Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Заметки на. полях. О фантазии
Фантазия - изобретательная сила ума - в той или иной степени свойственна любому человеку и относится к психологической стороне его деятельности. Заключается она в способности человека создавать представления и мысленные ситуации, никогда целиком не воспринимавшиеся им в действительности. А это означает, что человек не может воображать, фантазировать «на пустом месте». Новые представления создаются на основе имеющихся путем их преобразования. То есть наше воображение комбинирует и преобразует прежние образы и представления в новые, до этого момента не существовавшие. Создаются они прежде всего в нашем сознании мысленно. В то же время, возникающие в нашем сознании новые образы как одна из форм отражения реальной жизни не есть простая механическая комбинация, слепок впечатлений бытия.* Образы могут значительно отличаться от первоначальных восприятий, слагаться в причудливые лики. Например, сказочные русалки, мифологические кентавры, сфинксы египетских пирамид, химеры собора Парижской богоматери не существуют в реальной жизни, их создала человеческая фантазия. Но давайте присмотримся к ним внимательно, и мы обнаружим, что отдельные части всех этих фантастических полулюдей-полуживотных: девушка с хвостом рыбы и кожей-чешуей, лев с лицом человека, ковер-самолет и т.д. - существуют в реальной жизни. Это человеческая фантазия соединила их вместе. В психологии под термином «образ» подразумевается не только зрительные представления, но и слуховые, осязательные восприятия и ощущения - все богатство бытия. *, И не просто соединила, а наделила их новыми, не существующими | жизни качествами. Именно это природное свойство человеческого ума Дозволяет художнику, отталкиваясь от реальных явлений, предметов, вкладывать свои причудливые образы. При этом творческая фантазия (удожника не противостоит действительности, и является особой, присущей только искусству формой отражения жизни, ее познания и обобщения. Вот почему мы имеем право говорить, что существенной особенностью творческого художественного воображения является Способность на основе переработки прежних представлений создавать Новый целостный образ, умение освещать и раскрывать новые, еще Неизвестные никому связи вещей и явлений. Конечно, богатство и сила фантазии зависит от природных данных Художника, от его психики. Но не только! Решающее значение для творческого воображения, творческой фантазии художника имеет его эмоциональная память, способность ассоциативно мыслить, мироощущение, ^•разрывно связанное с мировоззрением, глубина познания им реальной действительности, постижение общественно-исторического опыта, Яичный жизненный опыт и, не менее важное - степень увлеченности будущим художественным произведением. Но если сила фантазии, воображения зависит и от опыта, и от умения наблюдать, видеть, запоминать явления жизни, факты, человеческие характеры и т.д., если фантазия питается богатством знаний, значит ее Можно развивать? Конечно. Как губка, впитывая впечатления действительности, режиссер должен постоянно заполнять «кладовую своего сознания», которая безгранична. В процессе творчества именно из этой «Кладовой» фантазия черпает строительный материал. И чем больше наполнена кладовая, тем ярче и интереснее режиссерские находки, разнообразнее режиссерские замыслы. Окончательное решение сборного концерта у нас выстроится только после того, как мы конкретно будем знать не только какими творческими силами (номерами) мы располагаем, но и их репертуар, то есть Приступим к просмотру номеров. Я не удивлюсь, если вы возразите мне: мол, как же так, ведь решение будущего концерта должно определиться у режиссера еще до про-бмотра номеров. Может быть. Не хочу спорить. Искусство режиссуры - вещь очень индивидуальная. У разных режиссеров решение концерта рождается по-разному: до, после или во время просмотра номеров. У Меня до просмотра номеров возникает только «набросок» решения. Окончательно же оно оформляется после, а чаще всего во время просмотра номеров. Просматривать и отбирать номера мне позволяет знание темы будущего концерта. А уж сами номера дают пищу фантазии, которая рождает окончательный вариант концерта. Именно тогда у меня возникает прием, который придаст концерту единый образ. А без знания номеров, их содержания, манеры исполнения найти такое режиссерское решение, такой прием, как правило, не удается. Вообще, должен заметить, что именно номера чаще всего наталкивают режиссера на определенное образное решение концерта. Конечно, случается и так, что в процессе просмотров и репетиций задуманное приходится отбрасывать, заменять другим, так как неожиданно какой-то номер подсказывает новое, более интересное режиссерское решение концерта. Но это бывает крайне редко. Поиск решения концерта дело нелегкое. Приходится перебирать десятки, а может быть сотни различных подсказанных фантазией решений, пока ты находишь то единственное, которое наиболее полно выразит задуманное тобою. И, избежав традиционности, придаст концерту собственное неповторимое лицо. А это для режиссера очень важно. Ибо довольно часто приходится видеть концерты, построенные по одному принципу: в начале - чтение, пение, танец в конце первого отделения, второе - откроет оркестр... Оригинальные номера в конце и общий поклон. И так каждый раз, независимо от того, по какому поводу режиссер поставил концерт. Кстати, замечу, что даже сегодняшние концерты, имеющие разные названия, которые проводятся на сцене концертного зала «Россия», практически строятся по одной схеме, становясь своеобразным штампом. И не только потому, что в каждом концерте, по сути, принимает участие одна и та же обойма артистов. Хотя каждый праздник, событие, дата, повод имеет не только собственное содержание, но и свой единственный неповторимый образ. И задача постановщика концерта заключается в том, чтобы, поняв эту особенность, найти такое решение, которое бы наиболее полно и интересно раскрывало тему концерта. Лишь тогда режиссер сумеет отойти от штампа не только в решении самого концерта, но и в построении концерта, в отборе и верстке его номеров. В конечном счете, именно от точности, стройности, ясности режиссерского решения зависит не только оригинальность, но и художественная целостность концерта, а значит, и его успех у зрителей. «Важно только не загонять воображение в рамки привычных форм» (А.Гончаров). Нужно учитывать, что каким бы интересным не было придуманное решение концерта, если оно рождено в отрыве от имеющихся в распоряжении постановщика творческих сил, оно не может быть осуществлено.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 288; Нарушение авторского права страницы