![]() |
Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
КАК ОБЪЕКТ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯСтр 1 из 24Следующая ⇒
1.1 Философский аспект..........................................................................................6 1.2 Психологический аспект...................................................................................22 Глава 2. «ДЕЛО ЖИЗНИ» КАК СУБЪЕКТ ВЫСШЕГО ПРЕДНАЗНАЧЕНИЯ И ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ 2.1 «Дело жизни» как субъект высшего предназначения....................................35 2.2 «Дело жизни» и смысл.....................................................................................42 2.3 «Дело жизни» и поступок.................................................................................54 2.4 «Дело жизни» и душа........................................................................................69 Глава 3. «ДЕЛОЖИЗНЕННАЯ» ЛИЧНОСТЬ 3.1 ДЖ-личность как базовая характеристика высшего предназначения человека.......................................................................................75 3.2 Самоопределение ДЖ-личности.....................................................................84 3.3 Формирование ДЖ-личности в системе высшего образования...................92 ІІ. МЕТОДОЛОГИЯ И ПРАКТИКА Глава 4. «ДЕЛОЖИЗНЕННАЯ» МЕТОДОЛОГИЯ 4.1 Критические ситуации в «поле правды» как условие функционирования ДЖ-методологии..................................................................107 4.2 Общетеоретические очертания ДЖ-методологии........................................121 4.3 Теоретическая модель функционирования ДЖ-методологии.....................132 Глава 5. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ И ГРУППОВАЯ «ДЕЛОЖИЗНЕННАЯ» ПРАКТИКА 5.1 ДЖ-практика как инструмент духовного производства....................................143 5.2 Индивидуальная и групповая психологическая ДЖ-практика.........................150 5.2.1 Экспертиза самоопределения....................................................................150 5.2.2 Индивидуальная психологическая работа...............................................153 5.2.3 Групповая психологическая работа..........................................................158 5.3 Индивидуальная и групповая образовательная ДЖ-практика..........................183 5.3.1.Профессиональная подготовка операторов особо сложных систем управления в ДЖ-формате.....................................................................187 5.3.2 Профессиональная подготовка психологов в ДЖ-формате...................191 5.4 Индивидуальная ДЖ-практика взаимодействия психолога и священника.....200 Глава 6. СОЦИАЛЬНАЯ «ДЕЛОЖИЗНЕННАЯ» ПРАКТИКА 6.1 Социальная ДЖ-практика в культурно-историческом контексте поступка...217 6.2 Социальная идеологическая ДЖ-практика как поступковое действие..........223 6.3 Социальная психологическая ДЖ-практика как поступковое последействие..232 6.3.1 Кризис постсоветского общества как интериоризация действия в поступковом последействии..............................................................................232 6.3.2 Феномен «майдана» как катарсис в поступковом последействии......238 6.3.3 Формирование «общества высшего предназначения» как преображение в поступковом последействии..................................................257 Заключение.......................................................................................................................267 Время перемен (вместо послесловия)..........................................................................269 Литература........................................................................................................................271 Эту книгу посвящаю моему отцу, Анатолию Лукичу Ткаченко - наставнику, ученому-практику. Автор. В ведение Жизнь и развитие человека и человечества пришли к точке бифурка-ции, когда становится необходимым осуществление выбора в сторону само-сохранения как биологической субстанции, но неизбежной деградации, или дальнейшего развития ценой огромных усилий и напряжения духа в преодо-лении накопленного массива страданий ради трансформации (преображе-ния) человека в иное, одухотворенное состояние, определяемое как истинно разумное. Идеи, изложенные в монографии, начали формироваться под влиянием более чем двадцатилетних авторских эмпирико-практических и теорети-ческих исследований, посвященных самоопределению личности в достиже-нии своего высшего предназначения, начиная с изучения проблемы формиро-вания профессиональной надежности авиаспециалистов и явления «духовно-природной психотерапии» в процессе образовательной и психологической практики с участием будущих психологов. Они стали принимать теорети-чески завершенные очертания, когда мы обратились к философскому прин-ципу «всеединства» (Вл. С. Соловьев), сущности смысла жизни в фило-софии и психологии (С.Л.Франк, Н. А. Бердяев, В.Франкл), психологии поступка (М.М.Бахтин, К.Войтыла, В.А.Роменец), а также оригинальной «философии ненасильственного развития» (И.Н.Острецов), формулирующей идею фунда-ментального научного обоснования христианского учения и создания новой науки о Человеке на основе Разума, а также многим другим философским и психологическим идеям и концепциям, позволяющим достаточно корректно говорить о научном обосновании будущего человека. Многие известные ученые в самых различных областях науки убедитель-но показывают, что собой представляет «конец цивилизации» и что необхо-димо для дальнейшего разумного развития Человечества. Но они в доста-точной степени не раскрывают внутренний психологический механизм тако-го развития, вопрос - как человек будет трансформироваться в этих условиях. В нашей концепции эта глобальная проблема рассматривается через призму «высшего предназначения» человека, субъективизированного в виде ориги-нального категориального понятия «дело жизни», отражающего творение ду-ховного продукта и проливающего свет на сущность духовного производства в целом. В свете такого подхода адекватную (соответствующую Разуму) но-вую геосоциальную организацию, построенную на научной культурно-психо-логической основе понимания христианской идеи, можно рассматривать как «общество высшего предназначения», состоящее из Личностей, необходимо стремящихся к достижению своего Идеала. Данная идея раскрывается в смысло-логической последовательности, изложенной в двух частях монографии, где нововведенное понятие «дело жизни» является основным смыслообразующим фактором. Первая часть, пос-вященная философии и теории, начинается с рассмотрения философского и психологического аспектов высшего предназначения, как объекта научного познания, раскрываемого в онтологии его формирования в научно-фило-софском и психологическом контексте греческой «пайдейи», христианского «богоподобия», марксистского «духовного производства», а также современ-ных проблем глобального общецивилизационного кризиса. Научное видение данного объекта представляется как триединое образование, включающее Идеальную Личность, методологию ее формирования и практику реализации этой методологии. Анализируется место предлагаемого категориального понятия, как субъекта высшего предназначения человека, в предметной об-ласти научной психологии на фоне таких общеизвестных феноменологи-ческих понятий как «смысл», «поступок», «душа». Раскрывается представ-ление о «деложизненной» личности как базовой характеристике, необходимо предусматривающей ее самоопределение в достижении высшего предназна-чения и стремление к формированию своего Идеала. Во второй части, посвященной методологии и практике, рассматрива-ется возможность формирования такой личности благодаря «деложизнен-ной» методологии как универсумному методу наполнения Разума, и «дело-жизненной» практике как способу ее реализации в процессе человеческого бытия. Последняя является основным средством духовного производства, строится на психо-духовном механизме поступка и подразделяется на инди-видуальную и социальную. Обращается внимание на роль критической ситуа-ции как необходимом условии функционирования такой практики. Главная трудность, с которой мы столкнулись при рассмотрении дан-ных проблем, заключалась, по определению, в том, что их смысловой и энер-гетический исследовательский потенциал значительно превышали ресурсные возможности самого автора. В процессе исследования это неизбежно приво-дило к возникновению критических ситуаций, поэтому всегда существовал риск ошибиться, быть некорректным или же остаться непонятым. Автор соз-нательно шел на это, поскольку уже имел определенный эмпирико-практи-ческий опыт апробации представленных материалов в научном, учебном и практическом планах, а также минимально необходимое теоретическое обос-нование. Это дает право надеяться на некоторое снисхождение и отвлечение от формальных, во многом устаревших психологических взглядов и теорий, дабы направить свой взор в неизвестное будущее, что невозможно без адекватного понимания нового настоящего. І. ТЕОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы