Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ОБРАЗ ПЕРСОНАЖА И СРЕДСТВА ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКИ
С формированием личности именно характеры становятся основным предметом художественного познания Л. В. Чернец О термине «персонаж» Персонаж – термин, который используется, прежде всего, для обозначения образа человека, являющегося участником событий художественного произведения. Термин «персонаж» взят из французского языка и имеет латинское происхождение. Словом «персона» называли маску, которую надевал актер, а позднее – изображенное в художественном произведении лицо. В том же значении, что и «персонаж» в современном литературоведении часто используются словосочетания «действующее лицо» и «литературный герой». Словосочетание «литературный герой» возникло в античные времена под влиянием древнегреческой мифологии. В мифах наряду с богами и титанами действовали так называемые герои, потомки смешанных браков, полубоги-полулюди. Постепенно статус действующего лица снижался, но его продолжали, подчинясь традиции, именовать героем, даже если такой персонаж находился в самом низу социальной лестницы: Башмачкин, Плюшкин. Но, очевидно, неловко называть героем того, кто лишен героических черт. («Нельзя, чтобы герой был мелок и ничтожен», – писал Буало). Выбирая оптимальный терминологический вариант из трех (персонаж, действующее лицо, герой), мы предпочитаем называть «героями» образы людей, наделенных высоким положительным содержанием, а «персонажами» или «действующими лицами» (обычно в драматическом произведении) – остальных. Два последние термина нейтральны, не несут в себе неуместного оценочного начала. Итак, герой – положительный персонаж, действующее лицо – персонаж в драматическом произведении. Наряду с людьми в произведении могут действовать и разговаривать животные, растения, вещи, природные стихии, фантастические существа и т. п. Их тоже в этом случае называют персонажами, так как и нечеловеческие персонажи выступают носителями нравственных, т.е. человеческих свойств. В литературе последних столетий, которая уделяет внимание, прежде всего, личности, значимо такое явление, как характер. «Характер» по-гречески – отпечаток, признак, отличительная чета. Это слово в поэтику ввел еще Аристотель (1У век до н. э.). В литературе характер – это определенность образа (социальная, историческая, национальная, психологическая, бытовая и т. д.). То есть, характер персонажа – это совокупность индивидуальных свойств конкретной личности. Характер может нести информацию об условиях его формирования: семейных, социальных, национально-культурных отношениях. Иногда характер определяет и одна преобладающая черта. Характер – яркая индивидуальность, объединяющая определенные черты, существенные особенности социальной жизни, психического склада. Каждый герой имеет свой характер (эмоциональный, деятельный, пассивный, активный). В понятие характера включают темперамент (страстный, холодный, вспыльчивый), волю – способность человека принимать решения, добиваться цели. Характер есть у каждого человека, но не все характеры выразительны, ярки. Бесхарактерным мы называем человека, лишенного силы воли, неопределенного, невыразительного. Проявление взглядов, моральных принципов происходит через характер. Характер формируется в определенных условиях (общественных, семейно-бытовых), поэтому может изменяться (детская литература – процесс становления характера – эволюция характера). Когда герой поступает сообразно со своими сложившимися навыками, привычками, традицией, мы это называем логикой развития характера. Даже автор иногда не властен изменить характер своего героя.
Содержание образа персонажа. В каждом образе-персонаже присутствует и единичное и общее. По степени обобщенности художественные образы можно разделить на индивидуальные, характерные, типические. Индивидуальные образы – самобытные, неповторимые. С их помощью писатель стремится подчеркнуть исключительные черты героя. Чаще всего они встречаются у писателей-романтиков и писателей-фантастов (Квазимодо, Демон, Воланд), а также в произведениях детской литературы (в литературных сказках и сказочных повестях). Характерный образ – уже обобщает. В нем содержатся черты, присущие многим людям определенной эпохи и определенного общественного слоя (персонажи «Братьев Карамазовых» Достоевского и т. п.). На контрасте характерных образов и образа индивидуального выстраивает экспозицию своей повести «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» Астрид Линдгрен: «В городе Стокгольме на самой обыкновенной улице в самом обыкновенном доме живет самая обыкновенная семья по фамилии Свантесон. Семья эта состоит из самого обыкновенного папы, самой обыкновенной мамы и трех самых обыкновенных ребят – Боссе, Бетан и Малыша. «Я вовсе не самый обыкновенный малыш», - говорит Малыш. Но это, конечно, неправда. Ведь на свете столько мальчишек, которым семь лет, у которых голубые глаза, немытые уши и разорванные на коленях штанишки, что сомневаться тут нечего: Малыш – самый обыкновенный мальчик. … Во всем доме есть только одно не совсем обыкновенное существо – Карлсон, который живет на крыше. … Карлсон – это маленький толстенький самоуверенный человечек, и к тому же он умеет летать. На самолетах и вертолетах летать могут все, а вот Карлсон умеет летать сам по себе. Стоит ему только нажать кнопку на животе, как у него за спиной тут же начинает работать хитроумный моторчик». Типичный образ (тип) – представляет собой высшую ступень образа характерного. В типическом образе собраны, сконцентрированы наиболее существенные и показательные черты и качества людей определенной эпохи, принадлежащих к той или иной общественной группе, нации. Общечеловеческое содержание образов-типов делает их имена нарицательными далеко за пределами породившей их среды и эпохи. Так, хвастуна мы называем «Хлестаковым», недоучку «Митрофанушкой», праздного мечтателя «Маниловым». Детская литература представляет самые разнообразные типы: подросток- фантазер и мечтатель, подросток-изобретатель… (Ю. Сотник), «Очень Глупый Мальчишка» в сказке Б. Заходера «Серая звездочка». Появляется и антигерой – прагматик, преждевременно овзросленный, лишенный фантазии подросток. Дети быстро меняются, применяясь к тем социальным, идеологическим изменениям, которые происходят в обществе. Детские писатели видят эти изменения, учитывают их в своем творчестве. Порой персонажи становятся воплощением таких типов личности, которые отражают универсальные свойства человеческой натуры. Это так называемые «вечные образы» – Гамлет, Дон Кихот, Дон Жуан, Обломов, Тартюф и др. Внутренний мир ребенка неустойчив, дети, как правило, готовы подражать, поэтому их характеры в литературном произведении обычно находятся в становлении. Для ребенка характерны любознательность, подвижность (посмотреть детскую психологию). Конечно, в детской литературе появляются однозначно положительные герои. Но, как правило, теплого отношения они не вызывают (Знайка Н. Носова, «ужасно примерные дети» в сказке К. Драгунской «Лекарство от послушания»). Применительно к лирическим произведениям говорят об образе лирического героя. В лирическом герое всегда много автобиографического, он является особой формой воплощения личности автора в лирике. Говорить о лирическом герое имеет смысл тогда, когда личность поэта облекается устойчивыми чертами - биографическими, сюжетными. Но, как и всякий художественный образ – лирический герой – художественное обобщение, созданное при помощи вымысла и включающее в себя то, что имеет значение для всех людей.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 430; Нарушение авторского права страницы