Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Беседа пятая. Знать и уметь



Вряд ли сегодня кто-либо будет утверждать, что сценическое ис­кусство в любом его виде может существовать без активного участия в нем режиссера, или ставить под сомнение роль и значимость режиссера

В конце 70-х годов Московский мюзик-холл был снова закрыт.

Феерия (фр. - фея, волшебница) - спектакль сказочного, фантастического или трюкового содержания, основанный на использовании театральной машинерии, рассчитанный главным образом на внешний эффект и создании сценического произведения. Но ведь и концерт, тем более театрализованный, произведение сценического эстрадного искусства, и важнейшая роль в нем принадлежит режиссеру.

Вспомните концерты, которые вам привелось увидеть. Я не оши­бусь, если предположу, что какой-то концерт вам понравился больше, Другой меньше. Хотя и в тех и в других были хорошие номера.

Как вы уже знаете, любой концерт состоит из номеров (номер - основа концерта) и, естественно, от их качества прежде всего зависит его увПех. Но только ли в этом залог удачи концерта?

Давайте разберемся.

Вам понравился концерт, вам пришлись по душе логика перехода ОТ номера к номеру, и его праздничная атмосфера, и то, что весь кон­церт шел в хорошем ритме, как говорится «на одном дыхании». И даже слабые номера почему-то не бросались в глаза. В концерте была какая-то притягивающая приподнятость. Но, как вы понимаете, это не было Случайностью. Все, что вам понравилось в этом концерте, дело рук режиссера.

Нужен ли концерту режиссер?

Вопрос этот - не праздный. К сожалению, до сих пор бытует мне­ние* что в концерте нужно лишь установить порядок исполняемых но­меров. И сделать это может любой, мало-мальски сведущий в этом деле человек. Мол, давно известно, что начинать концерт следует с менее эффектных номеров, а наиболее «выигрышные» приберечь к концу. * Может быть, сторонники такого мнения правы? Вот и в теат­ральной энциклопедии слово «концерт» объясняется как «публичное выступление артистов по определенной, заранее составленной про­грамме». Режиссер даже не упоминается.

Если бы постановка концерта действительно сводилась только к определению порядка номеров, то мне незачем было бы говорить о том, Как ставится концерт. На самом же деле все не так просто. Ведь ставя концерт, режиссер организует эстрадное действие в пространстве и времени, находит его образное, пластическое и ритмическое решения и Многое другое.

Тот, кто хотя бы однажды ставил концерт, не мог не обнаружить, ЧТО его осуществление требует и владения навыками профессиональной режиссуры, и знания ряда специфических особенностей, присущих эст­раде как виду сценического искусства.

Кстати, именно поэтому я начал наши беседы с разговора об осо­бенностях эстрадного искусства.

Если нужен режиссер, то какой?

Но прежде несколько слов о самой профессии.

Когда я говорю о режиссере, о том, какими качествами должен быть наделен человек этой профессии, что является ее основой, я по­мимо природной творческой одаренности, способности образного, ас­социативного мышления, богатства художественного воображения, фантазии, особенностей темперамента имею в виду и такие его качест­ва, как гражданская позиция, высокие нравственные принципы, острое чувство современности, знание жизни, понимание человеческой психо­логии и т.п. То есть все то, что влияет на художественно-смысловое идейное решение создаваемого произведения, поскольку - и это самое главное - режиссер в первую очередь является его идейным и художе­ственным интерпретатором. Где бы ни работали режиссеры - в драме, опере, балете, эстраде - несмотря на специфику жанров разных «ус­ловий игры», природа их творчества едина И не только потому, что они возглавляют и направляют весь творческий процесс, сливая воедино усилия всех участников постановки, а из-за того, что основы режиссер­ского творчества общи для всех видов сценического искусства.

Одно из главных качеств таланта эстрадного режиссера, как и для любого режиссера, на которое, к сожалению, мало обращают внимания, это чувство зрелищности. Не менее важны для режиссера эстрады и такие качества, как непосредственность, озорство, живость воображе­ния и в то же время серьезность, чувство меры, умение творить свобод­но и смело, подчиняясь лишь своей гражданской совести. Иначе говоря, для режиссера эстрады, как и для любого режиссера, важно иметь горя­чее сердце и холодную голову.

Необходимое качество для режиссера эстрады - ощущение пульса времени. Иначе все, созданное им, не будет иметь художественного значения.

Коль скоро искусству эстрады свойственна многожанровость, то, естественно, одна из особенностей режиссера - это широкая амплитуда его дарования, которая позволяет ему с равным успехом работать в раз­ных жанрах. Поэтому для любого режиссера так же важно владение основами своей профессии, как и знание специфики жанров, их «уело-вий игры» и, конечно, «условий игры», в которых он сам работает. Именно такое слияние двух сторон профессии - залог успешной работы режиссера.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 443; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь