Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Судьба вотчинных земель Федорова-Челяднина



                                  (к 1710 году)

    По-разному сложилась судьба земель из бывшей вотчины конюшего И.П. Федорова-Челяднина, переданных после разгрома в опричнину. Часть их была передана помещикам, другая часть – монастырям, а на пустующие земли сюда пришли карелы.

    В 1709 году по указу царя Петра Ι были образованы 8 крупных губерний: Московская, Ингермандланская, Киевская, Смоленская, Архангелогородская, Казанская, Азовская и Сибирская.

    В связи с образованием в 1709 году Ингермандланской губернии с центром в Санкт-Петербурге была проведена перепись, в том числе деревень Бежецкого Верха. Благодаря ней, можно получить некоторые, хотя весьма скудные о деревнях и селах, которые нас интересуют, а также их владельцах.

    В начале ХVΙΙ века по всем этим селам и деревням бродили шайки поляков, литовцев, запорожских и донских казаков, которые опустошили и уничтожили их окончательно.

В средине ХVΙΙ века,  бывшие земли Федорова-Челяднина, ставшие опричными, были заселены карелами. Они заселили пустоши и отстроили на них более 130  деревень вокруг сел: Борисоглебского,  Баскаки, Ивановское Меньшее (Иван-Гора), Кесьма,  Мартыново, Телятово, Чамерово и Чистая Дуброва.  

Остальные опричные земли конюшего Федорова-Челяднина были отданы мелким и крупным помещикам. Поместная система стала быстро устанавливаться в ХVΙ веке после отмены опричнины. В ее основе было поместье – участок казенной земли, который помещику давал царь на временное или пожизненное пользование под условием службы ему или как награда за службу. Если вотчина составляла наследственную собственность своего владельца, то за поместье нужно было служить государю. Поэтому все помещики служили сами и отдавали своих детей на военную службу, чтобы не лишиться своего поместья.

По имеющимся в архивах сведениям, на Бежецкий Верх были перевезены сотни мелкопоместных родов детей боярских, среди них известные фамилии Бестужевых, Львовых, Писемских и других, всего из 310 родов. Кто же стал владеть селами и деревнями после «Бежецкого погрома» и польско-литовских опустошений?

В начале ХVΙΙΙ века Бежецкий уезд делился на 10 станов: Антоновский, Березовский, Верховский, Городецкий, Ивановский, Каменский, Мещерский, Пироговский, Полянский и Ясеницкий.

Антоновский стан. Согласно переписи 1710 года на территории стана были села: Антоновское, Спас на Холму, Имыны, Лаптево, Рычманово, Шаблыкино и Хабоцкое с прилегающими к ним деревнями.

 Селом Антоновским владели: отставной дворянин Петр Васильевич Олсуфьев, с женой Матреной Трофимовной. Их сын Тихон, 35 лет, служил драгуном в Астраханском полку.

Отставной рейтар Константин Васильевич Олсуфьев, 60 лет, с женой Настасьей Васильевной, 58 лет. Вместе с ними жил сын Никита, 25 лет, с женой Марфой Петровной, 22 года, бездетные.

Отставной рейтар Алексей Васильевич Олсуфьев, 65 лет, с женой Анисьей Ивановной, 60 лет. С ними жила жена их сына драгуна Дмитрия, Офимья Савиновна, 25 лет, с сыном Яковом, 6 лет.    

Сельцо Терешково, там жила вдова Ульяна Андреяновна Попутцкая, 60 лет, ее сын Родион Юрьевич Попутцкий с женой Анной Степановной.

Сельцом Медведево владели: дворянин Андрей Иванович Нелединский, 68 лет, с женой Ульяной Петровной, 55 лет, им принадлежало 3 двора.

Герасим Иванович Нелединский, 60 лет, с женой Акулиной Остафьевной, 50 лет, у них дочь 6 лет.

Сельцо Губачево, владельцы: вдова Фекла Даниловна Кувшинова, 57 лет, с сыновьями Иваном, 27 лет, и другим Иваном, 15 лет. Ее сын Карп Иванович Кувшинов, холостой, служил в драгунах, а также вдова Домна Мироновна Кормилицына, 50 лет.

Сельцо Высокужье, относилось к погосту Лобнево, владелица вдова Ульяна Андреевна Бешенцева, 70 лет, сыновья Иван, 25 лет, и Алексей, 23 года, служили в Преображенском полку. Вместе с ней жил сын Федор, 40 лет, с женой Мариной Васильевной, 22 года, бездетны.

Сельцо Кузнецово, владелец отставной дворянин Петр Андреевич Зиновьев с женой Авдотьей Семеновной. Сын Яков служил в солдатах в Ярославле, с ними жила дочь Мария.

Вместо своего неграмотного деда Петра Андреевича за эту запись в переписную книгу расписался внук Алексей Зиновьев.

Тем же сельцом владела вдова Офимья Яковлевна Зиновьева, 50 лет, с нею сын Михаил Иванович.

Сельцом также владел Тимофей Петрович Зиновьев, 57 лет, с женой Лукерьей Ивановной, 45 лет, у них сын Алексей, который расписывался за деда, и дочь Авдотья.

Сельцом, что ранее было пустошью Ошуково, владели: отставной драгун Афанасий Федорович Маслов, 35 лет, с женой Натальей Федоровной, у них дочери – Мария, 7 лет, и Авдотья, 3 года.

Вдова Мария Семеновна Дербышева, ее сын служил драгуном в Астраханском полку.

Вдова Акулина Васильевна Бирюлева, 50 лет, бездетна.

Драгун Дмитрий Иванович Дербышев, 45 лет, с женой Дарьей Петровной, 40 лет, у них дочь Степанида, 3 года.

Сельцо Нивы, владелец Иван Яковлевич Окулов, 33 года, служил в армии, у него жена Варвара Гавриловна, 20 лет, детей не было.

Сельцо Борисково, владельцы Федор Павлович, 30 лет, и Василий Павлович, 20 лет, Окуловы, оба служили в армии.

Сельцо Ргени, владелица вдова Агафья Пименовна Окулова, 45 лет, сыновья Степан, 15 лет, и Андрей, 10 лет.

Сельцо Фомино, там был двор карельский, жил карел Матвей Иванов с женой и детьми, перевезен в Чамеровскую дворцовую волость.

Деревня Горка, там было четыре карельских двора. После того, как карел в Чамеровскую дворцовую волость перевез Иван Игнатьевич Сумароков, деревня осталась пустой. Она была передана в приданое за дочерью Татьяной Герасимовной Нелединской Семену Васильевичу Окулову [66].

Березовский стан находился восточнее Антоновского стана, к нему относились села с церквями: Налючь, Боженок (Божонка), Степанок, Типны, Лаврово. Села Налючь и Типны находились вблизи нынешних деревень Володино и Пронино Краснохолмского района недалеко от озера Куклино.

Село Божонка известно с ХΙΙΙ века, со времен битвы с монголо-татарами на реке Сить. 4 марта 1238 года монголо-татары приблизились к реке Сить (ныне на территории Сонковского района Тверской области), где стояла дружина владимирского князя Георгия. Была кровавая сеча, монголо-татары одержали победу, князь Георгий Всеволодович погиб.

Сельцо Могочи, владельцы Авраам Васильевич Нелединский и Елизарий Нелединский.

Деревня Рагузино, владел четырьмя дворами Иван Евтифьевич Усов, другими дворами – Иван Прокофьевич Щербаков.

Новопоселенное сельцо Василево, владелица вдова Анна Яковлевна Шершавина, у нее сыновья, Василий, 13 лет, Осип, 8 лет.

Новопоселенное сельцо Хвощино принадлежало подьячему Московского судного приказа Филиппу Ивановичу Рагозину.

Сельцо Починок, владелец стряпчий Петр Андреянович Козловский, 75 лет, женат, бездетен. У его жены была пустошь Лазарково в Верховском стане, ею завладел Лука Ураков насильно и поселил туда 14 дворов карел. Тех карел вывел ость князь Иван Несвицкий, стали они жить в вотчине Ивана Мокеевича Маслова.

К селу Боженок (Божонка), где была церковь Покрова Пресвятой Богородицы, относились деревни: Алферово, Афанасово, Дураково (Снегиревка), Молоди, Романцево, Турчаниново и другие.

 Селом Божонка владели стольник князь Федор Матвеевич, его брат князь Осип Матвеевич с женой княгиней Федосьей Павловной и дочерью Анной, а также князь Иван Матвеевич, его родной брат Дмитрий Матвеевич с матерью княгиней Марьей Ивановной Щербатовы.

К селу Лаврово, где было две деревянные церкви – Всемилостивого Спаса и Богородицы Казанской, относились деревни: Рагозино, Кузьминское, Смердыни, Спиридоново и другие. Селом Лаврово владел капитан Иван Михайлович Лихарев, который в те годы служил в лейб-гвардейском Семеновском полку [67].

Верховский стан получил название от места расположения на севере (наверху) бывшего Бежецкого Верха.

В состав его входили девятнадцать сел: помещичьи – Богородское, Курганы, Орлов Городок, Поречье, Новое Котово, Егорьевское,  Тушитово, Деледино, Залужанье, Пруды, Михайлово, Пупцово, Воскресенское – Бесово. На территории стана  находился Николаевский Антониев монастырь с монастырскими селами – Чижово, Введенье, Молоково, Сандово. На территории стана было два дворцовых села – Волховицы и Ахматово.

 Село Деледино, 104 дворами владел генерал Венедикт Андреевич Змеев, 66 дворами – майор Яков Иванович Полтев.

Деревня Парфеньево пуста: корелянин Семен Романов вышел в дворцовую волость в 1706 году. Корелянин Сергей Никитин отправлен на работы в Санкт-Петербург, где умер в 1707 году.

Карелы живут в деревнях Гора, Логиново и Богдаево. Из деревни Гора карел перевезли в деревню Лахново Чамеровской дворцовой волости 9 лет назад, а также в 1706 году, но карелы в этих деревнях еще остались.

Деревня Андрейцево (ныне Молоковского района – А.Г.) принадлежала Михаилу Богдановичу Хвощинскому, а также полковнику Андрею Семеновичу Хвощинскому. За Петром Фомичом Малыгиным в этой деревне 5 крестьянских дворов.

Сельцо Юрьево (ныне Сандовского района – А.Г.) принадлежало владельцам, жильцу Ивану Матвеевичу Рыкачеву, от роду 35 лет, и Ульяну Шершавину, у которого в этой деревне 21 двор [68].

    Ивановский стан, центром его ранее было село Ивановское Большое, которое после «Бежецкого погрома» стало называться Кошево, а новопостроенную деревню, на месте разрушенного села, с таким же названием Ивановское, приписали к этому селу. «За Алексеевским монастырем, что на Угличе, новопоселенная деревня Ивановское, что приписана к селу Кошеву» [69]. 

Село Кошево, позднее – Русское Кошево с деревнями относилось к Угличскому Алексеевскому монастырю. В том селе находилась церковь Казанской Божьей матери, в которой священником с 1748 по 1770 годы был Максим Иванов, с 1770 по 1801 годы – Соколовы, в том числе Косьма Косьмин (Соколов), с 1801 по 1811 годы – Семен Емельянов.

Границы Ивановского стана в 1710 году на севере шли по землям деревень Рудихово, Дор, Каменка, Ивановское (Русское Кошево) с их деревнями. На западе – по землям села Сулега, деревень Слепнево и Петрищево. На юге – по землям сел Подобино, Хонеево, Дубровка (Синево-Дуброво), Квасово и Глазово. На востоке – по землям деревень Власово, Анисимово, Рудихово. Неправы те, кто в своих работах пишут, что это был небольшой стан, поэтому место расположения его неизвестно. Земли Ивановского стана выходили за пределы дорог нынешнего треугольника Бежецк – Красный Холм – Сонково.

    К Ивановскому стану относились также  села: Хонеево с деревянной церковью Спаса Нерукотворного, Дубровка (Синево-Дуброво) с деревянной церковью во имя Богородицы Смоленской, Глазово с деревянной церковью Архистратига Михаила, Сулега с церковью Воскресения Христова, Сабурово с церковью Благовещения и Богороцкое (позднее Тараканово – А.Г.) с церковью Казанской Божьей Матери.

    К Ивановскому стану также относился погост Головское с церковью Николая Чудотворца и пустоши: Подобино, Поросятники и Савелово.

 Деревня Слепнево, в одном километре от деревни Поцеп, в то время уже заселенной карелами, владели по одной трети Никифор Потапович, Алексей Потапович и Федор Потапович Милюковы. В конце ХVΙΙΙ века внучка Федора Потаповича Анна Ивановна Милюкова вышла замуж за старицкого дворянина Льва Васильевича Львова. Тесть Иван Федорович Милюков передал деревню  Слепневу своему зятю Львову в качестве приданого за дочь.

    Деревня Иван Милостивый (Ворониха). Вернувшиеся русские жители в ХVΙΙ веке, в числе других деревень, заново отстроили свою деревню Иван Милостивый на прежнем месте, на высоком берегу реки Каменки.

Жители из уст в уста передавали легенду о святом Иване Милостивом, который обладал большим умом и знал латинский язык. Он скрылся из Москвы от злодеяний Ивана Грозного, чтобы в городе Ростове служить Богу. Там он принял на себя облик юродивого, терпел нужды и оскорбления. Он не имел постоянного пристанища, изредка отдыхал у своего духовного наставника священника Всесвятской церкви.

Скончался Иван Милостивый глубоким старцем 3 сентября 1580 года и был погребен возле церкви святого Власия города Ростова. По преданию, во время погребения прошла страшная буря с молнией и громом. После погребения люди стали приходить на его могилу и брали землю с нее, которая приносила им исцеление. Поэтому жители, отстроив новую деревню, назвали его именем, полагая, что святой Иван Милостивый спасет их от врагов, зла и болезней.

Эта деревня находилась в полукилометре от Поцепа, на противоположном высоком и крутом берегу реки Каменка, и в полутора километрах к востоку от Слепнева.

К 1710 году, когда владельцем деревни стал сначала Тимофей Воронин, а после его смерти вдова Стефанида Никифоровна Воронина, которую местные жители называли Ворониха, деревня стала иметь двойное название Иван Милостивый (Ворониха). В 1710 году Стефаниде Ворониной было 40 лет, с ней жили дети: Михаил Тимофеевич Воронин, 20 лет, Кирилл – 6 лет, Офросинья – 15 лет, Ульяна – 10 лет и Дарья – 3 года. 

От Ворониных эта деревня позднее перешла во владения к Львовым. К концу ХΙХ века первое название стало постепенно забываться, деревню стали называть Барская Ворониха, от Львовых она перешла во владения старшины Василия Иванова.

Село Хонеево стало принадлежать стольнику Константину Пименовичу Нелединскому-Мелецкому.

Деревня Петрищево стало вотчиной Лариона Тимофеевича Колударова, в 1710 году ему было 75 лет, жене Неониле Федосеевне – 70 лет. Их сын сжил в Ингермандланском полку, его сын Гаврило и дочь жили с бабушкой и дедом.

Село Дубровка (Синево-Дуброво), деревня Стрижово и пустошь Поросятники перешли к сотнику Василию Васильевичу Заборовскому.

Владельцем деревни Гостиницы, что в километре от разрушенной поляками деревни Семенцово, стал помещик Федор Якимович Неелов.

Деревней Панцино владела вдова Авдотья Семеновна Лодыгина.

Хозяином села Квасово стал помещик Григорий Степанович Суворов.

Новопоселенное после опустошения сельцо, что было пустошью Подобино, стало поместьем Андрея Федоровича Корякина, 52 лет, который проживал там с женой Екатериной Михайловной, 40 лет, сыновьями Петром – 7 лет, Григорием – 6 лет, Данилой – 4 года и дочерью Авдотьей – 3 года.

Село Сулега стало вотчиной стольника, князя Дмитрия Михайловича Голицына. Князь Дмитрий Михайлович Голицын был сыном стольника Михаила Андреевича Голицына и Прасковьи Никитичны Кафтыревой. С 1686 года Дмитрий Михайлович стал комнатным стольничим царя Петра Алексеевича. Его жена – Анна Яковлевна Одоевского, дочь князя Якова Никитича Одоевского.

С 1694 года он – капитан Преображенского полка. С марта 1711 по 1718 год – Губернатор Белгородского разряда, с 1718 года – сенатор. В 1730 году по его предложению на царский престол была избрана Анна Иоанновна, которая в 1736 году потребовала суда над ним. Д.М. Голицын был приговорен к смертной казни, которую императрица заменила заключением в Шлиссельбургскую крепость с конфискацией всех имений, в том числе и села Сулеги. В 1737 году Д.М. Голицын умер в крепости.

Погостом Толстиково стал владеть Дмитрий Афанасьевич Кузьмин-Караваев. Позднее родовым имением Кузьминых-Караваевых стала деревня Борисково, что в одном километре от Толстикова.

Деревней Сабурово владел помещик Василий Никитович Тараканов.

Деревней Новоселка, что в двух километрах от карельской деревни Горбовец, владел помещик Тимофей Тимофеевич Савелов.

Полянский стан, село Черемиси, полсела за Афанасием Яковлевичем Милюковым, 30 лет, жена Неонила Даниловна, 30 лет, мать вдова Катерина Петровна, 70 лет. Полсела за Иваном Евдокимовичем Милюковым, помещику 7 лет, у него мать вдова Анна Савишна, 35 лет, у нее дочери Овдотья 10 лет и Вера, 9 лет.

Село Чисти, за вдовою Анной Степановной Шершавиной, 60 лет, у нее сын Роман Михайлович, 25 лет, его жена Ирина, 17 лет, брат Федор Михайлович, 15 лет, сестра Парасковья, 17 лет. В этом селе двор помещика драгуна Ивана Савельевича Маслова, 30 лет, жена Анисья Даниловна, 20 лет, теща Федосья Васильевна, 50 лет, свояченица Анна, 8 лет.

Ясеницкий стан, сельцо Даниловское, полсельца за недорослем Андреем Ильичем Батюшковым, помещику 5 лет, его мать вдова Марфа Кондратьевна, 50 лет. В этом сельце двор рейтаров Ивана и Обросима Макаревичей Батюшковых, помещику 70 лет, его жена Акулина Абрамовна, 50 лет, сын Михаил, 7 лет.

В Ясеницком стане роду Батюшковых также принадлежали сельца: Чуриково, Дорофеево, Трестенка, Селиверстово, Усадьбище, деревня Максимцево, села  Восное и Осиновик.

К Ясеницкому стану относились села: Баскаки, Кесьма, Лошицы, Старое Козьмодемьяновское, Титовское, Федорково и другие с их деревнями.

Роду Ухтомских в этом стане тогда принадлежало сельцо Андрейково и деревня Шеинская [70].

При проведении дворовой переписи крестьян в 1710 году все они были поделены на государственных и крепостных крестьян, тем самым окончательно закрепив это понятие. К государственным крестьянам были отнесены дворцовые крестьяне, в том числе большинство карел Бежецкого Верха, татары, сибирские крестьяне, рейтары, драгуны и другие служивые люди, а также ясачные народы: мордва, мари, чуваши, удмурты.

 

 

      Монастырская вотчина во время реформ Петра Ι

                                  (1700 – 1725 годы)

 

После вывоза из монастырских земель всех карел по переписи 1678 года за монастырем значилось 103 селения, где было 614 крестьянских и бобыльских дворов.

В 1692 году царь Петр Ι издал указ о мощении грязных непролазных улиц города Москвы. Для этого по всему государству собирали и свозили в Москву дикий камень. С дворцовых, архиерейских, монастырских и других вотчин собирали камни по числу крестьянских дворов. Одни деревни и села собирали по одному камню мерою в аршин, или 71,12 см, с каждых 10 дворов. Другие деревни собирали по одному камню в четверть аршина, третьи – по два камня по пол-аршина, четвертые – мелкий камень, но не меньше гусиного яйца, общей мерою в квадратный аршин с 10 дворов.

Кроме сбора дикого камня по деревням и селам, каждый въезжающий в Москву у городских ворот должен был представить страже по три камня, не менее гусиного яйца, каждый [71].

После кончины в 1700 году Московского патриарха Андриана царь Петр Ι воспрепятствовал избранию нового патриарха. Своим указом от 30 декабря 1701 года он отнял у монастырей право распоряжаться своими вотчинными доходами. Сбором этих доходов стал ведать Монастырский приказ, который брал с монастырей по 10 рублей денег и 10 четвертей хлеба с каждого монаха, без различия сана. С 1721 года Монастырский приказ подчинили вновь созданному святому Синоду, и церковным властям было возвращено право, распоряжаться их вотчинными доходами [72].

В 1721 году, за несколько месяцев до провозглашения России империей, Петр Ι издал манифест об учреждении Духовной коллегии. На первом же заседании этой коллегии ее переименовали в Синод. Петр Ι решил заменить единоличную власть патриарха коллегиальной властью Синода, чтобы не было второго центра власти в России, кроме императора.

Кроме реформы центральной церковной власти Петр Ι провел реформу монастырей, издав в 1724 году специальный указ. В этом указе император писал, что монашество – это узаконенное тунеядство, с которым следует бороться всеми возможными средствами. Особенно резко было сказано о монахах городских монастырей, называя их «плутами».

В указе сказано, что никакой пользы от монахов нет, если они молятся, то и все молятся, и какая от них прибыль? От них нет пользы ни Богу, ни людям. Монахам было запрещено основание новых монастырей без разрешения Синода. Небольшие монастыри были объединены с более крупными монастырями, некоторые – вообще упразднены, а их имущество конфисковано.

Упраздняя монастыри, Петр Ι одновременно уделял внимание духовному образованию монахов. В период с 1721 по 1725 годы духовные семинарии и училища были открыты в Санкт-Петербурге, Твери, Пскове, Вологде, Холмогорах и других городах. Во всех духовных школах петровского времени преподавание велось на латыни. Сочинения писали сначала на латинском языке, потом переводили на русский.

Петр Ι ввел понятие «ученого монашества» в 1724 году, разделив монахов на две группы: тех, кто становится монахами для «удовольствования немощной совести» и тех, кто принимает монашество для архиерейства и прочих учителей церковных. Неученым монахам он предписывал работать при монастырских богадельнях, лазаретах и в больницах. Присматривать за отставными солдатами, стариками и нищими. Жалованье за это не получать и из монастыря никуда не выезжать.

Что касается ученых монахов, то Петр Ι полагал, что они ради учения людей и тайн церковных определяются. После окончания академии или духовной школы их нужно постригать и отсылать в Александро-Невскую лавру в Санкт-Петербурге, которая мыслилась, как кузница архиерейских кадров. Идея Петра Ι ученого монашества стала определяющей в жизни русской церкви на два последующих столетия.

Ученые монахи при Петре Ι и позднее не подвергались гонениям, в их руках со временем сосредотачивалось духовное управление. Выпускников духовных академий, изъявивших желание принять монашество, постригали в него, рукополагали в священный сан и назначали преподавателем в семинарию или академию.

Дети приходских священников по указу Петра Ι, независимо от их выбора, были обязаны учиться в духовных учебных заведениях. Священный сан нередко передавался по наследству от отца к сыну.

В 1724 году по указу царя вместо подворной переписи, которая проводилась регулярно, начиная с 1640-х годов, была проведена подушная перепись мужского пола с 15 лет. При ее проведении в государстве насчитали 5 млн. 570 ревизских душ. Вместо подворного оброка был установлен подушный оклад для крепостных крестьян по 95 копеек с каждой ревизской души в год, потом его снизили до 74 копеек. Государственные крестьяне должны были платить по 40 копеек оброка с души в год.

Получалось, что бедный крестьянин с тремя недорослями должен был платить оброка вдвое больше богатого крестьянина с одним сыном. Больше всего от перевода с подворной подати на подушную, пострадали помещичьи крестьяне, которые стали платить втрое и даже вчетверо больше, чем платили ранее. Кроме государственной подати крестьянский двор платил помещику до 10 рублей оброку в год. Крестьяне не могли платить столько много денег, поэтому за 1724 год по государству был недобор 848 тысяч рублей подушного сбора или 18% от общего его числа [73].

С началом преобразований Петра Ι с наступлением ХVΙΙΙ века, благополучие Николаевского Антониева монастыря стало ухудшаться. В монастырь из Москвы были присланы стольники для управления вотчинами и сбора доходов с них. Всех дьячков и келейников было велено выслать из монастырей, впредь никого не принимать и в монахи не постригать. Одновременно в монастыри стали присылать на прокормление бывший солдат и стрельцов. Например, в 1698 году царь Петр Ι своей грамотой поручил архимандриту Никольского Антониева монастыря принять на прокормление стрельцов Алексея Васильева и Артемия Григорьева [74].

В 1705 году заведовавший монастырским приказом боярин И.А. Мусин-Пушкин по ходатайству вкладчика бежецкого дворянина Стефана Богдановича Ловчикова предлагал Николаевскому Антониеву монастырю за владение вотчинами в прежнем порядке и за пострижение в монашество вдовых священников и дьячков вносить в государеву казну по 414 рубль в год [75].

В декабре 1707 года новгородский митрополит Иова известил монастырь о том, что по указу государя и письму князя А.Д. Меншикова велено в новгородской епархии монастырям владеть своими вотчинами по-прежнему. За владение вотчинами на прежних условиях монастыри были обязаны вносить в казну по 13 алтын и 2 деньги со двора, а с 1710 года по 20 алтын. Николаевский Антониев монастырь платил в казну по 368 рублей 40 копеек в год за 614 дворов, находившихся в его вотчинах. Кроме того, он платил налог с мельниц и рыбной ловли, взимались новые платежи на военный приказ, адмиралтейство, обмундирование и содержание рекрутов, на жалованье драгунам и другие.

С 1722 года на монастырь была возложена новая повинность – давать приют и довольствие старым и увечным солдатам наравне с чернецами, давать отставным офицерам и унтер-офицерам полуторные порции против солдат и чернецов. Семейные увечные солдаты и офицеры жили в деревне Слобода за пределами монастыря, пользуясь его содержанием в соответствии со своим рангом. По грамотам Новгородского митрополита Феодосия от 19 и 31 октября 1722 года в монастырь были приняты на пропитание 4 человека – капралы и солдат [76].

Попы церквей, находящихся в вотчине монастыря, предоставляли архимандриту списки родившихся, бракосочетавшихся и умерших за определенный срок. Например, за 1722-1723 годы такие списки представил поп села Шеломен Павел Герасимов. Священник приселка Кесова, что возле деревни Ведерница в 10 верстах от монастыря, представил такие списки за 1725 год. При составлении таких списков за 1724 год священник села Кесьма Феодосий Силин утаил 13 браков, за что Новгородским архимандритом Феодосием был подвергнут штрафу [77].

В августе и ноябре 1720 года царь Петр Ι направил две грамоты стольнику Петру Травину о причислении слуг Антониева монастыря в крестьянство, а также о настойчивом собирании с крестьян окладных и неокладных денежных и хлебных недоимков [78].

Все налоги, пошлины, сборы и недоимки в государственную казну собирали целовальники, так в ХVΙ – ХVΙΙΙ веках называли местных крестьян, которые целовали крест, тем самым присягали на кресте в исправном сборе государственных денежных доходов. Впервые целовальники упоминаются в судебнике Ивана ΙΙΙ Васильевича 1497 года. По уложению царя Алексея Михайловича целовальники избирались в деревнях, где проживало более 20 ревизских душ мужского пола старше 15 лет.

Целовальник деревни Бортницы Ерофей Коньков в 1722 году написал допрос о принятии им с крестьян села Сандова Петра Савельева с товарищами сборных окладных денег 30 рублей.

Желающих стать целовальниками по сбору пошлин и недоимков было немного, поэтому иногда против воли их избирали на сельских сходах. По приговору жителей выборной вотчины Антониева монастыря села Сандово 6 мая 1725 года в целовальники был избран крестьянин села Раменье Петр Анисимов [79].

Не было желающих стать сторожами приказной избы в Городецко, они назначались или избирались из крестьян. Расставленные десятским, избранным из числа сторожей, они должны были день и ночь непрестанно ходить каждый по своей улице. Сторожа смотрели, чтобы не было грабежа, воровства, разврата, драк, чтобы воры ничего не подожгли.

    При Петре Ι к монастырю были приписаны: Введенский монастырь города Бежецка, был приписан к Антониеву монастырю в 1722-1727 годах, а также с 1730 по 1744 годы. В 1764 году Введенский монастырь города Бежецка был упразднен. От упраздненного монастыря до настоящего времени в городе Бежецке сохранилась колокольня Введенской церкви, построенная в 1682 году, которая является одним из древних памятников истории и архитектуры.

    Спасоренская пустынь при впадении речки Званы в Реню, в 13 верстах от Весьегонска. Пустынь находилась при федорковской монастырской вотчине Антониева монастыря. Земля по берегам рек Званы и Рени в тех местах до монастыря была владением Нелединских-Мелецких.

    Лахневская пустынь, по-другому назвалась Богородице-Дубровской, находилась в Бежецком уезде в 40 верстах от монастыря. В октябре 1723 года своей грамотой Новгородский митрополит Феодосий отнес Дубровскую пустынь к Антониеву монастырю. В тот же год пустынь была упразднена, четыре монаха и иеромонах – строитель были переведены в Антониев монастырь, туда же перевезли все строения и имущество.

По сведениям, составленным стряпчим Иваном Синицей в 1724 году Николаевский Антониев монастырь владел 628 крестьянскими и бобыльскими дворами и 16 нищенскими дворами, всего 644 двора. Бобылями называли одиноких крестьян, не имеющих земельного надела. Бобыльские дворы платили монастырю, помещику или другому хозяину земли оброк – бобыльщину. После введения подушной подати с 1724 года бобыльские дворы слились с крестьянскими, их перестали указывать отдельными списками.

Согласно именному списку 1725 года в трех сохах: Заболоцкой, Новинской и Бобровской на 74 жилые деревни было избрано 69 целовальников. В Заболоцкой сохе – 27, в Новинской – 17 и Бобровской – 17, указаны имена и фамилии целовальников по каждой деревне, сведений по Коробовской и Прибыльной сохах в том списке нет [80]. 

В 1724 году монастырь на три года утратил свою самостоятельность, он был приписан к новгородскому архиерейскому дому. В 1727 году по прошению знатных вкладчиков: генерал-майора И.М.Лихарева, сенатора Ю.С. Нелединского-Мелецкого и полковника В.Тютчева монастырю вновь вернули самостоятельность, игумен монастыря вновь получил сан архимандрита.

Помещики были не прочь заработать деньги на продаже крестьян, об этом свидетельствуют документы. В грамоте царя Петра Ι стольнику Петру Травину от 17 марта 1703 года говорится о том, что Николаевский Антониев монастырь купил крестьян у помещика Федора Ушакова. Помещик Афанасий Ветиков в январе 1725 года продал за 10 рублей своего крепостного человека, его жену и трех сыновей, а также крестьянина вотчины Антониева монастыря Нефеда Ерофеева, вернувшегося из бегов [81].

В делах монастыря имеется отпускная крепостная от 27 января 1722 года старосты деревни Андрейцево Ивана Мартьянова об отпуске в замужество, по приказанию своего господина помещика Федора Полунина, крестьянской девицы той деревни Татьяны Карповой за крестьянского сына деревни Раменье Никиту Ситманова. Монастырь и помещики иногда освобождали крестьян от своей и крепостной зависимости. В 1726 году игумен монастыря с братией разрешил монастырским крестьянским девицам выходить замуж в другие вотчины с оплатой отпускных [82].

С тех пор в монастыре каждый год составляли целые дела о выдаче увольнительных писем девицам разных селений вотчин монастыря на выход замуж в другие вотчины.

 

 

Трагедии  крестьян

С 1705 года Петром Ι был введен регулярный рекрутский набор, крепостные крестьяне, идущие служить рекрутами ли драгунами, освобождались от крепостного права. Не все сословия набирались в рекруты, сначала от рекрутской повинности было освобождено дворянство, затем купечество и дети священнослужителей. Гусар, рейтаров и других представителей разнообразной конницы Петр Ι заменил драгунскими полками.

Набор рекрутов проводился с 1705 года ежегодно до конца 1709 года, по 1 рекруту с 20 тяглых дворов. За эти пять лет набрали 168 тысяч рекрутов при населении страны в 14 млн. человек. К 1711 году было сформировано 33 драгунских полка. По указу Петра Ι от 6 июня 1706 года в драгунские полки набирались из сыновей боярских, дворянских и подьяческих, воспрещалось набирать детей церковников.

Подворная перепись 1710 года показала, что в результате Северной войны, постоянных наборов в рекруты, гибели крестьян при строительстве Санкт-Петербурга и других крепостей, побегов жителей от податей и платежей численность платежного населения значительно уменьшилась. Если по переписи 1678 года в государстве насчитывалась 791 тысяча дворов, то по переписи 1710 года насчитали 637 тысяч дворов, на севере России убыли достигала 40%.

Петр Ι приказал все платежи и подати взимать по старым спискам плательщиков. Только в Сибири, где была прибыль населения, велено было показывать число платежных дворов по новым спискам. Все собранные подати царь приказал губернаторам направлять в «четыре места»: на армию, флот, артиллерию и дипломатию. Кроме того, каждая губерния должна была содержать армейский полк. По мере обеднения населения, налоги и подати платились все хуже и хуже. Царю стали предлагать перейти с подворной подати на подушную подать, то есть брать налоги не со двора, а с каждой ревизской души мужского пола старше 15 лет.

В переписной книге Бежецкого Верха за 1710 год имеются записи о пустых деревнях, принадлежащих Николаевскому Антониеву монастырю, и краткие сведения о судьбе монастырских крестьян, тогда во всех его деревнях насчитывался 541 крестьянский двор.

В 1703 году царь Петр Ι издал указы о немедленном направлении работных людей на строительство города Санкт-Петербурга. Туда ежегодно направляли до 40 тысяч государственных и монастырских крестьян, и до 10 тысяч солдат и пленных шведов.

Работники жили в землянках, шалашах, а то просто под открытым небом, многие умирали там от голода, холода, болезней и несчастных случаев, а их жены и дети дома ходили по миру, побираясь куском хлеба, умирая от голода. Одни исследователи называют число умерших 60 тысяч человек, другие – 100 тысяч человек. Архивы хранят имена плотников и мастеров, строивших Петербург, но мало сохранилось сведений о погибших и умерших на этой гигантской стройке.

Смерть одного человека – это трагедия для семьи, родных и близких. Смерть многих людей – это статистика для исследователей, поэтому в этой книге назову имена умерших на строительстве города Санкт-Петербурга монастырских крестьян, которые удалось установить.

 

Село Спас на Холму, пустые дворы, где в 1710 году не было хозяев:

Иван Артемьевич Панов взят в солдаты в 1705 году.

Квасовар Арефий Иванов умер в Петербурге в работниках в 1705 году, осталась бездетная жена, которая кормится по миру.

Квасовар Захар Иванов умер в работниках в Петербурге, был вдов и бездетен, жена умерла до его смерти.

Квасовар Тимофей Аверкиев умер в 1705 году вместе с женою, их дети Федор и Иван в подьячих в Москве.

Квасовар Потап Осипов постригся в монахи Антониева монастыря в 1708 году.

Максим Иванов умер в работниках в Петербурге в 1704 году, был вдов и бездетен.

Алексей Никитин умер в работниках в Петербурге в 1709 году, жена его кормится по миру, бездетна.

Исаак Лазарев умер в работниках в Петербурге в 1704 году, его жена кормится по миру, бездетна.

Квасовар Сидор Назаров умер 15 лет тому назад, дети его Ларион и Леонтий живут в Москве.

Деревня Чатрово, пустые дворы к 1710 году:

Венедикт Матвеев умер в работниках в Петербурге в 1705 году.

Василий Иванов был взят в солдаты в 1708 году, его жена кормится по миру, бездетна.

Абрам Шихов живет в Москве в монастырском приказе с женой и детьми.

Деревня Красное, пустой двор Семена Карпова, он был взят в Воронеж в плотники с женой и детьми в 1700 году.

Деревня Погорелка Большая, пустой двор Семена Фомина, он умер в работниках в Петербурге в 1707 году.

Из деревни Горка Березовского стана (что возле села Кошево – А.Г.) Иван Игнатьевич Сумароков перевел в Чамеровскую дворцовую волость 4 карельских двора, из деревни Фоминка перевел туда карела Матвея Иванова с женой и детьми.

Деревня Парфеньево Верховского стана, пустые дворы:

Афанасий Финагеев умер в работниках в Петербурге в 1707 году.

Карел Семен Романов вышел в дворцовую волость с детьми в 1706 году.

Карел Сергей Никитин умер в работниках в Петербурге в 1707 году.

Из деревни Гаврильцево вышли в Чамеровскую дворцовую волость две семьи карел, одна в 1706 году, другая – 9 лет назад.

Деревня Березье (ныне Сандовского района – А.Г.), пустые дворы:

Автомон Фролов, вдовец, умер в работниках в Петербурге в 1709 году.

Остафий Иевлев умер вместе с сыном Агапитом в работниках в Петербурге в 1705 году.

Яков Иванов умер вместе с сыном Григорием, выехав с подводами под Нарву в 1701 году.

Фома Артамонов умер в работниках под Нарвой 6 лет назад. Сын его Митрофан отдан в рекрутские солдаты в 1706 году.

Деревня Введенье Дымцево, пустые дворы:

Ефим Прокофьев бежал вместе с женой и детьми в 1706 году.

Лазарь Матвеев умер в работниках в Петербурге в 1705 году.

Тимофей Иванов умер на работах в Петербурге в 1705 году, а жена его нищая ходила по миру, тоже умерла.

Артемий Федоров умер на работах в Петербурге в 1705 году, жена его ходит по миру, бездетна.

Петр Гаврилов умер на работах в Петербурге в 1705 году, жена его ходит по миру, сын Савелий отдан в солдаты.

Матвей Абросимов бежал с братом Карпом, с женою и детьми от розыска в убийстве крестьянина в июне 1710 года.

Сидор Исаев бежал с женою и детьми в 1700 году.

Иван Федоров бежал от разбойников с женою в 1710 году, а его отца в 1709 году сожгли разбойники насмерть.

Прокофий Сидоров умер в работниках в Петербурге в 1705 году, сын его отдан в солдаты.

Вотчина Живоначальной Троицы села Молоково, деревня Переверстка, два крестьянина умерли на работах в Петербурге в 1709 году.

Деревню Алексейцево полностью сожгли воровские люди.

К 1710 году остались совершенно пустыми монастырские деревни:


Дубоносиха

Мельзино

Завалы

Алтыново

Глумцово

Полище

Черная

Осеиха

Польниково

Завражье

Погорелка Меньшая

Фомино

Скоросов

Хвалеево

Слоуднево

Кесово

Ведерница

Татарниково

Андрюшино

 

 


В феврале 1712 года слуги, конюхи, подьячие и повара Николаевского Антониева монастыря написали челобитную новгородскому митрополиту о том, что жены и дети, взятых на военную службу в драгуны, умирают голодной смертью. На этой челобитной митрополит написал резолюцию: «Хлебное жалованье солдатским женам из монастырской житницы выдавать».

Постоянные рекрутские наборы, привлечение крестьян на строительство городов и крепостей, непомерные подати и платежи привели к тому, что даже через 25 лет после окончания Северной войны, многие деревни были пустыми, крестьяне массово бежали на юг и другие места. В архивных материалах Николаевского Антониева монастыря есть некоторые сведения о селах за 1747-1748 годы.

                                  дворов  людей   душ мужского пола

Антоновский стан

1. Село Спас на Холму

с 40 пустыми деревнями  299      1170               1683

2. Село Шаблыкино

с 7 пустыми деревнями       35       128                 279

3. Село Лаптево

с 12 пустыми деревнями  30         126                 304

4. Село Рычманово

 с 14 пустыми деревнями 55         253                 498

5. Село Славинское                   9          48              48

6. Погост Лесоклинский      -            -                      15

7. Погост Мицино          69          249                 477

Итого по стану:          497        2097               3334

Верховский стан

1. Деревня Черная

Мицынского погоста

с 12 пустыми деревнями 61          229                 302

2. Село Сандово

с 4 пустыми деревнями 32          102                 238

Итого по стану:       93          328                 540

Ясеницкий стан

1.Село Федорково

с 6 пустыми деревнями 43          151                 291

    Души мужского пола – это мужчины с 15 лет, под «людьми» подразумеваются все жители женского пола, независимо от возраста. Сведений о селах, принадлежащих Николаевскому Антониеву монастырю, по другим станам в списках нет.

    Побеги крестьян с помещичьих и монастырских земель были серьезной проблемой для государства. Крестьяне бежали от своих владельцев на окраины государства, на вновь присоединенные земли, еще не отданные во владения помещикам и монастырям. На бегство шли решительные люди, кому уже нечего было терять. Монастыри, а также многие помещики терпели большие убытки, крестьянские побеги подрывали поместную систему землевладения.

    В архиве Николаевского Антониева монастыря имеется реестр «беглых» крестьян разных селений, принадлежащих монастырю, от 2 сентября 1750 года.

1. Деревня Григорово, Семен Иванов бежал в 1749 году.

2. Деревня Полежаиха, Миня Самуйлов бежал в 1750 году.

3. Деревня Андрюшино, Лукьян Михайлов бежал в 1744 году.

4. Деревня Фомино, двое Филипповых бежали в 1746 году.

5. Деревня Поляны, Василий Иванов и Елизавета Игнатьева бежали в 1744 году.

6. Деревня Боровлево, Михаил Иванов бежал в 1745 году.

7. Деревня Бахтицы, Андрей Григорьев бежал в 1745 году.

8. Деревня Кесово, Антип Миняев вместе с сыном Иваном бежали в 1744 году.

9. Деревня Селилово, Ларион Иванов бежал в 1744 году.

10. Деревня Бармино, Антип Аврамов бежал в 1749 году.

11. Деревня Слунево, Лукьян Иванов бежал в 1747 году.

12. Деревня Саврасово, Никифор Платонов бежал в 1750 году.

13. Деревня Бортницы, Трофим Елисеев бежал в 1746 году.

14. Деревня Красное, Яков Лихоманов бежал в 1745 году.

15. Деревня Анисимово. Сидор Иванов бежал в 1747 году, Исак Гаврилов и его сын Григорий бежали в 1748 году.

16. Деревня Акимиха, Самуил Степанов и Савелий Никтитиев бежали в 1748 году, Петр Емельянов бежал в 1749 году.

17. Село Спас на Холму, Никифор Алимпиев бежал в 1747 году, Егор Михайлов бежал в 1748 году.

18. Деревня Елонцево, Естифей Федоров бежал в 1747 году.

19. Погост Типны, Никита Евдокимов бежал в 1744 году.

20. Погост Мицыно, Яков Ерофеев бежал в 1746 году.

21. Деревня Утехово, Иван Ефимов бежал в 1746 году.

22. Деревня Михалиха, Лаврентий и Семен Ивановы бежали в 1746 году.

23. Деревня Толстиково, Василий Мелетьев Никитин бежал в 1745 году.

24. Деревня Путилово, Логин Фомин бежал в 1748 году.

25. Деревня Раменье, Степан Пиминов бежал в 1744 году.

26. Деревня Гущино, Гаврила Яковлев бежал в 1748 году.

Таким образом, известно о 34 ревизских душах, бежавших в 1744-1750 годах из деревень и погостов, принадлежащих Николаевскому Антониеву монастырю. Обычно бежали вместе с семьями, если условно взять 5 человек в одной семье, то число покинувших монастырские деревни составит 170 человек [83].

    Массовое бегство крестьян на южные «украины» России наблюдалось со всех монастырских земель государства, что стало одной из причин последующей секуляризации монастырских земель в 1764 году.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 1186; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.201 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь