Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Достаточно ли безумны ваши идеи



Если люди пользуются воображением для развития новых идей, эти идеи жестко и предсказуемо распределяются по существующим категориям и понятиям. Рассмотрим инцидент, о котором написал в 1835 году The American Railroad Journal.

 

 

Когда поезд подходил к депо в Патерсоне, оторвалась ось паровоза, так что он и два следующих вагона перевернулись. Никто из пассажиров не пострадал, хотя испытали шок от сотрясения. Мистер Спир, кондуктор, весьма трудолюбивый и трезвого поведения мужчина, сидел на вагоне у тормозов и, к сожалению, при крушении был задавлен насмерть.

 

 

Мистер Спир оказался единственной жертвой. Какие факторы стали причиной его преждевременной смерти? Разумеется, была и непосредственная причина — перелом оси и переворот вагонов. Однако была причина и более глубокая. Отметьте, что мистер Спир сидел на вагоне, а не в нем, и никто из пассажиров, находившихся внутри, не пострадал. Почему же он был наверху? Какого черта он оказался на крыше вагона? Смерть Спира стала результатом конструктивной ошибки, из-за которой кондуктор должен был сидеть вне вагона.

Эта ошибка — пример феномена структурированного воображения. Ранние конструкции железнодорожных вагонов были разработаны под серьезным воздействием конных экипажей — наиболее распространенных в то время видов транспорта. Первые вагоны были, по сути, не чем иным, как дилижансами на рельсах, проход посреди отсутствовал, так что кондукторы должны были сидеть снаружи. Сама идея прохода посредине считалась нелепой и даже антисанитарной: предполагалось, что поезд превратится в одну длинную плевательницу. Наконец, как и у дилижансов, тормоза располагались снаружи и управлялись кондуктором, сидевшим сверху в передней части вагона.

Мы не можем сказать, что создатели железных дорог страдали недостатком воображения. Наоборот, они были настоящими провидцами, которые поняли, что железная дорога — транспорт будущего, задолго до того, как остальные всерьез восприняли эту идею. Однако даже после того, как несколько кондукторов погибли, такой конструкции вагона существовало серьезное сопротивление, и билетеры не могли ездить внутри в безопасности. Даже в 1866 году, согласно Railroad and Engineering Journal (1887), 72 железно­дорожника погибли в результате падений с вагонов только в Массачусетсе, Нью-Йорке и Мичигане.

Что это значит? Просто люди с большими творческими способностями, развивающие самые интересные идеи, часто идут на поводу у сдерживающего влияния структурированного воображения. Конструкция железнодорожного вагона подверглась сильному влиянию дилижанса — машины, которую они хорошо знали и принцип работы которой понимали. Даже идея распределения электрического освещения, пришедшая в голову Томасу Эдисону, может служить примером структурированного воображения. Его опора на уже существующую систему подачи газа привела к тому, что он настаивал на прокладывании электрических проводов под землей, как в случае с большинством газопроводов. Если говорить о более свежих примерах, многие современные компьютерные терминалы отображают ровно 80 столбцов текста. Это прямой отголосок того времени, когда мы буквально загружали данные в компьютер с помощью перфокарт, имеющих 80 колонок.

Открытость творческих гениев, их любовь к игре — вот что позволяет им исследовать «интересные» случайные события. Однажды Вольфганг Паули, первооткрыватель спина электрона, представлял профессиональному окружению новую теорию элементарных частиц. Последовала длительная дискуссия. Нильс Бор резюмировал: все согласны, что теория Паули безумна. Вопрос в том, достаточно ли она безумна, чтобы быть правильной. Бор решил, что она все же не настолько безумна.

В этой нелогичности Бора скрывается логика. Гении терпимо относятся к непредсказуемому ходу мыслей. Результатом непредсказуемого мышления может стать как раз то, что нужно, чтобы изменить контекст и переключиться на новую перспективу. Поль Сезанн, отец современной живописи, произнес замечательную фразу, описывающую весь парадоксальный процесс слияния непредсказуемого мышления и сознательной тактики: он назвал такую творческую активность «стремлением к находке».

Можно активно стремиться к случайному открытию, сознательно исследуя все странное и необычное. Именно свобода от заранее заданных конструкций позволяет сводить вместе такие вещи, которые иначе бы нельзя было и рас­положить рядом; создать такую последовательность событий, о которой иначе вряд ли кто задумался бы. Вот методика, которая поможет в сознательном поиске странного и необычного.

 

 

Запишите несколько абсурдных или безумных идей по поводу своей проблемы. Каждая должна быть еще более странной, чем предыдущая.

Проблема: компания, выпускающая поздравительные открытки, ищет новые продукты и рынки.

Абсурдные идеи:

посылать поздравительные открытки покойникам;

посылать в качестве поздравительных открыток тяжелые камни;

посылать поздравительные открытки наложенным платежом;

посылать адресату деньги с сопроводительным текстом «Сходи и купи себе поздравительную открытку»;

посылать паука.

 

Выберите одну из абсурдных идей.

Абсурдная идея: посылать поздравительные открытки покойникам.

 

Определите принцип абсурдной идеи.

Принцип: общение с усопшими.

 

Перечислите основные черты и аспекты абсурдной идеи.

Черты и аспекты:

люди общаются с усопшими на спиритических сеансах;

люди оставляют цветы на кладбищах;

люди оставляют там письма, стихи и другие предметы;

люди пишут мертвым стихи и послания и публикуют их в газетах;

люди молятся за упокой душ усопших;

люди используют для общения «говорящие доски» и тому подобные способы.

 

Работа воображения. Определите принцип или одну из черт и аспектов и переработайте в практическую идею.

Пример: цветы на кладбищах.

Итоговая идея: компания по производству поздравительных открыток выступила с идеей выпускать памятные карточки на колышках, которые можно было бы вставлять в почву на могиле. Эти «карточки на колышках» продаются в цветочных магазинах вокруг кладбища.

В голограмме есть интересный аспект: если лазерный луч освещает даже малую ее часть, все равно изображение появляется полностью, то есть кусочек голограммы содержит информацию обо всей картинке. Точно так же, когда вы концентрируетесь на одном небольшом интересном аспекте странной на вид идеи, он может выдать вам достаточно информации, чтобы получить новую идею. В нашем примере представление о людях, которые «оставляют на кладбище предметы», дало достаточно информации для создания целой новой линейки продуктов.

Чаще опасность состоит не в излишнем увлечении какой-то идеей, но в том, что мы ею чрезмерно увлекаемся, забывая взглянуть на мир под другим углом. Особенно хорошо это иллюстрирует история с прыгающим пауком.

У некоего школьника была интересная теория: он считал, что пауки слышат ногами, и решил это доказать. Экспериментатор посадил паука на стол и сказал: «Прыгай!» Паук прыгнул. Мальчик повторил опыт. Потом он оторвал пауку ноги и снова посадил его на стол, сказав: «Прыгай!» На этот раз паук не двинулся с места. «Смотрите, — сказал школьник, — если оторвать пауку ноги, он становится совершенно глухим».

Многие из нас легко припомнят случаи из собственного опыта, когда мы так увлекались любимой теорией, что совершенно забывали о возможности посмотреть под другим углом на достигнутые результаты. Это постоянно случается в медицине, когда врач, слишком хорошо знакомый с течением болезни пациента, усиленно старается подогнать ее под определенный диагноз, а потом приходит другой врач и благодаря свежему взгляду на симптомы предлагает иной, верный диагноз.

Одна из первых важнейших проблем, с которыми столкнулись ученые в Лос-Аламосе, состояла в попытке найти способ взорвать атомную бомбу так, чтобы достичь критической массы, необходимой для ядерной реакции. Эксперты по баллистике предлагали традиционные методы взрыва бомб. Один из физиков, Сет Неддермейер, предполагал, что при взрыве элементы, образующие критическую массу в ядерной бомбе, не будут сведены вместе. Он считал, что они разлетятся. Идея состояла в том, чтобы направить взрыв вовнутрь. Например, когда вы очень ровно и сильно сжимаете апельсин, сок собирается внутри; если вы попадаете пулями одна в другую, они от удара плавятся. Когда он представил свою идею коллегам, те подняли его на смех. Однако Оппенгеймер, которого идея Неддермейера тоже не особо впечатлила, разрешил ему свободно развивать свою необычную теорию, что и привело к успешному запуску ядерной реакции в бомбе.

 

 

Группы

Чтобы использовать эту мыслительную стратегию в большой группе, сначала разделите ее на четыре команды. Если группа маленькая, особенно если она из четырех человек и состоит, методику легко модифицировать: пусть каждый участник записывает идею в свою клетку. Если людей больше четырех, пусть разобьются на пары.

 

 

Каждая группа получает лист бумаги, разделенный на четыре части — от А до D .

 

 

Каждая команда записывает в клетке A абсурдную, безумную или фантастичную идею. Попросите участников придумать самую безум­ную из возможных идей. Когда команды заполняют клетку А , передают листы соседям.

Группы исследуют первую идею из клетки А и перерабатывают ее во что-то более реалистичное и осязаемое. Эту идею группа записывает в клетке В и передает лист дальше.

Следующая группа работает уже с информацией в обеих клетках — А и В , стараясь получить еще более реалистичную и осуществимую идею. Ее группа записывает в клетке С и передает лист последней группе, которая еще с ним не работала.

Когда листы попадают к последней команде, ей нужно использовать информацию из всех клеток и выработать финальную идею, фиксируемую в поле D . После этого итоговая идея выносится на рассмотрение всей группы.

Пример: группа менеджеров по продажам проводила мозговой штурм, чтобы придумать, как продавать больше машин. Первая команда написала в поле А «Вступать в брак со всеми потенциальными покупателями». Следующая команда указала в клетке В «Посылать поздравительные открытки на день рождения, Рождество и годовщины». Третья группа записала в клетке С «Посылать цветы и специальную скидку семейным парам в годовщину свадьбы». Итоговая идея состояла в том, чтобы заполнить при продаже всю машину цветами и лично ее доставить. Когда новый владелец получает машину и открывает салон, он поражается и рассказывает о своих дилерах друзьям и родственникам.

 

 

Игра в несвязанные идеи

Ученые выявили, что, если даешь людям противоречивые или не соответствующие друг другу данные, их возможности увеличиваются. Ученые сделали вывод, что подобный конфликт может стать источником творческой энергии. Ниже описывается игра, позволяющая повысить уровень концентрации группы с помощью несвязанных идей. Вот ее правила.

 

 

Ведущий формирует две небольшие группы.

Проблема записывается так, чтобы ее видел каждый участник. Затем ведущий зачитывает формулировку вслух.

Проблема: как повысить производительность компании?

 

Игра начинается с того, что участник из первой группы предлагает идею, не связанную с проблемой.

Пример: участник предлагает компании выдать каждому сотруднику по миллиону долларов.

 

Вторая группа имеет три минуты на то, чтобы превратить эту идею в практическое решение исходной проблемы.

Пример: лотерея на основе государственных лотерей с джекпотом. Приготовьте пронумерованные билеты. Каждый раз, когда сотрудник выступает с конкретным предложением по увеличению производительности, он получает в награду один билет. В конце месяца прочтите идеи и вытяните номер из барабана. Победивший билет приносит награду своему обладателю. Если победителя нет, на следующий месяц приз удваивается.

 

Ведущий оценивает идею. Вторая группа получает очко, если решение считается практичным и успешным; если решение признается неудачным, очко получает первая группа.

Ведущий записывает все предложенные решения.

Группы меняются ролями, и теперь уже вторая группа предлагает несвязанную идею, которую первая должна оформить в решение. Затем происходит оценка решения. Группы продолжают меняться ролями до конца игры.

Через 30–45 минут игра останавливается, а группа с бо льшим количеством очков признается победителем.

В конце ведущий предлагает обеим группам обсудить и оформить все предложенные решения, чтобы определиться с наиболее ценными.

Мы имеем привычку сосредоточиваться на одной проблеме ценой отказа от всех остальных мыслей. Подобный образ мышления эффективно препятствует формированию новых идей. Все внешние влияния, в том числе случайные, которые могут привести к новым идеям по поводу проблемы, сознательно исключаются из рассмотрения. Концентрация внимания на проб­леме только усиливает позиции консервативного мышления, с помощью которого рассматривается вопрос. Несвязанные идеи в качестве внешнего влияния приводят к временной потере концентрации, что дает возможность свежего взгляда на проблему.

 

Фантазия

Еще один способ привнести внешнее влияние — предаться фантазиям по поводу проблемы. Динамический принцип фантазии — игра, обычно считающаяся чем-то детским и не совместимым с серьезной работой. Однако психолог Карл Юнг отмечал, что без этой игры воображения не рождается никакая творческая работа. Неудивительно, что гении находят почти детское удовольствие в живописи, музыке или поиске единой теории всего в физике. Творческие гении возвращаются в концептуальный мир детства и обретают способность сочетать последние достижения в своей области с восприимчивостью ребенка, взирающего на чудо. Эйнштейн мог фантазировать о пространстве и времени, сочетая свое детское восхищение с научными познаниями в физике, ища новые теории и способы познания Вселенной. Пока его коллеги продолжали работать над тем, что было уже известно, он любопытствовал, почему, например, пустое место ничего не весит.

Некий генеральный менеджер испытывал разочарование по поводу предлагаемой компанией линейки пищевых продуктов. Он попросил инженеров и химиков поиграть с продуктами, которые на этот момент создать невозможно, но которые в будущем изменят саму природу пищевой промышленности. Одна из «невозможных» идей состояла в том, чтобы создать машину для приготовления пищи, в которую засыпались бы универсальные ингредиенты (пшеница, соя, мука и т. д.), а автомат готовил бы любое придуманное вами блюдо. Набираете на дисплее «яичница с беконом» или «обед с индейкой и всеми наворотами на десять человек», а машина готовит и подает самостоятельно. Затем он предложил сотрудникам как можно ближе подойти к этой «невозможности». Химики обнаружили, что определенные блюда, например хлеб или пасту, автоматы могут приготовить и сегодня. Это привело к разработке домашних хлебопечек.

 

 

Конверты с фантазией

Вот описание игры, в рамках которой участники группы могут проявить фантазию, представляя разные невероятные ресурсы и сверхспособности. Правила таковы.

 

 

Разделите группу на три команды. У каждой будет конверт с одним из вопросов: вопрос 1 — для команды А , вопрос 2 — для команды В и вопрос 3 — для команды С .

Вопрос 1: «Что невозможно сейчас, но если бы было возможно, то изменило бы саму природу проблемы?»

Вопрос 2: «Что если бы у меня были все ресурсы мира (деньги, люди, время, возможности) для решения этой проблемы?»

Вопрос 3: «Если бы я был супергероем со сверхъестественными способностями и мог добиться чего угодно, как бы я решал эту проблему?»

 

Каждая команда записывает идею или ответ на внешней стороне конверта. После этого конверт передается другой команде. Эта коман­да записывает, какие конкретные, немедленные действия можно предпринять сегодня на пути к идее или ответу, написанному на внешней стороне конверта. Идея или предложение пишется на карточке, которая вкладывается в конверт. Конверты передаются от команды к команде, пока все команды не получат возможность высказаться по всем вопросам. Каждая команда придумывает для каждого конверта конкретное действие, не глядя на записанное остальными. Обсудите и оцените все идеи и предложения в конце игры.

Фантазии по поводу несуществующих предметов и явлений имеют огромную ценность: они сбивают нас с обычных шаблонов восприятия, и разум становится нестабильным, склонным переходить к новым идеям. Можно фантазировать и по поводу тех предметов, которые «никогда» не станут реальностью.

 

 

Скрещивание

Один из способов создания предметов, которые никогда не могут стать реальностью, — скрестить две вещи из совершенно разных миров. Помещая их в одно и то же пространство, вы создаете новую сущность, позволяющую думать о том, какие могут возникнуть соединяющие звенья между исходными предметами или при каких благоприятных обстоятельствах они могут соединиться. Вот правила такой методики.

 

 

Возьмите предмет или какой-то его аспект и скрестите с предметом из другой области, чтобы получить новую суть. Что будет, если скрестить Х и Y ? Что будет, если скрестить вашего начальника с апельсином? Или ваш ресторан с индийским буйволом? Допустим, вы хотите усовершенствовать программу подготовки сотрудников. Подумайте, что будет, если скрестить обучаемого сотрудника с:

маринованным огурцом;

дверью;

ковбоем;

арбузом;

лошадью;

электричкой.

Нарисуйте получившееся создание. Примите во внимание следующее.

Как существо взаимодействует со средой?

Кто имеет значение в его жизни?

Что имеет значение в его жизни?

Каковы основные задачи этого существа?

В чем оно преуспевает?

Если определить для него основную проблему, какова она будет?

Как это существо относится к вам?

Составьте рассказ об этом существе в двух-трех абзацах или просто опишите его.

Укажите три его самые сильные стороны.

Укажите три его характерные слабости.

Какие идеи приходят в голову по совмещению сильных сторон?

Подумайте о слабостях. Что может нивелировать одну из указанных слабостей? Приложите эту мысль к проблеме и придумайте новую идею.

Вернитесь к исходной проблеме.

Перечитайте ваш рассказ.

Некоторые образы или мысли из вашего рассказа приведут к новым идеям и новому взгляду на проблему.

Один владелец китайского ресторана «скрестил» его с кошкой. Одной из сильных сторон получившегося существа была способность подходить к покупателям. Это привело его к идее каждое утро отправлять сотрудников на станцию электрички, где они раздавали меню пассажирам. На каждом меню был номер бесплатного телефона, и пассажирам предлагалось делать заказы по телефону еще до выезда обратно. Когда электричка приезжала назад на станцию, заказы уже ждали пассажиров.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.065 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь