Разговоры относительно Господа без довода заблуждение.
Говорит имам Аль Барбахари: «И знай, да помилует тебя Аллах, то, что разговоры относительно Господа являются нововведением».
Комментарий:
Во-первых, когда слово «Ар-Рабб» (Господь) приходит с буквами Алиф Лам впереди, речь идет только о Всевышнем Аллахе. Нельзя ни про кого из творений говорить «Ар-Рабб» Господь. Когда приходит слово «Рабб» с Алиф Лам буквами впереди. А само слово «рабб», без Алиф Лям впереди может употребляться к творениям, как например «раббу байт» хозяин дома и т.п.
«Разговоры, относительно Господа, Всевышнего Аллаха являются нововведением». - Имеется в виду, если ты говоришь относительно Всевышнего Аллаха без доводов. Если ты говоришь о Всевышнем Аллахе на основе довода, то, что Он придет, то, что Он спускается на ближнее небо каждую треть ночи, то это не только не является нововедением, но является обязательным разъяснение этих вопросов. Разъяснение вопросов асма ва сыфат (имен а атрибутов Аллаха), или о том что Один Всевышний Аллах достоин поклонения и т.п. является обязательным, а иногда является желательным. Иногда некоторые подробности в вопросах основы в асма ва сыфат не стоит рассказывать простонародью, это отдельный вопросы, этот вопрос не будем затрагивать.
Имам Аль Барбахари приводит это, что бы разъяснить, например, заблуждение христиан началось с чего? В начале у христиан, которые были последователями Пророка Исы (мир ему) и они были мусульманами, их идеология была правильная, такая же как сейчас у ахлю сунна валь джамаа. Но после того, как они начали философствовать и приводить разные слова относительно Всевышнего Аллаха, на которые нет довода, они заблудились, это довело их до того, до чего их довело на сегодняшний день. Поэтому относительно Всевышнего Аллаха ни в коем случае нельзя говорить ни одного слова, ни даже буквы кроме, когда есть у тебя на это довод, потому, что эта буква в итоге вырастит в слово, слово вырастит в предложение, а предложение вырастит в идеологию. В итоге, может вырасти в заблуждение и нововведение, которое может вывести человека в конце концов из ислама.
Говорит имам Аль Барбахари: «И говорить от имени Всевышнего Аллаха без довода, является нововведением и заблуждением. И нельзя о Всевышнем Аллахе говорить кроме как тем, чем Он себя сам описал в Коране и только теми словами и выражениями, которыми разъяснял, кто такой Всевышний Аллах, Посланник Аллаха да благословит его Аллах и приветствует, своим сподвижникам. И Он Всевышний Аллах – один и нет ничего подобного Ему и Он Слышащий, Видящий».
Комментарий:
Это важный блок, касающийся идеологии, что нельзя произносить фраз и выражений, кроме как эти фразы и выражения будут из Корана и Сунны, то есть в шариатских контекстах. Поэтому если ты разговариваешь с человеком, и он говорит тебе вещи, на которые нет у него довода от Всевышнего Аллаха, то ты должен заставить его прекратить этот разговор, особенно если он относит себя к какому либо из течений. Например: матурутдия, ашария и т.п.
[Примечание редактора стенограммы]:
Всевышний Аллах говорит: «Не следуй тому, чего ты не знаешь. Воистину, слух, зрение и сердце – все они будут призваны к ответу. Не ступай по земле горделиво, ведь ты не пробуришь землю и не достигнешь гор высотой!» (Аль-Исра, 36, 37).
Говорит шейх Мухаммад Ибн Салих аль-‘Усаймин: «Для людей является обязательным бояться Всевышнего Аллаха, не говорить, кроме как на основании знания и знать о том, что одному лишь Аллаху принадлежит создание и повеление. Нет создателя кроме одного Аллаха, нет управляющего созданием, кроме одного Аллаха и нет шари’ата для людей, за исключением шари’ата Аллаха! Он Тот, Который вменяет в обязанность и запрещает что-либо. Он Тот, Который делает желательным и дозволенным что-либо».
Источник: «Китаб аль-‘Ильм».
Всевышний Аллах порицал тех, которые дозволяют и запрещают на основании своих страстей. Всевышний сказал: «Не изрекайте своими устами ложь, утверждая, что это – дозволено, а то – запретно, возводя навет на Аллаха. Воистину, не преуспеют те, которые возводят ложь на Аллаха. Недолго им пользоваться благами, ведь им уготованы мучительные страдания» (Ан-Нахль, 116 -117).
Говорит шейх Мухаммад Ибн Салих аль-‘Усаймин: «Поистине, одним из величайших преступлений является то, когда человек говорит о какой-либо вещи, что она является дозволенной, тогда как он не знает постановление Аллаха по этому вопросу. Или (наоборот) говорит, что эта вещь является запретной, тогда как он не знает постановление Аллаха относительно этой вещи. Или говорит о каком-либо деле, что это является не обязательным, тогда как он не знает о том, что Аллах вменил его в обязанность. Или (наоборот) говорит, что это является обязательным, тогда как он не знает, что Аллах не вменил его в обязанность. Поистине, а ведь это является преступлением и плохой воспитанностью (адаб) по отношению к Всемогущему и Великому Аллаху. Как ты (сам) знаешь, о раб Аллаха, что постановление принадлежит одному лишь Аллаху, но, тем не менее, ты опережаешь Его, говоря о Его религии и шари’ате то, что не знаешь!». Источник: «Китаб аль-‘Ильм».
Всевышний Аллах связал наговаривание на Аллаха без знания с многобожием, сказав: «Скажи (о Мухаммад): «Мой господь запретил совершать мерзкие поступки, как явные, так и скрытые, совершать грехи, бесчинствовать без всякого права, приобщать к Аллаху сотоварищей, в пользу чего Он не ниспослал никакого доказательства, и наговаривать на Аллаха то, чего вы не знаете» (аль-Араф,33).
Имам Ибн аль-Къайим сказал: “Аллах, хвала Ему Всевышнему, запретил ссылаться на Него при вынесении фатуа и судебных решений, не имея на то знания, отнеся подобный поступок не только к одному из величайших запретных деяний, но и возведя его в разряд самых тяжких. Всевышний Аллах сказал: «Скажи: “Мой Господь запретил совершать мерзости, как явные, так и скрытые; и все греховное; и притеснение без права; и приобщение к Аллаху сотоварищей, в пользу чего Он не ниспослал никакого доказательства; и говорить об Аллахе то, чего вы не знаете”» (аль-А’раф 7:33).
В этом аяте Аллах делит запретные дела на четыре категории и перечисляет их, начиная менее запретного – мерзости. Вторым Он упоминает то, что запрещено более строго, чем первое – это несправедливость. Затем третьим Он упоминает то, что хуже, чем первые два, а это – многобожие. А четвертым Аллах упоминает то, что запрещено более строго, чем все, перечисленное ранее – говорить об Аллахе то, чего не знаешь. Сюда входят слова, сказанные без знания об Аллахе относительно Его имен, атрибутов и деяний, а также относительно Его религии и законоположений”. Источник: “И’лямуль-мууаккъи’ин” 2/72.
Ибн аль-Джаузи о словах Аллаха: «Скажи: “Мой Господь запретил... и говорить об Аллахе то, чего вы не знаете”» (аль-А’раф 7:33), сказал: “Сюда относятся все слова и разного рода утверждения о религии без твердых знаний”. См. “Задуль-Масир” 3/193.
Шейх Са’ди в своем «Тафсире» сказал: «Людям было запрещено говорить об именах, качествах, деяниях и предписаниях Аллаха то, чего они не ведали. Поступать, таким образом, всегда было категорически запрещено, поскольку подобные преступления приносят вред как личности, так и обществу. Совершая их, человек творит беззаконие, дерзко нарушает свои обязанности перед Аллахом, покушается на права творений и искажает религию своего Господа».
Имам Ибн Кайим сказал: «Что касается слов об Аллахе без знания, то оно является самым строгим запретом из этих перечисленных запретов и самым великим грехом. По этой причине оно было упомянуто на четвертой степени из перечисленных грехов, в отношении которых единодушны все божие законы и религии. Которые не являются дозволенными в любых случаях, напротив, они всегда будут только запретными. Не являются они подобно мертвечине, крови и свинине, которые дозволяются в крайнем случае, и не дозволяются в других положениях.
Поистине, запреты бывают двух видов: Запретное само по себе, которое не дозволяется в любом случае. А также запретное, которое несет в себе запретность непостоянно, а является запретным в одно время и дозволяется в другое (т.е. в крайнем случае). И Всевышний Аллах, относительно запретов, которые являются запретными сами по себе, сказал: «Скажи: «Мой Господь запретил совершать мерзкие поступки как явные, так и скрытые» после чего перешел к тому, что является величайшим, чем это, сказав: «совершать грехи, бесчинствовать без всякого права». Потом перешел к величайшему запрету, нежели это, сказав: «приобщать к Аллаху сотоварищей, в пользу чего Он не ниспослал никакого доказательства». Затем перешел к тому, что является величайшим, чем это, сказав: «и наговаривать на Аллаха то, чего вы не знаете». Оно является величайшим из этих перечисленных запретов и сильнейшим грехом. Ибо оно содержит в себе ложь на Аллаха, приписывание того, что не подобает Ему и изменяет Его религию. Отрицает то, что Он утвердил, и утверждает то, что Он отвергнул. Воплощает то, что Он аннулировал, и отменяет то, что Он воплотил. Враждует с тем, кто является приближенным Его, и дружит с тем, кто враждует с Ним. Любит то, что Он ненавидит, и ненавидит то, что Он любит. А также описывает Его тем, что не подобает Ему в отношении Его сущности, атрибутов, слов и действий.
Нет запретных видов величественных и сильнейших у Аллаха, чем это. Оно является основой многобожия (ширка) и неверия (куфра). И на нем основываются религиозные нововведения (бида') и заблуждения. Любое новшество в религии, которое вводит в заблуждения, основывается на словах об Аллахе без знания.
Поэтому предшественники и имамы очень сильно порицали новшества, и разоблачали их приверженцев со всех уголков земли. Предостерегали от их искушения сильнейшим предостережением. Проявляли чрезмерность в этом так, что не проявляли подобную чрезмерность в отношении порицания греховных поступков, несправедливости и вражды. Поскольку вред нововведения (бида'), их разрушение религии и противоречие ей, является наисильнейшим.
И Всевышний Аллах уже порицал тех, кто приписывает к Его религии дозволенность чего-то или запретность, чисто от себя, без доводов от Аллаха, сказав: «Не изрекайте своими устами ложь, утверждая, что это – дозволено, а то – запретно, и не возводите навет на Аллаха. Воистину, не преуспеют те, которые возводят ложь на Аллаха» (ан-Нахль, 116).
Какое теперь положение того, кто приписывает к Его атрибутам то, чем Он не описал Себя? Или отрицает у Него то, чем Он сам Себя описал?!
Некоторые предшественники (саляфы) сказали: «Пусть каждый из вас остерегается говорить: «Аллах дозволил это и запретил то!». Дабы Аллах не сказал: «Ты солгал, я не дозволял это и не запрещал то». То есть (пусть остерегается) объявлять запретным и дозволенным что-либо на основании своего умозаключения без доводов от Аллаха и Его Посланника, да восхвалит и избавит его Аллах от всякого зла.
Основа многобожия и неверия - наговаривать на Аллаха без знания. Поистине, многобожник заявляет о том, что кто возьмет что-либо объектом поклонения помимо Аллаха, того приблизит это к Аллаху, будет заступаться за него перед Аллахом и решать его потребности и нужды по причине своего посредничества, как посредники (в этой жизни решают нужды) перед деспотичными правителями. Любой многобожник говорит об Аллахе без знания, но не наоборот, тогда как наговор на Аллаха без знания может содержать в себе отвержение (чего-либо) и внесение новшества в религию Аллаха. Наговор на Аллаха без знания является более обобщенным, чем многобожие (ширк), поскольку многобожие является одним из единиц (или видов) наговора на Аллаха без знания.
Поэтому возведение лжи на Посланника Аллаха, да восхвалит и избавит его Аллах от всякого зла, является причиной вхождения в Преисподнюю и занятия места в Ней. А это жилище не покинет его обитатель, так как наговор на Пророка, да восхвалит и избавит его Аллах от всякого зла, содержит в себе – явный наговор на Аллаха без знания, подобно возведению явной лжи на Него. Ибо то, что приписывается к Посланнику, да восхвалит и избавит его Аллах от всякого зла, приписывается к Тому, Кто его послал, и считается наговором на Аллаха без знания и явным возведением лжи на Него: «Кто может быть несправедливее того, кто возводит навет на Аллаха?!» (Аль-Ан’ам,93).
И все грехи приверженцев нововведений входят под этот вид. Посему не осуществится покаяние от этих грехов, кроме как посредством покаяния от религиозных новшеств. Куда уж там покаяние от новшества (бида') для того, кто не знает, что это новшество, или полагает, что это – сунна, и призывает к нему и побуждает?! Поэтому не будет ему открытым этот грех, от которого является обязательным принести покаяние, кроме как если он не будет знать хорошо сунну, чаще узнавать о ней и непрерывно изучать ее. Однако ты никогда не увидишь таковым приверженца нововведений».
Источник: Ибн Кайим «Мадарижусь-Саликиин» 1\372.
Наговаривать на Аллаха без знания, является ложью и клеветой на Всевышнего Аллаха. Всевышний никому не дозволил приписывать Ему то, что Он не говорил и не узаконил. Всевышний Аллах сказал: «Кто может быть несправедливее того, кто возводит навет на Аллаха или говорит: «Мне дано откровение», – хотя никакого откровения ему не дано, или говорит: «Я ниспошлю подобное тому, что ниспослал Аллах»? Если бы ты видел беззаконников, когда они оказываются в предсмертной агонии, и ангелы простирают к ним свои руки: «Отдайте свои души! Сегодня вам воздадут унизительными мучениями за то, что вы говорили об Аллахе неправду и превозносились над Его знамениями» (аль–Ан`ам, 93).
Шейх Са’ди в своем «Тафсире» сказал: «Самыми великими беззаконниками и преступниками являются лжецы, которые возводят навет на Аллаха. Они приписывают Аллаху слова и повеления, которых Всевышний никогда не произносил. Они являются самыми несправедливыми людьми, потому что они искажают основные и второстепенные положения религии и лгут от имени Аллаха, причиняя окружающим огромный ущерб».
Возведение лжи на Посланника Аллаха, да восхвалит и избавит его Аллах от всякого зла, и наговор на него без знания – содержит в себе явный наговор на Аллаха без знания и явную ложь на Него. Ведь приписывание лжи Посланнику Аллаха, да восхвалит и избавит его Аллах от всякого зла, является возведением лжи на Аллаха и наговором на Него без знания. Ибо Пророк, да восхвалит и избавит его Аллах от всякого зла, не говорит по прихоти, а лишь является доносящим то, что ему внушалось от его Господа. Поэтому тот, кто возводит ложь на Посланника Аллаха Мухаммада, да восхвалит и избавит его Аллах от всякого зла, тем самым возводит навет на Всевышнего Аллаха.
Посланник Аллаха, да восхвалит и избавит его Аллах от всякого зла, предостерегал нас от возведения лжи на него, и разъяснил, что ложь на него, не подобна той лжи, которая была возведена на другого человека. Поскольку ложь на Посланника, да восхвалит и избавит его Аллах от всякого зла, вводит в религию то, что не имеет к ней никакого отношения; отвергает из религии то, что является из нее; дозволяет запретное и запрещает дозволенное. А ведь достаточно этого, чтобы впасть в явный грех и великую клевету!
Посланник Аллаха, да восхвалит и избавит его Аллах от всякого зла, сказал: «Поистине, возведение лжи на меня не является подобно возведению лжи на кого-то. Тот, кто возводит ложь на меня преднамеренно, пусть приготовит для себя жилище из огня». (аль-Бухари, 1229 и Муслим, 4).
Возведение лжи на Пророка, да восхвалит и избавит его Аллах от всякого зла, «не является подобно возведению лжи на кого-то», потому что такая ложь является ложью в отношении шариата, и подразумевает то, что это якобы было узаконено шариатом. А ложь относительно шариата оставляет свой след на всю общину. Поэтому его грех является величайшим, а наказание сильнейшим.
Также Посланник, да восхвалит и избавит его Аллах от всякого зла, сказал: «Не приписывайте мне ложь! Воистину, тот, кто приписывает мне ложь, пусть войдет в Огонь (или он войдет в Огонь)» (аль-Бухари, 106 и Муслим, 1).
Ибн Хаджар сказал: «Его, да восхвалит и избавит его Аллах от всякого зла, слова «Не приписывайте мне ложь» являются обобщенными в отношении любого лжеца и всех видов лжи» (см.: «Фатхуль-Бари», 1\241).
Всевышний Аллах сказал: «Не изрекайте своими устами ложь, утверждая, что это – дозволено, а то – запретно, возводя навет на Аллаха. Воистину, не преуспеют те, которые возводят ложь на Аллаха. Недолго им пользоваться благами, ведь им уготованы мучительные страдания» (ан-Нахль, 116 -117).
Шейх Са’ди в своем «Тафсире» сказал: «Не называйте земные щедроты дозволенными или запрещенными по своему усмотрению. Не измышляйте ложь от имени Аллаха и не возводите на Него напраслину. В противном случае вы не обретете успеха ни при жизни на земле, ни после смерти, поскольку Аллах непременно опозорит вас. Если вы сможете насладиться мирскими благами, то это продлится недолго, а затем вы будете ввергнуты в Преисподнюю, где вас ожидает мучительное наказание».
Имам Ибн Касир в толковании этого аята сказал: «Всевышний Аллах запретил идти по пути многобожников, которые дозволяли и запрещали на основании своих умозаключений, описывая это, и сговариваясь в отношении их имен (т.е. называли их не так, как назвал их Аллах). И сюда входит каждый, кто вносит новшество, которое не несет под собой шариатского доказательства. Или же на основании своих взглядов и страстей дозволяет что-либо из того, что Аллах запретил, или запрещает то, что Аллах дозволил.
Затем Всевышний, угрожая за это, сказал: «Воистину, не преуспеют те, которые возводят ложь на Аллаха», - то есть, как и в мирской жизни, так и в Последней. Что касается мирской жизни, то недолго им пользоваться благами, а что касается Последней, то ведь им уготованы мучительные страдания».
Источник: Ибн Касир «Тафсируль-Къур`аниль-'Азым», 2\590.
В наши дни несведущие мусульмане наговаривают на Аллаха то, чего не знают, не обращая на последствие того, что может произойти после этого как в этой жизни, так и вечной.
Очевидным является то, когда человек сталкивается с мирскими вопросами, как медицина, экономика или техника и прочее, то он никогда не возьмется за эти дела, без знания. Однако обратится с этим вопросом к тем, которые знают и которые являются специалистами в этой отрасли. И человек понимает, что если он сам самостоятельно возьмется за вопрос, о котором он не знает, то он может, навредить как себе, так и обществу. Однако, когда человек сталкивается с вопросами, которые касаются религии Аллаха, то он смело берется за этот вопрос, не обращая на последствие и не возвращаясь к обладателям шариатского знания. Хотя религия Аллаха наиболее достойна, чтобы к ней относились более осторожно и осмотрительно, чем другие мирские вопросы. Поскольку, человек, сказав о религии Аллаха, без знания, может вызвать гнев Аллаха на себя и получить наказание как на этой земле, так и после смерти. Разве мусульманин не боится вызвать гнев Аллаха? Разве он не боится вызвать гнев Своего Создателя, Который одарил его разумом, даровал ему слух, зрение и Который заставляет работать печень, почки, сердце и легкие?
Говорит шейх Мухаммад Ибн Салих аль-‘Усаймин: «Как вы считаете, если вас спросит человек о какой-либо дороге города, и вы ему укажете на дорогу, о которой вы не знаете, разве люди не посчитают это предательством с вашей стороны? А как теперь вы осмеливаетесь говорить о дороге Рая, тогда как вы не знаете о ней ничего?!». Источник: «Китаб аль-‘Ильм».
Ведь человек по своему незнанию, может указать другим к заблуждению, и в итоге, за ним последуют они и он понесет бремя своего греха и бремя греха, равного таковому тех, кто последовал за ним. Как поведал об этом Посланник Аллаха, да восхвалит и избавит его Аллах от всякого зла, сказав: «Кто бы ни начал дурное дело и за ним последовали другие, понесет бремя своего греха и бремя греха, равное таковому тех, кто последовал за ним, не умаляя их бремени ни насколько» (Ат-Тирмизи, 2675).
Говорит шейх Мухаммад Ибн Салих аль-‘Усаймин: «Поистине, многие простолюдины дают друг другу фетвы о том, что не знают. Ты находишь их, как они говорят, что это является дозволенным (халяль), или запретным (харам), или обязательным (уаджиб) или не обязательным, тогда как они не ведают об этих вопросах ничего. Разве они не знают, что Аллах в Судный День спросит их о том, о чем они говорили? Разве они не знают, что если они введут в заблуждение людей, дозволяя им то, что Аллах запретил, запрещая им то, что Аллах дозволил, то понесут бремя своих грехов и бремя греха, равное таковому тех, которые последовали за ними? И все это по причине их издания фетвы людям без знания!». Источник: «Китаб аль-‘Ильм».
Неужели простые мусульмане и имамы, к которым прислушиваются люди, не задумываются над опасностью, которая может случиться, по причине одного слова, которое не было основано на знании.
В наши дни существуют имамы, которые отклонились от пути Посланника Аллаха, да восхвалит и избавит его Аллах от всякого зла, и религию Аллаха они строят на довольстве людей, даже если они знают, что слова и дела людей противоречат Корану и Сунне посланника Мухаммада, да восхвалит и избавит его Аллах от всякого зла.
О таких имамах, которые подстраивают религию Аллаха под довольство людей, сообщил Пророк, да восхвалит и избавит его Аллах от всякого зла, сказав: «Кто ищет довольства Аллаха, несмотря на то, что будут недовольны люди, Аллах будет доволен им и удовлетворит для него людей. А кто ищет довольства людей, несмотря на то, что тем самым вызовет гнев Аллаха, Аллах будет гневен на него и пошлет гнев людей против него» (Ибн Мажах, см.: «Сахихе Джами’» 6097).
Такие люди стыдятся сказать «я не знаю», тогда как «воистину, проявлением разума и веры, и проявлением богобоязненности перед Аллахом и возвеличивании Его является то, когда человек говорит относительно того, что не знает: «Я не знаю, спроси кого-нибудь другого» - отметил шейх Мухаммад Ибн Салих аль-‘Усаймин в книге «Китаб аль-‘Ильм».
Имам пророков, наилучший из богобоязненных, пример для праведных и самый искренний из искренних – Мухаммад, да восхвалит и избавит его Аллах от всякого зла, когда сталкивался с тем, о чем он не обладал знанием от своего Господа, то он не спешил с этим, пока не приходила весть об этом от его Господа.
Таким же является верный ангел Джибрил (который принес на землю откровение от Всевышнего Аллаха) и такими же являются все остальные благородные ангелы. Они говорят лишь только то, о чем у них есть знание.
«Какая беда постигнет человека, если его спросят о том, о чем он не знает, и он скажет: «Я не знаю»?! В Посланнике Аллаха, да восхвалит и избавит его Аллах от всякого зла, Джибриле и других высокочтимых ангелов прекрасный пример дня него в этом, а также в сподвижниках, которые строго придерживались этого пути и не уклонялись от него».
Абу аз-Заийаль сказал: «Учись говорить «я не знаю», поскольку если ты скажешь «я не знаю», то люди буду учить тебя, пока ты не узнаешь. Но если ты скажешь «я знаю», то они будут спрашивать тебя, пока ты не узнаешь».
Спросили имама Ахмада: «Что лучше: речь или воздержание (от речи)?».
Он ответил: «Воздержание лучше для меня, чем речь, кроме как при необходимости».
Бишр аль-Хафи сказал: «Тот, кто желает, чтобы его спрашивали, не достоин того, чтобы его спрашивали».
Однажды некий человек встретил Раби’ ибн ‘Абдуррахмана плачущим, после чего он спросил его: «Что заставило тебя плакать?». Он ответил: «Начали обращаться за фетвой к тем, кто не обладает знанием, и проявилось в исламе нечто великое (страшное)».
Къасим сказал: «Одним из проявления почета человека к себе самому является то, чтобы он говорил лишь то, что объемлет его знание».
Ибн Уахб рассказывал: «Я слышал, как (имам) Малик говорил: «Поспешность в вынесении фетвы является одним из видов невежества и глупости» (см.: «Фадлюль-‘Ильм», стр.542-546).
Ученые всегда советуют, чтобы не имеющие знания не говорили о религии Аллаха, так как, это, как правило, дает негативные последствия. А также советуют тем, которые не ведают о религии Аллаха, чтобы они смотрели, у кого они берут религию. Наши праведные предки говорили: «Поистине, эти знания являются твоей религией, так смотри же на того, от кого ты берешь свою религию!».
Поскольку есть заблудшие имамы, которые вводят людей в заблуждения.
Пророк, да восхвалит и избавит его Аллах от всякого зла, сказал: «Поистине, я боюсь для своей общины имамов, которые вводят людей в заблуждения». (Абу Дауд в «Сунани», 4252, Тирмизи в «Сунани», 2229, ибн Маджах в «Сунани», 3952, имам Ахмад в «Муснади», 17156).
[Конец примечания].