Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Балетмейстер и режиссер по пантомиме



Вряд ли можно себе представить театрализованный концерт без танцевальных или ставших в последнее время весьма популярными в самодеятельном художественном творчестве номеров пантомимы. Они ярки, зрелищны, всегда вызывают интерес у зрителей. Да и по исполни­тельскому уровню зачастую не уступают профессиональным.

Но при всем их хореографическом разнообразии - от народного, бытового до классического танца - включение танцевальных номеров, как и пантомимических, в программу концерта, их место в нем, зависит прежде всего от режиссерского замысла. Полагаю, что это вам ясно, как понятно и то, что главный балетмейстер и режиссер по пантомиме (так же как и музыкальный руководитель), проводят с танцевальными и коллективами пантомимы всю необходимую для концерта работу. И если бы обязанности главного балетмейстера и режиссера лишь этим ограничивались, то разговор не стоило продолжать. Но на их плечи еще ложится создание в концерте всех предусмотренных сценарием и ре­жиссерским замыслом сводных танцев и пластических, хореографиче­ских, пантомимических связок между номерами и эпизодами, создание, если нужно, и «живого занавеса». Их отработка требует репетиций, то есть определенного времени. Поэтому еще на предварительном этапе работы над концертом режиссер должен обговорить с балетмейстером и режиссером по пантомиме содержание, характер всех сводных номеров и связок, определить характер музыкального сопровождения, опреде­лить число участников, указать, в каких местах концерта они будут ид­ти, примерную продолжительность их присутствия на сцене и т.д. От того, насколько точно и подробно будут обговорены все стороны, ка­сающиеся созданий сводных номеров и связок, в конечном счете зави­сит их успех.

Значит, результат работы балетмейстера и режиссера по пантомиме в значительной степени зависит не только от их профессионального мастерства, но и от знания режиссером основных законов, специфики искусства пантомимы и хореографического искусства. То есть ко всему, что должен знать режиссер театрализованного тематического концерта, прибавьте пантомиму и танец да и все разнообразные бытующие на эстраде жанры, с которыми режиссеру приходится сталкиваться при постановке концерта.

Кинорежиссер

Функции этого члена художественно-постановочной части заклю­чаются, прежде всего, в создании, согласно сценарию, кинороликов и другого проекционного материала (слайдов, диапозитивов и т.п.), то есть всех моментов представления, решенных видеосредствами.

Исходя из реальных возможностей технического и специального оборудования, их создание осуществлялось и осуществляется либо съемками необходимых сюжетов по специально созданному режиссе­ром киносценарию, либо необходимыми досъемками к уже сущест­вующему киноматериалу, либо подбором (монтажом) существующих кинокадров. Но в любом случае, режиссер по кино обязательно не толь­ко обсуждает с режиссером содержание каждого киносюжета, но и вме­сте с ним просматривает и утверждает его. Обычно только после этого проводится окончательный монтаж киноролика или кинороликов. Наи­более эффективное использование подготовленного проекционного материала возникает тогда, когда режиссер по кино, помимо того, что он возглавляет всю киногруппу (монтажеров, операторов и т.д.), берет на себя организацию и четкую работу киномехаников и других лиц, связанных с проекционной аппаратурой.

Если это предусмотрено сценарием и постановочным планом, то в художественно-постановочную группу входят либо режиссер по слайд-фильмам, либо телевизионный режиссер. А иногда и тот и другой.

В свою очередь, у каждого из специалистов есть штат своих асси­стентов и помощников, которые, подчиняясь и выполняя задания веду­щих специалистов, организационно входят в производственно-техническую группу.

Если сценарием представления предусмотрены цирковые, ориги­нальные и спортивные моменты, сложные трюки каскадеров, то, естест­венно, это означает, что в художественно-постановочной группе обыч­но есть, во всяком случае, должны быть, специалисты этих направле­ний (режиссер, тренер и т.д.). Говорить об их обязанностях, думаю, нет нужды.

Кстати, количество ведущих (главных) творческих специалистов и других, входящих в художественно-постановочную группу участников, не есть что-то раз и навсегда установившееся, обязательное и неизме­няемое. Состав художественно-постановочной группы определяется режиссерским замыслом и сценарием.

Помимо перечисленных мною лиц, осуществить постановку и про­ведение театрализованного концерта невозможно без участия в художе­ственно-постановочной группе ассистента или ассистентов режиссера -первых помощников режиссера-постановщика по всем организационно-творческим вопросам и помрежей (помощников режиссера), которые обеспечивают во время репетиций и представления своевременный вы­ход и уход участников со сцены и порядок в закулисном пространстве. Любопытное наблюдение: обычно их количество определяется числом выходов на сцену, к которым добавляется еще один - помощник, веду­щий представление. Именно он во время представления руководит всем ходом представления, всеми службами. Когда-то, по существующей до сих пор легенде, в Художественном театре на время спектакля этот по­мощник режиссера становился главным лицом в театре. Без его разре­шения никто не имел права вмешиваться в его работу. И, в знак его вла­сти, ему на это время вручались ключи от театра. Так это или нет, но по опыту знаю, что в этой легенде скрыт большой смысл.

Как правило, помощниками режиссера назначаются работники До­ма культуры, клуба.

В состав художественно-постановочной группы, что немаловажно, входит и заведующий постановочной частью.

Часто помимо перечисленных помощников, в целях более четкой организации и проведения самого концерта, используются люди, обес­печивающие непрерывную связь со всеми, находящимися за сцениче­ским пространством, группами исполнителей и всеми техническими службами.

Само собой разумеется, что работает постановочная группа по еди­ному плану-графику, который предварительно создается режиссером-постановщиком.

Поскольку у входящих в художественно-постановочную группу специалистов, при всем единомыслии, есть свой взгляд не только на предстоящую работу, но и вообще на тематический, особенно празд­ничный театрализованный концерт, то несмотря на личное доброжела­тельное, а порой, и дружеское отношение к постановщику, все равно сплотить их и создать из них единый механизм - задача для режиссера не из легких. Конечно, режиссер-постановщик такого концерта, как и любой режиссер, должен в достаточной мере обладать способностью эмоционально-волевого воздействия на других людей. Собственно, это качество позволяет ему увлечь за собою людей, заинтересовать их предстоящей работой. Вот почему так важна первая встреча режиссера-постановщика с художественно-постановочной группой, когда он не только знакомит ее участников со сценарием, но и, что очень важно, подробно рассказывает о своем видении будущего концерта, раскрыва­ет свой замысел и все то, что не вошло, да и не могло войти в текст сце­нария . Умение хорошо объяснить, увлечь задуманным, направить фан­тазию коллег в нужном направлении значительно облегчает всю даль­нейшую работу режиссера. Но при этом ни в коем случае - не насило­вать фантазию. Наоборот, дать полную свободу в поиске и решении своих действий. И, само собой разумеется, не требовать от них сиюми­нутных решений.

Вообще, для режиссера первая встреча с постановочной частью серьезное творческое испытание. Не так-то просто выслушать суждения своих коллег о сценарии с нередко справедливыми замечаниями и дельными предложениями и дополнениями. Но прислушиваться необ­ходимо. В результате, обычно вырабатывается общая точка зрения на предстоящую работу, обговариваются, исходя из режиссерского замыс­ла, общие и частные задачи каждого: художника, композитора, балет­мейстера и т.д. (Кто и что делает, и кто за что отвечает). Как показывает опыт, в дальнейшем художественно-постановочная группа собирается ежедневно (на летучку, после или перед репетициями), а иногда в слу­чае необходимости и чаще. Помимо этого, режиссер в неурочное время встречается с каждым мастером по отдельности.

Остается добавить, что весьма плодотворным является присутствие если не на первом, то на одном из первых совещаний художественно-постановочной группы всех заинтересованных лиц, в том числе и руко­водителей художественных и других участвующих в представлении коллективов, и, конечно, директора или представителя административ­ной группы. Вызвано это тем, что, как правило, на первой встрече вы­рабатывается предварительный вариант творческо-организационной работы: обговариваются сроки и места просмотров коллективов и дру­гих будущих участников представления согласно предварительно соз­данному режиссером-постановщиком плану-графику, предусматри­вающему весь ход работы от первого до последнего дня (просмотров, репетиций и т.д.) над созданием и выпуском концерта**.

* Понятно, что до написания сценария постановочная группа не собирается.

Об особенностях составления режиссером-постановщиком плана-графика смотри приложение.

Постановочная часть

Параллельно с созданием художественно-постановочной группы создается производственно-техническая группа или, как ее чаще всего называют (как в любом театре), постановочная часть. Во главе ее стоит заведующий постановочной частью, которому подчиняются все служ­бы, связанные с материальным созданием, а затем и проведением кон­церта.

Ее состав порой весьма разнообразен по профессиям. Но все они непосредственно связаны с созданием, а затем и с обеспечением прове­дения театрализованного концерта.

Обычно в нее входят звукорежиссер, художник по свету, админист­ративная группа.

Звукорежиссер, который помимо работы за пультом во время пред­ставления, по согласованию с музыкальным руководителем создает му­зыкальную и шумовую своеобразную «звуковую фантазию» - основу звуковой атмосферы концерта, одного из важнейших выразительных средств. Следует заметить, что звукорежиссура это целая многозначи­мая, сложная область творчества. Во-первых, каждая сцена, имея свои особенности, вносит в создание звуковой атмосферы дополнительные, а, порой, и неожиданные трудности. Во-вторых, подготовка и запись фонограммы, в которой существуют свои закономерности, и без кото­рой, насколько я могу вспомнить, - не обходится ни один театрализо­ванный концерт, требует значительных усилий. Скажем, определение и выделение в ней главных смысловых кусков, которые при монтаже фо­нограммы придают ей особую звуковую динамику. Любопытно, что такое звучание фонограммы становится не только частью сценической атмосферы представления, но и его смысловой и эмоциональной лини­ей. Вообще, следует заметить, что в работе звукорежиссера запись и монтаж фонограммы - весьма непростой и важный этап. По существу, он завершает всю подготовительную работу по созданию звуковой ат­мосферы представления.

Само собой разумеется, что звукорежиссер руководит работой всех радистов и звукооператоров.

В постановочную часть входит и художник по свету, ведающий разработкой «схем освещения». Именно он создает световую партиту­ру, тем самым осуществляя световое решение концерта. Он же руково­дит работой электриков-осветителей, которые обеспечивают ее воплощение.

Само собой разумеется, что в постановочную часть входят и спе­циалисты других, причем самых разных профессий, без которых не­мыслимо вещественное воплощение концерта. Это художники-исполнители, репетиторы (балетмейстеры и хормейстеры), концертмей­стеры (для вокалистов и танцоров) и др. Я не могу представить себе современную постановочную часть без техников-радистов, операторов звукозаписи, киномехаников, машинистов сцены, монтировщиков де­кораций, костюмеров, бутафоров, реквизиторов, гримеров-постижеров,

В состав постановочной части иногда входят и инженеры по разра­ботке конструкций, электронному оборудованию (в зависимости от технических условий концерта), по монтажу и эксплуатации телепроек­ционного оборудования. У каждого из них могут быть свои помощники, техники, операторы, рабочие и т.д.

Как это ни странно, перечислить всех специалистов, могущих войти в постановочную часть, просто невозможно. Невозможно предугадать, какие понадобятся специалисты для постановочной части данного кон­церта. Важно другое. В любом случае число специалистов и их профес­сии определяются каждый раз, исходя из режиссерского замысла, его сценария и режиссерского постановочного плана.

Естественно, что каждая служба постановочной части, как и каж­дый член художественно-постановочной группы, исходя из общего плана-графика, разрабатывает свои собственные графики работы. Прав­да, практика говорит, что чаще всего эти планы-графики, из-за объек­тивных причин, редко точно выполняются.

В работе постановочной части (думаю, как раньше, так и теперь) есть, с моей точки зрения, одна, но очень важная особенность. Поэтому позволю себе небольшое, но примечательное для меня, как режиссера, отступление.

Если я, создавая сценарий, а затем его воплощая, нахожу какие-то новые неожиданные сюжетные ходы, повороты действия, приемы, ре­шения, то, как правило, все технические службы, от радистов, электри­ков и до подсобных рабочих, увлеченные работой, стараются, как гово­рится «не щадя живота своего», не только выполнить задание в срок, но и, обычно, подходят творчески к порученному им делу. Но, не дай Бог, если режиссер идет проторенными дорогами, пользуется трафаретными ходами и приемами, то постановочная часть, ее службы, конечно, вы­полняют задания, но относятся к своей работе без особого энтузиазма. Им просто скучно выполнять давно известную, изрядно надоевшую им работу.

Ловлю себя на мысли: а ведь то же самое, такое же отношение воз­никает и у членов художественно-творческой группы. Если вдуматься, то даже в гораздо большей степени. И тогда становится ясно, что ника­кие режиссерские разглагольствования о новаторстве, о самостоятель­ном оригинальном видении будущего представления и т. п. не вызовут интереса у тех, с кем режиссеру приходится осуществлять постановку, если в режиссерском замысле, в сценарии театрализованного тематиче­ского концерта нет неожиданных поворотов, нестандартных приемов, а сюжетный ход лежит на поверхности.

Административная группа

В праздничных театрализованных концертах, где занято большое количество участников, создается еще одна группа - административная во главе с директором (администратором). Она обеспечивает матери­ально-техническую сторону концерта, размещает заказы на изготовле­ние оформления, костюмов, реквизита, бутафории, рекламы, пригласи­тельных билетов; обеспечивает коллективы транспортом на репетиции и концерт, их размещение в месте проведения концерта; организуют, если нужно, питание участников во время репетиций, дежурство врача и т.д.

Беседа двадцать восьмая. Последова­тельность осуществления театрализованного концерта

Если внимательно рассмотреть процесс осуществления того или другого театрализованного концерта, то можно увидеть, что он для ре­жиссера-постановщика обычно делится на три части, три этапа.

Первый - создание варианта сценария и организационный, в кото­рый входит, помимо создания постановочных групп и решения других организационных вопросов, знакомство с замыслом представления и его сценарием, во время которого обсуждаются возникшие предложе­ния, уточняются детали каждого эпизода и другие элементы концерта, намечается просмотр предполагаемых по сценарию коллективов и ис­полнителей.

Второй - работа над созданием окончательного варианта сценария , после чего режиссер обговаривает с членами художественно-постановочной группы содержание и характер работы каждого.

В окончательный вариант сценария вносятся возникшие уточнения и поправки, рожденные в результате обсуждения сценария с членами художественно-постановочной группы (естественно, с которыми поста­новщик согласен). Справедливости ради, следует заметить, что в боль­шинстве случаев их предложения не только конкретизируют, но и обо­гащают воплощение задуманного режиссером-автором сценария. Как правило, окончательный вариант сценария создается тогда, когда ре­жиссер вносит в него все те поправки, с которыми он согласился. Тогда же режиссер окончательно решает, какие номера, коллективы и испол­нителей он отбирает для концерта, и составляет план-график репети­ций. (Приложение).

Третий - с начала репетиций и до выпуска, до дня премьеры, при­чем, при параллельной самостоятельной работе специалистов постано­вочной группы совместно с руководителями коллективов по корректи­ровке отобранных номеров и созданию сводных номеров.

Конечно, в какой-то мере, - это, как можно понять, вариант идеаль­ный. На практике все гораздо сложнее. Безусловно, все зависит от кон­кретных условий, конкретных обстоятельств. Причем, каждый раз раз­ных. Поэтому заранее предугадать, как сложатся обстоятельства, что ждет режиссера, какие у него будут сроки - просто невозможно. И все-таки, при том, что предложенная последовательность не догма, практи­ка доказала плодотворность именно такой последовательности.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 302; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь