Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Объективное и субъективное начала в литературе.Стр 1 из 13Следующая ⇒
Художественное мышление, как и мышление в целом, представляет собой отражение действительности, объективного мира. Оно основывается на реальных событиях, жизненных впечатлениях писателя. Следовательно, любое художественное произведение воспроизводит реальную действительность. Это может быть жизнь людей в ее внешних отношениях и событиях; внутренний мир, чувства и переживания человека; или жизнь природы, так или иначе связанная с жизнью людей. Л. И. Давыдычев в повести «Лёлишна из третьего подъезда», обращаясь к юным читателям, пишет: «Если кто-нибудь из вас думает, что писатели сидят и сочиняют все, что им придет в голову, то ошибаетесь. … Вы-то верите, что, какие бы события ни происходили в книге, - не писатель их выдумал. Они были на самом деле. Ведь самое смешное, самое скучное, самое занимательное, самое страшное, самое светлое, самое злое, самое храброе, самое трусливое, самое темное, самое разноцветное выдумывает не писатель, а жизнь. И сколько бы писатель ни выдумывал, никогда ему и не придумать больше того, что бывает в жизни». Но, как отмечал В. В. Сиповский, «Нельзя на литературу смотреть только как на отражение действительности» (В. В. Сиповский История литературы как наука. СПб; М., (1906). С. 17). Каждый человек видит и понимает мир по-своему. Мышление же художника – особо уникальное явление, оно определяется его оригинальным видением мира и способом его сознания. Специфика отражения и изображения в искусстве такова, что в художественном произведении перед нами предстает как бы сама жизнь, мир, некая реальность. Не случайно один из русских литераторов называл литературное произведение «сокращенной вселенной». Но это иллюзия реальности, вторая реальность. Искусство не есть жизнь, оно только «притворяется» жизнью. Автор строит мир своего произведения не как пассивный копиист, а как активный творец. Он отбирает факты действительности, оценивает их, существенно дополняет их «от себя» (то есть, прибегает к художественному вымыслу), корректирует, осмысливает и оценивает изображенное. Таким образом, реальный мир входит в произведение обогащенным и преображенным творческим сознанием художника. В литературе преобладают вымышленные сюжеты и персонажи, хотя это далеко не всегда осознается читателями. Для читателей, не слишком искушенных в специфике художественного произведения, автор может даже в заглавии подчеркнуть этот синтез жизненной правды и вымысла. Так, Л. И. Давыдычев назвал одну из своих повестей следующим образом: «Многотрудная, полная невзгод и опасностей жизнь Ивана Семенова, второклассника и второгодника, написанная на основе личных наблюдений автора и рассказов, которые он слышал от участников излагаемых событий, а также некоторой доли фантазии». Такого рода иллюзия реальности – уникальное свойство именно художественных произведений, не присущее больше ни одной форме общественного сознания. Для обозначения созданного писателем мира применяют термины «художественный мир», «художественная реальность», «изображенный мир». Итак, в художественном произведении автор не только воспроизводит жизненную реальность, но и творчески ее преображает «Таким образом, художественное произведение представляет собой нерасторжимое единство объективного и субъективного, воспроизведения реальной действительности и авторского понимания ее, жизни как таковой, входящей в художественное произведение, и авторского отношения к жизни» (А. Б. Есин. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М., 2000. С. 6). Приведем, в качестве примера, воспоминания писателя Л. Пантелеева о том, как он написал свой известный рассказ «Честное слово». «Зимой 1941 года редактор журнала «Костер» попросил меня написать «на моральную тему»: - О честности. О честном слове. Я сказал «Подумаю», но сказал это больше из вежливости, потому что был уверен (как это почти всегда бывает в таких случаях), что ничего путного не придумается и не напишется. Но в тот же день или даже час, по пути домой, стало что-то мерещиться: широкий приземистый купол Покровской церкви в петербургской Коломне, садик за этой церковью… вспомнилось, как мальчишкой я гулял с нянькой в этом саду и как подбежали ко мне мальчики старше меня и предложили играть с ними «в войну». Сказали, что я – часовой, поставили на пост около какой-то сторожки, взяли слово, что я не уйду, а сами ушли и забыли обо мне. А часовой продолжал стоять, потому что «дал честное слово». Стоял и плакал, и мучился, пока перепуганная нянька не разыскала его и не увела домой. Как будто сюжет нашелся, можно было садиться и писать рассказ. Но – удобно ли писать о себе, похваляться, разглагольствовать о том, каким честным и принципиальным был еще в младенческие годы автор! О себе можно было говорить только в насмешливых, иронических тонах. Однако такой иронический тон явно не соответствовал высокой дидактической задаче, стоявшей перед автором. И вот я все перекроил, повернул с ног на голову. Действие перенес в наши дни. Себя сделала случайным свидетелем, косвенным и второстепенным участником события, а мальчика выдумал, убавил ему лет, прибавил стойкости, полюбовался им, сказал о нем несколько одобрительных, похвальных слов». (Л. Пантелеев. История моих сюжетов // Литературная Россия, 1977. № 23. – С. 8). Отметим, что для детского писателя необыкновенно важна неостывшая память детства. Именно она помогает создать произведения, нужные, интересные детям. А вот что сообщает Э. Успенский о появлении одного из своих самых популярных героев: «У Чебурашки не было прототипа. История его появления состоит как бы из двух этапов. Однажды мне предложили написать сценарий к документальному фильму про Одесский порт. Я смотрел отснятые материалы, и вдруг мое внимание привлек следующий эпизод: на экране показывали склад, куда привезли тропические фрукты, и на одной из банановых связок испуганно притаился маленький хамелеончик. Сцена эта запомнилась… Образ … сложился, когда я увидел на улице маленькую девочку в шубе, купленной ей явно на вырост. Бедняга … двигалась неуклюже и все время шлепалась на землю. «Ну вот, опять чебурахнулась», - сказал кто-то из стоящих рядом со мной. После этого нужно было только прибавить немного фантазии». О тесной связи объективной реальности и художественного вымысла говорит своим читателям автор волшебной повести «Старик Хоттабыч» Л. Лагин. Рассказ о событиях, описанных в повести, он начинает так: «Я старался вообразить, что получилось бы, если бы джинна спас из заточения в сосуде самый обыкновенный советский мальчик, каких миллионы в нашей счастливой советской стране. И вдруг я, представьте себе, узнаю, что Волька Костыльков, тот самый, который жил раньше у нас в Трёхпрудном переулке, ну тот самый Волька Костыльков, который в прошлом году лучше всех нырял… Впрочем, давайте я вам лучше всё расскажу по порядку». А эпилог завершается словами: «Нам остается только проститься с героями этой смешной и трогательной истории и пожелать им здоровья и успехов в дальнейшей жизни. Если вы когда-нибудь встретите кого-нибудь из них, предайте им, пожалуйста, привет от автора, который выдумывал их с любовью и нежностью». Отметим также, что «художник умеет не только выразить свой внутренний мир и свои знания об окружающем. Он превращает – не зря же говорят о чуде творчества – свое в общее, общечеловеческое». Переживание писателя становится всеобщим. (С. И. Кормилов. Основные понятия теории литературы. Литературное произведение. Проза и стих. М., 1999. С. 9). Традиционно в преподавании литературы больше внимания уделяется объективной стороне, то есть, жизненному содержанию. Но это, во-первых, обедняет представление о художественном произведении, о его художественно-образном содержании, во-вторых, может произойти своего рода подмена предмета исследования: вместо того, чтобы изучать художественное произведение с присущими ему эстетическими закономерностями, мы начинаем изучать действительность, отраженную в произведении. Наивно-реалистический подход к осмыслению литературного текста особенно характерен для маленького читателя, который воспринимает героев произведения как живых людей, а не как результат художественного вымысла. Разумеется, разговор о литературе вполне может переходить в разговор о самой жизни, поскольку литература и жизнь не разделены стеной. Но при этом нельзя забывать об эстетической специфике литературы, нельзя сводить литературу и ее значение к значению иллюстрации (А. Б. Есин. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М., 2000. С. 6 – 7). Активно переживая происходящее, читатель должен также осознавать, почему у него возникают те или иные эмоции, в чем заключается источник эстетического воздействия произведения.
Образ как форма выражения содержания в литературе и его специфические свойства. Мысль художника (в широком смысле этого слова), в отличие от логической мысли ученого, наглядна. Если по содержанию художественное произведение представляет собой единство отраженной жизни и авторского отношения к ней, то есть выражает некоторое «слово о мире», то форма произведения носит образный, эстетический характер. В. Г. Белинский называл искусство «мышлением в образах». Образность составляет основу художественности, художественный образ – средство, при помощи которого писатель способен вызвать в нашем сознании любую картину жизни, любое представление. Благодаря наглядности образная мысль воспринимается нашим сознанием без напряжения, доставляет нам эстетическое удовольствие. Итак, образ является способом выражения содержания в художественной литературе. Что же такое художественный образ? Чем он отличается от рассуждения, доказательства, умозаключения, которые создаются с помощью отвлеченных понятий? В чем различие между образами и понятиями? И образ, и понятие – средство отражения действительности в сознании людей, средство ее познания. Но они по-разному отражают жизнь. Понятия фиксируют общие, повторяющиеся свойства реальности, игнорируя ее неповторимо индивидуальные черты (В. Е. Хализев. Теория литературы. М., 1999. С. 90). Художественный тип познания тоже основан на обобщении. Но художественное обобщение отличается от научного. Оно всегда выступает в подчеркнуто конкретной форме. Уясняя сущность целого ряда однородных явлений, художник придает ей индивидуально неповторимое воплощение. Существует множество определений художественного образа. Приведём одно из них. Художественный образ – это часть реальности, воссозданная в произведении при помощи авторского воображения. То есть, художественный образ является итоговым результатом эстетической деятельности. Специфические черты художественного образа. а) Образ – единство двух сторон: общих родовых и видовых признаков и индивидуальных черт. То есть, художественный образ воплощает в себе общее (типическое), существующее в индивидуальном. Поясним это положение. Всё, что существует на свете, состоит из отдельных, или «единичных» материальных предметов и явлений (лес состоит из деревьев, море – из капель воды и т. д.). Само человечество состоит из отдельных людей. Но каждый человек, как и каждое растение, здание и т. д., представляет собой единство двух разных сторон: общего и индивидуального. С одной стороны, он обладает качествами, свойственными не только ему, но и множеству других людей, с другой – обладает чертами и свойствами, которыми он отличается от других людей той же национальности, социального строя, пола, возраста и т. п. Это его личные, неповторимые качества. Таким образом, во всех людях, живых существах, явлениях, процессах, предметах существуют общие свойства и индивидуальные черты. Они не обособлены, но тесно связаны друг с другом. И в художественном образе сочетаются типическое и индивидуальное, то есть образ – это такие конкретные, единичные предметы, явления, события, которые в своей конкретной единичности несут в себе обобщение. Задача художественного образа – показать типическое на индивидуальных примерах. Так, в словаре русского языка С. И. Ожегова читаем: «Чертополох – сорное колючее растение». Е. Серова в стихотворении «Чертополох», обыгрывая типичные черты растения, наделяет чертополох индивидуальными качествами, создаёт образ чрезвычайно жизнелюбивого, стойкого растения-бойца: На полянке у тропы Он стоит открыто. Крепкий стебель да шипы – Вот его защита. Если схватят молодца, Будет драться до конца! б) Метафоричность, максимальная емкость и многозначность содержания. Художественное сознание воссоздает образ нерасчленённо, сочетая рассудочный и интуитивный подходы, что обеспечивает многозначность его восприятия, порождает различные толкования, включая такие, о которых не помышлял автор. Вспомним строки А. Фета: Опять серебряные змеи Через сугробы поползли. «Серебряные змеи», ползущие через сугробы – метафора. В. Брюсов полагал, что речь идет о садовых тропинках, протоптанных в глубоком снегу. Н. Асееву представлялись извивающиеся ленты сухой снеговой пыли, поднятой позёмкой. Каждый из читателей, по мере изменения жизненного и эстетического опыта, даже под влиянием изменившегося настроения по-разному воспринимает одно и то же произведение. в) Целостность. Если писатель нашел главные, определяющие предмет или явление детали, то сходную картину увидит и читатель. Вместе с тем невозможно описать её до мельчайших подробностей – художественный образ выделяет самое значительное с точки зрения писателя. Писатель может нарисовать картину как бы пунктиром, немногими штрихами, читатель же домысливает эту картину своими деталями, в соответствии со своим вкусом, знаниями, опытом, воссоздаёт недостающее. Обратимся к стихотворению Е. Серовой «Кувшинка»: Лежит кувшинка на листке, Как на плоту упругом. И поплыла бы по реке К приветливым подругам. Да вот беда – привязан плот, Он никуда не поплывёт. Воображение читателя, конечно же, поможет ему «увидеть» речную заводь, изящные белые бокальчики кувшинок на плотных зеленых листках, поможет ощутить тишину и неподвижность тёплого воздуха, прохладу струящейся воды, напряжение увлекаемого ею длинного стебля кувшинки. г) Художественный образ конкретен, нагляден. Прежде всего, писатель должен сам отчетливо представлять себе зрительный образ, видеть своими глазами то, что он хочет изобразить. Писатели рассказывают о многообразии красок и форм окружающего мира, о звуках и запахах, его наполняющих, о его свойствах, которые познаются с помощью осязания и вкуса. Вспомним стихотворение И. Бунина «Детство»: Чем жарче день, тем сладостней в бору Дышать сухим смолистым ароматом, И весело мне было поутру Бродить по этим солнечным палатам!
Повсюду блеск, повсюду яркий свет, Песок как шелк… прильну к сосне корявой И чувствую: мне только десять лет, А ствол – гигант, тяжелый, величавый.
Кора груба, морщиниста, красна, Но как тепла, так солнцем вся прогрета! И кажется, что пахнет не сосна, А зной и сухость солнечного света. Читая стихотворение, мы видим залитые солнечным светом поляны могучего бора и величавый, красный ствол могучей сосны; ощущаем ласковое прикосновение песка к разутым ногам и теплую шершавость древесного ствола; вдыхаем сухой смолистый аромат. д) Ассоциативность. У каждого человека в связи с каким-либо предметом, явлением возникают свои ассоциации, как и у героев стихотворения А. Усачева «Снежинки»: Ёжик смотрит на снежинки: - Это, - думает, - ежинки… Белые, колючие И к тому ж - летучие.
Паучок на паутинке Тоже смотрит на снежинки: - Ишь, какие смелые Эти мухи белые!
Заяц смотрит на снежинки: - Это заячьи пушинки… Видно, заяц - весь в пуху - Чешет шубу наверху.
Мальчик смотрит на снежинки: - Это, может быть, смешинки?.. Не поймет он, почему Очень весело ему. Образ создает поле свободных ассоциаций. Представление читателя о персонажах, их наружности, обстановке, пейзажах во многом субъективно. Читатель погружается в художественный мир произведения и становится соучастником действия, переживает образы, отчасти созданные им самим. Задача писателя – найти такие детали, которые помогли бы читателю самому дорисовать картину. е) Художественный образ экспрессивен, выражает идейно-эмоциональное отношение автора к объекту изображения. Это отношение может быть открытым, непосредственным: И весело мне было поутру Бродить по этим солнечным палатам. (А. Фет) Но может реализоваться внешними средствами изображения – художественной речью, сочетанием звуков, очертаниями и красками: Осень. Обсыпается весь наш бедный сад, Листья пожелтелые по ветру летят; Лишь вдали красуются, там на дне долин, Кисти ярко-красные вянущих рябин… (А. К. Толстой) Потому именно образная форма искусства затрагивает эмоциональную сферу читателя, вызывает сопереживание и эмоции. Фактор эмоциональности, способности человека к переживаниям является самым существенным при восприятии художественного произведения. ж) Образ есть форма выражения содержания в искусстве, не требующая добавочных пояснений, т. е. он самодостаточен. В литературно-художественном произведении образность связана, прежде всего, со словом и требует особого внимания к нему. Работа писателя над образом неотделима от работы над выражающим его языковым материалом. Приведем, в заключение, строки поэта В. Соколова, свидетельствующие о потребности истинного поэта создать живые, конкретно-чувственные, эмоционально воспринимаемые образы: Как я хочу, чтоб строчки эти Забыли, что они слова, А стали: небо, крыши, ветер, Сырых бульваров дерева.
Чтоб из распахнутой страницы, Как из открытого окна, Раздался свист, запели птицы, Дохнула жизни глубина. Творческие искания писателя – это прежде всего поиски художественного образа, активная работа ума и сильнейшее эмоциональное напряжение, которые приводят к созданию художественного мира, живущего по своим законам, но пробуждающего мысли и чувства читателя. Классификация образов. Итак, поэтический мир художественного произведения представляет собой систему образов, причем каждый отдельный элемент связан с другими, их совокупность составляет художественное целое. Образы могут быть предметно-пространственными и сюжетно-фабульными. а) Предметно-пространственные образы нужны для создания художественного мира произведения. Среди них различаются подробности и детали. Подробность – элементарный образ, который просто воссоздает предметный мир: Где-то в космосе Летит Голубой метеорит (Р. Сеф) Деталь – не только воссоздает, но и вкладывает внутренний смысл: Неподалёку от дорожки Стоит цветок на тонкой ножке И водит круглой головой Над первой, робкою травой – Следит широким глазом За всем на свете разом… (И. Мазнин) Деталь используется в создании портрета, пейзажа, интерьера. Совокупность деталей и создает образ. б) Сюжетно-фабульные (или предметно-временные) образы. Поскольку главным предметом художественного изображения и выражения является человек, первостепенное значение в произведении имеют образы людей, причем человек в художественном произведении может быть образом-персонажем, образом автора, образом читателя. Образ может не соотноситься с реально существующими людьми: образы Бабы-Яги, Змея Горыныча в народных и литературных сказках, Дождилена-фея дождя, Астрель-принцесса сумерки в сказках С. Прокофьевой. Важны в произведениях и образы животных (Булька в цикле рассказов Л. Толстого, Каштанка и Белолобый у А. Чехова, кот Беппо и фокс Микки у Саши Черного и др.). Образом художественного произведения может стать и неодушевленный предмет, вещь. В рассказе К. Паустовского «Жильцы старого дома» персонажами, наряду с людьми, кривоногой таксой Фунтиком, котом Степаном, черной курицей, маленькой зеленой лягушкой, становятся старые часы-ходики, музыкальная шкатулка, колокольчик с надписью «Дар Валдая», барометр, всегда показывающий «великую сушь» и др. Во многих литературных произведениях значимо лирическое состояние человека, его настроения, переживания. Их писатель также изображает образно, возникает образ-переживание. Анализируя литературное произведение, важно не только выделить художественные образы, соотнести их с определенным видом, но и понять основные принципы, организующие систему образов произведения в целом. Такими принципами являются: - принцип дополнительности, когда, например, образ предмета выступает как средство создания образа отдельного персонажа (фоторужье Шарика, велосипед почтальона Печкина в повести Э. Успенского «Дядя Федор, пес и кот»); - принцип подобия, параллелизм (образ бури, тоскливо завывающей на дворе и образ-настроение лирического героя стихотворения А. С. Пушкина «Зимний вечер»); - принцип контраста (доктор Айболит и Бармалей в сказке К. И. Чуковского, Волк и Ягненок в одноименной басне И. А. Крылова, «вечор» и «нынче» в стихотворении А. С. Пушкина «Зимнее утро»). Изначально непосредственно воспринимая художественный образ, далее читатель должен перейти к его осмыслению, перейти от чувства к мысли, от ощущений к понятиям. Следует помнить, что такой «перевод» влечет за собой «упрощение» содержания, но он необходим, так как позволяет читателю осмыслить свои впечатления, выразить их и доказать правильность своего восприятия. Чтобы охарактеризовать систему образов литературного произведения, нужно: - выделить художественные образы и определить их вид; - объяснить иерархию образов (главные, второстепенные, эпизодические), соотнося их с проблематикой произведения; - дать характеристику отдельных образов и групп образов, если таковые есть в произведении; - рассмотреть принципы сопоставления отдельных образов и групп (дополнительности, подобия, контраста); - определить средства создания образов, поскольку без объяснения возможных причин выбора автором средств изобразительности сложно характеризовать как отдельные образы, так и их систему в целом. Итак, мы можем дать рабочее определение художественного произведения: это определенное эмоционально-мыслительное содержание, «слово о мире» (по терминологии М. М. Бахтина), выраженное в эстетической, образной форме. Художественное произведение обладает цельностью, завершенностью и самостоятельностью.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 1612; Нарушение авторского права страницы