Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Несколько простейших правил



– Факты превыше всего;

– Не забывать, что мы всегда чего-то не знаем;

– Рассуждать обстоятельно, ведь «дьявол кроется в деталях»;

– Доводить рассуждения до конца;

– Не путать реальные физические процессы и умозрительные.

Любой парадокс должен быть разрешён в положительном или отрицательном смысле. Все остальные просто ожидают нашего разрешения. Либо в рамках существующих представлений, либо с новыми знаниями о законах природы и её запретах.

Парадоксы несут в себе возможность получения новых знаний, а запретительные законы природы обеспечивают целостность и устойчивость Вселенной.

«Парадокс дедушки»

Известный пример парадокса, относящегося к путешествиям во времени. По данным Википедии, его предложил ещё в 1943 году писатель-фантаст. Внук отправился в прошлое, где убил своего дедушку до его встречи с бабушкой. Это будет означать, что один из родителей и сам внук никогда не рождались. Следовательно, некому отправиться в прошлое и убить дедушку. Значит, внук родится и отправится в прошлое, где… И так далее – рассуждения по замкнутому циклу без определённого результата.

Такой драматический сюжет взят для простоты и наглядности. Можно привести и массу безобидных примеров. Все «парадоксы времени» сводятся к одному, их суть в том, что воздействие путешественника на прошлое может предотвратить его путешествие в будущем, которое им уже предпринято.

Парадокс очень трудный, позитивно он «в лоб» не разрешается. Негативное его разрешение очень простое: путешествия во времени невозможны.

Примеры из фантастических произведений

В ранней фантастике не столько задумывались о парадоксах путешествий во времени, сколько описывали удивительные возможности управления временем («Хроноклазм» Уиндема, «Фантастическая сага» Гаррисона, …). Возникали забавные заблуждения.

Часы и время. Считалось, что часы всегда показывают «истинное» время. В старой советской повести поздний посетитель ресторана делает заказ, а хозяин отказывается, т.к. времени до закрытия мало. Посетитель заключает пари, что времени хватит. И вот, другие посетители устали ждать, но стрелки часов никак не подходят ко времени закрытия, и даже солнце всё никак не всходит. Как ни тянул хозяин время, заказ был готов. Затем часы стремительно прошли вперёд, а солнце скачком выпрыгнуло в небо.

Нелогично. Часы привязаны к ходу времени не больше, чем биение нашего пульса; у них лишь не меняется частота хода и есть циферблат. Должны были уйти вперёд (но не солнце).

Замедление времени. Авторы всё вокруг героя просто «замедляли». Но ни с освещением, ни с дыханием, ни с движением – проблем не возникало.

Нелогично. Авторы не учитывали, что замедление внешнего времени эквивалентно ускорению темпов жизнедеятельности героя. Его легкие прикосновения для окружающих предметов – стремительные удары, воздух вязок, а воду тяжело пить; света от солнца или ламп в «короткую» секунду героя приходит меньше, чем обычно, вокруг должно потемнеть. Сила тяжести как бы ослабляется, при ходьбе нужен сильный наклон. В старом советском рассказе и в повести Колупаева «Качели Отшельника» всё это описано гораздо правильнее, чем в значительно более позднем фильме «Останавливающие время»; разница между научной фантастикой и Голливудом изрядная.

Параллельные реальности. Во многих произведениях любое изменение в прошлом вызывает расщепление реальности, появляется её новый вариант. Чтобы уйти от недоверия к появлению целой новой Вселенной из-за каждого путешествия, создаётся модель одновременного существования бесконечного множества вариантов одной реальности, или даже различных параллельных миров, которые существуют и без путешествий во времени.

Альтернативно. Своя логика в этом есть, но на практике – признаков не наблюдается.

«Конец Вечности» Азимова. Одно из лучших произведений. Описывает проблемы, которые может вызвать для человечества управление историей со стороны узкой группы людей, пусть даже благонамеренной. Роман описывает понятия различных Реальностей, их Изменений, Аналогов людей, живущих в них, циклы изменений в петле времени:

«– Разве циклы повторяются бесконечно? – не удержался от вопроса Харлан …

– А ты думал – только дважды? По-твоему, двойка – магическое число? За конечный промежуток биовремени может осуществиться бесчисленное множество циклов. Точно так же, как можно, например, бесконечно водить карандашом по одной и той же окружности, но, тем не менее, описывать конечную площадь».

Встреча героя с самим собой вызвала у него ужас, хотя осознал её лишь поздний его Аналог. Парадоксы разрешаются фантастическим способом – «времянепроницаемый сейф», «поле биовремени», защищающее героев от изменений реальности. Есть там и информация, переданная создателем петли времени её участникам – «мемуар Маллансона». В петле явно видна зацикленность. Появление «мемуара» необъяснимо, возможно, это результат множества предшествующих циклов. Обитатели петли пытаются замкнуть её, но она разрушается вмешательством из пострадавшего от неё будущего.

«Понедельник начинается в субботу» Стругацких, «История третья». Описана идея дискретной контрамоции, т.е. движения против хода времени. Один из Янусов, со своим любимым попугаем, каждую полночь перемещается в предыдущие сутки (поэтому Янусов и двое). Он постоянно расспрашивает окружающих о вчерашнем дне, ссылаясь на плохую память, но знает о событиях дня завтрашнего. Молодые маги-учёные по странностям в его поведении и по деталям смерти старого попугая «вычисляют» это.

Логично и оригинально, больше нигде не встречается. Но парадоксы лишь обозначены.

«Вторжение», неизвестного автора (нашлась в сети, полемика с произведениями Стругацких «Туча», «Гадкие лебеди»). Фрагменты из повести:

«При путешествиях во времени, помимо естественных волн из прошлого в будущее, возникают обратные – из будущего в прошлое. Кстати, это решает известный "парадокс дедушки": предположим, что некий маньяк проникает в прошлое и убивает собственного деда до зачатия своего отца. В этом случае, очевидно, маньяк не может появиться на свет, но тогда никто не убьет дедушку, и маньяк появится на свет. На самом деле просто две встречные хроноволны погасят друг друга. На практике это может принять разные формы, но, скорее всего, оба источника противостояния будут просто выброшены из истории, исчезнут: скажем, дедушка действительно погибнет, но не от руки своего внука, а от современной ему, деду, причины».

«Вообще, волны вероятности, как и другие волны, имеют свои пучности и узлы» (здесь «узлы» – это ключевые моменты истории, в которых её легче изменить).

Отчасти логично. К сожалению, даже наброска схемы такого «гашения хроноволн» нет. Примечание: на этом солидном фоне просто смешны рассуждения о том, что в узле хроноволн «женщина может быть и другая» (возможная жена главного героя, оба – предки некоего великого потомка). Нелепо и отношение к социализму.

«Пристань жёлтых кораблей» Лукьяненко. При угрозе анахронизмов спонтанно возникают пространственно-временны́е разрывы, таков закон природы. Людей отбрасывает в прошлое и будущее, чтобы анахронизмов не возникло. Катаклизмы множатся.

Логично. Но чересчур замысловато; в природе на такие мудрёные законы нет и намёка. Кроме того, зная из воспоминаний людей, попадавших в разломы, о их месте и времени, можно ими воспользоваться, как «коридорами времени». Возникают наслоения событий.

Примеры из фантастических фильмов

С появлением темы путешествий во времени в фильмах, она стала знакомой и привычной для широкой публики. Путешествия и заблуждения получили визуализацию.

Встреча во времени с собой. Почему-то многие сценаристы считают, что прямой контакт путешественника во времени с более молодым собой вызовет их обоюдное исчезновение, как бы аннигиляцию. То же и с предметами. В фильме «Коридоры времени» они даже раскаляются при сближении, а вокруг – нечто вроде грома и молнии.

«Назад в будущее», 3 части. Очень живо и увлекательно. В качестве «индикатора» будущих последствий изменения прошлого, герой берёт с собой фотографию, газету или визитку. Изображение и текст на них меняются на глазах, т.е. изменения «догоняют» героя через время и «по следу» путешествия в прошлое. Но его воспоминаний это не касается. Промежуточные реальности несут множество проблем, но путешествия позволяют героям исправить ошибки прошлого, дать отпор злу, и изменить к лучшему жизнь своих семей.

«Радиоволна» («Частота»). Собственно путешествия нет, есть диалог во времени. Полицейский по рации говорит со своим отцом-пожарником, погибшим много лет назад, и даже слышит свой собственный детский голос. Связь стала возможной из-за необычного полярного сияния над городом. Сидя за тем же столом, беседуя по той же рации, отец нечаянно поджигает стол сигаретой; сын тут же видит появление горелого пятна на столе, даже вьётся небольшой дымок. Аналогичные эффекты видны и дальше. Своей информацией сын помогает отцу спастись, и у него появляется второй набор воспоминаний. В промежуточной реальности гибнет мать, но и это поправимо. В конце концов, герой встречает своих постаревших, но живых и счастливых родителей.

«Терминатор». Первые 2 фильма очень интересны и известны. Но петля времени мало реальна – герой рождается от отца, посланного им самим из будущего для спасения матери. Скорее всего, первоначальный отец первоначального героя был из того же времени, что и мать. Логика героев 2-го фильма явно слаба – они лишь устранили последствия 1-й части, от которой остались рука и компьютерный чип робота. По сути, из-за этого и не удалось избежать восстания машин. Терминатора следовало не уничтожать, а вести к президенту.

«Исходный код». Прямого путешествия в прошлое нет. Но некая система виртуально воссоздаёт короткий отрезок жизни людей в поезде перед катастрофой. В итоге катастрофа предотвращается и возникает альтернативная реальность. Фильм интересный.

«День сурка». В некоторый день герой отходит ко сну, но просыпается не утром следующего дня, а утром этого же, и проживает его снова. Что бы он ни делал, он снова возвращается в то же утро, даже если совершает самоубийство. Ему удалось перейти в следующий день, только когда он отказался от себялюбия и эгоизма, и помог в этот день всем, кому только смог помочь. По-видимому, это первый пример циклов времени в фильме. В старом советском фантастическом рассказе предотвращение авиакатастрофы в таких циклах было описано гораздо раньше.

«Грань будущего». Как и в «Дне сурка», герой многократно проживает один и тот же период свой жизни, каждый раз изменяя его. Почему он помнит всё, а также причины возникновения цикличности и выхода из неё – на совести фантаста. Но верно то, что другие люди предыдущих циклов не помнят. Даже те двое, кто знал о самом явлении раньше, получают информацию о предыдущих циклах только от главного героя.

«Иван Васильевич меняет профессию». Фильм не так прост, как может показаться. МВ позволяла перемещаться и во времени, и в пространстве, как МВ ОТО. Начало фильма напоминает фразу из одного фантастического рассказа: «темпоральные поля изменяют реальность ещё до включения машины времени». А в конце фильма, после возвращения Ивана Грозного в своё время, реальность настоящего изменилась. У героя появились «ложные» воспоминания, которые можно посчитать плодом воображения или сном, но они настолько яркие, что он всерьёз расспрашивал о них свою жену.

«Мы из будущего». Способ перемещения мистический. Военные документы героев взялись ниоткуда, они физически в замкнутом кольце. Как они возникли?

«Тариф Новогодний». Красивая «святочная» история, диалог во времени по мобильному телефону с неким чудесным тарифом. Звонить и посылать фото может только парень из будущего; фотокарточку девушки он получает как «посылку из прошлого», спрятанную в кафе год назад. Выясняется, что в его дни девушка гибнет в аварии бензовоза и автобуса, со всеми пассажирами. Они предотвращают катастрофу при участии друзей, причём его друзья в прошлом берутся за это, впечатлённые видеозаписью своих же обсуждений, полученной из будущего. Едва ли не единственный фильм без излишней фантастичности и явных ошибок логики.

«Чернобыль. Зона отчуждения». Обычный киноэффект – когда постаревший персонаж бьёт по лицу себя молодого, у бьющего на скуле тут же появляется след старого удара. Потом он убивает себя молодого, и тут же растворяется в воздухе, но больше ничего вокруг не меняется. Особенность фильма: главный герой возвращается в новое настоящее, где из-за предотвращения аварии в Чернобыле устоял СССР, а там есть его второй экземпляр, который родился и прожил в благополучном настоящем, не отправляясь в прошлое.

Свод логики и ошибок

Примитивные ошибки логики:

• абсолютизация функций часов;

• представление о взаимном разрушении («аннигиляции») при встречах существ и предметов со своими Аналогами из прошлого;

• элементарные «ошибки троечника» в физических явлениях.

Типичные ошибки логики:

• путешественники помнят о предыдущей реальности, хотя вместе с изменением обстоятельств должны были измениться и их воспоминания;

• при получении травмы у более молодого Аналога, у путешественника немедленно появляются её застарелые следы, хотя для этого нет никаких физических причин; то же самое касается и предметов;

• комбинация того и другого: предметы, взятые в прошлое из будущего, изменяются на глазах без видимых физических причин, но воспоминания путешественника не меняются, либо появляется несколько вариантов их.

Возможно, что сценаристы и режиссёры сознают эти ошибки, но оставляют их ради зрелищности, наглядности и доступности логики событий в фильмах.

Альтернативная логика:

• Континуум параллельных миров или ветвящихся реальностей. Даёт полную свободу воображению, но не позволяет изменить собственное прошлое или настоящее. Все катастрофы и трагедии остаются такими, как и были. А в реальности не наблюдается никаких признаков таких сущностей.

• Путешественник в прошлое считается пришельцем ниоткуда. Он изменяет прошлое, а тем самым и будущее, откуда прибыл, но это никак не влияет на него самого. Он помнит свой вариант будущего, но того больше нет. А в новом будущем рождается и живёт новый вариант его самого, с которым он может даже увидеться (похоже на азимовскую Вечность, в которой хранятся предметы ниоткуда, т.е. из исчезнувших Реальностей, стёртых Изменениями). Своя логика в этом есть – раз человек уже существует, за счёт чего ему исчезать? Но временно́й поток человека отсекается, как ножом. В новом варианте истории его появление необъяснимо. Разве что – из параллельного мира. Если нет, то из будущего может прибыть его изменённый второй вариант, Аналог, а потом и другие.

Реалистичная логика, в рамках современной физики, требует:

• последовательного и полного анализа свойств путешествий во времени;

• разрешения «парадокса дедушки», либо выяснения такой возможности.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.028 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь