Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Синонимия, антонимия и омонимия



Богатые возможности изобразительности и выразительности таят в себе синонимы.

Синонимы – слова, разные по звучанию, но одинаковые или близкие по значению (длань – рука; храбрый – смелый – отважный). Создание синонимов фиксирует различные оттенки в близких, но не тождественных явлениях и понятиях, помогает разнообразить речь, избегая повторений. Приведем примеры использования синонимических выражений: 

«И снова к полуночи явился над озером туман. Он заволок поверхность воды, спрятал остров, укрыл подножие холма, только до вершины, где сидели мы с капитаном, не добрался» (Ю. Коваль).

«И мы стали опять рыть и копать и довольно быстро устали, потому что там было много камней» (В. Драгунский).

«Уголёк раздули, подстелили ему соломки, угостили щепками. И запел, заплясал огонь. Давай всех кусать, обижать, обжигать» (Т. Александрова).

Выбирая из ряда одинаковых или близких по значению слов одно-единственное или прибегая к нанизыванию синонимов писатели добиваются образности и точности выражения собственных мыслей и чувств или мыслей и чувств своих героев.

Синонимы, как и другие средства языка, создают определенную эмоциональную окрашенность произведения. Слово «лицо», например, стилистически нейтрально, слово «лик» имеет оттенок торжественности, слова «морда, рожа, харя» придают речи оттенок сниженности, фамильярности, вульгарности.

«Дошкольник помахивал рукой, успокаивая народ. Он явно собирался произнести речь, но не знал, как ее начать. Слова типа «ребя» или «пацаны» для такого случая не годились.

Когда класс немного затих, дошкольник простер ладонь свою к Менделееву и сказал:

- Товарищи!

Второклассники опешили» (Ю. Коваль «Недопесок»).

Дошкольник Серпокрылов, собираясь отстаивать свое мнение пред второклассниками и двумя директорами (школы и зверофермы), тщательно выбирает форму обращения. Значимость ситуации подкрепляется и выбором соответствующего слова в авторской речи: не «протянул руку» а «простер ладонь».

Если в языке то или иное слово входит в синонимический ряд, то особый эффект производит употребление возвышенной и сниженной лексики в том случае, когда употребленное в тексте слово как бы оттеняется нейтральным синонимом:

«Собаки едят вареное мясо. Куры кушают траву. Бычки тоже жрут траву и бодают людей.

Тигры, эти нахальные животные, питаются сырым мясом» (М. Зощенко).

Глагол «едят» нейтрален по эмоциональной окрашенности. «Питаются» и «кушают» – лексика более изысканная, «жрут» – резко сниженная. Сближение этих слов придает тексту юмористический характер.

Находят свое применение в поэтическом языке и антонимы – слова, противоположные по значению. Они употребляются преимущественно в тех случаях, когда писателю нужно резко противопоставить друг другу изображаемые лица, различные явления, события, создать впечатление контраста:

Вдоль реки бежал Аким,

Был Аким совсем сухим.

Побежал он поперек

Весь до ниточки промок.

(Олег Григорьев).

 Употребляются антонимы и для того, чтобы подчеркнуть противоречия внутри одного явления, как это делает Г. Цыферов в главке «Суббота» из сказки «Дневник медвежонка»:

«А в субботу было совсем, совсем страшное дело. Я отправился на речку ловить рыбу.

Поймал одну - голубую. Поймал другую – золотую. Поймал третью - совершенно глупую. А потом из речки зачем-то вылез большой зелёный крокодил. Он раскрыл пасть и сказал хриплым голосом:

­- Я тебя сейчас сьем. Ты зачем ловишь мою рыбу?

Я сильно испугался, и мне захотелось громко крикнуть: «Мама!» Но от испуга я вдруг сказал: «Ам-ама».

Здесь уже испугался крокодил и тоже перепутал. Вместо грозного «ам-ам-ам» он сказал мне «мама».

Так мы с ним и разговаривали: я ему говорил грозно «ам-ама». А он мне грустно «мама».

Потом крокодилу стало стыдно. Он густо покраснел и уполз в синюю речку. Было ужасно смешно: такой большой, такой солидный крокодил и такой глупый. А может быть, он вовсе не большой? Ведь бывает и так: большой, большой, а сам маленький».   

Использование антонимов помогает также подчеркнуть те изменения, которые происходят в ходе развития событий, как в стихотворении Олега Григорьева «После уроков»:

Домашний Пышкин и дикий Клоков

Дрались портфелями после уроков.

Когда вступили в бой рукопашный,

Домашний стал диким, а дикий – домашним.

Слова или формы слов, тождественные по звучанию и написанию, но совсем различные по значению, называются омонимами.

Омонимия бывает полной и частичной. Полные омонимы совпадают и по написанию, и по звучанию, например: «град – вид осадков» и «град – город».

Игра омонимами («язык» - орган в полости рта» и «язык – система звуковых и словарно-грамматических средств, орудие общения людей») создаёт комический эффект в стихотворении А. Усачёва «Великий могучий русский язык»:

Великий могучий русский

Язык показал я французу,

А он показал мне – французский,

А я дал месье по пузу!

Мы в бой с ним вступили близкий,

 

Катались, вопили, рычали…

Но тут показал нам английский

Нахальный один англичанин.

Тогда мы с французом встали

И два языка показали.

 

Он сразу полез с нами в драку,

И в боксе он был неслабым:

Мы с ним показали поляку,

Китайцу и двум арабам.

 

С трудом нас разняли прохожие…

И поняли мы, дураки:

Какие у нас похожие

Великие языки!

 Комическая двусмысленность подчёркивается использованием различных значений глагола «показать» («дать увидеть» и «проучить»), а также  цитатным заглавием стихотворения, отсылающим читателя к известному стихотворению в прозе И. С. Тургенева «Русский язык»:

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!»

Наряду с полными, различают разновидности неполных омонимов.

Омофоны – слова, одинаковые по звучанию (чаще в отдельных формах), но различные по написанию и значению: например: рот – род, умалять – умолять, строг – строк,  весел – весил.

Был цыплёнок весел,

Потому что весил,

Нагулявшись по дворам,

Ровно двадцать грамм.

Был козлёнок весел,

Потому что весил,

Наскакавшись по полям,

Двадцать килограмм.

Был китёнок весел,

Потому что весил,

Нанырявшись по морям,

Двести килограмм…

(Михаил Яснов)

Омографы – слова, разные по звучанию и значению, но одинаковые по написанию: дорог – дорог; мука – мука и др. Вот как «работают» омографы в сказочной повести Т. Александровой «Домовёнок Кузька»:

- Ну что я за добрый молодец! Чудо! Загляденье, да и только! настоящий молодец!

- Кто же ты, молодец или молодец? – не поняла Наташа.

Мокрый Кузька очень серьезно объяснил девочке, что он сразу и добрый молодец, и настоящий молодец.

Омоформы – слова, совпадающие в звучании и написании лишь в одной или нескольких формах, но различающиеся в других. Обычно они принадлежат к разным частям речи («простой» –  перерыв в работе и «простой» - определённое качество).

Омонимы, омофоны, омографы, омоформы провоцируют активную игру слов и поэтому широко применяются при всякого рода каламбурных эффектах.

В каламбуре игра слов основывается на их звуковом совпадении или близком сходстве при различном смысле.

 В стихах как звуковые средства художественной изобразительности используются каламбурные рифмы:

Я – береза,

Ты – сосна.

Я – с мороза,

Ты - со сна.

(Ю. Мориц. «Считалочка»)

На омонимии основано немало «хитрых вопросов», шуток, вошедших в детский фольклор:

Когда лошадь покупают, какая она бывает? (мокрая).

Почему собака ходит на четырех ногах, а человек на двух? (по земле).

Что получится: три, три да три? (дырка).

Омонимию следует отличать от полисемии (многозначности слова). Многозначные слова могут иметь от двух до нескольких десятков значений, но эти значения многозначных слов в большей или меньшей степени связаны между собой. Значения же омонимов настолько различны, что их можно рассматривать только как значения разных слов.

Полисемия при неожиданном столкновении различных значений слова, тоже может дать юмористический эффект. Так, в четверостишии Олега Григорьева сталкиваются два значения глагола разбить: устроить, расположить что-либо и повредить, разрушить.

Вечером девочка Мила

В садике клумбу разбила.

Брат ее, мальчик Иван,

Тоже разбил… стакан.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 1086; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.029 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь