Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Е занятие. Вхождение в роль.



Здравствуй.

Во многих восточных школах боевых искусств есть такое правило - перед началом занятия все кричат боевой клич. Мы не на востоке, но я думаю, что для сплоченности и настройки на работу это прекрасное мероприятие. Поэтому, станьте пожалуйста в круг, но достаточно свободно, так, чтобы не мешать друг другу. Ваша задача - всем одновременно крикнуть “ХА” и выкинуть вперед руки с раскрытыми пальцами. Руки выбрасываются в сторону центра. И, самое главное, все это надо сделать одновременно всей группе и с максимальной энергией. Итак...

· Обычно, клич мы издаем раз 5-6. Нужно стараться сделать так, чтобы крик был совершенно слитным. И достаточно громким. Можно помогать расчетом “раз, два, три...”

¸ 10 минут.

Дождь.

Вы вышли из метро и обнаружили, что на улице идет дождь. А зонта вы с собой не взяли. Но рядом с собой вы обнаруживаете трех человек, с зонтами. Они, возможно, идут в ту же сторону, а возможно и нет. У вас 2 минуты на то, чтобы попробовать сделать так, чтобы один из них составил вам пару с зонтом. И три попытки. То есть три попытки по 2 минуты каждая. И мне бы хотелось, чтобы вы все побывали в роли соискателя зонтиков.

¸ 20 мин.

Обсуждение.

¸ 10 мин.

Роли в нашей жизни.

Один из способов описания нашей жизни, нашего поведения - это ввести понятие роли. Роль - это то, во что мы играем. Роль как бы имеет свою цель, свою направленность. С одной стороны, это очень удобно - роль имеет более-менее подходящий для многих ситуаций набор вариантов поведения. Вернее, роль - это шаблон, по которому строится поведение в данной ситуации. Плюс еще то, что роль - это не мы. И ошибки сделанные при исполнении это не наши ошибки. Это виновата роль.

Проблема роли - ее четкая направленность на достижение цели и, очень часто, отсутствие гибкости. Обычно, наработки и достижения одной роли не доступны другой.

Еще одно - обычный человек привык играть 3-4 роли. Хороший актер имеет в своем репертуаре 7-9 типажей. 

Но очень большой плюс роли это то, что они более-менее известны. Для того, чтобы жить в обществе и играть в социальные игры нам необходимо хорошо разбираться в ролях других людей. И мы можем использовать этот ресурс. Есть достаточно простая техника перехода из одной роли в другую. Так же мы можем расширить роль, сделать ее более гибкой. Итак, первое упражнение.

Какую роль вы играете в жизни.

Разбейтесь на группы по 4-5 человек и попробуйте обсудить и определить, какую роль каждый из вас обычно играет в жизни. Попробуйте дать ей имя. И еще подумайте о том, каким ситуациям эта роль подходит, а каким она совершенно соответствует. Скажем так, попробуйте найти сильные и слабые стороны этой роли.

Естественно, многих людей вы видите почти впервые и не можете с уверенностью сказать о них что-то определенное. Но я еще раз напоминаю вам, что это игра. И вы можете потренировать свою интуицию. И наблюдательность. Потому что роль находит отражение во всем. В одежде, голосе, позе, походке. И на человеке играющем роль “Безалаберного” даже костюм за 1.500$ будет сидеть как мятая и жеваная майка, а на “Победительнице” маечка будет выглядеть как костюм от Диора. Попробуйте все это увидеть и услышать.

· Для каждого из вас то, что вам скажут другие - это только то, что можно принять к сведению. Решение принимаете вы сами. Но мнение других - это повод к размышлению. Это совершенно не “окончательный диагноз”.

¸ 20 мин.

Сценка.

Я вижу, что вы уже справились с заданием. Теперь сделайте, пожалуйста, следующее. Придумайте каждой основной роли членов вашей микрогруппы метафору. В данном случае это некий сценический образ, фраза плюс настроение.

“Вообще-то я замужем”.

“Мне ТАК грустно”.

“Никто МЕНЯ не любит”.

“Я ТАК РАД вас всех видеть!”

После этого попробуйте придумать сценку на 2-3 минуты, в которой эти роли были бы максимально обозначены. Именно сценку. Чтобы было взаимодействие, а не пять монологов подряд. Скорее всего, это будет гротеск, абстракция или символика. Хотя, может быть и совершенно жизненная ситуация.

¸ 15 мин.

Театр.

В общий круг. Какая группа хочет быть первой? Прекрасно. Начали.

¸ 15 мин.

Список ситуаций.

Сейчас уже будет перерыв. Но вы не просто будете отдыхать. У вас у всех будет задание. Возьмите бумажку и напишите 5-7 ситуаций, в которых ваша роль проявляется наиболее ярко. Не более частых ситуаций, а наиболее характерных. И сделайте так, чтобы среди этих ситуаций были как такие, в которых эта роль хорошо соответствует моменту, так и такие, в которых она (роль) вас ограничивает и вы ведете себя не лучшим образом. То есть, ситуация вызывает у вас трудности.

ПЕРЕРЫВ.

Вхождение в роль.

То, чем мы сейчас будем заниматься, вы делаете постоянно. Особенно много вы это делали в детстве. ЭТО - вхождение в роль. Дети обычно обучаются играя в игры и примеривая на себя то роль родителей, то любимых кино- или теле- героев, то роль персонажей книг. Они играют и обучаются одновременно.

И мы сейчас попробуем немного вспомнить этот способ и научиться им пользоваться в нашей повседневной жизни.

Это ведь только один из множества способов описать человека и то, что он делает в этой жизни. И я не предлагаю вам просто выбрать новую роль вместо старой. Я предлагаю вам научиться соответствовать ситуации. Как к каждому замку требуется определенный ключ, так к каждой ситуации требуется свое поведение. А когда ключ не соотвествует, либо вы не можете войти в комнату, либо очень долго возитесь с замком и открываете его со скрипом.

А роль - это только шаблон. И чем больше у вас этих шаблонов, тем к большему числу замков вы можете подобрать ключи.

И идеал здесь - это когда вы можете соответствовать любой ситуации. Как бы умение того, чтобы ситуация “делала” вас. Еще одна метафора - это когда вы становитесь текучими, как вода. И можете заполнить любую емкость.

Мета-роль.

Подумайте о том, какую роль вы играете по жизни. Придумайте или вспомните метафору к этой роли.

· Я здесь не расписываю подробно, потому что это было сделано в описании предыдущих упражнений.

Выбор новой роли.

Мне бы хотелось, чтобы вы подумали и выбрали для себя такую роль, которая вам интересна и которая вам может дать что-то новое, обучить чему-то интересному. Обычно, я предлагаю взять роль противоположную той, которую вы обычно играете по жизни. Или ту, которую вообще никогда на себя не примеряли. Если вы по жизни Застенчивый, то попробуйте роль Наглеца или Донжуана. Если же ваша обычная роль - Шикарная Женщина, то возьмите на пробу роль Скромной Девушки.

“Противоположности не противоречат, а дополняют друг друга”.

И попробуйте придумать обозначение - фразу, действие, эмоцию для этой роли. Как в упражнении, когда вы делали сценку. Может, это будет любвеобильный мужчина, который так вкрадчиво говорит: “А как вас зовут?”. Или девушка, которая скромно потупясь и ковыряя землю, произносит “Я тут ни при чем”.

Создание образа.

Представьте себе образ, который для вас обозначает эту роль. Обычно я предлагаю три способа для этого:

1. Вы можете представить себя, играющего эту роль. Как вы выглядите со стороны.

2. Вспомните человека, который прекрасно играет эту роль. Это может быть ваш знакомый, киногерой, и даже герой книги.

3. Создайте как бы архетип роли. Завистник, Герой, Супермен. Это как бы чистая роль, без всяких нагрузок.

Естественно, для у каждого способа есть свои достоинства и недостатки. Когда вы выбираете образ самого себя, играющего эту роль, то все зависит от того, хорошо ли вы ее умеете играть или не очень.

Если вы выбираете другого человека, то вместе с ролью вы можете получить и его болезни и комплексы. Правда только на время игры. Но, если он играет хорошо, то и вы скорее всего будете это делать естественно и достоверно. Это можно назвать “Правило Жены и Тещи”. Или “Правило Мужа и Свекрови”.

“Когда вы женитесь, вместе с женой

вы получаете в нагрузку всех ее родственников”.

То же самое для того случая, когда вы выходите замуж.

· Это для тех, кто в силу определенных причин не может жениться.

Архетип же не несет в себе никаких нагрузок, но он слишком неестественный. Как герой в мексиканском телесериале. Если это негодяй, то ничего человеческого в нем нет. А если она порядочная девушка, то все вокруг гады и делают подлости, а она всегда хорошая и тут не при чем. От архетипа хорошо обучаться роли, но брать за образец я бы не особенно рекомендовал. Он требует еще человеческого наполнения.

Вхождение в образ.

А теперь войдите в этот образ. И отпустите свое тело. Разрешите ему делать то, что оно считает нужным. Если оно захочет как-то изогнуться, сменить позу, расслабиться или напрячься, то разрешите ему это сделать. Будьте просто сторонним наблюдателем. Разрешите роли играть вас. Но не забывайте, что пульт управления находится у вас. И она вас играет только до тех пор, пока вы ей это разрешаете.

· Обычно я говорю, что с одной стороны это чрезвычайно простая техника, а с другой стороны, чрезвычайно сложная. Простота в исполнении. Трудность в отказе от контроля. В том, что нужно “отпустить” себя, в пассивности.

· Я не говорю о страхе перед чем-то новым. Это само собой.

Вживание в роль.

Для того, чтобы лучше вжиться и лучше осознать все те изменения которые произошли, немного поговорите, пройдитесь, поделайте разные дела и подумайте о разных вещах. Вживитесь в этот образ. Вернее разрешите этому образу на время вжиться в вас.

Попробуйте несколько раз войти и выйти из этой роли. Прочувствуйте отличия между вашим обычным состоянием и этим новым. Вхождение в роль напоминает примерку новой одежды. К ней нужно привыкнуть.

Взгляд со стороны.

А теперь отойдите в сторону и взгляните на обе ваши роли - Мета-роль и Новую. Чем они отличаются? Как меняется ваше восприятие и ваше мышление? Найдите и проговорите эти различия.

После этого подумайте о том, к каким ситуациям подходит ваша старая роль, к каким новая. А где они не подходят обе и нужно что-то другое. Найдите то, что объединяет эти типы ситуаций и попробуйте это сформулировать.

· Здесь дан вариант для индивидуальной проработки. На группе мы это делаем в парах. И проигрываем по 3-4 разных роли для того, чтобы лучше научиться этому процессу.

· Задача Тренера - управлять процессом и следить за временем. Иногда полезная функция Тренера состоит в подстегивании и стимулировании Кролика. И, возможно, снятие ответственности с Кролика за процесс, что позволяет тому расслабиться и не бояться ошибки.

¸ 30 мин.

Использование ролей.

 

Разбейтесь на группы по 3-4 человека. Вспомните о своих бумажках, на которых вы писали ситуации, в которых ваша “роль по жизни” проявляется наиболее ярко. И сделайте так. Водящий выбирает сначала одну ситуацию и рассказывает о ней группе. После этого группа разыгрывает эту ситуацию, а Водящий проходит ее в двух различных ролях. Эти две новые роли он выбирает из соображений наилучшего соответствия данной ситуации. На каждого человека во всех вариантах порядка 5-8 минут.

После того, как все побывают ведущими, вы разыгрываете следующие ситуации. Учтите, что на все упражнение у вас минут сорок. И я надеюсь, что сначала Водящие выберут ситуации, которые вызываю у них трудности.

¸ 40 мин.

· Некоторые говорят, что во время этого упражнения они очень устают. Тогда можно предложить сравнение обучения этой технике с обучением письму. Сначала вы очень устаете, совершая непривычные действия, а после чувствуете себя легко и расслаблено.

Обсуждение.

¸ 10 мин.

6. Домашнее задание.

У меня есть для вас небольшое задание на дом. Оно состоит как бы из двух частей.

Первое. Мне бы хотелось, чтобы вы сделали следующее. В каждой ситуации пытайтесь определить, какую роль вы в данный момент играете. Попробуйте дайте ей имя и придумать метафору. И попытайтесь найти другую роль, которая бы соответствовала этой ситуации. И попробуйте пройти эту ситуацию в этой новой роли.

Ваша задача научиться использовать ту ролевую технику, которую вы сегодня изучали, в реальной жизни и конкретных ситуациях. Научитесь легко и быстро входить и выходить из ролей, разграничивать их и удерживать.

Второе. Определите все-таки для себя, какую роль вы играете в жизни. Что общего во всем вашем поведении. Это можно определить, как то, что есть множество тропинок, но все они как бы объединяются или лежат в пределах одной дороги. Вот попробуйте найти и определить эту дорогу. И назвать.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 376; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.025 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь