Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Первый центр: АЛЕКСАНДРИЯ.
Например, в Египетской жреческой касте, в конце старой эры, в канун зарождения там христианства ещё не успел выветриться тот Дух Великой теософии жрецов Гелиополя, привнесённый в их сознание Гермесом Трисмегистом (Трижды Величайшим) в части познания Божества. К этому надо добавить и то, что со времени после смерти Александра Македонского Египтом правила весьма просвещённая греческая (македонская) династия Птолемеев. Именно она способствовала тому, чтобы Александрийская библиотека, основанная в 330 году до нашей эры Птолемеем 1-м и расширенная Птолемеем 2-м, постоянно пополнявшаяся произведениями древних авторов, стала, со временем, центром мировой науки и культуры; а сама Александрия заняла бы положение духовной столицы эллинизма (40, с.14). Птолемей 1-й Сотер заказывал и приобретал везде, где предоставлялась возможность это сделать, свитки древних рукописей, а его преемник Птолемей 2-ой Филадельф упросил иудеев перевести для него на греческий язык Библию (Септуагинт). Более того, ради пополнения библиотеки они, предложили всем торговцам, прибывающим в Александрию – ставшую в то время мировым торговым центром и крупнейшим морским портом, – как на судах, так и караванами, вместо таможенной пошлины, уплачиваемой деньгами, расплачиваться свитками в виде литературных произведений особенно философского и религиозного характера; которые, таким образом, стекались в Александрию с многих регионов мира. Согласно древним преданиям, количество свитков собранных династией Птолемеев достигало 400000, по другим – 700000 экземпляров (69, с. 203). По тому времени это была библиотека действительно мирового значения и масштаба. То, что такое количество свитков не является преувеличением, или, во всяком случае, не совсем большим, говорит следующий факт. Когда в 641 г. н. э. третий калиф ислама Омар завоевал Александрию, то бесценными сокровищами её библиотеки мусульмане в течение нескольких месяцев топили общественные бани, а их насчитывалось несколько сот.
Предание гласит, что когда эта сокровищница человеческой мысли была предана огню фанатиками-мусульманами при взятии города Омаром в 641 г., то книг и рукописных свитков будто бы хватило на топку 4000 бань в течение шести месяцев!…Если даже отбросить эти преувеличения, приходится отметить указание древних писателей, будто уже в царствование первых трёх Птолемеев количество собранных книг достигало громадного числа – 400000. Эти цифры, конечно, недоступны никакой проверке и лишь дают представление о том, какой невозвратимой потерей для человечества является утрата великолепной библиотеки, имевшей такое громадное значение в истории умственного движения, названного нами великим духовным брожением перед зарёю христианства (40, с. 15).
И это после того, как в 47 г. до н. э. часть библиотеки была уничтожена пожаром во время египетского похода Юлия Цезаря. К этому следует добавить, что к уничтожению части книгохранилища приложил руки христианский «Герострат», варвар и дикарь в интеллектуальном отношении, император «христианин» Феодосий 1-ый, повелевший в 391 г. уничтожить Александрийскую библиотеку. К счастью, его варварским пожеланиям не суждено было сбыться в 391 г., но зато нашёлся другой «Герострат» совершивший сие в 641-м. (Эта дата весьма сомнительна, поскольку в 641 году никакого Корана ещё не было, точно так же как и самого Ислама). Решение калифа Омара гласило:
Если в этих книгах говорится то же что и в Коране, то они не нужны. А если в них говорится то, чего нет в Коране, то они вредны. В обоих случаях эти сочинения следует уничтожить (72, с. 229). А мы с вами сетуем на злодейство настоящего Герострата спалившего в 356 г. до н. э. храм Артемиды в Эфесе. Но что такое первоначально деревянный1 храм Артемиды, по сравнению с содержанием Александрийской библиотеки? Бесценные сокровища великих мыслителей древнего мира уничтоженные Омаром, стоят, наверное, многие тысячи таких храмов, ибо они бесценны. Это уничтожение произошло, повторяю, лишь в 641 году н. эры, а до этого почти 1000 лет – с момента основания и до её уничтожения Омаром, библиотека была неиссякаемым источником Восточной Мудрости, ибо хранила в себе всё самое Ценное и Значимое, что только могло накопить к тому времени человечество, в основном Ближнего и Среднего Востока. Это был Светоч Великих Знаний, а через него и Великих теософских Познаний. И неудивительно! Ибо:
Просвещённая династия Птолемеев всеми силами содействовала упрочению за своей столицей значения духовного центра человечества (40, с. 15). Для раннего христианства Востока Александрия была весьма значима не только тем, что хранила в себе несметные сокровища человеческой мысли, сколько тем, что именно:
Александрия была естественным местом сближения и растворения двух родственных культур; именно здесь совершилось окончательное слияние греческой философской мысли с миросозерцанием Востока. Здесь же с наибольшей силой выразилось стремление к объединению всякого познания и к формулировке общего религиозно-философского синтеза, являющееся сущностью эллинизма и эллинизированной культуры… Главным образом именно в Александрии происходило сличение религиозных систем Востока и Запада, здесь впервые были выработаны синтезы, лёгшие в основу позднейших религиозных определений. Здесь воспитывались великие мыслители, нашедшие догматические формулы для мистических порывов человечества (40, с. 15).
Иметь возможность учиться в Александрии и пользоваться её библиотекой, было заветной мечтой любого просвещённого человека, стремившегося углубиться в Познания Великой Мудрости народов древнего мира. С незапамятных времён Египет, с центром религиозного синкретизма1 и теософии в Гелиополе магнитом притягивал к себе Великие Умы человечества, стремившиеся к Познанию Сущего. В Египте учились такие мыслители, как Фалес – родоначальник эллинской философии, и Ферекид Сиросский – учитель Пифагора. За ними последовали сам Пифагор и Демокрит Абдерский, ставшие ещё при жизни после обучения у жрецов Гелиополя Великими Посвящёнными в Суть Г. Бога. Согласно древнегреческому историку Плутарху:
Салон, Фалес, Евдокс и Пифагор отправились в Египет, где общались со жрецами. Говорят, что Евдокс учился в Мемфисе, Салон в Саисе, а Пифагор – у верховного жреца Гелиополя (69, с. 76). То, что в Александрии воспитывались великие мыслители, это факт. Достаточно обратиться к раннехристианской литературе первых веков, чтобы понять, что подавляющее большинство великих мыслителей, религиозных философов и теософов (гностиков) этого времени, вышло именно из региона простиравшегося на Восток – от Афин и Александрии, не исключая их самих. Менандр – самариец, жил и проповедовал в Антиохии. Керинф – родом из Малой Азии, получил образование в Египте. Саторнил – родом из Антиохии. Василид – родом из Сирии. В поисках Пути к Познанию Божества он, по сути дела, повторил путь Пифагора, но только в обратном порядке. Сначала он отправился в Персию для изучения зороастризма, а уже потом в Египет к жрецам Гелиополя.
Василид утверждал, что он получил все свои доктрины от апостола Матфея и от Петра через Глаука (Главкия), ученика последнего. Согласно Евсевию, он опубликовал двадцать четыре тома «Толкований Евангелий», которые были сожжены – факт, который заставляет нас думать, что в них содержалось больше правдивого материала, чем школа Иринея могла бы отвергнуть (3, т. 3, с. 186). Не составляет никакого труда понять, кто приложил руки к этому вандализму, чтобы создать свою, карманную «религию и кому мешал правдивый материал этих произведений,». Карпократ – живший и учившийся в Александрии. Валентиниан – родом из Египта, получил образование в Александрии. Марк (евангелист) – родом из Египта; первый кто образовал там христианскую общину. Кердон – родом из Сирии. Маркион – родом из Синопа (Малая Азия). Татиан – родом из Ассии и т. д. и т. п.
Этот перечень можно продолжать на многие страницы. Но характерным и общим для всех них было то, что ни один из этих мыслителей и философов никогда не являлся сторонником ортодоксального христианства Запада (Рим). Религию Запада, поддерживали и защищали, борясь за тёплое и доходное место епископа, в интеллектуализме которых можно только сомневаться. Это и Мелитон – епископ Сардийский, и Апполинарий – епископ Иерапольский, или епископы запада – Ириней, Тертуллиан, Евсевий, Августин и иже с ними. Что представлял собой их интеллект, с этим мы познакомимся ниже. Свобода теологических воззрений религиозных деятелей и философов, учившихся в Александрии, или живших на Востоке тем и показательна, что она не была заключена в жёсткие рамки церковного рационализма, а в своей свободе волеизъявления не была ограничена узостью церковного практицизма Запада (Рим). В любом случае г. Александрия, как центр мировой науки и культуры, внесла неоценимый вклад в дело зарождения истинного христианства. В том смысле, что её религиозно-философская школа способствовала чёткому и ясному теософскому мышлению, и поставила многих религиозных философов и теологов на Прямой и Светлый Путь к Познанию Истины.
Именно «…в Александрии, ставшей форпостом христианского мистицизма, выработалась впервые христианская философия, …[а] христианское мышление здесь впервые определило свои глубочайшие догматические формулы» (40, с.86).
Разве авторитет Александрии не был бесспорным? В то время она была прекраснее, учёнее и цивилизованнее Рима; она являла собой образец совершенной столицы, до которой стремились возвыситься римляне. Они переводили труды её учёных, подражали её писателям, приглашали её художников и копировали её институты» (31, с. 119). Второй центр: АНТИОХИЯ. В свою очередь в Вавилоне и Антиохии, бывшей с 312 г. до н. эры столицей царской династии Селевкидов, ко времени зарождения христианства также не успел забыться Дух Великих Мистерий пришедших с Востока; начиная с индийского Ведизма, через зороастрийскую религию персов, Мистерии месопотамских халдеев (Вавилон), до культа Малоазийской Великой Матери (Кибелы) и Атиса. Мистерии Востока, точно так же, как и Орфические, Элевсинские и Самофракийские мистерии Греции, или мистерии Изиды и Осириса египетских жрецов Гелиополя, все они являлись составной частью общей Великой Теософии – как возможности мистического постижения Божества. После походов Александра Македонского на Ближний и Средний Восток, произошло своеобразное смешение религиозных воззрений народов Малой Азии и Востока. Мистерии Востока, постепенно проникая на Запад, как бы слились, со временем, с Малоазийской религией в виде культов Кибелы и Атиса, а затем и Сирийского Баала (Ваала). Данному слиянию в немалой степени способствовал и сам Александр Македонский, желавший создать великую мировую империю. А её духовным фундаментом должна была стать соответствующая единая религия, в которой он мнил себя, по крайней мере, Первосвященником – как Верховным жрецом по типу римских императоров. Как прилежный ученик Аристотеля, он прекрасно понимал, что столь разношёрстный конгломерат народностей, как Востока, так и Запада, можно было объединить и сплотить только на основе единой религии. Но интеллектуальную гегемонию, даже после своего политического падения, сохранял за собой Вавилон. Могущество правившей там жреческой касты не уничтожилось вместе с независимостью её родины, и она пережила завоевания Александра точно так же, как до того – персидское владычество. Исследования ассириологов доказали, что древний культ Вавилона продолжал существовать при Селевкидах, и ещё во времена Страбона «халдеи» конкурирующих школ в Борсиппе и Орхое спорили об основных принципах космологии. Влияние этого просвещённого жречества распространялось на все окружающие страны: Персию на востоке, Каппадокию на севере, но нигде его не приняли так, как в Сирии, жители которой с восточными семитами объединяла общность языка и крови. Даже когда парфяне отторгли у Селевкидов долину Евфрата, связи с великими храмами этого региона не были нарушены (31, с. 160).
В Сирии было много крупных святилищ, где учёное жречество размышляло и рассуждало о природе божественных сущностей и смысле традиций, унаследованных от далёких предков,…и у него были свои мистерии и свои посвящённые, которым оно открывало премудрость, стоявшую выше грубых верований толпы (31, с. 158). Во все времена Сирия была страной ревностного благочестия, и в первом веке её чада стремились распространить на Западе культ своих богов с таким жаром, с каким после своего крещения проповедовали христианство вплоть до Туркестана и Китая (31, с. 146).
Это распространение на Запад культа своих богов дошло до того, что во 2-м веке н. э. государственной религией римской империи стала религии поклонения сирийскому богу Баалу (Ваалу), а её Понтифик Гелиогабал стал императором Рима.
Сирийские жрецы популяризовали в римском обществе понятие о Боге без начала и конца и …способствовали тем самым возведению в религиозную догму того, что прежде было не более чем метафизической теорией (31, с. 169). Третий центр: ЭФЕС. Состоянию Великой Духовности народов Ближнего Востока и особенно Малоазийских Церквей способствовало и то, что в течение второй половины 1-го века н. эры на территории Малой Азии (Эфесе) жил, работал, – был пресвитером и проповедовал великие идеи Богопознания любимый ученик И. Христа – Апостол Иоанн Богослов (Иоанн сын Заведея). Эфесская Церковь была образцом для подражания всем остальным Церквям Малой Азии, и не только. Последние, идя в фарватере духовных идей Эфесской Церкви, с удовольствием и усердием перенимали все те теософские воззрения, которыми были пронизаны проникновенные проповеди Великого Апостола. Гностицизм, – впоследствии с такой яростью отвергнутый ортодоксальной христианской Церковью Запада (Рим) – как составная часть Теософии и определяющий Путь к Познанию Бога, был фундаментом религиозных воззрений ап. Иоанна. Это легко проследить по его Откровению или Евангелию, которые насквозь проникнуты призывами к Богопознанию. Авторитет любимого ученика И. Христа во всей Малой Азии был непререкаем. Все епископы Малоазийских Церквей сверяли своё религиозно-духовное кредо именно с Иоанном, мнение которого было своеобразной истиной в последней инстанции. Его религиозные воззрения в части Богопознания переняли и приняли на вооружение все руководители Малоазийских Церквей. Именно поэтому в Малой Азии на протяжении многих веков царил тот Дух Великой Теософии, что вложил в сознание народов этого региона Великий Апостол.
Авторитет Эфесской Церкви усиливался тем, что во главе её в течение долгих лет стоял сам Апостол Иоанн, доживавший здесь свой век в глубокой старости, в несравненном обаянии последнего самовидца и личного, любимого ученика Господня. Перед этим обаянием склонялся весь христианский Восток, и авторитету великого старца подчинились все азийские Церкви. Мы увидим далее, что до самого конца 2-го века имя Иоанна благоговейно произносилось всеми представителями восточных Церквей как источник особого авторитета, и ссылка на мнение великого Апостола была непререкаемым аргументом во всех спорах о внутреннем или внешнем устройстве Церкви (40, с. 83).
Эфес был тем местом, где в те дни процветало величайшее училище, в котором трудные для понимания умозрения Востока и платоновская философия преподавались сообща. Это было сосредоточие всемирных «тайных» доктрин, таинственная лаборатория, откуда, облечённая в изящную греческую фразеологию, вышла квинтэссенция буддийской, зороастрийской и халдейской философии. Именно из Эфеса распространился почти весь тот Гносис, который так яростно сопротивлялся догматам Иринея; и это всё ещё был Эфес со всеми своими многочисленными родственными ответвлениями большого училища ессеев, который оказался рассадником всех каббалистических умозрений, принесённых танаимами из пленения. «В Эфесе, – говорит Маттер, – идеи еврейско-египетской школы и полуперсидские умозрения каббалистов незадолго перед этим усилились обширным слиянием греческих и азиатских доктрин, так что неудивительно, что там должны были появиться учителя, стремившиеся объединить новую, проповедуемую апостолами религию с давно установившимися там идеями. Если бы христиане не обременили себя «Откровениями» маленького народа [евреев], не приняли бы Иегову Моисея, гностические идеи никогда не назвали бы ересями, мир имел бы религиозную систему, основанную на чисто платоновской философии, и наверняка что-то от этого выиграл бы» (3, т. 3, с.185-186).
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 313; Нарушение авторского права страницы