Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Четвертой особенностью надо признать амбивалентность Лермонтова: дьявольскую смесь демона с ангелом в его характере.



Но таковы многие герои поэта: Печорин, Арбенин, сам Демон. Поэт с таким характером только один и способен исследовать бездны Бытия: глубины бесовского падения российской личности, мастером анализа которых был Достоевский, и высоты духовного парения, о которых так хорошо, кроме Лермонтова, сказал Пушкин.

Борющийся с барсом монах Мцыри – разве не смесь дьявола с ангелом? Ну а сам Пушкин у Лермонтова в «Смерти Поэта» - павший со «свинцом в груди и жаждой мести, поникнув гордой головой», разве он похож на реального Пушкина, принявшего перед кончиной все обеты Православия?

Но душа Лермонтова, как будто напрочь забывает о бесовщине, когда «в небесах видит Бога», когда пишет чудные молитвы», когда понимает, что «в небесах торжественно и чудно?»

Как можно, будучи накануне дуэли, будучи готовым к смерти, все-таки «предаваться шалостям, которые могут прийти в голову разве только пятнадцатилетнему мальчику»?( См. об этом в Библиографии, № 4, стр. 389).

Мережковский приходит к выводу, что в человеческом облике Лермонтова «был «не совсем человек; существо иного порядка, иного измерения; точно метеор, заброшенный к нам из каких-то неведомых пространств». (№ 4, 392).

Принимая в общем интерпретацию Мережковского, мы бы хотели сделать несколько дополнительных наблюдений. Лермонтов, возможно, первый в российской культуре творческий человек, который исходит из иного типа реальности, объединяя Небо и Землю в один общий объект для творческого анализа...

Такое объединение заставляет его посменно принимать личины, или абсолютного Зла в лице Демона, склонного к ангельским поступкам, или абсолютного Добра – в лице всех его ангельских героев, вместе с тем способных и на бесовские поступки.

В отличие от созерцательности Пушкина, склонного дистанцироваться от плохого и хорошего в наблюдаемом мире, а везде искать «золотую середину», Лермонтов полон активности, идет к людям, ибо лишен обычных иллюзий и не склонен людей идеализировать. Он принимает их такими, каковы они есть на деле, ибо понимает, что это - только незавершенные сущности на полпути к своей истинной - духовной сути. У каждого из них еще всё впереди. Это не православное видение, ибо оно опирается на идею реинкарнации.

Пятую особенность мы уже отмечали: постоянное желание выйти один на один с Богом: стремление к равноправному диалогу.

Для этого верующего поэта, каким без сомнения является Лермонтов, вместе с тем характерно полное отсутствие страха перед Господом, гордыня, выражающаяся в том, что он постоянно воплощается в Демона, «павшего ангела», восставшего на Бога, и несущего за это восстание полную меру своей духовной ответственности.

Лермонтов, как и его герой – Демон, человек-титан, способный брать на себя ответственность за решение экстремальных вопросов бытия, решение тех вопросов, которые История еще не поставила перед современным человеком, но скоро поставит. И тогда у него будет с кого брать пример.
8. Глава восьмая: «Дуэль в прозе и в жизни Лермонтова»

«В моей душе лежит сокровище, а ключ поручен только мне.

Ты право, пьяное чудовище, я знаю: «Истина в вине!»


А.Блок

Понять значение дуэлей в жизни и творчестве Лермонтова можно только на фоне их значения у его предшественника Пушкина, осознав и те, и другие, как совокупность одного единого Целого.

В этом нам поможет нижеследующая матрица:

Матрица № 2

 

Герои дуэлей Мотивы дуэли Первичные Итоги Окончательные итоги Скрытый смысл Событий
Онегин Давление обстоятельств Отсутствие ответственности за убийство друга Духовное преображение героя Толчок к духовному обновлению героя
Ленский Ревность и наивность Смерть поэта Забвение Жертва интриги Зарецкого
Пушкин Обида за Россию, За честь жены Получение смертельной раны Национальное Величие Толчок к мировой Славе поэта
Дантес Долг чести за Немощного отца Высылка из России Сенатор Франции Орудие судьбы, поднимающей подвиг Пушкина
Печорин Демонизм и злость Риск жизнью во Время дуэли Поиск смерти Начало духовного Конца – смерть в Персии
Грушницкий Ревность и Обидчивость Смерть на дуэли Постановление властей: «Смерть в результате несчастного случая». Сочетание высокого и низкого в одной Личности
Лермонтов Честь Смерть поэта без покаяния Толчок к великой славе поэта Гимн смелости поэта и его благородству
Мартынов Зависть Церковное покаяние за убийство поэта Прозябание в полном забвении Духовная низость поведения при дуэли, бесовщина

 


Сравнительный анализ четырех дуэлей начнем с Пушкина:

Зная дуэльный кодекс, можно счесть, что во время дуэли Ленского с Онегиным было совершено шесть значительный отступлений от него: и с той и с другой стороны. Анализ этих отступлений приводит к интересным выводам.

 


  1. Передавая “картель” /дуэльный вызов/ Онегину, Зарецкий не выполняет важнейшую задачу секундантов перед дуэлью: попытаться помирить дуэлянтов. Для бреттера и знатока дуэльных правил Зарецкого - это недопустимый промах. Ссылка на “множество дел” у холостого мужчины /он - “отец семейства холостой”/ не может быть принята во внимание. Дело совсем в другом: он и не собирается их мирить, так как сам имеет скрытый интерес в проведении этой дуэли! Кажется, что подлинно заинтересованное лицо - Владимир, но он находится в состоянии аффекта и не контролирует своих действий, а Онегин охотно отказался бы от дуэли, но вынужден вести себя в соответствии с “кодексом чести”, ибо “адская машина” Зарецким уже запущена.

  2. Вместе с тем к чести Онегина необходимо отметить, что он попытался противостоять Зарецкому, опаздывая на дуэль и приведя в качестве секунданта своего слугу, вступив в недопустимый разговор с Владимиром во время поединка. Однако бесовские силы оказались сильнее и добились того, чего хотели – смерти поэта!


Почувствовав, что Зарецкий начал коварную интригу, Онегин пытается противостоять ему с учетом необходимости соблюдения главного дуэльного правила - “не праздновать труса”, то есть, ведя себя по-рыцарски в данной ситуации. По дуэльному кодексу опоздание на дуэль было допустимо только не более, чем на 15 минут. Эта норма, кстати, вошла в наш обиход: неудобно опаздывать на свидание более, чем на четверть часа. На сколько же опоздал Онегин? Давайте посчитаем. Уговор был таков: “Они на мельницу должны приехать завтра до рассвета”. Утро Евгения начинается так:

Уж солнце катится высоко

И перелетная метель

Блестит и вьется, но постель

Еще Евгений не покинул,

Еще над ним летает сон.

Вот, наконец, проснулся он...

Таким образом, после рассвета прошло уже не менее часа, а ведь ему еще нужно встать, одеться, приготовить пистолеты, объяснить своему слуге Гийо суть дела и приехать на мельницу - тоже не ближний свет. Что же делает в это время “в дуэлях классик и педант” - Зарецкий?

 

«Меж тем, “механик деревенский”, Зарецкий жернов осуждал», -

то есть, эти два часа Зарецкий водил простачка Ленского вокруг мельницы, обсуждая качества мельничного колеса! Только огромное желание столкнуть приятелей лбами позволило ему пойти на такой “подвиг”.

 


  1. На предварительной встрече секунданты обычно выбирают оружие поединка. Поскольку Зарецкий не настоял на такой встрече, он выбрал сам пистолеты, чем “подгадил” Ленскому, ибо в Геттингене, где учился Владимир, не стрелялись на пистолетах, а дрались только на саблях или шпагах. В отличие от Ленского, не умевшего стрелять, Онегин как представитель золотой петербургской молодежи блестяще владеет именно пистолетом.


Сам Пушкин каждое утро, находясь в деревне, садил из пистолета в пикового туза, который висел на противоположной стене комнаты, стараясь попасть в пиковое сердечко. Стремление поставить Ленского в невыгодное положение, по сравнению с Онегиным, выдает желание Зарецкого нанести урон именно Ленскому.

 


  1. Онегин в отличие от Ленского сразу же раскусил низкую интригу Зарецкого. Он готовится кроме опоздания нанести еще один прямой удар по Зарецкому, приведя в качестве секунданта на поле чести слугу, что оскорбительно для дворянина Зарецкого, ибо приравнивает его к неблагородному человеку.


При этом Онегин делает вдвойне оскорбительное для Зарецкого представление:

Хоть человек он неизвестный,

Но уж, конечно, малый честный, -

намекая не низкое поведение в этой ситуации самого бретера.

“Зарецкий губу закусил”, - пишет дальше Пушкин, давая понять, что сам Зарецкий проглотил оскорбление. Он настолько заинтересован в поединке двух друзей, что отступает от своего традиционного поведения вызывать на дуэль любого с поводом или без оного в случае оскорбления. Вряд ли при этом он боится Онегина, скорей всего доминанта его поведения иная: нанести урон Ленскому.


  1. Естественно, что он закрывает глаза на следующее нарушение кодекса, которое делает Онегин. Дуэлянты общаются на поле чести только выстрелами, а Евгений прямо обращается к Владимиру: “Что ж начинать? - Начнем, пожалуй...” - отвечает тот без всякой уверенности. А может быть и не стоит? Даже он понял, что они заварили не ту кашу, но что-либо сделать уже нельзя.

  2. Зарецкий разводит их так, что они стреляются с 14 шагов, что также является нарушением кодекса, по которому 10 - 14 шагов - это смертельное оскорбление; 14 -20 шагов - оскорбление средней тяжести; более 20 шагов - легкое оскорбление. Можно ли квалифицировать два лишних танца с Ольгой как смертельное оскорбление? - судить читателю.


Сцена дуэли в романе “Евгений Онегин” оказалась очень актуальна в наши дни относительно некоторых бесовских аспектов современной ситуации. Имеются в виду заказные убийства. Какие демонические Зарецкие стоят за убийствами Влада Листьева, отца Александра Меня и других современных Ленских? Во имя ли одних только денег были проведены эти убийства?
Как романное убийство сошло с рук Зарецкому, ибо по официальному заключению смерть Ленского произошла по причине самоубийства /он не был похоронен внутри кладбищенской ограды, что происходило только с самоубийцами/, так заказные убийства в наше время сходят с рук истинным виновникам.

Конечно эта ситуация не снимает вины с Онегина, скорей она высвечивает его экзистенциальную трагедию новыми красками: неспособность русского человека противостоять Злу. Разве таких Онегиных мало и в наши дни?

Основное в раскрытии тайны Пушкина в российской культуре - смысл финальной дуэли с Дантесом, которая стала по сути дела голгофским подвигом поэта. Главные акценты в этой истории, на мой взгляд, до конца так и не расставлены.

Вызвав в ноябре 1836 года Дантеса на дуэль, Пушкин по сути дела расправился с этим “ловцом счастья и чинов”, по словам Лермонтова, ибо поставил его в неловкое положение. Этот красавчик вынужден был жениться на некрасивой и старше его по возрасту сестре Натали Екатерине, чтобы замять поднятый Пушкиным скандал.

“С молодым покончено, теперь мне старичка подавайте!” - говорил Пушкин после этой женитьбы. Чтобы понять эту фразу, надо иметь в виду, что в Петербурге той поры сложился кружок высшей знати с четкой антинациональной и антикультурной направленностью, в который входили кроме Геккерена и министр иностранных дел Нессельроде, и граф Уваров, министр просвещения, и «его друг» - президент Академии Наук - князь Дондуков-Корсаков.

Говоря об их сексуальной ориентации, Пушкин недвусмысленно высказался в своей эпиграмме:

«В Академии Наук заседает князь Дундук.

Говорят, не подобает Дундуку такая честь…

Почему ж он заседает? Потому, что “..опа” есть».

Поэт хотел бы побороться с их антинациональной и антикультурной политикой. Дотянуться до Нессельроде и Уварова ему было сложно, поэтому он решил ударить по Геккерену, от которого и исходил самый тлетворный дух. Он решил пожертвовать жизнью, чтобы поднять шум вокруг этой «голубой группировки». Дантес был только пешкой в его игре, ибо собственная смерть на этой дуэли Пушкина вполне устраивала.

Следует сказать, что царь, несмотря на грандиозный шум, не решился с ними расправиться после смерти поэта, только выслал Геккерена, а добил Нессельроде Федор Иванович Тютчев уже в эпоху царствования Александра Второго. Он поспособствовал приходу на место министра иностранных дел князя Горчакова, одного из друзей и однокашников Пушкина по лицею.

Шум, который возник после смерти Пушкина вокруг этих людей, испугал их, и потихоньку их деятельность сошла на нет. Голгофский подвиг Пушкина не прошел для России даром. И Россия ответила на него особым положением Пушкина в истории русской культуры. Как сказал Аполлон Григорьев: «Пушкин – это наше всё!»

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь