Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Виды построения произведения



В зависимости от соотношения сюжета и фабулы в конкретном произведении говорят о разных видах и приемах композиции сюже­та. Чаще всего повествование строится как воспоминание: используются глаголы прошедшего времени как знак временной дистанции, художественное время течет без нарушения хронологической последовательности.

Такую композицию называют линейной,прямой или фабульной.

Более сложна ситуация, при кото­рой о событии, случившемся раньше остальных, мы узнаем в самом конце произведения. Этот прием называется умолчанием. Прием очень эффектен, поскольку позволяет держать читателя в неве­дении и напряжении до самого конца, а в конце поразить его не­ожиданностью сюжетного поворота. Поэтому прием умолчания почти всегда используется в произведениях детек­тивного жанра, хотя, разумеется, и не только в них.

 Другим вариантом нарушения хронологии или фабульной последовательности является так называемая ретроспекция, когда по ходу развития сю­жета автор делает отступления в прошлое, как правило, во время, предшествующее завязке и началу данного произведения. В рассказе К. Паустовского «Заячьи лапы» сначала читатель узнает о том, как дед Ларион и его внук Ваня пытались вылечить зайца с обожженными лапами, а в финале – о лесном пожаре, из которого заяц с опаленными лапами вывел деда. И в первом, и во втором случае мы говорим о ретроспективной композиции.

Наконец, фабульная последова­тельность может быть нарушена таким образом, что разновременные события даются вперемешку; повествование все время возвращается из момента совершающегося действия в разные предыдущие времен­ные пласты, потом опять обращается к настоящему, чтобы тотчас же вернуться в прошлое. Такая композиция сюжета часто мотивирована воспоминаниями героев. Она называется свободной композицией .

Композиция также может быть кольцевой, рамочной или оригинальной.

Кольцевая композиция – замкнутая. Герои возвращаются к логическому началу повествования, но, как правило, изменившимися.

Рамочная композиция – когда сюжет вставляется в «рамку» – рассказчик начинает повествование так: «Рассказал мне друг», «случилась со мной такая история…». В «рамку» помещается один линейный сюжет или несколько рассказов.

Оригинальная композиция: повесть-игра, повесть-дневник («Дневник Фокса Микки» Саши Черного, «Дневник Коли Синицына» Н. Носова, «Дневник медвежонка» Г. Цыферова) и т. п.  Может быть использована форма сна: в научно-фантастической сказке В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке» мальчик Миша, разглядывая оставленную отцом табакерку, засыпает, видит сказочный сон, в котором знакомится с устройством музыкального механизма табакерки, и просыпается, уже понимая, как работает механизм. 

Ёмкой и содержательной композиционной формой является повествование о путешествии автора или героя. Эта форма дает писателю возможность вводить в произведение все новые образы и картины, соединять и разъединять героев, прерывать естественный ход повествования вводными рассказами и эпизодами («Степь» А. П. Чехова, «Самая легкая лодка в мире» Ю. Коваля).

В построении событийного ряда важен отбор автором первого и последнего эпизодов, они организуют фабульную рамку, определяя границы, в которых автор представляет читателям жизнь своего героя.

Поскольку художественный мир открывается перед читателем в определенной последовательности, важно обращать внимание на зачин и финал. Это так называемые сильные позиции текста.

 Кроме того, концентрация информации происходит в тех позициях текста, которые основаны на разнообразных повторах.

Повтор является основой для лейтмотивов (настойчиво повторяемых в произведении образов). Поэтому важно видеть в тексте цветовые повторы, повторы деталей, ситуаций и т. д. и объяснить, как они формируют смысловую композицию произведения.

Повтор является и одним из композиционных приемов, организующих внутреннюю композицию произведения.

Повтор – один из самых простых и в то же время действенных приемов. На его основе организована композиция многих волшебных сказок и былин. Его использовал при создании своих сказочных произведений А. С. Пушкин («Сказка о Царе Салтане…», «Сказка о рыбаке и рыбке». Повтор может организовывать как структуру всего произведения, так и структуру какого-либо фрагмента.

Простейший пример повтора, организующего фрагмент произведения, находим в повести Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома». Витя берется помочь в занятиях по русскому языку своему другу Косте Шишкину. Их одноклассники волнуются, дадут ли эти занятия должный результат.

«Шишкин со вздохом принялся делать упражнение снова. На этот раз он очень спешил. Буквы у него лепились в тетрадке и вкривь и вкось, валились набок, подскакивали кверху и заезжали вниз. Видно было, что ему уже надоело заниматься. Тут к нам пришел Юра. Он увидел, что мы занимаемся, и сказал:

- А, занимаетесь! Вот это хорошо! Что вы тут делаете?

- Упражнение, - говорю, – ему Ольга Николаевна задала.

…………………………………………………………..

В это время пришел Ваня. Он увидел, что мы занимаемся, и тоже сказал:

- А, занимаетесь!

- Занимаемся, - говорим.

……………………………………………………………

Тут опять отворилась дверь, и вошел Вася Ерохин.

- А, занимаетесь! – говорит.

- Что это такое? – говорю я. – Каждый приходит и говорит: «А, занимаетесь», будто мы первый раз в жизни занимаемся, а до этого и не учились вовсе.

……………………………………………………………

Тут опять отворилась дверь, и на пороге появился Алик Сорокин.

- Сейчас тоже, наверно, скажет: «А, занимаетесь!» – прошептал Шишкин.

- А, занимаетесь! – улыбнулся Алик Сорокин.

Мы все чуть от смеха не лопнули.

В данном случае использование повтора создает юмористическую окрашенность.  

Зачастую повтор позволяет легко и естественно «закруглить» произведение, придать ему композиционную стройность. Особенно эффектной выглядит так называемая кольцевая композиция, когда произведение заканчивается тем же образом, эпизодом, мотивом, которым оно было начато. Такая композиция часто несет в себе особый художественный смысл, способствует выделению основной идеи.

Рассказ В. Бианки « Музыкант» начинается следующим образом:

«Старый медвежатник сидел на завалинке и пиликал на скрипке. Он очень любил музыку и старался сам научиться играть. Плохо у него выходило, но старик и тем был доволен, что у него своя музыка».

Проходивший мимо колхозник предлагает старику отправиться на охоту, потому что в лесу он видел медведя. Далее рассказывается о том, как старик встретил этого медведя, извлекающего звонкие, ласковые звуки при помощи длинных щепок, торчащих из разбитого грозой дерева. Заканчивается рассказ так:

«Вечером знакомый колхозник еще раз проходил мимо избы медвежатника. Старик опять сидел на завалинке со скрипкой. Он пальцем дергал за струну, и струна тихонечко пела: «Дзен!»… Колхозник спросил старика:

- Ну что, убил медведя?

- Нет, - ответил старик.

- Что же так?

    - Да как же в него стрелять, когда он такой же музыкант, как и я?

И старик рассказал колхознику, как медведь играл на расщепленном грозой дереве».

Кольцевая композиция особенно часто используется в лирических стихотворениях.

Так, в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино» рассказ старого солдата о Бородинском сражении обрамляется строфой, выражающей основные идеи произведения:

- Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри – не вы!

Плохая им досталась доля:

Не многие вернулись с поля…

Не будь на то Господня воля,

Не отдали б Москвы!

Появление единого образа или мотива в начале и конце стихотворения зачастую помогает создать единство настроения. Характерный пример – стихотворение С. Дрожжина:

Снег летает и сверкает

В золотом сиянье дня.

Словно пухом устилает

Все долины и поля…

Все в природе замирает –

И поля и темный лес.

Снег летает и сверкает,

Тихо падая с небес.

Разновидностью повтора является рефрен – повторение стиха или ряда стихов в конце строфы (куплета). Так, рефрен использует Сергей Козлов в стихотворении «Я на солнышке лежу»:

Я на солнышке лежу.

Я на солнышко гляжу.

Все лежу

И лежу

И на солнышко гляжу.

 

 

Носорог-

рог-

рог

Идет.

Крокодил-

дил-

дил

Плывет.

Только я

Все лежу

И на солнышко гляжу.

 

Рядом львеночек лежит

И ушами шевелит.

Только я

Все лежу

И на солнышко гляжу.

Усиление.

Близкий к повтору прием. Используется в тех случаях, когда простого повтора недостаточно для создания художественного эффекта, когда требуется усилить впечатление путем подбора однородных образов или деталей. По принципу усиления построено стихотворение О. Григорьева «Варенье»: всякая новая деталь усиливает предыдущую:

У Сергея нет терпенья,

Он руками ест варенье.

Слиплись пальцы у Сережи.

Приросла рубаха к коже.

Ног от пола не отнять,

Рук от ног не оторвать.

Слиплись локти и колени.

Уши склеило варенье.

Раздается жалкий всхлип.

Сам к себе Сергей прилип.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 910; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.027 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь