Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Монастырские дела о наказаниях крестьян и священников
Архимандрит Николаевского Антониева монастыря вместе с братией сами решали вопросы наказания розгами крестьян за их провинности, прежде всего за неуплату недоимков. Они вели ежегодные книги, в которых записывали, кого из крестьян били розгами и за что. Например, в книге для записи о наказании плетьми крестьян разных селений монастыря за период с 30 января 1747 года по 18 ноября 1748 года указано 32 случая нещадного наказания плетьми крестьян монахами за разные провинности: кражи, драки, проезд по монастырским полям, оскорбления попов и другие. Староста села Федорково Петр Савельев был нещадно бит плетьми 13 мая 1747 года за то, что он, без ведома настоятеля монастыря, вскрыл Спасоренскую пустынь и в ней крестили Семена Артемьева. Плотник монастыря Пахомов Иван был наказан плетьми нещадно 24 мая 1747 года за то, что без ведома настоятеля пил пиво, и чтобы впредь ему было неповадно. Монахи наказали плетьми дворника села Красное Ермолая Васильева, его сына Архипа и двух крестьян за похищение хлеба из амбара монастыря. В «бичевой» книге для записи телесных наказаний монастырских крестьян за период с 4 января по 22 ноября 1753 года указаны 44 случая нещадного избиения плетьми крестьян монахами. К примеру, 4 марта был нещадно наказан плетьми крестьянин деревни Пронино Никита Прокофьев за замахивание топором на крестьянина той же деревни Захара Игнатьева. 30 марта были наказаны плетьми крестьяне села Сандово Михаил Павлов и Иван Григорьев за драку, которую они учинили в деревне Раменье с Семеном Харитоновым. И его тоже наказали плетьми, чтобы впредь неповадно было. 4 сентября 1753 года были наказаны плетьми крестьяне деревни Григорово Федор Петров, Галактион Андреев и Архип Данилов за шатание ночным временем пьяными по деревне. Примеру служителей монастыря следовали местные попы, которые тоже били крестьян розгами. Так, 11 августа 1752 года архимандрит с братией рассмотрели дело о самоуправстве священника села Спас на Холму Василия Михайлова, который сам устраивал суды над крестьянами и бил их плетками [128]. Сами монахи монастыря и попы сельских церквей, находившихся во владении монастыря, были не безгрешны, они прелюбодействовали, воровали и дрались. Но если крестьян чаще всего наказывали, нещадно избивая палками и розгами, то на священнослужителей налагали епитимью. Их переводили на строгий пост, иногда сажали на хлеб и воду, они усердно замаливали свои прегрешения поклонами и молитвами. Другим видом их наказания были черные работы в монастыре, на скотном дворе, конюшне или в поле. 6 октября 1704 года новгородский митрополит в своей грамоте требовал от архимандрита Иосифа провести дознание по факту прижития младенца матерью дьячка погоста Максимовского Еленой Григорьевой с иеромонахом монастыря Матвеем. Подобная челобитная поступила в монастырь от дьячка села Рычманово Моисея Григорьева на монастырского пономаря Терентия Федорова о прижитии им «блудного» младенца с девицей Евдокией Васильевой. Староста карельской Прилуцкой волости Евдоким Максимов вместе с мирскими людьми 1 февраля 1709 года жаловался архимандриту монастыря Иосифу на попа Никольской церкви Тимофея Киприянова и его сына в укрытии ими собранных мирских денег и избиении крестьян. Крестьяне волости собрали на строительство деревянной Никольской церкви в селе Прилуки 7 рублей денег. Когда они стали требовать у попа, чтобы деньги пошли на стройку, он с сыном избил несколько крестьян. В Никольской церкви села Прилуки попами служили: с 1709 по 1748 год – Тимофей Киприянов, с 1748 по 1770 годы – Василий Иванов, с 1770 по 1780 год служил его сын Игнатий Васильевич Иванов. Поп села Золотково Бежецкого уезда Евдоким Иванов сожительствовал со своей работницей Ульяной Полуектовой и похитил из церкви с образов денег 7 рублей 50 копеек, золотники, жемчуг и другие ценности. В апреле 1725 года с попа Ивана Раменова было взыскано 2 рубля 40 копеек за то, что он печатал листы и раскольниках [129]. В то же время они пытались за это самое судить своих монастырских крестьян. Крестьянин деревни Каменка карел Дмитрий Иванов писал Новгородскому архимандриту Феодосию доношение с просьбой защитить его от обвинения в связи с беспризорной карельской девицей Марией Ивановой [130]. Эта карельская деревня Каменка позднее вошла в Делединскую волость, к 1873 году там проживали 112 карел и 10 русских жителей. В 1723 году Новгородский архимандрит Феодосий направил в Антониев монастырь «в братство» монаха Александро-Свирского монастыря Дорофея за самовольную отлучку из своего монастыря в Петербург [131]. Многих священников местных церквей переводили в Антониев монастырь на разные монастырские работы за пьянство, драки, прелюбодеяния, воровство и «другие вины». Священник села Кесово Герасим Прокопьев и дьякон Иосиф Иванов были направлены в монастырь за непроведение священнослужения в высокоторжественные дни. Священник села Глазово Андрей Яковлев и пономарь Павел Вавилин направлены в монастырь «за их вины», без уточнения проступков. Священник села Байково Осип Артемьев направлен «в монастырские труды» в Антониев монастырь за женитьбу своего несовершеннолетнего сына Ивана. Туда же направили священника Бежецка Ивана Степанова и дьячка села Горки Дмитрия Варфоломеева за упорство к послушанию. В монастырь был выслан дьячков сын погоста Кошево Карельское Игнатий Васильев за избиение им священника [132]. За совершенные проступки в монастырь направлялись не только священники, но и помещики. 30 мая 1781 года из Тверского наместнического правления в Николаевский Антониев монастырь был направлен краснохолмский помещик, отставной сержант Иван Кувшинов, для его строгого содержания там без выпуска из монастыря. Он находился в монастыре на церковном покаянии по 23 февраля 1782 года, после чего был возвращен в Тверскую духовную консисторию [133].
Полный список церквей монастыря за 1798 год Став императором, Павел Ι следовал примеру своей матери, раздавая земли с крестьянами своим приближенным. В день своей коронации он раздал 105 вельможам более 80 тысяч крестьян. По его указу в 1797 году Дворцовый приказ был переименован в Удельное ведомство, все дворцовые крестьяне стали называться удельными крестьянами. Со вступлением его на престол было велено составить полную картину о монастырях и церквах, действовавших в то время в государстве. Тем более, что он перекроил территории некоторых уездов, в том числе объединил Весьегонский уезд с Краснохолмским в 1796 году. В связи с этим монахи Николаевского Антониева монастыря в 1798 году составили полный список церквей, находящихся в его ведении. Священники, пономари и дьячки приглашались в монастырь и там, под страхом наказания денежным штрафом, говорили сведения о своих церквах их прихожанах и наличия пашенной земли. Монахи записывали сведения с их слов, священники и другие служители церкви заверяли эти сведения своими подписями. 1. Село Старо-Козьмодемьяновское (ныне деревня Чернецкое Весьегонского района – А.Г.), старопостроенная церковь Покрова Пресвятой Богородицы, передана от Симонова монастыря. Священники Андрей Симонов и Антоний Григорьев сказали, что в приходе 150 бобыльских и 100 крестьянских дворов, церковь имела пашенной земли в поле 6 четвертей (1,62 га – А.Г.). 2. Село Суково, церковь (название не указано) построена в 1704 году, ранее принадлежала Симонову монастырю. Священник Афанасий Семенов сказал, что в приходе 55 крестьянских дворов, церковной пашенной земли 5 четвертей (одна четверть 0,27 га – А.Г.). 3. Приселок Полтнево, церковь Воздвижения построена в 1738 году, ранее принадлежала Симонову монастырю. Священник Семен Ермолаев сказал, что церковной земли 4 четверти. 4. Село Любегощи, церковь Живоначальной Троицы, построена в 1708 году. Священник Алексей Борисов сказал, что в приходе 120 крестьянских дворов, церковной пашенной земли 20 четвертей в поле, сенных покосов на 15 копен. 5. Село Пупцово, церковь Григория Богослова, построена в 1760 году. Священник Яков Федоров сказал, в приходе помещичьих 2 двора и 28 крестьянских дворов, церковной пашенной земли 2 четверти в поле, есть сенные лесные покосы. 6. Село Залужанье, церковь Воскресения Христова, построена в 1666 году. Священник Никита Парамонов сказал, в приходе крестьянских и бобыльских дворов 98, помещичьих 4 двора, церковной пашенной земли 5 четвертей в поле, сенных покосов на 15 копен. 7. Село Дымцево, старопоставленная церковь Введения Пречистой Богородицы. Священник Симеон Феодоров сказал, что крестьянских дворов в приходе 111, помещичьих 2 двора. Площадь церковной земли и покосов не указана. 8. Село Прудово, церковь Покрова Пресвятой Богородицы, построена и освящена 26 января 1692 года. Священник Петр Дмитриев сказал, что помещичьих дворов два, крестьянских дворов вотчины бригадира Андрея Тимофеевича Тютчева 35, вотчины Ивана Андреевича Бешенцева – 7 дворов. Вотчины майора Никифора и его брата капитана Ивана Ивановича Савелова – 12 дворов. Церковь владеет 5 четвертями пашенной земли, принадлежащей бригадиру Тютчеву, сенными угодьями на 15 копен и лесными угодьями. 9. Погост Башарово, церковь Покрова Пресвятой Богородицы, построена в 1693 году. Священник Стефан Александров сказал, что в приходе один помещичий двор, 100 крестьянских дворов, помещичьих 9 дворов, карельских дворцовых Мышкинской волости (центр волости село Мышкино находилось в 2-х километрах от села Деледино ныне Молоковского района – А.Г.) 37 дворов. Церковной пашенной земли 6 четвертей, сенных покосов в полях на 10 копен, лесных покосов церковь не имеет. 10. Приселок Василево, церковь Живоначальной Троицы, построена в 1600 году. Священник Петр Карпов сказал, что в приходе 80 крестьянских и бобыльских дворов, карельских дворцовых Мышкинской волости 30 дворов. Церковной пашенной земли 4 четверти в поле, сенных покосов в поле на 10 копен, лесных покосов церковь не имеет. 11. Село Богородское, церковь Казанской Пресвятой богородицы, построена в 1659 году. Священник Корнил Коноплев сказал, что в приходе помещичьих 3 двора, крестьянских и бобыльских 11 дворов, церковной пашенной земли одна четверть, сенных покосов в поле и лесных угодий церковь не имеет. 12. Село Шаблыкино, церковь Николая Чудотворца, построена в 1720 году, освящена в 1721 году. Священник Трофим Яковлев сказал, что крестьянских дворов 80, карельских дворцовых Мышкинской волости 20 дворов. Генерал-майор князь Василий Елисеев владеет 23 дворами. Церковной пашенной земли 5 четвертей в поле, покосов в поле 45 копен, лесных угодий церковь не имеет. 13. Село Баскаки, церковь Николая Чудотворца построена в 1733 году (ранее до 1764 года было вотчиной Троицы Сергиева монастыря – А.Г.). Священник Иван Иосифов сказал, что в приходе крестьянских дворов 100, карельских дворцовых Борисоглебской волости 120 дворов, церковной пахотной земли 4 четверти, сенных покосов на 30 копен. 14. Село Тушитово, церковь Покрова Пресвятой Богородицы, построена в 1739 году. Священник Борис Лутовинов сказал, в приходе крестьянских дворов помещика Якова Андреевича Маслова 8, церковной пашни 2 четверти, покосов на 10 копен. 15. Село Курганы, старопостроенная церковь Покрова Пресвятой богородицы. Священник Антиох Васильев сказал, что в приходе помещичьих 5 дворов, крестьянских 75 дворов, церковной пашенной земли 5 четвертей, сенных покосов на пустошах 45 копен. 16. Село Большое Поречье, церковь Воскресения Христова, построена в 1699 году. Священник Яков Григорьев сказал, что в приходе помещичьих 7 дворов, крестьянских 220 дворов, церковной пашни 4 четверти, сенных покосов на 10 копен. 17. Село Юрьево (ныне Сандовского района – А.Г.), церковь Николая Чудотворца, построена в 1709 году, освящена в 1710 году. Священник Алексей Иванов сказал, что крестьянских дворов генерал-майора Марка Ивановича Рыкачева 10, майора Богдана Ивановича Рыкачева 17, Василия Ивановича Рыкачева – 20 дворов. У церкви пашенной земли нет, сенных покосов на 5 копен. 18. Село Пылево, церковь Знамения Пресвятой Богородицы, построена и освящена в 1664 году. Священник Иван Гаврилов сказал, что в приходе помещичьих 4 двора, крестьянских и бобыльских 25 дворов. Церковной пашенной земли 6 четвертей, сенных покосов на 15 копен. 19. Село Лошицы, церковь Покрова Пресвятой Богородицы, построена в 1704 году. Священник Вукол Самойлов сказал, что в приходе помещичьих 3 двора, крестьянских и бобыльских 60, карельских дворцовых Борисоглебской волости 40 дворов. Церковной пашенной земли 3 четверти, сенных покосов на 10 копен. 20. Село Антоновское, церковь Николая Чудотворца, построена в 1713 году. Священник Яков Кононов сказал, что в приходе помещичьих 2 двора, крестьянских и бобыльских 40 дворов, церковной пашенной земли 4 четверти, сенных покосов на 10 копен. 21. Село Кесьма, Троицкая церковь построена в 1693 году. Священник Иван Федоров сказал, что в приходе 2 помещичьих двора, крестьянских и бобыльских 208 дворов, пашенной церковной земли 12 четвертей, сенных покосов на 5 копен. 22. Село Расторопово, церковь Иоанна Предтечи построена в 1706 году. Священник Флор Антонов сказал, в приходе один помещичий двор, крестьянских и бобыльских 149 дворов, церковной пашенной земли 5 четвертей, сенных покосов на 10 копен. 23. Село Пнево, церковь Спаса Нерукотворного Образа, построена в 1673 году. Священник Ефим Алексеев сказал, среди прихожан 5 помещичьих дворов, крестьянских и бобыльских 50 дворов, церковной пашни 5 четвертей, покосов на 3 копны. 24. Село Дымцево, церковь Воскресения Христова построена в 1700 году. Пономарь церкви Филипп Никитин сказал, что священником служит Федор Алексеев, который в 1762 году был пострижен в монахи Антониева монастыря. В приходе один помещичий двор, крестьянских и бобыльских 29 дворов, пашенной земли церковь имеет 6 четвертей, сенного покоса одна копна. 25. Погост Мицыно, церковь Пророка Ильи построена в 1600 году. Священник Михаил Иванов сказал, что среди прихожан крестьянских и бобыльских дворов 290, помещичьих 6, карельских дворцовых Мышкинской волости 28 дворов. Церковной пашенной земли в трех полях 10 четвертей, сенных покосов на 40 копен. 26. Село Михайлово, церковь Введения Пресвятой Богородицы, построена и освящена в 1762 году. Священник Илья Евдокимов сказал, что в приходе один помещичий двор, крестьянских и бобыльских 28 дворов, у церкви пашенной земли 4 четверти, сенного покосу на 2 копны. 27. Погост Бели, церковь Воскресения Христова, священник Кондратий Степанов сказал, что помещичьих 3 двора, крестьянских и бобыльских 115 дворов, пашенной земли у церкви 3 четверти, сенных покосов на 2 копны. 28. Погост Троицы, Троицкая церковь построена в 1680 году. Священник Михаил Васильев сказал, что в приходе один помещичий двор, крестьянских и бобыльских 130 дворов, земли церковной 6 четвертей, сенных покосов на 5 копен. 29. Покровского Чамеровского погоста, церковь Покрова Пресвятой Богородицы построена в 1737 году. Священник Иван Иванов сказал, что прихожан карельской дворцовой Чамеровской волости крестьянских и бобыльских дворов 120, пашенной церковной земли 5 четвертей, сенного покоса на 5 копен. 30. Село Котово, церковь Зачатия Иоанна Предтечи, построена в 1696 году. Священник Прокопий Иванов сказал, что в приходе один помещичий двор, крестьянских и бобыльских 219 дворов, церковной пашенной земли 10 четвертей, сенных покосов на 5 копен. 31. Погост Дубровки Ясеницкого стана Новгородского уезда, новопоставленная церковь Николая Чудотворца. Священник Кондратий Васильев сказал, что старая церковь была построена в 1694 году, помещичьих дворов в приходе 6, крестьянских и бобыльских 104 двора, церковь имеет пашенной земли 8 четвертей, сенного покоса на 8 копен. 32. Село Карамышево, церковь Николая Чудотворца построена в 1689 году, освящена в 1691 году. Священник Леон Давыдов сказал, что в селе приходный двор вотчины помещика Валентина Платоновича Мусина-Пушкина с 80 крестьянскими дворами. Церковной пашенной земли 2 четверти, сенных покосов на 40 копен. 33. Погост Орли, церковь Николая Чудотворца построена в 1721 году. Дьяк Григорий Данилов сказал, что в селе двор майорши вдовы Стефаниды Васильевны Бушуевой, крестьянских дворов 19, церковной пашенной земли 10 четвертей, покосов на 15 копен. 34. Село Титовское, церковь Рождества Христова, построена в 1715 году. Священник Матвей Григорьев сказал, что в приходе один помещичий двор и 175 крестьянских дворов, церковной пашенной земли 4 четверти, покосов на пустошах 100 копен. 35. Село Телятово. церковь Живоначальной Троицы, построена и освящена 29 апреля 1761 года. Священник Александр Алексеев сказал, что в приходе 3 помещичьих двора, крестьянских дворов 38, карельских дворцовых Борисоглебской волости 5 дворов. Церковной пашенной земли 5 четвертей, сенных покосов на 5 копен. 36. Село Чижово, церковь Николая Чудотворца, построена и освящена в 1740 году, перешла от Симонова монастыря. Священник Иван Кириллов сказал, что крестьянских дворов 130, церковной пашенной земли 2 четверти, покосов на 5 копен. 37. Село Сушигорицы, церковь Знамения Пресвятой Богородицы, построена и освящена в 1726 году. Священник Алексей Иванов сказал, что в селе один посад приходных дворов помещика Валентина Платоновича Мусина-Пушкина, крестьянских дворов 110, церковной пашенной земли 4 четверти, сенного покосу на 12 копен. 38. Село Чисти, церковь Архистратига Михаила, построена и освящена в 1666 году. Дьячок Александр Чистяков сказал, что в приходе помещичьих дворов 2, крестьянских 30 дворов, церковной пашенной земли одна четверть, сенного покосу на 5 копен. 39. Село Городок (погост Орлов Городок – А.Г.), церковь Тихвинской Пресвятой Богородицы, построена в 1692 году, освящена в 1693 году. Священник Игнатий Яковлев сказал, что в приходе один помещичий двор, крестьянских 55 дворов, церковной пашенной земли 4 четверти, сенных покосов церковь не имеет. 40. Село Молоково, церковь Живоначальной Троицы, построена в 1742 году, освящена в 1743 году. Священник Александр Карпов сказал, что в приходе крестьянских и бобыльских 180 дворов, церковной пашенной земли 4 четверти, сенных покосов в поле на 10 копен, лесных покосов церковь не имеет. 41. Село Волховицы, церковь Иоанна Предтечи, построена в 1696 году. Священник Иван Петров сказал, что в приходе крестьянских 20 дворов и один приходный двор Антониева монастыря, церковной пашенной земли 5 четвертей, сенных покосов на 2 копны. 42. Село Пожарье, церковь Животворящего Креста, построена в 1711 году. Священник Авраам Савинов сказал, что приходных наличных дворов 25, крестьянских и бобыльских 137 дворов, церковной пашенной земли 7 четвертей, сенных покосов на 15 копен. 43. Село Черемиси. церковь Святого Георгия Победоносца, построена в 1725 году, освящена в 1726 году. Священник Парамон Лукин сказал, что в приходе один помещичий двор, крестьянских и бобыльских 50 дворов, церковной пашенной земли 3 четверти, сенных покосов на 5 копен. 44. Село Егна, церковь Воскресения Христова, построена в 1717 году, перешла от Симонова монастыря. Священник Родион Борисов сказал, что крестьянских и бобыльских 70 дворов, церковной пашенной земли 5 четвертей, сенных покосов на 50 копен. 45. Погост Рычманово, церковь Козьмы и Домиана, построена в 1781 году. Священник Семен Константинов сказал, что в приходе 2 помещичьих двора, крестьянских и бобыльских 8 дворов, да вотчинных Антониева монастыря 2 двора. Церковной пашенной земли 3 четверти в поле, да 5 четвертей в пустоши, сенных покосов на 50 копен. 46. Село Старое, церковь Рождества Пресвятой Богородицы, построена и освящена в 1722 году. Священник Михаил Иванов сказал, что в приходе один помещичий двор, крестьянских и бобыльских 29 дворов, церковной пашенной земли одна четверть, покосов на 3 копны. 47. Погост Ргени, церковь Святого Великомученика Дмитрия, построена в 1747 году. Священник Алексей Кириллов сказал, что в приходе 2 помещичьих двора, церковной пашенной земли 4 четверти, сенных покосов на 20 копен. 48. Село Малое Поречье, церковь Преподобного Великомученика Домиана, построена в 1754 году, освящена в 1762 году. Священник Козьма Никитин сказал, что в приходе двор майора Федора Матвеевича Яковлева, его крестьянских и бобыльских 26 дворов. Вотчины помещика Семена Ивановича Рыкачева крестьянских 18 дворов. Церковной пашенной земли 3 четверти, сенных покосов на 3 копны. 49. Лесоклинский погост, церковь Николая Чудотворца, построена в 1670 году. Священник Илларион Федоров сказал, что в приходе один помещичий двор, крестьянских и бобыльских 243 двора, вотчины Антониева монастыря 16 дворов. Церковной пахотной земли 2 четверти, сенных покосов на 5 копен. 50. Село Орефино, церковь Спаса Нерукотворного, построена в 1688 году, освящена в 1698 году. Дьячок Иван Тимофеев сказал, что в приходе один помещичий двор и один приходной двор. У него, дьячка церковной пашенной земли 4 четверти, сенных покосов на 10 копен. 51. Погост Соболины, церковь Покрова Пресвятой Богородицы, построена в 1701 году. Священник Артемий Григорьев сказал, что в приходе карельских дворцовых Сандовской волости 60 дворов, помещичьих 2 двора, крестьянских и бобыльских 100 дворов. Церковной пашенной земли 3 четверти, сенных покосов на 15 копен. 52. Село Гричево, церковь Покрова Пресвятой богородицы, построена в 1756 году, освящена в 1757 году. Священник Наум Семенов сказал, что в приходе помещичьих 2 двора, крестьянских и бобыльских 40 дворов. Церковной пашенной земли 6 четвертей, сенных покосов на 10 копен. 53. Погост Покрова Богородского Конца, церковь Покрова Пресвятой Богородицы, построена и освящена в 1786 году. Священник Иван Васильев сказал, что крестьянских дворов Троицы Сергиевой Лавры 25, помещичьих 5 дворов, крестьянских дворов Антониева монастыря 70. Церковной пашенной земли 3 четверти, сенных покосов на 5 копен. 54. Село Деледино, церковь Покрова Пресвятой Богородицы, построена в 1670 году. Священник Илларион Семенов сказал, что в приходе помещичьих дворов 3, крестьянских и бобыльских 215 дворов. Церковной пашенной земли 3 четверти, лесных покосов на 5 копен. 55. Село Лаптево, церковь Святого Василия Кесорецкого, построена в 1691 году. Священник Иван Дорофеев сказал, что в приходе крестьянских дворов Антониева монастыря 152, помещичий двор один, помещичьих крестьянских дворов 14. Церковной пахотной земли 3 четверти, сенных покосов на 30 копен. Таким образом, в 1798 году в ведении Николаевского Антониева монастыря находились 55 церквей. В этот список не вошли вышедшие из-под контроля монастыря церкви карельских дворцовых волостей, ранее бывшие в его введении: Карело-Кошевской, Прилуцкой и селе Сандово. В деревнях и селах монастырских погостов в 1798 году было 4,6 тысячи русских помещичьих крестьянских дворов. Если брать условно состав одной семьи в 6 человек, то русских крестьян было 27,6 тысячи человек. Ими владели 87 мелких помещиков, фамилии которых священники не называли. Из богатых владельцев сел и деревень приходов, находящихся в ведении Николаевского Антониева монастыря, были названы: 1. Бригадир помещик Андрей Тимофеевич Тютчев, владел частью села Прудово. 2. Помещик Иван Андреевич Бешенцев, владел частью села Прудово. 3. Помещики Никифор Иванович и Иван Иванович Суворовы, владели частью села Прудово. 4. Генерал-майор князь Василий Елисеев владел селом Шаблыкино. 5. Помещик Яков Андреевич Маслов владел селом Тушитово. 6. Помещики Марк Иванович Рыкачев с братьями владели селом Юрьево и частью села Малое Поречье. 7. Помещик Валентин Платонович Мусин-Пушкин владел селами Карамышево и Сушигорицы. 8. Майорша помещица Стефанида Васильевна Бушуева владела селом Орли. 9. Майор помещик Федор Матвеевич Яковлев владел частью села Малое Поречье. Дворов служителей церкви, в которых проживали священники, дьячки и пономари, было 170, им принадлежало во всех приходах 245 четвертей земли или 66,15 десятин (63,5 га – А.Г.). Монастырских крестьянских дворов в указанных селах и деревнях оставалось 291 или 1746 человек. В списках отдельно указаны карелы дворцовой Чамеровской волости – 120 дворов или 720 человек, и Кесемской дворцовой волости – 208 дворов или 1248 человек. В других селах и деревнях проживали 115 дворов или 690 карел Мышкинской волости, 165 дворов или 990 карел Борисоглебской волости и 60 дворов или 360 карел дворцовой Сандовской волости. Всего записано 388 карельских дворов или 2328 карел [134]. Позднее карельские деревни Мышкинской волости были отнесены к дворцовым Кесемской и Мартыновской волостям, часть их осталась за помещиками в созданных Делединской и Хабоцкой волостях. Карельские деревни Борисоглебской волости были переведены в дворцовые Кесемскую, Мартыновскую и Чамеровскую волости.
Полный список удельных карельских деревень Весьегонского уезда за 1859 год Карельские дворцовые волости, их в Тверской губернии после объединения других с русским волостями в 1838 году, их оставалось восемь, управлялись приказчиками. Среди весьегонских карел чисто карельскими осталось три волости: Кесемская, Мартыновская и Чамеровская. Дворцовую Сандовскую волость разделили на две, со смешанным русско-карельским населением. Из нее 18 деревень, в том числе Григорцево, Дымцево, Мякишево Большое, село Пятницкое, Станки и другие деревни отнесли к Залужской волости. Село Сандово (ныне Старое Сандово – А.Г) вместе с другими 19 карельскими деревнями отнесли к Арханской волости со смешанным населением. В волостях, где большинство населения было русским, осталось по несколько карельских деревень, в том числе: Чистинская волость – 4 деревни, Телятинская – 7, Делединская – 8, Хабоцкая – 2, Поповская – 3 карельских деревни. В карельских деревнях, как входивших в дворцовые волости, так и нет, было местное самоуправление. Дворцовые крестьяне платили натуральный или денежный оброк, а также поставляли царскому двору хлеб, мясо, яйца, рыбу, мед и другие продукты. Они на своих подводах привозили ко двору продукты, дрова, смолу, деготь, скипидар. В ХVΙΙΙ веке натуральные поставки царскому двору постепенно стали заменять денежным подушным оброком. В 1797 году по реформе императора Павла Ι Дворцовый приказ был преобразован в Удельное ведомство, ведавшее доходами царского двора. С тех пор дворцовые крестьяне стали называться удельными, а дворцовые деревни – удельными деревнями. Вместо приказчиков в удельных карельских волостях появились управители. Натуральный оброк царскому двору постепенно заменили денежным оброком, который был установлен в 3 рубля с ревизской души. В ревизские души не входили женщины и дети, входил хозяин дома и взрослые сыновья. В 1808 году удельным крестьянам предоставили право расширять свои наделы за счет казенных земель, в том числе, поросших лесами. В 1811 году оброк был повышен на один рубль, в 1823 году – еще на один рубль. К средине ХΙХ века для весьегонских карел составлял 6 рублей серебром с каждого человека. Все равно повинности удельных крестьян были значительно легче, чем у помещичьих крестьян. Число удельных и помещичьих карельских деревень Волости удельные помещичьи Кашинский уезд Литвиновская 6 - Лавровская 3 -
Бежецкий уезд Бокаревская 13 - Могочская 2 - Яковлевская 1 - Алешковская - 8
Весьегонский уезд Чистинская 4 - Топалковская 13 - Лопатинская 13 - Лукинская 2 - Щербовская 7 - Залужская - 18 Арханская 19 - Кесемская 15 25 Телятинская 7 - Чамеровская 38 - Мартыновская 30 - Делединская 8 - Антоновская 1 - Хабоцкая 2 - Поповская 3 - Всего в Весьегонском уезде: удельных карельских деревень – 162 или 79%, помещичьих карельских деревень – 43.
Деревни дворов муж. пол жен. пол всего жит. 1. Овинищи 21 63 79 142 2. Иван-Гора 30 65 80 145 3. Тучево 35 107 113 220 4. Чернава 32 86 81 167 5. Чепурка 15 41 41 82 6. Селезнево 12 34 29 63 7. Тарачево 21 55 55 110 8. Мартыниха 9 21 22 43 9. Найденка 13 35 35 70 10. Лушниково 17 31 49 80 11. Борихино 25 53 70 123 12. Телепугово 30 77 107 184 13. Малое Коровино 9 30 18 48 14. Данилково 9 22 35 57 15. Остолоповский Холм 10 27 33 60 16. Миньково 19 53 59 112 17. Остолопово 20 41 51 92 18. Лобазниково 14 35 36 71 19. Сапеловка 6 15 24 39 20. Противье 10 36 39 75 21. Лесной Холм 10 39 34 73 22. Шелгирово 23 58 64 122 23. Кошкино 8 14 30 44 24. Перха 21 42 42 84 25. Лакутино 6 12 13 25 26. Мартыновская Поповка 16 38 48 86 27. Новоселка 22 42 51 93 28. Раменье 13 31 30 61 29. Новое Коровкино 26 72 68 140 30. Петряево 44 116 110 226 31. Голенищево 25 50 65 115 32. Покрышкино 18 43 56 99 33. Высокое 18 45 59 104 34. Черницыно 23 54 65 119 35. Алексейцево 11 36 35 71 36. Новинка 19 55 51 106 37. Хребтово 24 67 75 142 38. Рябинкино 21 57 72 129 39. Шеломово 17 43 41 84 40. Игнатково 19 56 64 120 41. Ивашково 14 37 44 81 42. Головково 14 43 46 89 43. Матюшкино 23 48 68 116 44. Жигариха 16 28 31 59 45. Столбищи 33 78 85 163 46. Селиваново 15 57 56 113 47. Талашманка 23 53 85 138 48. Мосеевское 18 45 56 101 49. Еремейцево 21 61 73 134 50. Горбачево 13 37 44 81 51. Сычево 13 22 37 59 52. Труфаново 14 35 45 80 53. Каменка 12 36 40 76 54. Грязная Поповка 9 25 20 45 55. Комлево 15 33 44 77 56. Среднее Высокое 7 13 22 35 57. Хмельнево 14 44 48 92 58. Малая Поповка 6 21 19 40 59. Осорино 10 31 28 59 60. Дудино 18 53 47 100 61. Мышкино 26 51 66 117 62. Федово 12 22 37 59 63. Круглиха 11 39 39 77 64. Бельское 24 50 66 116 65. Лопатиха 20 59 49 108 66. Костиндор 10 31 34 65 67. Ермолкино 7 25 24 49 68. Малое Высокое 19 44 57 101 69. Ильинская 18 63 59 122 70. Романовское (Никола-Высока) 9 23 28 51 71. Паскино 11 31 36 67 72. Хахилево 31 69 80 149 73. Чамерово 57 175 199 374 74. Медведково 13 32 43 75 75. Чистая Дуброва 60 181 216 397 76. Почепово 21 57 56 113 77. Дюдиковская Поповка 17 45 45 90 78. Дюдиково 29 57 83 140 79. Огнешино 23 49 59 108 80. Беняково 22 49 67 116 81. Приворот 14 32 36 68 82. Чурилково 47 96 116 212 83. Савино 20 58 54 112 84. Ульяниха 40 98 105 203 85. Станино 8 25 23 48 86. Сажиха 27 69 73 142 87. Сиротка 13 31 32 63 88. Верхнее 34 101 108 209 89. Веснино 6 20 28 48 90. Ельцино 7 12 18 30 91. Клабуково 13 31 42 73 92. Каменка 19 57 72 129 93. Чернево 24 63 71 134 94. Бухрово 26 56 76 132 95. Ворихино 19 42 50 92 96. Копаево 22 59 44 103 97. Волосово 11 24 30 54 98. Бор 17 49 51 100 99. Чижово 16 36 36 72 100. Карповское 18 44 52 96 101. Холм 13 36 40 76 102. Толстиково 14 28 40 68 103. Кузнецкое 15 19 35 54 104. Садово 13 18 32 50 105. Безделье 22 38 51 89 106. Воробьиха 24 72 85 157 107. Загайна 20 70 63 133 108. Будокино 22 76 86 162 109. Житниково 9 26 36 62 110. Малечкино 16 48 54 102 111. Станки 15 28 48 76 112. Григорцево 9 28 37 65 113. Большое Никитино 44 125 160 285 114. Дремучево 16 52 58 110 115. Высокуша 10 29 38 67 116. Архангельское село (Арханское) 19 46 57 103 117. Игумково 10 28 32 60 118. Пальцево 10 28 35 63 119. Миселиха 10 36 47 83 120. Щетка 9 28 26 54 121. Медково 10 19 20 39 122. Найденка 4 12 18 30 123. Родиониха 10 26 25 51 124. Раменье 79 230 286 516 125. Тимхово 17 47 60 107 126. Топорово 12 32 43 75 127. Вичиха 10 22 28 50 128. Благовещенье 17 47 72 119 129. Остречиха 14 48 49 97 130. Паниха 11 33 40 73 131. Туково 18 57 69 126 132. Залужье 15 52 55 107 133. Горка 25 83 81 164 134. Лунево 12 39 44 83 135. Волховицы 43 167 306 473 136. Юрьево 22 67 134 201 137. Высочка 6 23 43 66 138. Микшеево 25 48 47 95 139. Батиха 31 126 226 352 140. Решетиха 22 54 111 165 141. Косячиха 28 75 100 175 142. Большой Бор 18 45 62 107 143. Бор Малый 5 12 17 29 За 25 лет с 1834 по 1859 годы число карел в Бежецком уезде увеличилось с 25491 человека до 35314 или на 9823 человека. В Весьегонском уезде за это время число карел уменьшилось с 22275 человек до 18101 или на 4174 человека. После отмены крепостного права за период с 1861 по 1872 годы удельными стали еще 19 деревень Весьегонского уезда, которые ранее были помещичьими, в том числе: 7 деревень Телятинской, 10 деревень Топалковской и 2 деревни Чистинской волостей. К 1873 году в Весьегонском уезде проживали 21764 карела, в Бежецком уезде – 33458 карел. Чисто карельских волостей в Весьегонском уезде было три: Кесемская, Мартыновская и Чамеровская. Из 25 карельских помещичьих деревень Кесемской волости 7 принадлежали помещику Виброву: Петелино, Попадьино, Софрониха, Терпигора, Чернягино, Чухарево и Якушино. Волостей со смешанным русско-карельским населением 7, в том числе: Топалковская – 13 карельских деревень, Лопатинская – 13 деревень, Щербовская – 7 деревень, Залужская – 18 деревень, Арханская – 19 деревень, Телятинская – 7 деревень и Делединская – 8 карельских деревень. По 2 – 4 карельских деревни были в Чистинской, Лукинской, Антоновской, Хабоцкой и Поповской волостях [135].
Церковные реформы в ХΙХ веке Вступив на престол, император Александр Ι на письмо одного сановника, желавшего заполучить от него имение, ответил: «Русские крестьяне большею частью принадлежат помещикам. Считаю излишним доказывать унижение и бедствие такого состояния, поэтому я дал обет не увеличивать число этих несчастных и принял за правило никому не давать в собственность крестьян». Со времен Александра Ι имения, населенные крестьянами, стали давать только в аренду. В собственность вельможей передавались ненаселенные крестьянами земли, но в обширных размерах. В 1812 году франзуские войска во главе с Наполеоном Бонапартом вторглись в Россию и заняли Москву. Дорогу от Смоленска на Петербург через Тверь, Торжок и другие города защищали полки под командованием генерал-адъютатнта Ф.Ф. Винценгероде. В сентябре 1812 года к нему с просьбой обратился Тверской гражданский губернатор Кологривов. Он писал, что крестьяне Никольской волости Волоколамского уезда Тверской губернии, воспользовавшись ситуацией, учинили грабежи в имениях помещиков. Они растащили хлеб, убили рогатый скот и лошадей, открыли винные погреба. Один священник взял себе библиотеку, но, не довольствуясь награбленным, свел с господского двора последнюю лошадь. Генерал Винценгераде направил на прекращение грабежей два полка солдат. В Николаевский Антониев Краснохолмский монастырь, как более безопасное от военных действий место, были отправлены на хранение церковные дела, документы, семинарская библиотека и церковное имущество из тверских городских церквей. Дьяконы и причетники привезли сюда 12 коробов и 26 мешков имущества из Вознесенской, Владимирской, Мироносецкой, Рождественской-Ямской и Христорождественской церквей города Твери. В октябре 1812 года поэт К.Н. Батюшков в письме из Нижнего Новгорода своему другу Н.И. Гнедичу писал, что на пути от Твери до Москвы он видел переселения целых губерний. Видел нищету, отчаяние, пожары, голод и все ужасы войны. Французы – варвары и вандалы, и этот народ извергов осмелился говорить о свободе, о философии, о человечности. Мы же до того были ослеплены, что подражали им, как обезьяны! Во время правления императора Александра Ι 6 декабря 1812 года в России было основано Библейское общество, целью которого было распространении Библии на национальных языках народов. Император сам записался в члены общества, внес единовременный взнос 25 тысяч рублей и платил ежегодные взносы по 10 тысяч рублей. Библейское общество существовало лишь за счет пожертвований, каждый год издавало новые переводы Библий на родных языках народов. Выполняя поручение Библейского общества, священники села Козлова Г.Е. Введенский и села Кава М.А. Золотинский перевели «Евангелие от Матфея» в 1817 году на язык тверских карел на кириллице. В декабре 1819 года Святейший Синод с разрешения царя Александра 1 обсудил этот перевод и наградил переводчиков. Григорий Введенский был удостоен высшего знака отличия для духовенства - скуфии. М.А. Золотинскому без назначения особого награждения объявлялось благословение Синода за понесенные им труды с обещанием, что Святейший Синод в последствии не оставит трудов его без должного внимания. После кончины Александра Ι в 1825 году Библейское общество было закрыто, каких-либо других реформаторских идей в отношении церквей и монастырей при нем не проводилось. При Николае Ι во время очередной ревизии 1836 года насчитали крепостных крестьян до 25 млн. ревизских душ, государственных крестьян было около 17 млн. душ. При нем отдельно были переписаны удельные крестьяне, принадлежавшие императорскому двору, таковых насчитали более 1 млн. человек, к ним относилось большинство тверских карел. В 1841 году изменилась форма управления церковью в епархиях, все административные и судебные функции в губерниях стала выполнять консистория под руководством епархиальных архиереев. Консистория назначала священников на церковные должности, проводила постриг в монахи, управляла всеми церквами и монастырями. Она рассматривала дела о проступках и преступлениях «против должности, сана и благонравия», жалобы на духовенство, тяжбы о пользовании церковным и монастырским имуществом. В отношении духовных лиц, совершивших проступки и преступления, консистория лишала сана и монашества, отрешала от должности и места службы, переводила за штат с лишением денежного содержания, применяла другие виды наказаний. Духовенство при Николае Ι жило за счет казенного жалованья, доходов с земельных наделов, которые не облагались налогами, и пожертвований. Одним из сложных и важных проблем государства и церкви при Николае Ι оставалось старообрядчество. В начале своего правления, в 1826 году, он разослал по губерниям грамоту, в которой предписывал не преследовать раскольников за совершение треб по их обрядам, а смотреть за тем, чтобы они не совращали мирян, священников и монахов в раскол. Император Николай Ι предпринял первые шаги по ограничению крепостного права крестьян. В 1747 году он издал указ о праве выкупа крестьянина вместе с землей в том случае, когда имение помещика продавалось в счет его долга. Указом от 3 марта 1848 года крестьянам было разрешено приобретать недвижимую собственность, но с согласия своего помещика. Этими указами император Николай Ι давал понять помещикам, что крестьяне не являются их такой же собственностью, как земля, дома, постройки и имения. Указы были изданы в тот период, когда две трети дворянских имений были должны казенным учреждениям [136]. Церковная реформа при Александре ΙΙ начались в 1863 году сразу же после отмены крепостного права. В основу реформы были положены идеи свободного выхода священников из духовного сословия, сокращение численности духовенства, а также реформирование духовных учебных заведений с пересмотром программ обучения. Целью пересмотра духовного образования являлось сближение его со светским образованием. Выпускников семинарий наряду со службой в церквах и монастырях готовили в качестве учителей церковно-приходских школ. Прекратилось преследование старообрядцев, в 1864 году был учрежден комитет по раскольническим делам. Старообрядцам дали возможность свободно отправлять свое богослужение и выезжать за границу. Юридическую силу стали иметь старообрядческие метрические записи крещений, венчаний и отпеваний. Старообрядцам было разрешено заниматься иконописью для своих церквей. Это позволило выявить правдивое число старообрядцев в государстве, которых при Николае Ι считали не более 2 млн. человек, а на деле оказалось около 8 млн. человек. В 1867 году было отменено введенное Екатериной ΙΙ деление епархий и монастырей на три класса, расширились права епархий и настоятелей монастырей. Архиереи получили право без санкции Синода строить церкви, давать разрешение на постриг в монашество, самостоятельно решать вопросы духовного образования в пределах своих епархий. Законом от 30 апреля 1871 года дети священников, в зависимости от положения их отцов, получали права дворян или почетных граждан. Все эти преобразования способствовали получению священниками и их детьми некоторых свобод и продвижения в светской жизни. Одновременно простой народ получил возможность обучения грамоте в церковно-приходских школах. Авторитет церкви стал возрастать при правлении императора Александра ΙΙΙ, когда в стране открывали около 250 церквей и до десятка монастырей ежегодно. При нем были восстановлены упраздненные в 1860-1870 годах церковные приходы и открыты новые. С начала 1880-х годов стали усиленно открываться церковно-приходские школы, во главе которых, а также учителями, были священники местных приходов. К 1900 году таких школ в государстве насчитывалось 42,6 тысячи, их число сравнялось с числом начальных школ Министерства народного образования. Церковно-приходские школы были с двухлетним и четырехлетним сроком обучения. В первом классе обучали молитвам, краткому катехизису, церковному пению, чтению, письму и четырем правилам арифметики. Во втором классе к этим предметам добавлялись история церкви и история государства. В 1890 году во все епархии было направлено предписание, чтобы в духовные семинарии не проникали неблагонадежные книги и журналы. Чтобы семинарское начальство не утаивало случаи распространения среди семинаристов крамольной литературы. Из всех семинарских библиотек были изъяты книги Н.А. Добролюбова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Л.Н. Толстого, Н.Г. Чернышевского и почти все светские журналы. Семинаристов и студентов духовных академий за чтение недозволенных книг сажали в карцер. Предпринимались попытки распространения православия среди народов России, исповедовавших ислам, иудаизм, буддизм, но они не имели успеха. Александр ΙΙΙ предоставил право старообрядцам занимать общественные должности, заниматься торговлей и мелким ремеслом, получать паспорта на общих основаниях. Они с разрешения Синода могли открывать свои молитвенные дома, но им запрещалось устраивать крестные ходы, распространять свое учение среди православного населения [137]. В 1894 году на императорский престол вступил последний русский монарх Николай ΙΙ. Время его правления совпало с началом новой смуты в России. К концу ХХ века в России насчитывалось около 50 тысяч приходских церквей, более одной тысячи монастырей, около 100 тысяч духовенства и 50 тысяч монахов.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 1336; Нарушение авторского права страницы