Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Деревни, села и пустоши монастыря к 1738 году
В 1738 году были переписаны села и деревни, входившие в вотчину Николаевского Антониева монастыря, с указанием ревизских душ мужского пола до 15 лет и расстояния от деревни до монастыря. Привожу эти сведения.
Наименование деревни ревизских душ верст до монастыря налоги 1. Монастырская Слобода 211 2. Сельцо Приречье 10 1 3. Деревня Нивица 10 3 1 алт. 4 ден. 4. Деревня Бибирево 21 1 алт. 2 ден. 5. Деревня Часовня 18 6. Деревня Мокрени 9 3 7. Деревня Думино 8 2 2 алт. 8. Деревня Барбино 13 9. Деревня Дымцево 56 2 3 алт. 10. Деревня Сварукино 13 3 1 алт. 2 ден. 11. Приречье Песочное 30 6 12. Деревня Машино 55 9 3 алт. 2 ден. 13. Деревня Трещевец 62 5 5 алт. 2 ден. 14. Деревня Михалиха 48 2 15. Приречье на Чернухе 54 2 16. Деревня Григорово 53 2 3 алт. 4 ден. 17. Деревня Полежаиха 38 3 1 алт. 2 ден. 18. Деревня Бабино 38 3 1 алт. 1 ден. 19. Деревня Путилово 119 2 1 алт. 1 ден. 20. Деревня Косяково 10 3 3 алт. 21. Сельцо Черное 6 1 22. Деревня Высокуша 68 3 23. Деревня Нави 78 1 5 алт. 2 ден. 24. Деревня Анисимово 90 3 4 алт. 25. Деревня Кокошкино 17 1 5 ден. 1 пол. 26. Село Давыдово 4 5 27. Деревня Домнино 41 6 1 алт. 4 ден. 28. Деревня Толстиково 38 7 1 алт. 3 ден. 29. Деревня Утехово 55 8 1 алт. 4 ден. 30. Деревня Чурилово 19 7 5 ден. 31. Деревня Мануйлово 21 7 3 ден. 1 пол. 32. Деревня Бельково 19 6 4 ден. 1 пол. 33. Деревня Заполье 24 7 3 ден. 34. Деревня Приклад 29 6 35. Деревня Глебни 19 6 1 алт. 3 ден. 36. Деревня Поповская 18 9 1 алт. 1 пол. 37. Деревня Туково 47 8 3 алт. 3 ден. 38. Деревня Афанасово 23 9 1 алт. 2 ден. 39. Деревня Поляны 35 14 4 алт. 40. Деревня Пронино 36 11 2 алт. 1 пол. 41. Деревня Боровлево 28 10 3 ден. 1 пол. 42. Деревня Анискино 47 9 4 ден. 1 пол. 43. Деревня Рашково 28 8 1 алт. 1 пол. 44. Деревня Брагино 25 7 1 алт. 1 ден. 45. Деревня Черная 31 7 2 алт. 46. Деревня Старово 36 7 1 алт. 2 ден. 47. Деревня Рычманово 15 6 1 алт. 1 ден. 48. Деревня Раменье 77 5 3 алт. 4 ден. 49. Деревня Беканиха 39 5 1 алт. 3 ден. 50. Деревня Дорок 17 4 3 ден. 51. Деревня Фомино 45 6 2 алт. 2 ден. 52. Деревня Скоросово 50 6 3 алт. 3 ден. 53. Деревня Слынево 86 7 4 алт. 4 ден. 54. Деревня Овсейково 32 7 1 алт. 4 ден. 55. Деревня Мокравицы 25 8 1 алт. 3 ден. 56. Деревня Приречье 54 9 3 алт. 57. Деревня Ведерица 48 9 2 алт. 5 ден. 58. Деревня Андрюшино 84 10 3 алт. 4 ден. 59. Деревня Боярцево 29 11 2 алт. 2 ден. 60. Деревня Крутец 15 15 1 алт. 5 ден. 61. Село Спас на Холму 142 3 6 алт. 3 ден. 62. Деревня Глунцово 83 3 5 алт. 3 ден. 63. Деревня Муравьево 49 2 4 алт. 4 ден. 64. Деревня Подъячево 44 1 1 алт. 2 ден. 65. Деревня Маковеево 64 3 2 алт. 2 ден. 66. Сельцо Боярское 3 1 67. Деревня Бортница 60 1 2 алт. 3 ден. 68. Деревня Анненское 30 2 1 алт. 3 ден. 69. Деревня Медведчиково 38 5 1 алт. 4 ден. 70. Деревня Доры 38 6 1 алт. 1 ден. 71. Деревня Имейцево 48 7 1 алт. 5 ден. 72. Деревня Погорелка 70 6 2 алт. 2 ден. 73. Деревня Селилово 36 10 1 алт. 3 ден. 74. Деревня Гущино 47 15 2 алт. 75. Деревня Красное Прибыльное 59 6 76. Деревня Слуднево 19 7 4 ден. 77. Село Черкасово 74 11 1 алт. 3 ден. 78. Деревня Михалиха 8 10 5 ден. 79. Деревня Цепелиха 49 9 80. Сельцо Дуброво 18 10 2 алт. 2 ден. 81. Сельцо Иваново 4 12 82. Деревня Власиха 94 16 83. Деревня Андрюшино 24 7 84. Деревня Татарниково 22 6 85. Село Сандово 96 30 86. Деревня Раменье 142 27 87. Село Федорково 64 60 88. Деревня Кишкино 42 61 89. Деревня Гора 56 61 90. Деревня Косодавль 64 62 91. Деревня Хрущи 30 62 92. Деревня Тимонинское 35 64 93. Сельцо Алешино 49 30 94. Деревня Теребуково 37 31 95. Пустошь Костычево - 2 2 алт. 2 ден. 96. Приселок Кесово 4 11 2 алт. 2 ден.
Как было указано в этой описи сел и деревень 1738 года Николаевскому Антониеву монастырю принадлежали в них 4252 души мужского пола (старше 15 лет – А.Г.) За год до описи монастырских сел и деревень в книге монастыря были записаны размеры тяглового обложения с крестьян каждой деревни. В этой таблице я объединил обе эти описи, где «алт.» означает – алтын, «ден.» – деньга, «пол.» – полушка, «верста» - 1,06 километра. В книге тяглового обложения не записаны деревни сел Сандово и Федорково. Не брали налог с сел и деревень, в которых жили монастырские слуги и одни помещики без крестьян: Монастырская Слобода, Приречье, Часовня, Черное, Давыдово, Боярское и Иваново. В 1732 году были записаны сведения о пустошах в вотчине Николаевского Антониева монастыря, а также о сумме оброка, взимаемого с каждой пустоши. Всего было учтено 18 пустошей, в том числе: Хрипулиха и Корениха, принадлежавшие крестьянам деревни Михалиха, оброк 3 рубля 20 алтын. Пустоши Ктухино и Чичериха, принадлежавшие крестьянам деревни Андрюшино, с каждой пустоши собрали оброка по 2 рубля 16 алтын и 4 деньги. Пустошью Клетушка владел крестьянин деревни Цепелиха Иван Иванов, с которого собрали 4 рубля 20 алтын 2 деньги оброка. Пустошью Кащиха владели крестьяне деревни Ведерица, с которых взяли оброк 3 рубля 16 алтын 4 деньги. В реестре крестьян и крестьянских детей разных селений вотчины монастыря 1744 года переписаны те же 95 деревень и приселок Кесово. В 1745 году Николаевский Антониев монастырь ведал 43 церквами, в их числе: погост Типны – поп Константин Кононов, дьяк Василий Иванов, пономарь Егор Романов, погост Прилуцкий – поп Василий Иванов, село Шелтомеж – поп Афанасий Федоров, погост Кошево Карельское – поп Тимофей Иосифович Иванов. Погоста Русское Кошево в списках нет, так как он по-прежнему относился к Угличскому Алексеевскому монастырю. Под указом от 7 марта 1745 года новгородского архиепископа Амвросия об обязанностях служителей церквей Николаевского Антониева монастыря не допускать искажения прихожанами обычаев, которые могут принести вред здоровью, подписались все 43 попа, а также дьяки и пономари некоторых церквей [116].
Глава ΙV. Монастырь от Екатерины ΙΙ до Николая ΙΙ Церковная реформа Екатерины ΙΙ (1762 – 1796 годы)
Считая пространство Николаевского Антониева монастыря тесным, начали расширять его в южную сторону. С 1754 года началась кладка новой южной ограды, прежняя ограда с той стороны была разобрана. Прибавили части оград с восточной и западной сторон. К 1764 году построена и освящена каменная церковь во имя святителя Иоанна Предтечи. Став императрицей Екатерина ΙΙ своим указом от 15 марта 1763 года поручила переписать во всем государстве монастыри и принадлежащие им вотчины. Для составления истории России Николаевскому Антониеву монастырю Бежецкой воеводской канцелярией было велено направить копии важных документов в академическую канцелярию [117]. Своим указом от 26 февраля 1764 года она поручила проведение церковной реформы. В ее основу была положена секуляризация (конфискация) свободных от налога церковных и монастырских земель, церковного имущества, а также уменьшение числа церквей и монастырей. Одной из причин реформы стало пополнение обедневшей государевой казны. Другой причиной стало стяжательство священнослужителей и монахов, имевших земельные владения не только в монастырском ведении, но и в личной собственности. Одновременно монастырские крестьяне, арендаторы земли, со временем становились рабами монастыря, платившие ему до 15 видов налогов, пошлин и оброков. Без воли монастыря они не могли поменять место жительства, жениться или выйти замуж, произвести раздел арендуемой земли. Реформа эта готовилась давно, о ее подготовке распорядилась еще императрица Елизавета Петровна в 1757 году. Ее преемник Петр ΙΙΙ за три дня до своего свержения успел подписать указ о передаче всего недвижимого церковного имущества вместе с Коллегией экономии Сенату. Своим указом он запретил выдавать деньги из государственной казны монастырям, не способным обеспечить себя самостоятельно. Императрица Екатерина ΙΙ 29 ноября 1762 года учредила Духовную комиссию, состоящую из трех духовных персон и пяти светских. В манифесте от 26 февраля 1764 года она писала, что заслушав доклады этой комиссии, она принимает следующие решения: по последней ревизии оказалось всех архиерейских, монастырских и церковных крестьян 910866 человек ревизских душ, (то есть мужского пола старше 15 лет – А.Г). Управление столь великого числа деревень духовными, часто переменяющимися властями, происходило тягостно. А часто это управление за расхищением служками, незнания ими прямого деревенского хозяйства стало разорительно для самих крестьян. Многие епархии, монастыри, соборы и белое священство (освобожденное от налогов – А.Г.), так были неуравнены, что одни перед другими имели малые доходы, а другие никаких не имели. Поэтому императрица повелела учрежденной Коллегии экономии с того времени принять все их вотчины со всем казенным в них имуществом под свое ведение и управление. Таким образом, она ликвидировала монастырские вотчины, монастыри и церкви отстранялись от управления бывшими своими имениями. Вместо всех архиерейских и монастырских пашенных, сенокосных, всякого рода хлебных и других окладов был установлен единый денежный оброк по 1,5 рубля с каждой души, который поступал в государственную казну, начиная с 1 января 1764 года. Для монастырей были составлены монастырские штаты, в которые были внесены оставшиеся после упразднения 226 монастырей, разделенных на три класса по уровню содержания. До манифеста в России насчитывалось 954 монастыря, в которых находилось более 11 тысяч монахов. После издания манифеста Синод упразднил 418 монастырей, перевел на денежное содержание 226 монастырей. Оставшиеся 310 монастырей объявил выведенными за штат, поэтому они должны были существовать на добровольные народные пожертвования. Через два года эти заштатные монастыри также разделили на три класса. К первому классу отнесли 20 монастырей, ко второму – 56, к третьему – 85 монастырей. К тому времени из 310 заштатных монастырей остался 161, остальные 149 упразднялись [118]. При Екатерине ΙΙ значительно возрос оброк с государственных крестьян, установленный при Петре Ι в размере 40 копеек с ревизской души, в 1768 году он возрос до 2-х рублей, в 1783 году – до 3-х рублей. У крепостных крестьян он составлял 1,5 рубля, это было связано с тем, что государственный крестьянин платил оброк только казне, а крепостной крестьянин еще и помещику до 10 рублей в год со двора. В начале правления Екатерины ΙΙ при проведении третьей ревизии в 1762 – 1763 годах насчитали около 20 млн. ревизских душ. В конце правления в 1796 году при проведении четвертой ревизии насчитали 34 млн. ревизских душ обоего пола [119]. До церковной реформы императрицы Екатерины ΙΙ Николаевский Антониев монастырь владел 736 десятинами пахотной земли и 104 десятинами сенокосов. Кроме того, в монастырских деревнях находилось 11 тысяч 980 десятин пахотной и сенокосной земли. Все здания монастыря и ограда с шестью башнями были каменными. Монастырь производил сборы с крестьян своих вотчин, в том числе: - яиц, 8210 штук в год; - дров, 606 саженей; - бревен длиной в 3 сажени – 1212 штук; - бревен длиной в 4 сажени – 1212 штук; - грибов сушеных, рыжиков, волнух, клюквы, брусники, малины, черной смородины и земляники на 88 рублей 83 копейки или вместо столовых припасов отдавали деньги в этой сумме. Монастырь имел семь скотных дворов, один при монастыре, а также: - в сельце Боярском, в одной версте от монастыря; - в сельце Емельянове, в двух верстах от монастыря; - в сельце Красном, в четырех верстах от монастыря; - в сельце Лаптеве, в шести верстах от монастыря; - в сельце Дуброве, в двенадцати верстах от монастыря; - в сельце Евланове, в четырнадцати верстах от монастыря. На скотных дворах содержалось 130 лошадей и жеребят, 182 дойных коровы, 260 быков вместе с нетелями и телятами, 26 овец и 6 коз [120]. Монастырь владел пятью мельницами: под монастырем на реке Могоче; - под деревней Путилово на реке Могоче; - под сельцом Дуброва на реке Могоче; - под погостом на реке Рене (ныне село Никола-Реня Весьегонского района – А.Г.); - под деревней Косодавль на реке Рене (ныне Весьегонский район – А.Г.) [121]. Архимандритом Николаевского Антониева монастыря в то время служил Марк, монастырь имел 4620 душ крестьян. По церковной реформе Екатерины ΙΙ по штату ему оставляли 17 человек братии и столько же служителей. Площадь пахотной и сенокосной монастырской земли сократилась с 840 десятин до 30 десятин 283 квадратных сажени или в 28 раз. Все монастырские крестьяне, за исключением жителей Монастырской Слободы, стали помещичьими. На монастырских землях остались конюшенный двор, овощные огороды и пруды. Один огород длиной 26 сажень и шириной в 24 сажени, другой огород длиной в 126 саженей и шириной 98 саженей. Возле них находился пруд для полива овощей размером в 128 саженей вокруг него. Кроме того, имелась дворовая загородная выгонная земля для выгона скота, измерения проводил землемер в 1778 году. Все налоги, как государственные, так и церковные, взимаемые с монастыря, были отменены, военные, бывшие на содержании монастыря, высланы из него в воеводскую канцелярию. В связи с проведением церковной реформы служители монастыря в период с 25 декабря 1764 года по 5 января 1765 года решили переписать все церкви, находящиеся в его ведении. Однако из 43 церквей были переписаны, со слов священников, всего 19, в том числе: 1. Село Деледино, священник Илларион Семенов, церковь Покрова Пресвятой Богородицы, построена издревле. 2. Погост Мицыно, священник Михаил Иванов, церковь Спаса Пророка, построена издревле. 3. Село Михайлово, священник Егор Ульянов, Введенская церковь, построена в 1762 году. 4. Погост Троица, священник Алексей Веремеев, Троицкая церковь. 5. Село Молоково, священник Александр Карпов, Троицкая церковь с приделом Сергия Чудотворца, построена издревле. 6. Село Залужье, священник Никита Парамонов, церковь Воскресения Христова, построена издревле. 7. Село Тушитово, священник Борис Лутанов, церковь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом архистратига Михаила. 8. Погост Ям, священник Кондратий Степанов, церковь Воскресения Христова, построена в 1751 году. 9. Село Ахматово, священник Алексей Петров, церковь Воскресения Христова, построена в 1763 году. 10. Село Дымцево, священник Семен Федоров, Введенская церковь, построена в 1691 году. 11. Погост Курганы, священник Василий Антонов, церковь Покрова Пресвятой Богородицы, построена в 1753 году. 12. Село Поречье, священник Терентий Яковлев, церковь Воскресения Христова, построена в 1696 году. 13. Село Еськово, священник Родион Борисов, церковь Воскресения Христова, построена в 1740 году. 14. Село Чижово, священник Иосиф Кириллов, церковь Святителя Николая Чудотворца, построена издревле. 15. Село Котово, священник Прокофий Иванов, церковь Зачатия Иоанна Предтечи, построена издревле. 16. Село Городок (скорее всего Орлов Городок – А.Г.), священник Игнатий Яковлев, церковь Тихвинской Богоматери, построена в 1721 году. 17. Село Григорово, священник Наум Семенов, церковь Покрова Пресвятой Богородицы, построен в 1755 году. 18. Село Богороцкое. священник Корнил Яковлев, церковь Казанской Богоматери, построена в 1759 году. 19. Имынский погост, священник Ларион Федоров, церковь Святителя Николая Чудотворца и вторая церковь Рождества Христова. Грамотой от 22 марта 1775 года Духовное правление запретило жениться дьячкам, пономарям и другим служителям церквей и монастырей, не знающим катехизиса. Катехизис – это книга, которая содержит основные положения вероучения в виде вопросов и ответов. Служителям монастыря запретили владеть землей [122]. В 1783 году в монастыре была открыта церковно-приходская школа.
Помещичьи крестьяне во времена Екатерины ΙΙ До правления императрицы Анны Иоанновны не только монастыри или помещики, а даже богатые крестьяне могли купить людей, чтобы их отдавать вместо себя в рекруты. Указами Анны Иоанновны 1739 и 1740 годов крестьянам дворцовых и церковных вотчин было запрещено покупать людей как в услужение себе, так и для поставки вместо себя в рекруты. Императрица оставила такое право лишь за помещиками и купцами, если у продавца было более ста душ крестьян. При Екатерине ΙΙ наступил золотой век для русского дворянства и усиление крепостной кабалы для помещичьих крестьян. К дворянам перестали применять телесные наказания, с них не взимались подушные подати. Императрица подтвердила указ Петра ΙΙΙ об освобождении дворян от обязательной службы. Одновременно она подтвердила указ императрицы Елизаветы Петровны от 1746 года, по которому помещики имели право ссылать неугодных им крестьян в Сибирь на любое, угодное помещику, время с возвратом их обратно по желанию помещика. В 1766 году императрица запретила торговать крестьянами лишь во время рекрутского набора. В 1771 году Екатерина ΙΙ сначала запретила продавать крестьян с торгов, но в 1792 году восстановила это право. При ней крепостное право достигло наибольшего ухудшения для крестьян, они превратились в собственность помещиков. Отобрав землю и крестьян у архиереев, церквей и монастырей, Екатерина ΙΙ щедро раздавала имения с крестьянами приближенным царедворцам, вельможам и привлекаемым ею иностранным новым помещикам. В период с 1764 по 1796 годы ею было роздано им около 2 млн. крестьян. В один день, 18 августа 1795 года она подписала указы о пожаловании своим приближенным более 100 тысяч душ. Цены на людей в екатерининское время были различны, при продаже с землей душа ценилась от 70 до 120 рублей в начале ее царствования и дошла до 200 рублей в конце его. При продаже крестьян без земли люди ценились дешево, например, в 1773 году одна помещица продавала души по 6 рублей «за штуку». За одного рекрута в начале царствования Екатерины ΙΙ платили по 120 рублей, в конце царствования – по 400 рублей. Крепостных людей без земли нередко продавали публично на базарах и ярмарках наравне со скотом. В «Ведомостях» того времени встречались публикации: «Продаются 20-ти лет человек, парикмахер и лучшей породы корова». Крепостных крестьян в екатерининские времена не только продавали, но и проигрывали в карты, давали ими взятки, платили ими врачам за лечение. В 1750-х годах необученная деревенская горничная при продаже в Москву стоила 50 рублей, умеющая шить – 80 рублей [123]. При Екатерине ΙΙ была вновь разрешена барщина, с 1766 года оброчных крестьян оставалось меньше половины, другие стали работать на барщине. Крестьяне должны были работать на помещика по 3 дня в неделю. Но так как не было специального указа, некоторые помещики могли заставить работать крестьян на них 5 – 6 дней в неделю. Любая жалоба крестьянина на помещика по указу императрицы 1767 года считалась ложным доносом, и каралась направлением в Сибирь пожизненно. За период с 1767 по 1772 годы помещики сослали в Тобольскую и Енисейскую провинции около 20 тысяч крепостных крестьян. Вызывает интерес быт мелких помещиков того времени, которые постоянно жили в своих имениях, и на зиму не могли выезжать в Москву, Петербург и другие города. Их дома обычно состояли из двух половин, разделенных сенями. Со временем некоторые помещики превращали эти сени в приемную комнату, а новые сени прирубали с боков. Крыши их домов были покрыты тесом, а иногда соломой, над крышей выделялась кирпичная труба. Дом по фасаду имел 4-5 окон. Печки чаще всего были в одной половине дома, вторая половина использовалась лишь в теплое время. Некоторые помещики заменяли в домах русские печи на голландские в виде колонны, покрытые кафелем из Голландии. Зимой нередко можно было видеть помещика или членов его семьи с перевязанными головами, угоревшими после топки печи. Мебель в домах мелких помещиков в екатерининское время была самая простая: широкие лавки вдоль стен, большой стол возле них, передвижные скамьи, поставец с посудой и кровать с пологом. До второй половины ХVΙΙ века на стенах не было ни зеркал, ни картин, первые зеркала появились в Москве в 1665 году. Признаком богатства дома помещика считалось обилие пуховиков и подушек, а также божница с образами в богатых окладах. Другим признаком богатства считалось обилие еды и питья из своего погреба. Перед домами помещиков росло много берез, хозяева уверяли, что густо посаженные березы защищали их дома от бурь и зимних метелей. Позади дома помещика обычно был огород, где выращивали капусту, лук, редьку, репу и бобы, позднее появился картофель [124]. Во времена Екатерины ΙΙ заметно росла численность дворовых людей: управляющих имениями, конюхов, извозчиков, поваров, горничных, нянек, садовников, чернорабочих. Они обслуживали помещика и членов его семьи. По свидетельству современников того времени, число дворовых людей у русских помещиков было в 3 – 5 раз больше, чем у немецких владельцев. Некоторые села и деревни делились на три части: барская, дворская и холопская, сами названия говорили об их жителях. Все тяготы по содержанию дворовых людей ложились на местных крестьян. Жили деревнями от 3 до 20 домов и большими селами до 200 домов, каждая семья состояла из 3-х поколений: старики, хозяева и дети. В небольшой избе, чаще всего крытой соломой, реже – тесом или дранкой, ютилась семья из 15-20 человек из хозяев, их родителей, детей, нередко – женатых неотделившихся братьев. Зимой спали в избах на полу вповалку на соломе или дерюгах, летом перебирались спать в сени и на сеновал. Маленькие дети спали в зыбке, подвешенной на гибкой жерди (очепе) к матице. Значительную часть избы занимала русская печка, вокруг которой крутилась жизнь хозяйки дома или старшей невестки. Вдоль стен были установлены лавки, в «красном» углу вдоль боковой стены стоял большой семейный стол, в некоторых семьях его ставили вдоль передней стены. Чтобы зимой сохранить тепло, потолки замазывали глиной, нижние венцы домов засыпали землей, образуя завалинку, на зиму стены дома снаружи утепляли соломой или осокой. Тяжелая, беспросветная работа, семья, дети и молитва – этими устоями исчерпывалась жизнь русских крестьян. В подробном топографическом и камеральном по городам и уездам описании Тверского наместничества 1783 – 1784 годов сказано, что помещичьи крестьяне работали на помещиков пополам с доли. То есть от двух работников каждый день один ходил на господскую, а другой оставался на своей работе. Этот образ крестьянской повинности был распространен на все Тверское наместничество. Но были и другие положения, когда у некоторых помещиков все поголовно три дня в неделю работали на господина и три дня на себя. Обилие земель давало сельским жителям возможность ежегодно расчищать и распахивать много новых участков земли – пустошей, лядин, нив и перелогов. На этих новых местах хлеб родился вдвое лучше, чем на старых пашнях, к тому же навоза некоторое время не требовалось. Лядины обрабатывали следующим образом: осенью срубали лес и оставляли его на 1 – 2 года, чтобы земля под сучьями подопрела. После этого крупный лес отбирали, отсекали сучья и употребляли, куда он был годен. Сучьи, кустарник и мелкий лес собирали в груды и сжигали. После этого землю поднимали сначала отрезом, потом сохами, боронили и сеяли овес. На территории Бежецкого Верха крестьяне сеяли пшеницу, горох, овес, ячмень, лен, коноплю и гречу. Возможность возделывания новых участков земли способствовало развитию здесь льноводства, вместе с которым развивались прядение льна и ткачество холстов на продажу. Одна крестьянка за зиму ткала до 4-х разного сорта полотен холста, из которого только половина шла на удовлетворение нужд семьи. Она могла продавать другую половину в 40 – 50 аршин за 3 – 4 рубля. Кроме земледелия крестьяне занимались промыслами и ремеслами – выделывали незатейливую деревянную посуду, выжигали уголь, занимались выгонкой смолы и дегтя, производством скипидара и канифоля, плели пеньковые канаты.
Образование уездов на территории Бежецкого Верха
В 1709 году Бежецкий Верх включили в состав Ингермандланской губернии с центром в городе Санкт-Петербурге, в связи с этим была составлена переписная книга его территории. В то время Бежецкий Верх был разбит на 10 станов, по названиям сохранившихся деревень нетрудно определить их расположение. 1. Антоновский стан, с центром в селе Антоновское (ныне Молоковского района), включал в себя села: Спас на Холму (ныне город Красный Холм), Лаптево, Рычманово, Хабоцкое, Ргени, Имыны (Имейцево), Шаблыкино с их деревнями. 2. Березовский стан находился на северо-востоке Бежецкого Верха, основными селами на его территории были: Боженок (Божонка), Лаврово, Налючь, Дураково (ныне Снегиревка), Степанок, Типны с их деревнями. 3. Верховский стан включал в себя села: Котово, Деледино, Михайлово, Антипово, Залужанье, Рашково, Воскресенское, Дуброво и другие с их деревнями. В этот стан отдельно входила Лесоклинская волость с центром в селе Лесоклинье (ныне на юге Молоковского района). 4. Городецкий стан с центром в поселении Городецк (ныне город Бежецк) с окружающими его деревнями. 5. Ивановский стан был назван по селу Ивановское Большое, разгромленному опричниками Ивана Грозного в 1568 году. Восстановленное село позднее назвали Кошево, а потом – Русское Кошево. К Ивановскому стану относились села и деревни Слепнево, Хонеево, Дубровка (ныне Синево-Дуброво), Головское, Подобино, Сабурово. 6. В Каменский стан входили нынешние села Селищи, Иногостицы, Киверичи, Замытье, Теблеши и другие. 7. В Мещерский стан входили нынешние деревни и села Золотково, Рогово, Фомино, Григорково, Задорье, Одинцово. 8. Пироговский стан с центром в селе Пирогово включал в себя села Озерки, Чурилково, Узуново и другие. 9. Полянский стан с центром в селе Поляны (возле села Залужье Сандовского района – А.Г.) включал в себя села Сушигорицы, Росторопово, Черемиси, Чисти, Якушино. 10. В Ясеницкий стан входили села: Баскаки, Дынино, Кесьма, Лошицы, Любегощи, Лухнево, Нивы, Емельяново, Кишкино, Мякишево и другие с их деревнями. 11. Отдельно была выделена Лесоклинская волость с селами: Башарово, Васюнино, Фешево, Михайловское, Еськи, Чижово, Поречье, Курганы и другими и их деревнями. 12. Отдельно была выделена Сулежская волость, а также дворцовые карельские волости. У границ Николаевского Антониева монастыря в то время находились карельские дворцовые волости: Арханская, Карело-Кошевская, Топалковская, Мартыновская, а также Чамеровская волость Ярославского уезда и Прилуцкая волость Кашинского уезда. В 1727 году Бежецкий Верх был переведен в Московскую губернию на статусе Угличской провинции. В 1766 году Городецк был переименован в город Бежецк, и образован Бежецкий уезд, в который входила вся территория бывшего Бежецкого Верха. По указу императрицы Екатерины ΙΙ с 1764 года село Спас на Холму перестало быть монастырской вотчиной, а село Весиегонское было выведено из вотчины Московского Симонова монастыря. В 1766 году императрица Екатерина ΙΙ издала манифест об избрании депутатов от всех местностей и должностей в комиссию для обсуждения местных нужд. Дворяне высылали по одному депутату от каждого уезда, городские обыватели – по одному депутату от города, другие сословия – по одному депутату от провинции. После обсуждения предложений депутатов было решено, вместо 23 губерний и 66 провинций создать 50 губерний, по 350 – 400 тысяч душ на губернию. Уезды разделить на более мелкие, чем они были, по 20 – 30 душ на уезд. Эти предложения комиссии были закреплены в указе императрицы 1775 года. В 1776 году Бежецкий уезд был разделен на два – Бежецкий и Краснохолмский. Императрица Екатерина ΙΙ издала указ от 16 января 1776 года, по которому поручалось разделить Бежецкий уезд на две части, оставить часть при городе Бежецке 28336 ревизских душ, приписав к селу Красному Холму 25139 ревизских душ, именуя сие село городом. 12 марта того же года состоялось торжество по случаю переименования села Спас на Холму в город Красный Холм. В городе Красный Холм открыли присутственные места: уездный суд, дворянскую опеку, полицию под управлением городничего, уездное казначейство с казной, другие структуры. Город к тому времени не имел помещений для этих присутственных мест, большинство из них разместили в кельях Николаевского Антониева монастыря. Через два месяца, 6 мая, по повелению императрицы Екатерины ΙΙ города Бежецк, Вышний Волочек и Красный Холм с их уездами были переведены из Новгородской губернии к Тверскому наместничеству. Одновременно императрица Екатерина ΙΙ 16 января 1776 года издала указ о переименовании села Весиегонского в город Весьегонск и переводе его из Устюжно-Железопольского уезда к Тверскому наместничеству. Приписать к нему из Калинопольского стана Устюжно-Железопольского уезда Симоновой вотчины деревни по правому берегу Мологи, в которых 1437 душ. С 1775 года Устюжанский уезд вместе с городом Устюжной Железопольской относился к Белозерской провинции Новгородской губернии. Таким образом, по указу императрицы Екатерины ΙΙ от 16 января 1776 года к селу Весиегонскому, ставшее городом Весьегонском, были приписаны все деревни Велетовского и Калиновского или Калинопольского станов. Деревни Калинопольского стана располагались по правому берегу Мологи, к северо-западу от реки Званы. Деревни Велетовского стана по правому берегу Мологи отнесли к Бежецкому уезду Тверского наместничества, по левому берегу – к Устюжно-Железопольскому уезду, центром Велетовского стана по-прежнему оставалось село Весиегонское. Из северной части Бежецкого уезда было велено передать указное число душ для составления нового Весьегонского уезда. К 6 марта 1776 года в городе Весьегонске были открыты: суды, полиция под управою городничего, уездное казначейство и другие казенные учреждения. 22 августа 1776 года Екатерина ΙΙ лично утвердила план города Весьегонска с 22 улицами, идущими под прямым углом. В городе проживало 775 человек, к 1784 году население города увеличилось до 1936 человек [125]. Краснохолмский уезд в первоначальном виде просуществовал всего два года, после мероприятий по переводу села Весиегонского в город Весьегонск, в 1778 году Краснохолмский уезд был разделен на два, от него отделили вновь образованный Весьегонский уезд. Одновременно к Краснохолмскому уезду отнесли дополнительно деревни Бежецкого и Кашинского уездов – большую часть нынешнего Сонковского района до Подобина и Рылова на юге и до Лаврова и Божонки на востоке. Через 7 лет после образования Краснохолмского уезда и через 5 лет – Весьегонского уезда, в 1783 году, было проведено топографическое и камеральное описание всех городов и уездов Тверского наместничества Новгородской губернии. В отношении города Красный Холм и Краснохолмского уезда там сказано, что в городе Красный Холм действуют все присутственные места, в 1781 году в городе учреждена школа для купеческих и мещанских детей. В ней дети с 7 лет обучались русской грамоте, правописанию, истолкованию христианского закона, арифметике, рисованию и сокращенной всеобщей истории. Годовые ярмарки в Красном Холму проводились 25 марта, 9 мая, в Троицу, 8 июля, 6 августа и 6 декабря, всего 6 ярмарок, которые проводили по одному дню. На ярмарки приезжали купцы из Бежецка, Весьегонска, Кашина, Углича и Устюжны. Кроме ярмарок по четвергам проводились еженедельные торги. В 1783 году в городе жителей всех сословий насчитывалось 889 мужского пола и 887 женского пола, а всего 1776 человек. Из них ревизских душ мужского пола – 276, в том числе: 36 купцов, 16 кузнецов, 2 печника. 2 штукатура. По сословиям жители города составляли: дворян – 15, священнослужителей – 83, мещан – 330. В Краснохолмском уезде тогда насчитывалось 32102 человека мужского пола и 29963 женского пола, а всего 62065 жителей, в том числе дворцовых карел 1671 мужского пола и 1752 женского пола, а всего 3423 карела. В 1783 году Краснохолмский уезд граничил с Весьегонским, Мышкинским, Моложским, Бежецким, Кашинским и Вышневолоцким уездами. Самая большая высотка возле сельца Подобино, между русской деревней Рыльково и карельской деревней Горбовец на юге уезда, называется Дехтица. С нее в ясное время видно до 70 селений во все стороны, в том числе и город Бежецк, что в 18 верстах от нее. Границы с частью Бежецкого, Вышневолоцкого и Весьегонского уездов проходили по реке Мологе. Достопримечательностей в Краснохолмском уезде нет. Мещерский стан, что ранее было удельное княжество князей мещерских, составляет часть уезда. Рассказывают, что село Божонки на реке Сить ранее было городом, но достоверных доказательств этому нет. Крестьяне Краснохолмского уезда сажали огородные овощи: капусту, редьку, свеклу, морковь, брюкву, репу, огурцы, лук и чеснок, которые здесь родятся довольно хорошо. Земляные яблоки (картофель – А.Г.) сажали только у помещиков, крестьяне их не сажали. В Краснохолмском уезде находилась Николаевская Добрынская пустынь, 3 каменных церкви, 38 деревянных церквей, 31 помещичье село, 107 селец, 290 деревень, из них карельских дворцовых – 33 села и деревни. Два винных завода у помещиков Хрипунова и Постельникова, конных небольших 6 заводов у разных помещиков. В городе Весьегонске в 1783 году было 378 домов, 1 мая 1777 года для мещанских и купеческих детей учреждена школа. Занятия такие же, какие были описаны в школе города Красного Холма. Ежегодно проводились 2 ярмарки: Крещенская с 6 по 23 января и Покровская, с 30 июня по 3 июля. На них приезжали купцы из Москвы, Ярославля, Вологды, Костромы, Петербурга, Ладоги, Новгорода, Казани, Астрахани, Олонца, Каргополя, Архангельска и ближних уездных городов. В городе Весьегонске 40 купеческих семей, 763 ревизских души, жителей – 915 мужского пола и 1021 женского пола, а всего 1936 человек, из них мещан: 675 мужского пола и 806 женского пола. В описании сказано, что Весьегонский уезд граничил с Богородицким, Устюжно-Железопольским, Моложским, Краснохолмским и Вышневолоцким уездами. Крестьяне здесь не бедны, каждое хозяйство имело по несколько полей более десятины каждое поле. Продавали хлеб, мясо, масло, творог, яйца на 5 – 6 рублей. Крестьяне продают до 70 аршин полотна разных сортов. Этого им хватало как на выплату податей, так и на исправление домашних надобностей, оброчные подати составляли 2 – 3 рубля с ревизской души. Церквей в уезде каменных 1, деревянных 111, экономических сел 13, деревень 103, дворцовых карельских 10 сел и 134 деревни. Всего по уезду 67 сел, 115 селец и 529 деревень, водяных мельниц 164, ветряных шатровых мельниц 38, ветряных на одном поставе – 34 мельницы. В уезде одна суконная фабрика помещика Гринкова в селе Щербинино, в ней 5 станов, работают из крепостных крестьян 54 человека. Жителей в Весьегонском уезде мужского пола 29455, женского пола 29278, а всего – 58733 жителя. Значительную часть жителей уезда составляют карелы, из них мужского пола 6363, женского пола 6310, а всего – 12673 карела. Согласно описанию, в 1783 году в городе Бежецке проживали 953 мужского пола и 1101 женского пола, а всего 2054 человека, в Бежецком уезде – 38347 мужского пола и 38788 женского пола, а всего – 77135 жителей [126]. Краснохолмский уезд просуществовал всего 20 лет, с 1776 по 1796 годы, он был ликвидирован по указу Павла Ι в 1796 году в связи с образованием Тверской губернии. Почти вся его территория была передана Весьегонскому уезду, незначительная часть территории перешла к Бежецкому и Кашинскому уездам. Карело-Кошевская дворцовая волость была отнесена к Бежецкому уезду, затем вошла в Бокаревскую волость и находилась в его составе до образования в 1929 году Сонковского района. Территория объединенного Весьегонского уезда находилась в пределах нынешних Весьегонского, Лесного, Молоковского, Краснохолмского и Сандовского районов, а также незначительной части нынешнего Пестовского района Новгородской области на границах с Лесным и Сандовским районами. На северо-востоке Весьегонский уезд граничил с Моложским уездом, образованным в августе 1777 года с центром в городе Молога. По указу императора Николая Ι от 1838 года мелкие карельские волости, образованные после 1662 года, были объединены с соседними русскими волостями. Волость образовывалась из соседних сел и деревень с численностью населения от 500 до 2000 душ мужского пола. Наибольшее расстояние отдаленных селений от центра волости не должно превышать 12 верст. В каждой волости учреждался волостной сход, волостное правление и волостная расправа. Выборные представители на волостной сход избирались по одному человеку с каждых 20 дворов. Волостное правление состояло из волостного старшины и сельских старост. К помещичьим крестьянам это положение не относилось, там все решения принимал сам помещик. Сложилась окончательная система управления государством: губерния, уезд, волость. По переписи 1873 года в Бежецком уезде насчитывалось 30 волостей, чисто карельскими удельными было 9 волостей, со смешанным русско-карельским населением – 10 волостей. Среди них Бокаревская волость, в которой насчитывалось 13 карельских деревень и село Карело-Кошево. В Весьегонском уезде тогда было 23 волости, из них 3 волости – Кесемская, Мартыновская и Чамеровская, являлись чисто карельскими удельными. Другие волости: Арханская, Делединская, Залужская, Лопатинская, Телятинская, Топалковская, Антоновская, Лукинская, Поповская, Хабоцкая, Чистинская и Щербовская волости – со смешанным русско-карельским населением. На территории Весьегонского уезда тогда насчитывалось 395 помещиков, среди них известные фамилии: Батюшковы, Дашковы, Мусины-Пушкины, Оболенские, Солнцевы-Засекины, Ухтомские, Языковы. К 1890 году в Весьегонском уезде проживали 146,2 тысячи человек, из них 25 тысяч карел или 17% населения. В Бежецком уезде в то время проживали около 260 тысяч человек, в том числе 46,9 тысяч карел или 18% населения. В Лавровской и Литвиновской волостях Кашинского уезда проживали 1195 карел [127].
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 1513; Нарушение авторского права страницы