастрантарани санджанан ведантасйа прасадатах

деше деше татха грантхан дрштва чайва пртхаг видхан

йатха са бхагаван вйасах сакшан нарайанах прабхух джагада

бхаратадйешу татха вакшйе тадикшайа ити

«Таттва-сандарбха», 97–98

татра тадуддхата шрутиш чатур веда шикхадйа, пуранан

ча гарудадинам сампрати сарватра-прачарадрeпамамшади-

кам; самхита ча махасам хитадика; тантраu ча тантра

бхагаватам брахма таркадикам ити гйейам.

«Я [Джива Госвами] процитировал в «Шат-сандарбхе» разные подлинные писания, исключительно чтобы доказать истинность моих собственных толкований или мнения, выраженного в этом произведении. «Шримад-Бхагаватам» не нуждается в доказательствах со стороны, поскольку как Веды доказывает сам себя (сва-тах-прамана). В «Шат-сандарбхе» я процитировал в качестве доказательства тексты из шрути, смрити, Пуран и т.д. в том же виде, как я их прочитал. Кроме того, я, будучи таттва-вади, привел в своей «Таттва-сандарбхе» аргументы предыдущих ачарьев из традиции таттва-вады, не видя изначальных текстов. Мои предше-ственники в традиции таттва-вади, такие, как Шри Мадхавендра Пури, приняли шишьятву [ученичество] у Шри Шанкарачарьи, получив санньясу у ачарьев Шанкара-сампрадаи. Однако они были настолько привязаны к Бхагавану, что доктрины Шанкары не оказали на них влияния. Они широко проповедовали учение вайшнавов, подробно разработанное ачарьями. Ученики первого и второго поколения прославленного Ананда-тиртхи, а именно Виджаядхваджа, Брахманьятиртха и Вьясатиртха, собрали доказательства из таких писаний, как «бхагават-татпарья», «Бхарата-татпарья» и «Брахма-сутра-бхашья», составленных Шриманом Мадхва Ачарьей, лучшим из знатоков Вед, постигших их сокровенный смысл.

В своей «Бхарата-татпарье» Шриман Мадхва Ачарья писал: «По милости Веданты и Упанишад я установлю сиддханту, поскольку я постиг сокровенный смысл многих шастр. Я изучил разные писания разных стран, и я почтительно склоняюсь перед сиддхантой, содержащейся в текстах «Махабхараты», написанной Шри Кришна Дваипаяна Ведавьясой, прямым проявлением Нараяны».

Я [Джива Госвами] составляю «Таттва-сандарбху» согласно упомянутым выше утверждениям Шримана Мадхвы Ачарьи. Я принимаю не только то, что он цитировал, но и то, что соответствует его учению, хотя я не видел многие первоначальные тексты, в том числе тантры, такие, как самхита и маха-самхита, тантра-бхагавата и брахма-тарка».

Приведенная цитата доказывает, что Шри Джива Госвами считал Шримана Мадхва Ачарью единственным предшествующим ачарьей Гаудия-сампрадаи. В отношении Рамануджа Ачарьи или Шридхара Свамипада он не делал столь ясных заявлений. Нужно также отметить, что он принимал во внимание только взгляды учеников и праучеников Мадхва Ачарьи и никакого другого сампрадая-ачарьи. У Шри Рамануджа Ачарьи, также как и у Шридхара Свами, было много учеников и праучеников, но Джива Госвами не упоминал их имена. Что говорить о Нимбарка Ачарье — в трудах Дживы Госвами нет и намека о его существовании.

Кроме того, здесь мы представляем и другие аргументы оппонентов вместе с ответами на них.

Аргумент 3: «Шрила Джива Госвами в мангалачаране к «Сарва-самвадини» описал славу Шримана Махапрабху. В этой молитве он назвал Махапрабху сва-сампрадайа-сахасрадхидайва (вечно главенствующим Божеством многих тысяч основанных Им сампрадай). Как возможно включать Его в другую сампрадаю? Он является основателем независимой Гаудия-сампрадаи».

Опровержение: Это смешной аргумент. Упомянутая шлока из мангалачараны «Сарва-самвадини» звучит следующим образом:

дурлабха-према-пийушаганга-праваха-сахасрам сва-сам-

прадайа-сахасрадхидайвам шри кршна чайтанйадева

наманам шри бхагавантам

Шри Сундарананда Видьявинод и его сторонники переводят выражение сва-сампрадайа-сахасрадхидайвам в этой шлоке как «главенствующее Божество многих тысяч сампрадай, основанных Шриманом Махапрабху». Однако примечательно, что Шриман Махапрабху вовсе этого не делал. Он основал одну сампрадаю под названием Шри Мадхва-Гаудия-вайшнава-сампрадая. Таким образом, интерпретация наших оппонентов далека от истины.

Шри Расикамохан Видьябхушан Маходой объяснил выражение сва-сампрадайа-сахасрадхидайвам как «главенствующее Божество Своей сампрадаи». Такое толкование приемлемо, и с ним соглашаются все Гаудия-вайшнавы. Можно спросить: «Шриман Махапрабху — это Сваям Бхагаван, Сам Шри Кришначандра. Разве должен Сваям Бхагаван Гоурачандра принимать гуру и получать дикшу и шикшу?» Ответ таков: «Да, в этом есть необходимость в нара-лиле Шри Бхагавана (деяниях, подобных человеческим)». Шри Рамачандра явил эту лилу, приняв дикшу и шикшу у Васиштхи Муни, Шри Кришна — у Сандипани Муни, а Шриман Махапрабху — у Ишвары Пурипада. Однако подобные деяния не влияют на их бхагаватту (божественность). Сваям Бхагаван совершает их только для того, чтобы дать миру определенные наставления.

То же самое можно сказать и о Шримане Махапрабху: будучи причисленным к какой-либо сампрадае, Он не утрачивает свою таттву. Дело основания сампрадаи не входит в обязанность Бхагавана, поскольку это делают Его преданные. История показывает, что основателями сампрадай становятся Вишну-шакти, или слуги Вишну. Конечно, Шри Бхагаван является вечным олицетвореним санатана-дхармы, которую Он Сам устанавливает. Об этом говорят сами писания: дхарман ту сакшат бхагават пранитам («Ш-Б», 6.3.19); дхармо джаганнатхах сакшат нарайанах («Махабхарата», Шанти-парва, 348.54). Однако утверждение акарта чаива карта ча карйам каранам эва ча («Махабхарата», Шанти-парва, 348.7) свидетельствует, что Бхагаван не вовлекается в дело основания сампрадаи, а делает это через Своих полномочных представителей. В противном случае Брахма-, Рудра-, Санака- и Шри-сампрадаи носили бы названия «Васудева-сампрадая», «Санкаршана-сампрадая», «Нараяна-сампрадая».

Аргумент 4: «Путешествуя по Южной Индии, Шриман Махапрабху посетил Удупи. В беседе с таттва-вади-ачарьей из сампрадаи Шри Мадхва Ачарьи Махапрабху опроверг выводы таттва-вади, поэтому Его нельзя причислить к сампрадае Мадхвы».

Опровержение: Речь идет об опровеждении позднейших искажений философии таттва-вады в Мадхва-сампрадае, а не идей Мадхва Ачарьи на предмет шуддха-бхакти. Читатель поймет это, взглянув на следующий отрывок из «Шри Чайтанья-чаритамриты» (Мадхья, 9.276–277):

прабху кохе — карми, гйани — дуи бхакти-хина

томара сампрадайе декхи сеи дуи чинна

сабе, эка гуна декхи томара сампрадайе

сатйа-виграха кори’ ишваре корохо нишчойе

«У карми и гьяни нет преданности, тем не менее, вы почитаете и тех, и других. Однако ваша сампрадая отличается великим достоинством — вы признаете, что Бхагаван обладает формой, шри виграхой, и поклоняетесь Нритья-Гопалу, который есть не кто иной как Сам Враджендра-нандан Кришна».

Таким образом, Шриман Махапрабху отвергал искажения, со временем проникшие в Мадхва-сампрадаю, а не взгляды Мадхва Ачарьи относительно шуддха-бхакти или другие его выводы, содержащиеся в его комментариях. Наоборот, такие произведения [Шрилы Дживы Госвами], как «Таттва-сандарбха» и «Сарва-самвадини», основаны на идеях Шри Мадхвы, его учеников и праучеников. В этой связи нужно отметить, что разница между сампрадаями определяется не отдельными расхождениями по каким-то вопросам, а теорией, объясняющей основной объект поклонения.

 

Аргумент 5: «Учение Мадхва Ачарьи содержит следующие особые положения: (а) освобождения достигают только брахманы, родившиеся в династии брахманов; (б) среди преданных главными являются полубоги (дэвы); (в) только Брахма растворяется в Вишну; (г) Лакшмиджи принадлежит к категории дживы; (д) гопи принадлежат к категории апсар Сварги. Однако по мнению Шри Чайтаньи Махапрабху и следующих за ним вайшнава-ачарьев, данные взгляды Мадхвы противоречат принципам шуддха-бхакти. В таком случае, зачем Шри Чайтаньядеву принимать Мадхва-сампрадаю? Каким образом ачарьи Его Гаудия-сампрадаи принадлежат к Мадхва-сампрадае

Опровержение: В Галта Гадди Шри Баладев Видьябхушан на основе шастр и неопровержимой логики разбил эти аргументы. Он процитировал заключительные утверждения Шри Мадхва Ачарьи и его учеников и праучеников, таких, как Виджаядхваджа, Брахманья Тиртха и Вьяса Тиртха. Свои аргументы Шри Баладев Видьябхушан изложил в таких своих книгах, как комментарий на «Таттва-сандарбху», «Говинда-бхашья», «Сиддханта-ратнам» и «Прамея-ратнавали», доказав тем самым, что Шри Гаудия-сампрадая принадлежит к Мадхва-сампрадае.

На собрании в Галта Гадди Баладев доказал, что Мадхва считал Лакшмиджи возлюбленной супругой Вишну. Мадхва учил, что духовное тело Лакшми состоит из знания и блаженства и что Она, подобно Вишну, не испытывает таких страданий, как например, пребывание вочреве матери. Всепроникающая, как и Вишну, Она предстает в бесчисленных образах и предается наслаждениям вместе с бесчисленными образами Вишну. Лакшмиджи сопровождает любую аватару Вишну в качестве Его прекрасной супруги.

Подобно Вишну, Лакшмиджи обладает многочисленными именами и образами (Шри Мадхва, «Брихад-араньяка бхашья», 3.5). Более того, Лакшмидеви — это покорное Вишну воплощение полного знания. Она занимает более высокое положение, чем Чатурмукха Брахма, и гораздо искуснее его. Она принимает форму многочисленных украшений на теле Бхагавана, проявляет все необходимое для удовольствия Вишну, то есть Его постель, сидение, трон, украшения и т.д. (согласно толкованиям Мадхва Ачарьи на «Брахма-сутру» 4.2.1, что подтверждает «Шримад-Бхагаватам» 2.9.13). Шри Мадхва никогда не говорил, что Лакшмиджи относится к категории дживы. То же самое можно сказать об остальных идеях наших оппонентов: что только брахманы достигают освобождения, что полубоги (дэвы) являются главными среди преданных, что только Брахма растворяется в Вишну и т.д. — подобные утверждения чужды Мадхва-сампрадае. Шрила Бхактивинод Тхакур в своей книге «Учение Шримана Махапрабху» объяснил, почему Шри Чайтанья Махапрабху принял Мадхва-сампрадаю: «Шри Джива Госвами описал подлинные качества глашатая истины и доказал истинность Пуран. В итоге он показал, что лучшим доказательством является «Шримад-Бхагаватам». Критерии, позволившие сделать подобное утверждение, он приложил также к писаниям, признанным Брахмой, Нарадой, Вьясой, Шукадевой и впоследствии Виджаядхваджей, Брахманьятиртхой, Вьясатиртхой и Шриманом Мадхва Ачарьей — их таттва-гуру. Следовательно, эти писания можно относить к категории подлинных».

Таким образом, очевидно, что Брахма-Мадхва-сампрадая представляет собой преемственность гуру-пранали Гаудия-вайшнавов, которые идут по стопам Шримана Махапрабху. Это подтвердил Кави Карнапур в своей «Гоура-ганоддеша-дипике», описав гуру-парампару, и Шри Баладев Видьябхушан, комментатор «Веданта-сут-ры», признает эту преемственность. Несомненно, те, кто не соглашается с данной точкой зрения, являются настоящими врагами Шри Чайтаньи Махапрабху и Гаудия-вайшнавов.

Концепция бхедабхеда, или двайтадвайта, которую проповедовал Нимбарка, является неполной. Только благодаря учению Шри Чайтаньи Махапрабху эта концепция, принятая во всем сообществе вайшнавов, достигла совершенства и полноты. Фундаментальным принципом концепции ачинтья-бхедабхеда является сач-чид-ананда-виграха, и Шри Чайтанья Махапрабху принял Шри Мадхва-сампрадаю, потому что Шри Мадхва Ачарья признавал сач-чид-ананда-виграху.

Философские теории, которые проповедовали предыдущие вайшнава-ачарьи, имеют формальные различия, поскольку ни одно из них не обладало полнотой и законченностью. В этом состоит единственное различие между четырьмя вайшнава-сампрадаями. Шри Чайтанья Махапрабху, непосредственное проявление пара-таттвы, из сострадания к миру дал безупречно чистую и совершенную концепцию ачинтья-бхедабхеды. Всеведущий, Он сделал безупречными и законченными теории предыдущих ачарьев, каждая из которых до Его прихода оставалась неполной, как, например, теория сач-чид-ананда-виграха Мадхвы, теория шакти-сиддханта Рамануджи Ачарьи, теории шуддхадвайта сиддханта и тадия сарвасватва Вишнусвами и теория нитья двайтадвайта сиддханта Нимбарки»*.

Шриман Махапрабху принял концепцию Мадхвы также потому, что она ясно опровергает философию майавады, или кеваладвайта-вады, во всех отношениях противоположную бхакти. Третьей причиной послужило то, что Шри Мадхва Ачарья нашел Нанда-нандана Нартака-Гопала в Удупи и установил поклонение Ему. Увидев это Божество во время Своего путешествия по Южной Индии, Шри Чайтанья Махапрабху преисполнился трансцендентных эмоций и стал танцевать. Такого Божества Он никогда еще не видел. Это еще один веский аргумент в пользу того, что Шри Чайтанья Махапрабху находится в преемственности Мадхвы.

В своей книге «Шри Кришна Виджой» Шри Гунарадж Кхан пишет: нанда-нандана кршна — мора прананатх. «Нанда-нандан Кришна — повелитель моей жизни» (цитируется по «Чайтанья-чаритамрите», Мадхья, 15.100), и за это Шри Чайтанья Махапрабху навечно «отдал» Себя потомкам Шри Гунараджа Кхана. Почему же, спрашивается, Он не мог «отдать» Себя парампаре учеников и праучеников Мадхвы, для которых Нанда-нандан Нартака-Гопал является самым почитаемым Божеством? Это следующий особый аргумент, доказывающий, что Гаудия-сампрадая принадлежит к преемственности Мадхвы.

Хотя между Гаудия-вайшнавами и Шри Мадхвой существует небольшое различие в понимании Брахмана, дживы и джагата, это не позволяет говорить о двух разных сампрадаях. Различия в вайшнава-сампрадаях вызваны разницей в понимании упасья-таттвы (объекта поклонения) и разным уровнем осознания пара-таттвы. Имеющиеся различия в отношении садхьи, садханы и садхака-таттвы еще не позволяют говорить о двух разных сампрадаях. Вот почему Шриман Махапрабху не обратил внимания на философские различия с таттва-вади, но, сосредоточившись на поклонении пара-таттве Нартака-Гопалу, принял Шри Мадхва Ачарью как самого выдающегося сампрадая-ачарью.

Аргумент 6: Люди, несведуюшие в сампрадая-таттве, говорят: «Шри Мадхавендра Пури и Ишвара Пури не могли быть санньяси Мадхва-сампрадаи, поскольку вместо титула «Тиртха», принятого в Мадхва-сампрадае, они носили титул «Пури». Если Шри Мадхавендра Пури не принадлежал к Мадхва-сампрадае, то нет никаких оснований причислять к этой сампрадае Шримана Махапрабху».

Опровержение: «Пури» — это не титул, а имя, которое Мадхавендра Пурипад получил вместе с санньясой. Дело в том, что он был посвященным учеником Лакшмипати Тиртхи (который принадлежал к Шри Мадхва-сампрадае), а впоследствии принял санньясу у одного санньяси по имени Пури. Точно так же поступил Шриман Махапрабху, получив дикшу у Шри Ишвары Пури, а санньясу — у Шри Кешавы Бхарати. Нигде не говорится, что роль дикша-гуру и санньяса-гуру должна выполнять одна и та же личность. В одних случаях это один и тот же человек, а в других — нет. Шри Мадхва Ачарья тоже получил посвящение в вишну-мантру в вайшнавской сампрадае, а санньяса-вешу принял у адвайта-вади Ачьютапрекши. Через некоторое время Ачьютапрекша под влиянием Шри Мадхва Ачарьи принял концепцию вайшнавов. Это означает, что, приняв санньясу у адвайта-вади, Шри Мадхва Ачарья остался чужд к концепции адвайта-вады. Наоборот, он с блеском разбил все аргумен-ты адвайта-вади и, утвердив концепцию таттва-вады, стал повсюду ее проповедовать и распространять. То же самое произошло и со Шри Чайтаньей Махапрабху.

Cанньяси в Мадхва-сампрадае действительно носят титул «Тиртха», но вайшнавов в статусе грихастхи или брахмачари в этой сампрадае так не называют. Поэтому Шри Мадхавендра Пури до принятия санньясы не мог носить этот титул. Приняв санньяса-вешу в адвайта-сампрадае, он получил титул «Пури». В этом нет ничего нелогичного.

Аргумент 7: Некоторые говорят: «Садхья (цель) и садхана (практика) Шри Мадхва-сампрадаи и Шри Гаудия-сампрадаи отличаются, поэтому Шри Гаудия-сампрадаю нельзя считать частью Шри Мадхва-сампрадаи».

Опровержение: Это ложный и невежественный аргумент. Концепция Мадхвы во всех отношениях признает в качестве садханы практику бхагавад-бхакти. Также как и у Гаудия-вайшнавов, начальная садхана в Мадхва-сампрадае, предписанная для садхаков каништха-адхикари (неофитов), заключается в том, чтбы отдавать Кришне плоды своей деятельности (кришна-кармарпанам). Однако основная практика состоит в бхагават-парама-прасада садхане (т. е. практике шуддха-бхакти).

Шри Мадхва Ачарья провозгласил конечной целью бхакти, и это видно из его «Сутра-бхашьи» (3.3.53): бхактир эвайнам найати бхактир эвайнам даршайати бхактивашах пурушо бхактир эва бхeйаси ити маnхарашрутах. В сутре 3.3.45 он пишет: варахе ча гуру-прасадо балаванна тасмад валаваттарам / татхапи шраванадиш ча карттавайо мокша-сиддхайе, «Милость Шри Гурудева — это самое могущественный способ достичь полного освобождения в форме служения лотосным стопам Вишну. Однако это нисколько не уменьшает необходимости совершать садхана-бхакти, следуя таким ее составляющим, как шравана и киртана». В своей книге «Махабхарата-татпарья-нирная» (комментарии к «Махабхарате») он описывает положение бхакти: снехо бхактир ити проктастайа муктир на чанйатха (1.105), и бхактйаива тушйати харих праванатвам эва (2.59). Мы не приводим здесь других доказательств в силу ограниченного объема этой статьи.

В Шри Мадхва-сампрадае единственной садхьей является любовь к Бхагавану. Хотя Шриман Мадхва Ачарья местами называет целью мокшу, его определение мокши таково: вишнав-ангхри лабхах мукти, «Получить освобождение означает обрести служение лотосным стопам Вишну». Таким образом, Шри Мадхва-сампрадая признает определение мукти, данное в «Шримад-Бхагаватам»: муктир хитванйатха рeпам сварeпена вйавастхитих — «Джива несет в себе концепцию «я» и «мое», возникшую вследствие грубых и тонких отождествлений, порожденных влиянием майи. Мукти означает освободиться от этих ложных отождествлений и утвердиться в любовном преданном служении Бхагавану в своем чистом изначальном образе». Мукти Мадхва Ачарьи отличается от саюджьи (слияния с Брахманом), провозглашенной Шанкарой в качестве конечной цели. Это мукти, в основе которого лежит любовь к Бхагавану. Мадхва Ачарья никогда не признавал саюджью, теорию слияния Брахмана и дживы; более того, он полностью опроверг ее. Мадхву называют бхеда-вади, потому что он признавал различие дживы и Брахмана как на стадии обусловленности, так и на стадии освобождения — абхедах сарва-рeпешу дживабхедах садаива хи.

Подчеркивая бхеду (различие), Шри Мадхва вовсе не пренебрегает шрути, которые указывают на абхеду (единство); он признает совместимость этих двух понятий. Другими словами, он был близок к принципу ачинтья-бхедабхеда, как об этом и говорит Шрила Джива Госвами в своих «Сандарбхах». «Веданта-сутра» гласит: шакти шактиматор абхедах, «Энергия и источник энергии не отличны друг от друга». Намек на ачинтья-бхедабхеда можно увидеть в следующем утверждении «Брахма-тарки», принятом Шри Мадхвой:

вишешасйа вишиштасйапй абхедас тадвад эва ту

сарвам ча чинтйа-шактитвад йуджйате парамешваре

тач чхактйаива ту дживешу чид-рeпа-пракртавапи

бхедабхедау тад-анйатра хй убхайор апи даршанат

«Брахма-тарка»

Таким образом, между Мадхва Ачарьей и Шри Чайтаньей Махапрабху нет больших расхождений в отношении садхьи и садханы. Небольшие расхождения наблюдаются лишь в ваишиштхье (характерных особенностях) одного и другого.

Между Мадхва-сампрадаей и Гаудия-сампрадаей есть одно очень важное сходство. Санньяси, возглавляющие восемь матхов таттва-вади в Удупи, совершают бхаджан в настроении гопи, идя по стопам восьми найиков (возлюбленных) Шри Кришны во Врадже. По этому поводу Шри Падманабхачари, автор биографии Шри Мадхва Ачарьи, пишет: «Монахи, по очереди совершающие поклонение Шри Кришне (в храме), — это гопи Вриндавана, спутницы Кришны, которые испытывают к Нему неописуемо глубокую любовь. Они родились вновь, чтобы воспользоваться возможностью служить Ему» («Жизнь и учение Шри Мадхвачарьи», Ч.М. Падманабхачари, гл. ХШШ).

В главном матхе в Удупи по сей день продолжается служение Божеству Яшода-нандана Нритья-Гопала. Шрила Мадхва Ачарья прославлял своего иштадева, Нартака-Гопала Шри Кришну, в своей «Двадаша-стотрам» (6.5):

девакинандана нанда-кумар врндавананджана гокулачандра

кандапхалашана сундара-рупа нандитагокула вандитапада

Точно так же и в Гаудия-вайшнава-сампрадае садхьей является служение Шри Кришне в настроении гопи, как это описано в книгах Шрилы Рупы, Санатаны, Рагхунатхи, Кришнадаса Кавираджа Госвами и других.

Таким образом, если проанализировать мнения всех ачарьев Гаудия-вайшнавов, — от первого до последнего, — можно прийти к выводу, что Шри Гаудия-вайшнава-сампрадая принадлежит к Шри Мадхва-сампрадае. И это вполне обоснованное заключение.

Аргумент 8: «Мадхва-сампрадая является бхеда-вади, а Гаудия-сампрадая — это ачинтья-бхедабхеда-вади. В этом состоит большое расхождение между ними».

Опровержение: Как уже было сказано, хотя в Мадхва-сампрадае утверждается пять видов бхеды (различий) между Брахманом, дживой и джагат, тем не менее, в этом учении есть намек на ачинтья-бхедабхеда-ваду. Ведические писания провозглашают как бхеду, так и абхеду в отношении Брахмана, дживы и джагат. Несмотря на этот факт, мы имеем опыт бхеды и не имеем опыта абхеды. В бхакти различие (бхеда) между упасья (объектом поклонения) и упасака (поклоняющимся) является главным принципом поклонения (Богу), действующим как на стадии садханы, так и на стадии сиддхи. Если бы не было различия между поклоняющимся и объектом поклонения, поклонение было бы невозможно. Итак, определенные различия между Шри Гаудия-сампрадаей и Шри Мадхва-сампрадаей не могут быть причиной для разделения сампрадаи. Они имеют один объект поклонения — Бхагавана, один метод поклонения — бхакти, и преследуют одну цель — мокшу в виде бхагават-севы. Вайшнавы четырех вайшнавских сампрадай незначительно расходятся во мнениях в отношении этих таттв. Нельзя говорить о каких-либо фундаментальных различиях, поскольку все они следуют одним и тем же религиозным принципам.

Различия между вайшнава-сампрадаями вызваны разным пониманием упасья-таттвы (объекта поклонения) и разным уровнем осознания пара-таттвы. Разница в отношении садхьи, садханы и садхака-таттвы не всегда позволяет говорить о двух разных сампрадаях. Она определяется степенью осознания пара-таттвы и пониманием упасья-таттвы (Высшей Истины, объекта поклонения). Духовный уровень того, кто совершает поклонение, определеляет степень его осознания упасья-таттвы (объекта поклонения).

Например, Шри Мурари Гупта, ближайший спутник Махапрабху, в Гаудия-сампрадае считается аватарой Ханумана. Несмотря на то, что Шриман Махапрабху объяснил ему, что у Враджендра-нандана Шри Кришны больше мадхурьи, чем у Бхагавана Шри Рамачандры, Мурари Гупта не почувствовал привязанности к кришна-бхаджану. Его почитаемым Божеством был Рама, которому он продолжал поклоняться до конца своих дней. Шри Чайтанья Махапрабху был доволен такой преданностью. Шривас Пандит, еще один близкий спутник Махапрабху, поклонялся Божеству Лакшми-Нараяны. Кави Карнапур считает Шриваса аватарой Шри Нарады. Известен факт, что Шривас Тхакур, зная об унната-уджвала расе Шримана Махапрабху, предпочитал поклоняться Лакшми-Нараяне.

Некоторые невежественные и сбитые с толку люди говорят о расхождениях между Шри Рупой Госвами и Дживой Госвами, поскольку Шри Джива Госвами, по их мнению, отверг объяснения Шри Рупы Госвами касательно паракия-расы враджа-гопи и провозгласил свакия-расу. Это ложное и необоснованное утверждение. Суть в том, что Шри Джива Госвами поддерживал свакия-расу ради некоторых своих последователей, имевших к ней склонность. Он был глубоко убежден в том, что недостойные люди, пытающиеся проникнуть в трансцендентно прекрасную паракия-враджа-расу, рискуют впасть в распутство. Но считать Шрилу Дживу Госвами противником трансцендентной враджа-расы — это оскорбление. Недопустимо отделять его от Гаудия-сампрадаи, ссылаясь на высказанную им точку зрения, отличающуюся от общепринятой.

В кеваладвайта-вада-сампрадае существуют различия во мнениях ачарьев-майавади. Они сами признают этот факт. Но это не лишает их принадлежности к адвайта-вади-сампрадае Шанкары. Одни из них отдают предпочтение виварта-ваде, другие — бимба-пратибимба-ваде, третьи — авичхинна-ваде, а четвертые — абхаса-ваде, и каждый старается опровергнуть остальных. Несмотря на это, всех их причисляют к одной сампрадае. Подобным же образом незначительные расхождения между Шри Мадхва-сампрадаей и Шри Гаудия-сампрадаей не мешают признать тот факт, что Гаудия-вайшнава-сампрадая идет по стопам Шри Мадхвы Ачарьи.

 

«Мадхвачарья- учитель мира»

Составитель: Гададхар Пандит дас

 

Поэма "Мадхва-виджая" Нараяны Пандита Ачарьи,

"Шатпрашна-упанишад", фрагменты книги Мадхвачарьи - "Махабхарата-татпарья-нирная"

и другие переводы текстов санскрита

"Прапанна-париджата" (Древо желаний преданных)

 

Введение от автора

 

ом аджнана-тимирандхасйа джнананджана-шалакайа

 чакшур унмилитам йена тасмаи шри-гураве намах

«Я был рожден во тьме невежества, но мой духовный учитель открыл мне глаза, умастив их бальзамом истинного знания. Я в глубоком почтении склоняюсь перед ним!»

 Цель этой книги - максимально достоверно описать необычайную жизнь, деяния и учение великого святого Шри Мадхвачарьи. Первую ее часть составляет подробный перевод поэмы «Мадхва-виджая», которая является исторически подлинным описанием жизни Шри Мадхвы, выполненным в стихах на санскрите великим поэтом-вайшнавом Нараяной Пандитом Ачарьей. Вторая часть книги представляет собой коллекцию цитат из священных писаний, в которых описана божественная слава Мадхвачарьи. Её венчают переводы древнейших ведических текстов, такие как «Шатпрашна-упанишад». В заключение второй части приведен краткий обзор основных постулатов учения Шри Мадхвы.

 Как известно, Шри Мадхвачарья стал важнейшим звеном в цепи духовной преемственности, нисшедшей к нам через всемирно известную Брахма-Мадхва-Гаудия-ваишнава-сампрадаю. Мы видим, как часто основатель «Международного общества Сознания Кришны» Шрила Прабхупада цитирует Мадхвачарью в своих книгах. Этим Шрила Прабхупада показал, насколько серьезным должно быть отношение к духовно-философскому наследию Мадхвачарьи. Более того, в комментарии к «Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья, 9.245) Шрила Прабхупада приводит краткий обзор всей жизни и деяний Мадхвачарьи. Представленная на суд читателя, эта книга о Мадхвачарье является смиренной попыткой продолжить и развить эту важную тему, обозначенную Шрилой Прабхупадой. Тема представилась не легкой, и изучение ее было принято мной, прежде всего, как средство для собственного очищения, с благословения моего духовного учителя Шрилы Бхакти-Викаши Свами. Я надеюсь, что эта книга станет полезной тем, кто не имеет прямого доступа к трудам ачарьев древности, написанным на санскрите, но искренне желает ознакомиться с ними и обрести духовное благо. Я уверен, что святые вайшнавы снисходительно отнесутся к возможным погрешностям, допущенным мною в изложении. Подобно пчелам, ищущим цветочного нектара, они уделят больше внимания сути божественного послания Мадхвачарьи, нежели недостаткам изложения. Послание Мадхвачарьи столь удивительно, что способно даровать искреннему искателю духовное озарение и несказанное блаженство чистой преданности к Господу Кришне!

 Автором поэмы «Мадхва-виджая», самой подробной и авторитетной биографии Мадхвы, стал Нараяна Пандит Ачарья (1287 - 1350г.). Он был потомком очень древнего и уважаемого рода брахманов-поэтов, носящего имя лимонного деревца - Ликуча (на санскрите), или Педжаттая (на древнем наречии тулу). Местом его рождения была деревня Каву-матха, расположенная на необычайно благодатной земле древнего южноиндийского царства Кабе-наду, что вблизи Касаргода (штат Керала).

 Отцом Нараяны Пандита был славный Тривикрама Пандит Ачарья, один из лучших учеников Мадхвы. В свое время Тривикрама был признан величайшим знатоком ведических писаний. Как замечательный поэт, он удостоился многих почестей и признания при дворе царя Джаясимхи. В четырнадцатой главе поэмы побуждаемый любовью к отцу, Нараяна Пандит описал основные события жизни Тривикрамы Пандита, связанные с обретением им милости Шри Мадхвачарьи. Говорится, что однажды, когда Мадхва совершал поклонение божеству Кришны в Удупи, Тривикраме вдруг открылось видение, что Мукхья-прана в трех формах: как Хануман, Бхимасена и Мадхва - поклоняется одновременно трем формам Господа: Рамачандре, Кришне и Вьясадеве. Воодушевленный увиденным, Тривикрама составил знаменитую молитву «Ваю-стути», посвященную Мадхвачарье.

 Однажды Мадхва, побуждаемый любовью к своему дорогому ученику Тривикраме Пандиту, подарил ему Божество Господа - Шриват-са-Нараяну. Это Божество размером с большой палец руки необычайно красив, на груди у Него виден знак Шри Лакшми - Шриватса. Потомки Тривикрамы, живущие в семейном имении Каву-матхе, по сей день поклоняются этому Божеству Нараяны. В дальнейшем, названный именем Нараяны младший сын Тривикрамы стал автором бессмертной поэмы «Мадхва-виджая». Нараяна Пандит был прямым свидетелем некоторых деяний Мадхвы, совершенных ачарьей в поздние годы его жизни. Что же касается остальных сведений о жизни Мадхвы, то они были получены Нараяной Пандитом от прямых очевидцев, из первых рук. Наилучшим образом свой труд способен представить автор, так давайте же посмотрим, что говорит сам Нараяна Пандит о личности Мадхвы и о своем произведении в заключение «Бхава-прака-шики» - собственного комментария к «Мадхва-виджае».

1

 сура-натха-гурух сурабхи-крта-дин-мукхайа нава-чандана-мишритайа

 атикомалайа туласи-прасавач-чхатайаикшйата пумбхир асау ласитах

«Когда он был доступен земному зрению, люди восторженно смотрели на Мадхвачарью, господина и учителя величайших небожителей! От Мадхвы исходило божественное свечение, а благоухание его гирлянды из бутонов Туласи и нежных цветов с нанесенной на них ароматной сандаловой пастой, разносилось по всем сторонам света».

2

пранадхишах прана уктхо джйештхах шрештхо 'кхилешварах

 пипмана 'виддха итй ади-нанопанишадиритах

«Грех не может даже коснуться его! В многочисленных текстах «Упанишад» он прославлен такими эпитетами как: Пранадхиша - властелин дыхания жизни; Прана - дарующий жизнь чувствам и управляющим полубогам; Уктха - дарующий жизнь творению; Джйештха - старший среди божественных душ; Шрештха - наилучший или всеблагой; Акхилешвара - властелин всех живых существ».

 ПРИМЕЧАНИЕ: В этих стихах Нараяна Пандит указывает на божественность рождения Мадхвачарьи. В нем воплотился величайший из небожителей - Мукхья-прана, чей приход на Землю был предсказан в гимнах Вед. Эта тема будет весьма подробно освещена во второй части книги.

3

 са дева-ш pe ш mxa итй ади бхаратадйаши ча варнитах

прана ити эва локаиш ча маха-махима хй атах

«В Махабхарате и других писаниях смрити, Мадхва описан как лучший из богов - Дева-шрештха. В мире его знают, как Прану - властелина дыхания жизни, поэтому слава его необычайно широка»!

4

 сарва-джнана-баладинам анусандхана-сукшамах

 праниватарешв абхитас тасман натрипй апурната

«Незримо пронизывая весь этот мир, он является тонкой основой любых проявлений знания и силы. Даже когда он принимал воплощения в мире земном, полнота его божественного могущества ничуть не уменьшалась».

5

 самартхйамшамшам эватра прадушчакре джагад-гурух

 татрапй амартйа-дршйамшо деваир эванвабхуйата

«Учитель мира явил людям лишь незначительную часть своего истинного могущества. Поэтому только боги смогли в полной мере осознать божественность его воплощения на Земле».

6

 чарйа дршта нараих кашчид висмра дева-майайа

 ависмрташ ча пурушаир насмабхих сакалах шрутах

«Некоторые из удивительных деяний Мадхвы люди видели, но позабыли вследствие влияния оберегающей сокровенность этих деяний божественной энергии дева-майи. Какие-то его деяния не были забыты очевидцами, но истории о них до нас не дошли».

7

шруташ ча кашчин наивокта дева-гухйатва-нишчайат

анйас татхаива на прокта грантха-бахулйа-бхититах

«Некоторые истории о божественности Мадхвачарьи мы слышали, но не пересказали, считая их очень сокровенными. Другие истории не были включены в эту книгу из опасения, что объем ее станет слишком большим».

8

 укташ ча висмрти наша тасмад эватра каранат

 прайена наша-матроктах катхита иха сарвахйах

«Поэтому мы описали здесь лишь хорошо известные истории, которые, большей частью, были услышаны нами из уст не одного очевидца, а многих».

9

 майа дршта дхрувам ити проктах прайена пурушаих

двайор вактрор вироде тра свйкрита прабаласйа гих

 тулйам ту сукшмам дрштвадау деве наива парйкшате

«Мною были приняты за подлинные те свидетельства, рассказывая которые человек утверждал: «Я видел это собственными глазами». Если же между двумя рассказами очевидцев возникали противоречия, я принимал за истинные те слова, которые были более значительными. Если же два взаимно противоречащих очевидца заслуживали равного доверия, решение о том, кто из них прав, принималось лишь на основе тонкого видения божественной природы описываемого предмета».

10

 кавйа-шрийе ва гуру-киртайе ва проктам свайаивапи манйшайети

тасман на шанкйета махаджане смин пумса кушагрийа-дхийа 'пи автийам

«Разумный человек не должен сомневаться в достоверности моих повествований, ибо я ничего не сочинял из желания приукрасить поэму. Я также не стремился прославить любимого учителя, искусственно завышая его достоинства. В книге нет ни одного выдуманного утверждения, которое бы основывалось лишь на моих личных измышлениях».

 ПРИМЕЧАНИЕ: Важным фактом, доказывающим подлинность описаний «Мадхва-виджаи», является то, что многие просветленные святые, пришедшие в более поздний период, силой своего духовного прозрения подтвердили, что повествования Нараяны Пандита о Мадхвачарье абсолютно достоверны, совершенны и лишены даже тени каких-либо вымыслов или искажений истины.

11

 манда-прабодха-джанатопа-кртим видхитсур мадхва-прасанга-парамотсава-лампато сау кртвапи мадхва-виджайам вйадхитасйа кинчид бхава-пракагйанам идам харайе намо 'сту

«Все что имеет отношение к жизни Мадхвачарьи, наполняет меня величайшим восторгом, поэтому я готов говорить о нем бесконечно, Для тех, чье знание санскрита не столь глубоко, я составил комментарий «Бхава-пракашику», разъясняющий смысл стихов «Мадхва-виджаи». Пусть же все мои начинания станут поклонами Господу Хари»!

 ПРИМЕЧАНИЕ: Нараяна Пандит написал три работы о жизни Мадхвачарьи. В первую очередь он составил поэму «Мадхва-виджая» и комментарий к ней - «Бхава-пракашику». Далее он написал стотру из тридцати двух стихов, названую «Прамея-нава-маллика» («Ану-Мадхва-виджая»), в которой представил краткий пересказ всей «Мадхва-виджаи». Эта стотра специально предназначена для ежедневного чтения и памятования о жизни и учении Мадхвачарьи.

Кроме этих трех самых знаменитых работ, Нараяна Пандит написал много других поэм, молитв и комментариев к произведениям Мадхвачарьи. Полный список известных сегодня литературных трудов Нараяны Пандита включает двадцать одно произведение. Кроме комментария «Бхава-пракапшка», учеными авторами в разные века были составлены по крайней мере, пять других комментариев на санскрите к «Мадхва-виджае».

12

 тривикрама-випашчито гуна-нидхех сушишйах сутах

 сатам абхиматйс трайо йас тртийо 'тра нарайанах

са мадхва-виджайам вйадхад гуру-гира саданандах

прасидату татах сада дтйаматих са-нарайанах

«Мудрый Тривикрама Пандит подобен океану достоинств. Его прилежные в ученичестве трое сыновей также хорошо известны в кругах святых людей. Среди них я - Нараяна - младший, и по воле отца «Мадхва-виджая» была составлена мною. Так пусть же исполненный вечного блаженства, мудрейший Шри Мадхва будет доволен этим литературным подношением, а с ним и Господь Нараяна будет удовлетворен»!

 Примечательной особенностью «Мадхва-виджаи» является то, что Нараяна Пандит не просто описал события жизни Мадхвы, в написании этой книги он в полной мере использовал свой необычайно яркий поэтический дар и таким образом вложил в «Мадхва-виджаю» гораздо больше духовного смысла, чем можно было бы ожидать даже от самого скрупулезного исторического исследования. Как потомственный знаток санскритской поэзии, он на всем протяжении украсил свое повествование целым океаном утонченных духовных вкусов, эпитетов и сравнений, проникнувшись которыми, читатель способен ощутить прямое соприкосновение с высшей духовной реальностью. Таким образом, эта книга одновременно являет собой подлинное духовно-историческое произведение и великую поэму маха-кавью, написанную на санскрите великолепными стихами.

 Поэма в санскритской литературе может считаться маха-кавьей (великой поэмой) в том случае, если она наделена богатством тем и описаний, восемнадцать из которых предписаны как обязательные. Вот эти восемнадцать тем, вместе с номерами стихов из «Мадхва-виджаи», в которых они описаны Нараяной Пандитом:

1) описание городов - описание города Вайкунтхи (11.8-14);

2) океан (16.13 — 15);

3) горы (6.54 — 57);

4) сезоны года (11.39 — 44);

5) восход луны (14.51 — 55);

6) восход солнца (14.15-17);

7) прекрасные сады - сады Вайкунтхи (11.36 - 38);

8) водные игры (11.50);

9) вкушение нектара (11.53 и 14.13);

10) игры влюбленных (11.54 - 59);

11) разлука супругов - описание Рамы и Ситы (1.15)

12) свадьба - Бхимы (1.34) и свадьба Мадхья-гехи (1.12)

13) детские игры (2.24 - 27)

14) заговор - тайное совещание майявади (12.1 - 25)

15) бой - Бхима в битве (1.41 -42)

16) азартная игра - гнев Бхимы на нечестную игру Шакуни (1.37);

17) путешествия (5.30 - 52; 6.34 - 54; 8.6 - 54; 9.1 - 6; 14 - 16; и особенно в 10 и 16 главах);

18) успех главного героя - описан во всех главах.

 

 В классической поэме должны быть описаны главный герой, героиня и их любовные взаимоотношения. Так как главным героем «Мадхва-виджаи» является отрешенный святой - Мадхвачарья, то в таком случае присутствие героини исключено. Чтобы исправить этот кажущийся недостаток Нараяна Пандит включил в одиннадцатую главу описания любовных взаимоотношений семейных пар на Вайкунтхе. В действительности, отрешенный мудрец также может быть героем поэмы, причем, вследствие своих божественных качеств, он становится героем высшего уровня, которого называют дхира-шанта - герой, источающий умиротворение и покой души.

 Каждая поэма несет в себе какую-то особую расу - вкус любовных отношений. В первую очередь сам Мадхвачарья, будучи чистым преданным Господа, описан в поэме как олицетворение совершенной дасья-расы духа преданности, свойственной слуге Бога. Кроме того, на страницах «Мадвха-виджаи» можно повстречать описания всех других рас преданности Господу, таких как дружба, родительская любовь, супружеская любовь и т.д. Поэтому в целом можно сказать, что расой этой поэмы является кевала-бхакти-раса, чистый вкус преданности Богу, который не привязан к какому-то конкретному типу взаимоотношений.

 Работая над переводом я стремился как можно более точно воссоздать изначальный дух, вложенный автором в поэму. В некоторых стихах или разделах повествования Нараяна Пандит вложил в одни и те же слова двойной или даже тройной смысл. При переводе я старался, насколько возможно, отображать все богатство смысла изначального текста санскрита. Конечно, при этом невозможно было полностью передать красоту самих санскритских стихов, вследствие ограниченности словарного запаса современного русского языка. Чтобы проиллюстрировать, насколько богат эпитетами текст этой поэмы, я выписал из него множество имен и синонимов, которыми Нараяна Пандит называет Мадхвачарью. Вот примерный их список:

 випула-прамати, маха-мати, витата-мати, удара-мати, амита-прамати, гуру-мати, сакала-мати, сампурна-прамати, дханйа-буддхи, вистари-буддхи, вишала-буддхи, адабхра-дхишана, праджш-дивакара, парамананда-су-тиртха-сури-раджа, ананта-манаса, прачура-праджна, прачуратарантара, прачура-мано-виласа, випула-хридайа, самадхика-дхиишна, парипурш-самвит-чандра, атуччха-дхишана, прити-тиртха, сарва-джна, адабхра-санкхйа, брихад-дхих, брихат-прабодха, дтйа-дхийюна, авирала-самвид, маха-бодха, алава-бодха, адхика-бодха, бхуйо-бодха, бахула-прабодха, ананта-бодха, прабарха-бодха, вишвеша-чета.

 Все эти слова красочно описывают мудрость Мадхвачарьи. Естественно, что при переводе на русский язык оказалось не легко адекватно отобразить такое количество стихотворных эпитетов.

Следует отметить, что санскрит «Мадхва-виджаи» очень сложен для перевода. Мне зачастую приходилось обращаться к английскому переводу, составленному г-ном Н.А.П.С. Рао из Бангалора. Я весьма ему обязан, ибо без обращения к его труду, точный перевод «Мадхва-виджаи» сделать было бы гораздо труднее. Кроме того, для вынесения конечного решения в спорных вопросах перевода оказалась в высшей степени полезной подробная книга о «Мадхва-виджае» на санскрите с комментариями, изданная Шри Говиндой Ачарьей из Удупи в 2003 году. Она подобна чудесному философскому камню, исполняющему все желания. При написании этой книги были использованы и другие издания, вот некоторые из них:

«Упанишад-чандрика» Баннадже Говинды Ачарьи (санскрит, Удупи - 2006г.)

«Прамея-санграха» Рагхавендры-Тиртхи (санскрит, английский), издательство «Паримала» в штате Майсур.

«Махабхарата-татпарья-нирная Мадхвачарьи» Вьясанкере Прабханджаны Ачарьи (санскрит, Бангалоре, 1998г.)

 

 Чтобы не перегружать книгу, я включил в нее не все санскритские стихи, а только наиболее важные и интересные. Кроме того, поскольку текст санскрита очень сложен, он едва ли был бы интересен для широкого круга читателей. Тем не менее, чтобы сохранить формат повествования о жизни Мадхвачарьи, изначально задуманный Нараяной Пандитом, в тексте перевода сохранена нумерация стихов. Эта нумерация будет полезной для тех, кого все же заинтересует санскритский текст, который можно свободно скачать в Интернете со станицы посвященной Мадхвачарье: www.dvaita.net

 Учение Мадхвачарьи в некоторых аспектах заметно отличается от учения гаудия-вайшнавов. Так, одной отличительной особенностью его учения является то, что Мадхва преклоняется перед Шрилой Вьясадевой, как перед Учителем и Верховным Господом. Описанию этого, целиком посвящены седьмая и восьмая главы «Мадхва-виджаи». Известно, однако, что Шрила Прабхупада описывает Вьясадеву как шакти-авеша-аватару - частичное или же литературное воплощение Бога. Мадана-Мохан Прабху провел глубокое исследование этой темы, в результате, которого стало очевидным, что в ведических писаниях, а так же в утверждениях ачарьев, таких как Рупа Госвами и Джива Госвами, и то, и другое мнение об онтологическом статусе Вьясадевы равно имеет место. К примеру, в «Шримад-Бхагаватам» (1.3.21) Шри Вьяса описывается как семнадцатое воплощение Господа. В комментарии «Сарва-самвадини» к этому стиху сказано: «Некоторые ученые считают Вьясу авеша-аваторой (уполномоченной дживой), потому что, согласно каким-то источникам, он был в предыдущей жизни мудрецом Апанта-ратмой. Другие же говорят, что он является полным воплощением Бога». В «Вишну-пуране» (3.4.5) сказано:

кршна-дваипайанам вйасам виддхи нарайанам смртам

 ко хй анйах пундарикакшан махабхарата-крид бхавет

«Следует знать, что Кришна-Двайпаяна Вьяса есть Сам Господь Нараяна, ибо кроме лотосоокого Верховного Господа кто бы был способен составить такое великое писание, как «Махабхарата»!

 Таким образом, разница в понимании данного вопроса может быть отнесена к характерной особенности сампрадайи Мадхвачарьи. Кроме этого есть и другие большие или меньшие отличия и особенности в философских взглядах Мадхвачарьи. Читатель может познакомится с анализом этой темы в заключительной главе книги, которая названа «Философское наследие Мадхвачарьи».

 Мадхвачарья пришел на Землю задолго до прихода Шри Чайтаньи Махапрабху и он открытым текстом ничего не упомянул о будущем приходе Господа Гауранги. Будучи просветленным мудрецом, он должен был быть способным заглянуть в будущее и предвидеть явление Господа в облике Шри Гаура-Хари. Так же можно предположить, что, следуя методу иносказательной речи мудрецов древности, Мадхва прямо не говоря о Гауранге, мог упомянуть о Нем скрытым текстом в своих трудах. В связи с этим, можно предположить, что следующий стих пера Мадхвы, имеющий изначальный прототип в «Махабхарате» (Карна-парва - 83.44) может являться косвенным указанием, предсказывающим движение санкиртаны Господа Чайтаньи: М.Бх.Т.Н. -27.153

пратй-анртйан пура йе 'сман пунар гаур ити гаур ити

 тан вайам прати-нртйамах пунар гаур ити гаур ити

«Ранее они пританцовывали перед нами и пели - Гаур, Гаур! Мы теперь станцуем перед ними, и будем петь - Гаур, Гаур!!!»

 Эти слова были пропеты Бхимой, после того, как он убил Духшасану в битве. В данном случае гаур - буквально на санскрите означает бык. Дурьйодхана и Духшасана насмехались над Бхимой после нечестной игры в кости. Видя, что могучий Бхима связан в действиях и не способен отомстить им за оскорбления, они язвительно стали обзывать его беспомощным быком — гаур. Однако если опустить правила грамматики санскрита, что допустимо на языке бенгали, то слово гаур может быть принято здесь за имя Шри Чайтаньи - Гаура. Гауранга Махапрабху принес метод совместного воспевания святого имени Господа в танце. Преданные Господа Гауранги часто воспевают Его имя именно в танце. Поэтому возможно предположить, что в этом стихе Мадхвачарья косвенно указал на будущий приход Шри Гауранги и на Его движение совместного воспевания святого имени Бога.

 В завершение, хочется выразить безмерную благодарность преданным, принимавшим активное участие в работе над книгой. Махадев Прабху (Витебск) взял на себя первую читку и редакцию санскритских терминов. Кришна-Канта-даси (С. Петербург) - предварительная редакция. Кишори-Мурти-даси (Ростов) - полная редакция текста. Людмила (Рига) в своем неповторимом стиле сделала прекрасный дизайн и верстку книги. Махешвара Прабху (Уфа) иллюстрация обложки. Камил Прабху (Чернигов) помог с оформлением графики. Рагхавендра Ачарья (Удупи), Нитай-Гауранга Прабху (Псков), Дмитрий Прабху (Псков) и другие преданные сделали пожертвования на издание. Все типографские работы - Ишвара-Чандра-дас. Главная поддержка и вдохновение - моя дхарма-патни Кришна-Прия-даси.

 В действительности трудно отблагодарить всех:

кшамйанту сад-джанас трпйанту ча сварджита-бхакти-пунйа-сампадаих

амандананда сандра-никара-хари-чарана джушам авиратам прашраванту

Пусть же святые души обретут умиротворение в мыслях и делах, принесших им великие плоды преданности Богу и благоденствия! Да прольется нектар чистой любви к Господу, приносящий вечное удовлетворение!

 Гададхара Пандит дас Май 2008 г.

 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ШРИ МАДХВА-ВИДЖАЯ


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-21; Просмотров: 668; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.282 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь