Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Владения монастыря в 1869 году



С конца ХVΙΙΙ века стала заметной роль купечества уездных и заштатных городов в строительстве и ремонте церковных и монастырских построек. Тогда был установлен единый налог на купцов – один процент со ста рублей. Купец, объявивший свой капитал на сумму от 1 до 5 тысяч рублей, относился к третьей гильдии, и мог осуществлять мелочный торг. Купцы, объявившие свой капитал от 5 до 10 тысяч рублей, принадлежали ко второй гильдии, торговали, чем хотели, исключая торговлю на судах и содержание личных фабрик. Те купцы, кто объявлял свой капитал от 10 до 15 тысяч рублей, относились к первой гильдии, кроме внутренней торговли они имели право производить иностранную торговлю, иметь свои заводы и фабрики [138].  

На ярмарках в Красном Холму, Бежецке, Весьегонске, Мологе и других городах было много краснохолмских купцов: Бородавкины, Кичигины, Мясниковы, Поповы и другие. Дичью, битой птицей, шкурами диких животных и кожами от домашних животных торговали купцы Баруздины, Гневушевы, Лапшины и Пановы. Рыбой оптом и в розницу, а также бакалеей, торговали купцы братья Василий Михайлович, Иван Михайлович и Михаил Михайлович Бородавкины. Мануфактуры продавали Камкины, а муку – купцы Поповы [139].

В период с 1809 по 1834 годы в Николаевском Антониевом монастыре размещалось духовное училище.

В 1869  году Николаевский Антониев Краснохолмский монастырь имел следующие здания:

1. Соборный храм святителя Николая Чудотворца. Последствия его пожара 1634 года устраняли два года. Собор вновь покрыли тесом, сделали две деревянных главы, которые обили белой жестью. Большой крест позолотили, часть икон написали вновь, другие обновили.

    В 1683 году на пожертвования Якова Васильевича Нелединского по сыну своему стольнику Федору Яковлевичу, в сумме 260 рублей, стены собора украсили сплошной живописью, которая сохранилась к 1882 году.

    В 1693 году по мужу своему Якову Васильевичу и сыну Федору внесла пожертвования вдова Пелагея Ивановна Нелединская в сумме 370 рублей. На эти деньги в соборе был устроен иконостас в 5 ярусов. Значительно позднее, в 1858 году, на деньги краснохолмских купцов Василия Матвеевича Бородавкина и Егора Федоровича Кичигина иконостас в соборе вновь позолотили и перекрасили, дополнив по обе стороны по одному киоту. Киот – это особый украшенный шкафчик или застекленная полка для икон.

    До 1763 года глава собора оставалась деревянной, в том году ее заменили на железную. Был изготовлен и позолочен новый крест. Церковь и алтарь перекрыты железом, по железным стропилам. В 1855 году железом покрыли также крышу придельной церкви и паперти. Паперть – непокрытая кровлей площадка перед внутренним притвором храма, на которой в первые годы принятия христианства стояли кающиеся, а позднее – просящие милостыню.

    2.Церковь Всех Святых, пристроенная к юго-западному углу собора святителя Николая Чудотворца.

    3.Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, теплая, двухэтажная, стояла неподалеку от собора к югу. Большое пространство этой церкви занимали: трапезная, келарская с двумя хлебными чуланами и паперть. Келарь – заведующий монастырским столом, кладовыми с продуктами и их отпуском на монастырскую кухню. В его обязанности входило ведение строгой отчетности поступающих и отпускаемых им предметов.

    Под церковью была устроена кладовая, под трапезной – хлебня, под папертью – погреб и палатка, где пекли просфоры, а под лестницей – тюрьма. Просфора – это литургический хлеб, который принимается для поминания живых и мертвых.

    После польско-литовского нашествия церковь вновь была освящена 21 октября 1613 года. В ночь на 19 ноября 1850 года от неосторожной топки печей произошел пожар. Сгорели потолки и полы в задней части храма, и лучшая ризница – помещение при церкви для хранения церковной утвари.

    К сентябрю 1852 года последствия пожара устранили, главный престол церкви был готов к освящению. Ремонт проводился на пожертвования городского головы Красного Холма Матвея Матвеевича Бородавкина, который передал на это монастырю 150 рублей.

    4. Церковь Вознесения Господня была построена на восточной стороне монастыря над воротами. Установлен иконостас в 4 яруса, в 1881 году был возобновлен. В том же году к южной стороне церкви была пристроена просторная деревянная паперть, покрытая железом.

    Деньги на это пожертвовали краснохолмские купцы: Александр Иванович Мясников – 300 рублей, Егор Федорович Кичигин и Иван Дмитриевич Попов еще 300 рублей.

    5.Церковь Святого Предтечи и крестителя Господня Иоанна была построена на западных монастырских воротах. В 1856 году на деньги купца Ивана Ивановича Бородавкина в этой церкви были сделаны деревянный пол и лестница.

    6.Колокольня стояла между алтарями соборной и покровской церквей. Внизу она была четырехугольной, верхний этаж восьмиугольный с 8 пролетами для колоколов. Самый верх колокольни пирамидальный на восемь скатов с малыми амбразурами в два ряда.

    7.Часовня была устроена на юго-восточной башне в 1830 году. В ней размещались иконы из старого иконостаса Покровской церкви.

Другие здания монастыря:

1. Двухэтажное здание с настоятельскими кельями стояло в линии северной ограды против соборного храма.

2. Двухэтажное здание для братских келий примыкало к настоятельским кельям с восточной стороны.

3. Каменное двухэтажное здание с кельями над въездными восточными воротами.

4. Каменная поварня для варения пива и квасу.

5. Ограда вокруг монастыря каменная с шестью башнями и тремя воротами в окружении имела до 360 сажень. Все башни и ограда были покрыты тесом [140]. 

К тому времени монастырь владел землей:

1. Возле самого монастыря 30 десятин 283 квадратных сажени, выделенных ему по специальному плану в 1772 году. При утверждении плана города Красный Холм в 1776 году за монастырем оставили землю в размере 11 десятин 88 квадратных саженей, остальная земля вошла в городскую черту.

2. Взамен земли, отобранной в городскую черту, монастырю передали в аренду в  пустоши Парунино в 8 верстах от монастыря 26 десятин 1215 квадратных саженей.

3. Указом Правительствующего Синода от 3 февраля 1844 года монастырю передано в пустоши Жихариха в 40 верстах от монастыря 40 десятин 1689 квадратных саженей земли.

4. Озеро Верестово в 35 верстах от монастыря и 10 верстах от Бежецка, площадью в 1028 десятин 1618 квадратных саженей вместе с землей вдоль береговой линии для просушки сетей.

5. Мельница близ деревни Путилово на реке Могоче в 4 верстах от монастыря, при ней земли 3 десятины.

6. В пустоши Александровская вблизи Красного Холма монастырь имел 13 десятин 366 квадратных саженей пахотной и сенокосной земли [141].  

    Позднее озеро Верестово с береговой землей было отдано монастырю в аренду за 350-400 рублей в год, по торгам, назначенным Тверской консисторией в 1876 году [142].

    В 1869 году монастырь имел доход в сумме 1729 рублей 17 копеек, в том числе:

1. Оставшиеся деньги за 1868 год                                 19 руб. 58 коп.

2. Свечные прибыльные                                       368 руб. 42 коп.

3. Колокольные                                                    461 руб. 11 коп.

4. Сиротские                                                         42 руб. 25 коп.

5. Просвирные                                                      40 руб. 30 коп.

6. Часовенные                                                       45 руб. 51 коп.

7. Поступило от благотворителей                       585 руб.

8. Выручено от продажи старого железа                     131 руб.

9. Проценты в пользу церкви                              6 руб. [143]

    Судя под надгробным камням в Николаевском Антониевом Краснохолмском монастыре были захоронены представители известных и знаменитых родов, дававших большие пожертвования: Нелединских-Мелецких, Орловых, Милюковых, Ушаковых и других. Еще до революции 1917 года многие надгробные камни употреблялись монахами и строителями в разное время на устройство церковных рундуков, для полов, в цоколь при кладке ограды. К 1869 году из старинных надгробий оставалось менее десятка:

«Семен Андреевич Нелединский», год захоронения неизвестен.

«Матвей Чертов, умер в июне 1575 года».

«Андрей по прозвищу Басман Игнатьев сын, Прокофьев, умер 15 сентября 1575 года».

«Андреян Петрович Ураков, умер 19 августа 1654 года».

«Федор Иванович Ловчиков, умер 19 мая 1657 года».

«Стефан Богданович Ловчиков, умер 8 января 1711 года в возрасте 71 год 7 месяцев».

«Полковник Иван Иванович Ушаков, родился 12 октября 1721 года, умер 22 декабря 1793 года» [144].  

В 1869 настоятелем Николаевского Антониева Краснохолмского монастыря стал Анатолий (Смирнов). В 1878 году он передал часть монастырского архива в отделение рукописей Тверского музея при губернском статистическом комитете. В 1883 году вышла его книга «Историческое описание Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря Весьегонского уезда Тверской губернии».

 

                Положение крестьян к началу ХХ века

Крепостное право в России продержалось более 250 лет, и было отменено в 1861 году императором Александром ΙΙ, путь к отмене крепостного права был долгим.

Об отмене крепостного права стали говорить императору Александру ΙΙ его родственники – тетка Елена Павловна и младший брат Константин сразу после его восшествия на престол. Громадные расходы на Крымскую войну 1853-1856 годов, связанные с нею рекрутские наборы и наборы в Государственное ополчение серьезно подорвали экономику страны. У царя не было средств, сил и желания выступать против крестьян, ратующих за отмену крепостного права.

В марте 1856 года император Александр ΙΙ заявил московскому генерал-губернатору о том, что существующий порядок владения душами не может остаться неизменным. Он создал секретный комитет по крестьянским делам, который провел первое заседание 3 января 1857 года. В 1857 году была проведена перепись населения России, население тогда вместе с Польшей и Финляндией составляло 62,5 млн. человек, крепостными из них было 34% от всего населения.

Против отмены крепостного права были активно настроены дворяне, император Александр ΙΙ просил губернаторов уговаривать дворян помогать ему. Первыми в поддержку императора об отмене крепостного права выступили рязанские дворяне, затем последовали другие губернии, Московская губерния, в числе последних,  стала на сторону императора. В губерниях стали создаваться комитеты по разработке проектов положения об отмене крепостного права. Многие из них брали за основу закон от 2 апреля 1842 года о заключении соглашений между помещиками и крестьянами по выходу их на свободу.

За основу Положения были взяты основные предложения петербургского, московского и тверского губернских комитетов. К осени 1859 года созданная по инициативе императора редакционная комиссия обработала проекты из 21 губернии. Комиссия заседала весь 1860 год, проводя согласования спорных вопросов, 19 февраля 1861 года было принято Положение об отмене крепостного права.

Согласно ему, все крестьяне, ранее принадлежавшие помещикам, объявлялись свободными и наделялись гражданскими правами. При освобождении они получали землю, но за определенный выкуп и в ограниченном размере. В разных губерниях размер земельного надела колебался от 3 до 10 десятин. Одна десятина равнялась примерно 1 гектару земли (0,96 га), каждый крестьянин выкупал для себя от 3 до 10 га земли. После крестьянской реформы 1861 года, когда началось расслоение среди мужиков, появилось слово «кулак». Успешные хозяева могли скупать у других крестьян участки земли, давать в долг зерно под проценты или за отработку на своем участке. Вот тогда появились кулаки и батраки, но многие до сих пор полагают, что слово «кулак» - изобретение советской власти.

      Для реализации крестьянской реформы 1861 года были предусмотрены выкупы крестьян у помещиков. Суть их заключалась в том, что крестьянин мог заключить с помещиком выкупную сделку и перейти в разряд собственников земли. Помещики или уполномоченные ими лица составляли уставные грамоты, которые зачитывали на сельских сходах. Если крестьяне на сходе соглашались с содержанием уставной грамоты, то ее подписывал помещик и не менее шести крестьян и передавали мировому посреднику. Тот после проверки утверждал ее своей подписью и вводил в действие.

      По закону уставные грамоты по каждому имению должны быть составлены и представлены помещиками мировым посредникам в течение одного года после обнародования Положения об отмене крепостного права, то есть к 19 февраля 1862 года.

       Однако  условия сделки были обременительными для крестьян, так как они должны были заплатить государству 16,6 годовых оброка. Если для бежецких и весьегонских помещичьих крестьян годовой оброк к тому времени составлял по уставной грамоте 9 рублей, то стоимость земельного надела в размере 4 десятины по выкупу составляла 150 рублей.

      При добровольной сделке крестьянин вносил в уездное казначейство 20% суммы выкупа в рассрочку или 30 рублей. Остальную сумму выдавали помещику в виде ссуды для крестьянина, которую он должен был погасить в течение 49 лет. В Бежецком и Весьегонском уездах проведение выкупа крестьян у помещиков растянулось на 30 лет. По добровольным сделкам пошли на выкуп лишь 8,5% крестьян, 78% сделок было совершено по требованиям помещикам и 5,7% - по требованиям кредитных организаций. Оставшиеся 7,8% крестьян перешли на выкуп по закону от 29 декабря 1881 года, который предусматривал проведение выкупа обязательным и снизил ежегодные платежи по нему на 1 рубль.

      Тогда помещики занимали весомое положение в обществе и земстве. Например, в 1865 году в Весьегонском уезде было избрано 19 дворян из 42 земских гласных первого созыва, они занимали все выборные должности в земстве. К 1893 году в Тверской губернии мелкие помещики, владевшие до 100 десятин земли (до 96 га – А.Г.), составляли 37%, средние, владевшие от 100 до 500 десятин – 49% и крупные – 14%.

      О положении русских помещичьих крестьян в начале ХХ века написал в книге «Земство и деревня» хозяин имения Борисково Бежецкого уезда Тверской губернии Владимир Дмитриевич Кузьмин-Караваев. Его поместье находилось в пяти километрах от карельских деревень Карело-Кошевского прихода, он хорошо знал жизнь своих помещичьих крестьян и жизнь удельных крестьян-карел. В.Д.Кузьмин-Караваев получил прекрасное юридическое образование, стал профессором-правоведом, писателем и политическим деятелем.

В книге «Земство и деревня», которая вышла в 1904 году, он обобщил свой семилетний опыт работы гласным Тверского губернского земства. Вызывала интерес опубликованная в книге «Программа мероприятий для поднятия экономического благосостояния населения Бежецкого уезда». В ней было обращено внимание на основные проблемы крестьянства того времени: малоземелье и дробленность крестьянских наделов при трехпольной системе. В.Д.Кузьмин-Караваев предлагал делать более обширные поля с травосеянием и введением льна в правильный севооборот.

Другой причиной низких урожаев он называл плохую обработку семян, третья причина – недостаток кормов для скота, его истощенность, малые надои, малые привесы и недостаточность полученного навоза, без которого бежецкие земли родить не будут. Этим автор еще раз подтверждал необходимость травосеяния.

В программе Владимир Дмитриевич предлагал введение денежной системы для крестьянства, заявляя, что натуральное хозяйство отжило свой век. Много внимания в программе он уделил обилию праздников среди крестьян и дороговизну крестьянских свадеб. К 1903 году число дней, когда православные праздновали религиозные праздники, составляли 120-140 дней в году, на время сельскохозяйственных работ приходилось 74-77 дней. Иначе говоря, во время посева, уборки и молотьбы из каждых трех дней крестьяне работали неполных два. Правда, летом поголовного пьянства не бывало из-за безденежья. Но разгул и пьянство русских помещичьих сопровождали всегда осенние праздники, когда у крестьян появлялись деньги.

В 1906 году одна из возникших тогда буржуазная торгово-промышленная партия в Петербурге заявила, что основное богатство страны держится на земледелии. Но урожайность в России очень низкая из-за плохой технологии обработки земли и нехватки удобрений. Если в Англии, Бельгии, Норвегии собирают по 120-128 пудов зерна с десятины (практически с гектара – А.Г.), то в России – 38 пудов. Земля каждого крестьянина в общине разделена на много полосок, которые невозможно как следует обработать. Крестьянин не может перейти с трехпольной системы на многопольную, поэтому земля постепенно истощается и не может восстановиться. По действовавшим тогда законам крестьянская земля по наследству делилась между сыновьями. Если 2,5 десятины разделить между пятью сыновьями, каждый получить по 50 соток. С такого мизерного участка он не сможет получить зерна, чтобы прокормить семью. Как выход из положения торгово-промышленная партия предлагала наделить хозяйства, способные обрабатывать землю отдельными отрубами по 10 – 15 десятин.

Реформа крестьянского надельного земледелия, предложенная торгово-промышленной партией, была разработана министром внутренних дел того времени Петром Аркадьевичем Столыпиным и председателем совета министров Сергеем Юльевичем Витте. 9 ноября 1906 года был издан указ императора Николая ΙΙ о проведении в жизнь этой реформы. Для ее реализации правительство наметило следующие меры: распустить сельские общины, желающим выехать на хутора крестьянам предоставить земельные наделы и закрепить их в личной собственности. Хозяйствам, оставшимся в деревне, выделить укрупненные участки земли в одном месте, чтобы ликвидировать чересполосицу, эти участки земли назвали «отрубами». Создать хутора и хуторские выселки на землях сельских общин.

В Тверской губернии с начала реформы и до 1917 года вышли из сельских общин с переносом дома и усадьбы на хутора 47 тыс. 513 крестьянских хозяйств, что составило 16,5% от всех хозяйств.

Из всех этих хуторян получили согласие односельчан на переселение и закрепление надельной земли в собственность 23 тыс. 832 хозяйства или 50,2% всех вышедших из деревень на хутора. Остальные хозяйства вышли из общин вопреки мнению односельчан и постановлениям земских начальников.

Чтобы активизировать выполнение реформы, Государственная Дума 14 июня 1910 года приняла закон, которым все сельские общины, в которых не было переделов земли со времени реформы 1861 года, отнесли к наследственному владению. В них крестьяне могли передавать свои участки по наследству, к 1916 году таких по Тверской губернии было 26 тыс. 810 хозяйств.

Другим важным направлением реформы было выделение отрубей, то есть участков земли в одном месте для каждого крестьянского хозяйства, но без переноса на него дома и усадьбы. В Тверской губернии к 1915 году к землеустроителям обратились 152 тысячи хозяйств, с просьбой о выделении им отрубных участков земли. В период проведения реформы размеры земельных участков отрубных хозяйств остались прежними по 8,6 десятины на одно хозяйство. У тех, кто переехал жить на хутора, участки земли были увеличены с 8,6 десятин до 12,3 десятин.

Переселение в ходе реформы из Тверской губернии на другие территории не получило распространения. С 1906 по 1914 годы из губернии в Сибирь переселились 3366 человек или 0,2% всего крестьянского населения губернии.

Столыпинская аграрная реформа способствовала экономическому развитию деревни, к 1913 году Россия вышла на передовые рубежи в мире по производству зерна [145]. 

      Что касается тверских карел, то на тверской земле не было тех, которые относились к государственным и монастырским крестьянам, небольшое число карел относилось к помещичьим крестьянам, большинство из них были удельными крестьянами, принадлежавшими царскому двору. Накануне реформы 1861 года в Тверской губернии было 28029 удельных крестьян-карел. У них было земли по 5,9 десятины на душу населения.

       Для сравнения, у помещичьих крестьян было по 5,21 десятины на человека, у государственных крестьян – по 4,33 десятины. Крестьянская реформа удельных крестьян от 26 июня 1863 года была проведена на льготных условиях. Все они сразу переводились на обязательный выкуп, их ежегодные выкупные платежи были в 2 раза меньше, чем у бывших помещичьих крестьян. Их наделы земли на 1,4 десятины были больше, чем у помещичьих крестьян. 

      Ко времени отмены крепостного права в 1861 году в тверской губернии проживало 98,3 тысячи  карел. Из них ревизскими душами мужского пола от 15 лет считали 28 тысяч от общего числа в 621 тысячу ревизских душ Тверской губернии, или 4,5%. Весьегонские карелы, как и другие удельные крестьяне, платили тогда оброк 6 рублей в год.

      В начале ХХ века каждое хозяйство удельных карел в Тверской губернии имело в собственности по 10 десятин земли, по 1-2 лошади, 3-4 коровы, стада овец, дом, сараи, житницы. Некоторые хозяйства имели риги и мельницы [146].

        После Октябрьской революции 1917 года русская дворянская усадебная культура, описанная в произведениях И.А. Бунина, И.С. Тургенева, А.П. Чехова, ушла безвозвратно.

      В результате коллективизации крестьянства советской властью был нарушен и навсегда ушел старый деревенский уклад жизни, который уже никогда не вернется.

 

 

                       Закрытие монастыря советской властью

      После совершения октябрьской революции был принят декрет Совета народных комиссаров от 20 января 1918 года «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». В нем говорилось, что церковь отделяется от государства, из всех официальных актов устранялось всякое указание на религиозную принадлежность граждан.

      Религиозная клятва или присяга отменялась, в необходимых случаях она менялась на торжественное обещание. Акты гражданского состояния ведутся исключительно гражданской властью отделами записи браков и рождений.

      Школа отделялась от церкви, преподавание религиозных вероучений во всех школах не допускалось. Граждане могли обучать и обучаться религии частным образом.

      Все церковные и религиозные общества переставали пользоваться никакими субсидиями, ни от государства, ни от местного самоуправления. Принудительное взыскание сборов и обложений в их пользу не допускалось. Никакие церковные и религиозные общества не имели права владеть собственностью, их лишали прав юридического лица.

      Все имущество существовавших тогда в России церковных и религиозных обществ объявлялось народным достоянием. Здания и предметы, предназначенные специально для богослужебных целей, отдавались, по особым распоряжениям местной или центральной власти в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ.

      Этот декрет, кроме В.И. Ульянова (Ленина) подписали народные комиссары: Подвойский, Алгасов, Трутовский, Шлихтер, Прошьян, Менжинский, Шляпников, Петровский, а также управляющий делами Совета народных комиссаров В. Бонч-Бруевич.

      Статьей 65 конституции РСФСР 1918 года все монахи и духовные служители церквей и религиозных культов были лишены избирательных прав, в том числе избирать и быть избранными в какие-либо органы.

      В 1920 году управляющий монастырем казначей иеромонах Макарий Миронов составил послужной список монашествующей братии. В этом списке указано, что последним настоятелем монастыря был игумен Иоанн Гречников, 46 лет, на должность настоятеля монастыря назначен 27 ноября 1913 года, арестован советской властью в сентябре 1918 года.

      Казначей иеромонах Макарий Миронов после ареста игумена Иоанна управлял монастырем, ему было 42 года, сам он из крестьян Смоленской губернии, постригся в монахи 9 декабря 1909 года, в должности казначея монастыря с 14 декабря 1917 года.

      После закрытия монастыря Миронов Макарий Федорович, 1878 года рождения, уроженец села Филино Дорогобужского уезда Смоленской губернии проживал в селе Завидовская Горка Кесовогорского района. Арестован 21 декабря 1937 года, приговорен тройкой УНКВД по Калининской области 30 декабря 1937 года за антисоветскую агитацию к расстрелу. Расстрелян 5 января 1938 года, по заключению Тверской областной прокуратуры от 16 марта 1989 года полностью раебилитирован.

      Ризничий иеромонах Мефодий Степанов, 54 года, из крестьян Тверской губернии, постригся в монахи в 1891 году в Ниловой пустыни. Был казначеем монастыря с 11 мая 1911 года по 24 мая 1917 года.

      Духовник иеромонах Пимен Степанов, 58 лет, из крестьян Тверской губернии, постриг в монахи 4 сентября 1899 года в Ниловой пустыни, в Антониевом монастыре с 14 мая 1914 года.

      Иеромонах Августин Андреев, 57 лет, из крестьян Херсонской губернии, постриг в монахи 28 марта 1890 года. Был настоятелем Ахтальского монастыря с 26 ноября 1907 года по 9 апреля 1909 года, после чего перемещен в число братии Антониева монастыря.

      Иеромонах Аркадий Федоров, 53 года, из крестьян Владимирской губернии, постриг в монахи 14 марта 1904 года. Из Николо-Столопенской пустыни был сначала перемещен в Николо-Теребенскую пустынь 4 января 1910 года, оттуда в Николо-Малицкий монастырь 23 июля 1912 года, а оттуда – в Антониев монастырь 1 апреля 1914 года.

      Иеродьякон Амвросий Вишняков, 66 лет, из духовного сословия, постриг в монахи 7 ноября 1910 года в Антониевом монастыре.

      Монах Нил Конбецов, 47 лет, из крестьян Витебской губернии, постриг в монахи 18 января 1910 года в Ниловой пустыни, перемещен в Антониев монастырь в 1917 году.

      Временно проживающий игумен Варшавского архиерейского дома Филарет Денисов, 51 год, из крестьян Владимирской губернии, определен в число братии монастыря 31 октября 1918 года.

      Кроме них в монастыре проживали три послушника: Афанасий Рогозин с 15 декабря 1919 года, Иван Волков с 20 марта 1920 года и Гавриил Климин с 19 сентября 1916 года. Всего в списках монастыря в 1920 году значилось 12 человек, их дальнейшая судьба неизвестна [147].

В 1920-е годы из монастыря вывезли все церковные ценности. Постройки монастыря стали использовать под жилье и хозяйственные нужды. В монастыре разместилась контора «Жилкомхоза», которая содержала там скотный двор, курятник и кроликовую ферму. В те же годы активно разбирали монастырскую ограду. Жилые помещения в качестве коммунальных квартир сохранялись до конца ХХ века.

В 1930-е годы были разрушены колокольня и церковь Ивана Предтечи.

На фотографии 1936 года Никольский собор, Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Настоятельский корпус и другие строения монастыря ещё не были  разрушены, их разгромили позднее, к 1940-ому году. При строительстве дороги Бежецк – Красный Холм, она прошла по части монастырской территории.

 

 

                         Немые памятники истории

 

С первых лет своего существования Советская власть повела активную борьбу с религиозной верой и людьми, которые ее защищали. Это были, прежде всего, священнослужители, старосты и активные сторонники церкви. За прошедший ХХ век Русская Православная Церковь перенесла беспрецедентные гонения. Только за период с августа 1937 года по 26 марта 1938 года в Калининской области были арестованы 806 служителей церкви и членов церковных советов.

Сколько всего священнослужителей и мирян пострадали? Точного ответа не дает никто. Гонения на церковь, начавшиеся в 1917 году, приняли массовый и ожесточенный характер уже в 1918 году, а своего апогея достигли в 1937-1938 годах.

После утверждения Политбюро ЦК ВКП (б) приказа Ежова о репрессиях, начиная с 5 августа 1937 года, расстрелы приобрели массовый характер. Если до 13 августа 1937 года за ночь в здании НКВД, где сейчас Тверская медицинская академия,  расстреливали по 1-3 человека, то 14 августа расстреляли 92 человека, 17 августа - 48 человек и так практически каждую ночь.

Даже перед новым 1938 годом 31 декабря 1937 года палачи не отдыхали, расстреляв в ту ночь 76 человек.

5 января 1938года палачи расстреляли 206 советских граждан, а в Международный женский день 8-го марта 1938 года поставили «рекорд», расстреляв 222 человека [148].

В трудные годы Великой Отечественной войны многие верующие люди стали требовать открытия вновь закрытых советской властью церквей. Правительство страны пошло навстречу, но церкви можно было открывать исполкомам райсоветов только с разрешения Калининского облисполкома. В 1942-1943 годах в Калининской епархии в районах, не занятых немецкими оккупационными войсками, были открыты и действовали 56 храмов.

Кратко остановлюсь на имеющейся у меня информации о каменных церквях, упомянутых в архивных делах Николаевского Антониева монастыря.

Краснохолмский район.

Город Красный Холм, Никольская церковь, священник Романовский Петр Ильич, 1876 г.р., уроженец села Чагино Кашинского уезда, арестован 20 апреля 1937 года, расстрелян 17 сентября 1937 года.

Священник  этой же церкви Прохоров Николай Иванович, 1885 г.р., уроженец деревни Феньево Кашинского уезда, был арестован 10 февраля 1938 года, расстрелян 16 февраля 1938 года.

Староста церкви Бородавкин Сергей Матвеевич, 1878 г.р., уроженец и житель города Красный Холм был арестован 16 февраля 1938 года, расстрелян 8 марта 1938 года,  церковь закрыли. Никольская церковь была вновь открыта 16 июня 1942 года, священник Чемоданов Дмитрий Ефимович.

В годы советской власти в городе были разрушены великолепные памятники ХΙХ века: Владимирский, Троицкий и Спасо-Преображенский соборы. Троицкий собор построен в 1830-1846 годы, сохранившаяся до настоящего времени его колокольня была построена к 1870 году на пожертвования горожан, приходских крестьян и местного купца, церковного старосты Василия Матвеевича Бородавкина-Меньшого.

Село Башарово, церковь Вознесения Господня, построена в 1872 году. Последним священником был Образцов Александр Иванович, 1872 г.р., уроженец деревни Васюнино Весьегонского уезда, арестован 30 августа 1937 года, расстрелян 7 октября 1937 года, церковь закрыли. Вознесенская церковь была вновь открыта 26 ноября 1943 года, священник Дмитриев Сергей Дмитриевич. В настоящее время она не действует.

Село Васюнино по дороге Бежецк – Красный Холм, церковь Спаса Нерукотворного образа, построена в 1812 году. Последний священник Кораблев Ферапонт Дмитриевич, 1874 г.р., уроженец деревни Васюково Бежецкого уезда был арестован 10 февраля 1938 года, расстрелян 8 марта 1938 года. Церковь закрыли, с тех пор она не действует.

Село Русское Кошево в полукилометре от деревни Горка, церковь Казанской иконы Божьей Матери, построена в 1800 году. При советской власти священником служил Лебедев Николай Андреевич, 1867 г.р., уроженец села Лощемля Вышневолоцкого уезда. Проживал в селе Русское Кошево, был арестован 8 августа 1937 года, расстрелян 17 сентября 1937 года, церковь закрыли. Церковь в этом селе была вновь открыта 16 апреля 1943 года, священник Крылов Алексей Васильевич. Скорее всего, это был последний священник в  погосте, в настоящее время церковь разрушена, не действует.

Село Мартыново, Богоявленская церковь каменная построена в 1859 году с двумя престолами: Богоявления Господня и Успенской Божьей Матери. Последним сторожем церкви до войны был Александров Геннадий Яковлевич, 1881 г.р., арестован 25 декабря 1937 года, 29 декабря приговорен к 10 годам исправительно-трудовых лагерей, церковь закрыли.  Она была вновь открыта 30 декабря 1943 года, священник Воскресенский Иван Иванович. Церковь в настоящее время  действует.

Село Медведево (погост Мицино), церковь Богоявления Господня, построена в 1790 году. Последним священником служил Красиков Петр Иванович, 1878 г.р., уроженец села Поляны Весьегонского уезда, арестован 16 февраля 1938 года, расстрелян 8 марта 1938 года. Церковь была закрыта, в настоящее время не действует.

Погост Налючь, в 2-х километрах от деревни Пронино церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, построена в 1842 году. Последним священником в этой церкви служил Морев Александр Сергеевич, 1898 г.р., уроженец деревни Заручевье Бежецкого уезда. Проживал в деревне Налючь, был арестован 16 февраля 1938 года, расстрелян 8 марта 1938 года. Вместе с ним в один день была арестована и в один день расстреляна Смирнова Акулина Антоновна, 1876 г.р., уроженка деревни Ивакино Весьегонского уезда, работала при этой церкви. С тех пор церковь закрыли, в настоящее время она не действует.

Село Рачево, церковь Успения Пресвятой Богородицы, построена в 1835 году. Последним священником и одновременно псаломщиком в церкви служил Колокольцев Леонид Леонидович, 1884 г.р., уроженец села Верестеп Моложского уезда Ярославской губернии, арестован 10 марта 1938 года, расстрелян 23 марта 1938 года. С тех пор церковь закрыта, в настоящее время не действует.

Село Рычманово, церковь Рождества Христова, построена в 1785 году. Последним священником служил Спасский Василий Григорьевич, 1872 г.р., уроженец села Коноплина  Весьегонского уезда, проживал в селе Рычманово. Был арестован 16 февраля 1938 года, расстрелян 8 марта 1938 года. С тех пор церковь закрыли, в настоящее время она не действует.

Село Хабоцкое, церковь Рождества Христова, построена в 1824 году. Последним священником служил Челюсткин Михаил Николаевич, 1892 г.р., уроженец города Белгород, проживал в селе Хабоцкое, арестован 24 апреля 1937 года, расстрелян 17 сентября 1937 года. С тех пор церковь закрыта, в настоящее время она не действует.

Село Шаблыкино, церковь Казанской иконы Божьей Матери, построена в 1835 году. В первые годы советской власти священником служил Талызин Александр Иванович, 1878 г.р., уроженец деревни Типны Весьегонского уезда. Был арестован 10 февраля 1938 года, расстрелян 20 февраля 1938 года, на некоторое время церковь бала закрыта. В настоящее время она  действует.

Весьегонский район.

Село Баскаки, Никольская церковь каменная построена в 1885 году с тремя престолами: Успения Божьей Матери, святителя Николая, преподобного Сергия Радонежского. Вторая деревянная церковь построена в 1858 году с престолом великомученика Георгия Победоносца. Никольская церковь была закрыта в 1938 году, вновь открыта 16 декабря 1943 года, священник Херасков Александр Иванович.

Село Чамерово, Богоявленская церковь каменная построена в 1875 году с тремя престолами: Казанской Божьей Матери, Преображения Господня, Обновления храма Воскресения Христова. Казанская церковь была закрыта в 1938 году, вновь открыта 29 октября 1943 года, священник Мальцев Василий Петрович, псаломщик Токарев Леонид Михайлович. С тех пор действует по настоящее время.

Село Чистая Дуброва, – каменная церковь Покрова Богородицы построена в 1882 году с тремя престолами: Покрова Пресвятой Богородицы, великомученика Георгия и Тихвинской Божьей Матери. Покровская церковь была закрыта в 1938 году,  вновь открыта 11 сентября 1943 года, священник Соболев Иван Александрович, псаломщик Бабин Никита Андреевич.

Село Остолопово, Вознесенская церковь каменная построена в 1860 году с тремя престолами: Вознесения Господня, святителя Модеста патриарха Иерусалимского, Рождества Пресвятой Богородицы,   священник Лобашев Иосиф Иванович, 1878 г.р., уроженец деревни Раменское Санкт-Петербургской губернии, проживал в селе Остолопово, арестован 6 марта 1938 года, расстрелян 23 марта 1938 года, церковь была закрыта. Вновь ее открыли  8 декабря 1943 года, священник Крылов Александр Михайлович.

Село Романовское ныне село Никола-Высока Весьегонского района, Преображенская церковь каменная построена в 1820 году с тремя престолами: Преображения Господня, святителя Николая и Архистратига Михаила.  Колачев Михаил Егорович, 1888 г.р., уроженец и житель деревни Игнатково Весьегонского уезда, псаломщик церкви арестован 15 февраля 1938 года, расстрелян 23 марта 1938 года, церковь закрыли. В настоящее время не действует.

На территории района во время Великой Отечественной войны также были открыты церкви:

село Федорково (ныне Никола-Реня), церковь Николая Чудотворца,  закрыта в 1938 году, была вновь открыта  в 1942 году, священник Покровский Иван Семенович. В настоящее время не действует.

 Село Титовское, Ильинская церковь была  закрыта в 1938 году, вновь открыта 2 декабря 1943 года, священник Пономарев Иван Сергеевич. Всего во время войны на территории района действовали 6 церквей.

Молоковский район.

Погост Белый, Воскресенская церковь, построена в 1813 году.  Церковь вновь была закрыта в 1938 году, вновь открыта в 1942 году, священник Соловьев Василий Антонович. В настоящее время не действует.

Село Введенье (погост Введенское Дымцево), Успенская церковь, построена в 1823 году. Последним священником служил Павловский Степан Федорович, 1873 г.р., уроженец деревни Крайницы Весьегонского уезда, арестован 11 декабря 1937 года, расстрелян 29 декабря 1937 года. С тех пор церковь закрыли, в настоящее время  не действует.

Село Деледино, церковь Спаса Всемилостивого, построена в 1821 году. Последним священником церкви служил Ивановский Аполлон Николаевич, 1880 г.р., уроженец села Юксовичи Санкт-Петербургской губернии, арестован 10 февраля 1938 года, расстрелян 15 февраля 1938 года.  С тех пор церковь закрыли, в настоящее время она не действует.

Лесоклинский погост, Троицкая церковь, построена в 1846 году. При советской власти была закрыта в 1938 году, вновь открыта в 1942 году, священник Вещезаров Иван Алексеевич. В настоящее время  не действует.

Село Новокотово (Котово), Вознесенская церковь каменная, построена в 1809 году с тремя престолами: Вознесения Господня, Рождества Иоанна Предтечи, Казанской Божьей Матери. Одним из последних священников служил Березин Павел Михайлович, уроженец и житель села Новокотово, расстрелян 7 октября 1937 года, церковь закрыли. Церковь Вознесения вновь была открыта в апреле 1942 года, священник Табунов Никита Александрович. Позднее она закрывалась, в настоящее время  действует.

Село Поречье, Троицкая церковь, одним из последних священников был Соколов Александр Николаевич, 1893 г.р., уроженец села Озерово Санкт-Петербургской губернии, арестован 27 июля 1937 года, расстрелян 29 августа 1937 года. Троицкая церковь вновь была открыта в 1942 году, священник Лещуков Дмитрий Ильич.

Село Слобода, Троицкая церковь построена в 1810 году, при советской власти была закрыта в 1938 году, вновь  открыта в 1942 году, священник Свенцицкий Тихон Корнеевич [149].

 В настоящее время не действует.

Село Троица (Троицкий погост), Троицкая церковь построена в 1802 году. Последним священником был Иустинов Николай Петрович, 1891 г.р., уроженец деревни Романцево Калязинского уезда, проживал в погосте Троица, арестован 3 октября 1937 года, расстрелян 7 октября 1937 года.

В годы Великой Отечественной войны на территории района были открыты и действовали 5 церквей.

Сонковский район.

Село Божонка, церковь Покрова Пресвятой Богородицы, построена в 1858 году. Последний священник Сергопольцев Николай Васильевич, 1891 г.р., уроженец села Раменье Кашинского уезда. Его судили за антисоветскую агитацию в 1930 году, затем арестовали 29 мая 1932 года, 16 августа того же года приговорили к 3 годам исправительно-трудовых лагерей. Его жену домохозяйку Анну Ивановну, 1895 г.р., а также церковного старосту, Ананьеву  Дарью Ананьевну, жительницу деревни Макаровской,  в тот же день приговорили к 3 годам лагерей условно каждую. С тех пор церковь закрыли, в настоящее время она не действует.

Село Карело-Кошево, Сретенская церковь. Построена в 1816 году каменная с тремя престолами: Сретения Господня, святых благоверных князей Бориса и Глеба, Введения во храм Пресвятой Богородицы. В настоящее время не действует.

Последний священник Алексей Александрович Александров, 1892 года рождения, уроженец города Санкт-Петербурга, арестован 19 декабря 1937 года по обвинению в антисоветской агита­ции. Тройкой НКВД по Калининской области 27 декабря 1937 года приговорен к десяти годам лагерей.

Село Поводнево, церковь Воздвиженья была построена в 1827 году. В годы советской власти закрывалась в 1938 году, вновь была открыта 10 декабря 1943 года, священник Тальянцев Александр Яковлевич. В настоящее время действует.

Все арестованные, сосланные и невинно убитые без суда и следствия священники и церковные служащие в 1989 году были полностью реабилитированы [150].

Из  церквей, упомянутых в делах архива Николаевского Антониева монастыря,  в 2015 году  действовали лишь 7  церквей.

 

 

Заключение

 

В ХVΙΙ веке русские и карелы подняли из пепла и возродили деревни в центре России. Они зажили полноценной жизнью спустя 100 лет после «Бежецкого погрома» и полвека после нашествия поляков. Большую роль в этом играли как сами крестьяне, так и богатые люди. Фамилии крестьян в документах встречаются нечасто, о богатых и знаменитых память сохранилась лучше.

После свершения Октябрьской революции 1917 года началась административно-территориальная чехарда. Весьегонский уезд, существовавший в неизменном виде с 1796 по 1918 годы, был снова поделен на два, в начале 1918 года был вновь образован Краснохолмский уезд.  Постановлением ВЦИК от 15 апреля 1921 года Весьегонский уезд, в составе 15 волостей, и Краснохолмский уезд, в составе 12 волостей, были переведены в Рыбинскую губернию, а декретом от 15 февраля 1923 года они вновь возвращены в Тверскую губернию.

Постановлением ВЦИК от 3 марта 1924 года Краснохолмский уезд, просуществовавший менее 6 лет, был вновь ликвидирован. Мартыновскую волость перевели обратно Весьегонскому уезду, остальные 11 волостей – Бежецкому уезду. Была образована Краснохолмская волость с центром в городе Красный Холм, к ней относились 11 сельсоветов.

Так продолжалось до начала 1929 года, когда были образованы районы, в том числе: Весьегонский, Краснохолмский, Лесной, Молоковский и Сандовский на территории Весьегонского уезда и северной части Бежецкого уезда.

    Прошло 400 лет после возвращения на эти земли русского населения и переселения карел, и все эти деревни снова в упадке, многие обезлюдели. Из известных нам сел и деревень до настоящего времени сохранились все пять деревень в Краснохолмском районе: Костычево, Коробово, Мокравицы, Нави и Путилово, переданные монастырю в 1494 году. Если в Путилове в 1738 году жили не менее 400 человек, к 2008 году осталось 36 человек.

Из 5 деревень, переданных монастырю в 1500 году, осталось одно село Сандово (ныне Старое Сандово).

Из 28 сел и деревень, переданных во владения монастырю в 1518 году, к 2015 году сохранилась все, они в Краснохолмском районе: Анисимово, Бортницы, Григорово, Дор, Мокрени, Муравьево, Полежаево (Полежаиха), Раменье, Рычманово, Черная, Ям и село Спас на Холму (ныне город Красный Холм – А.Г.) и другие. Но если, например, в деревне Григорово в 1738 году было 53 ревизских души, без учета женщин и детей, или около 180 человек, то к 2008 году осталось 18 человек. За редким исключением, численность населения в сохранившихся деревнях уменьшилась в 10 – 12 раз.

Из 16 сел и деревень, переданных монастырю в 1564 году, до настоящего времени сохранились 5, в том числе: в Весьегонском районе – Гора, Кишкино, Косодавль и Федорково, в Краснохолмском – Михалиха. К примеру, в селе Федорково в 1738 году жили около 200 человек, то к 2008 году осталось 12 человек.

Как видно по географии расположения сел и деревень далеко не полного списка, владения Николаевского Антониева монастыря простирались на обширной территории, на 65 верст в сторону Весьегонска, и 15 верст – в противоположную сторону.

В ХХ веке резко сократилось число весьегонских карел, проживающих в Весьегонском, Краснохолмском, Лесном, Молоковском, Сандовском и Сонковском районах. Если в 1926 году их насчитывалось 32887 человек, то в 1989 году – 1120 человек, а в 2002 году – всего 328 карел.

    Что касается моей малой родины, то к 2015 году не стало карельских деревень бывшей дворцовой Карело-Кошевской волости: Акинихи, Горбовца, Калинихи, Поцепа, Петряйцева, Терехова и Шейна.

    В оставшихся деревнях Байки, Гремячиха, Душково, Муравьево, Климантино и селе Карело-Кошево тогда проживали от 2 до 10 человек. Лишь на бывшей центральной усадьбе колхоза «Знамя Ильича» деревне Бережки было около 200 жителей.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 1106; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.097 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь