Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Внутренняя характеристика.



Приемом раскрытия образа-персонажа является непосредственное изображение его внутреннего мира. Воссоздание духовной жизни персонажа называется психологическим анализом. У каждого писателя и в каждом произведении психологический анализ принимает свои неповторимые формы. У Толстого и Достоевского изображение внутренней жизни персонажей дано предельно развернуто. Излюбленный прием этих писателей – внутренний монолог, в котором фиксируется поток мыслей, чувств, впечатлений, владеющих в настоящий момент душой героя.

Важнейшим приемом психологической характеристики персонажа у многих писателей является описание изображаемого с точки зрения этого персонажа (Чехов. «Беглец», «Гриша»).

«Гриша, маленький, пухлый мальчик, родившийся два года и восемь месяцев назад, гуляет с нянькой по бульвару. …

До сих пор Гриша знал один только четырехугольный мир, где в одном углу стоит его кровать, в другом – нянькин сундук, в третьем – стул, а в четвертом – горит лампадка. Если взглянуть под кровать, то увидишь куклу с отломанной рукой и барабан, а за нянькиным сундуком очень много разных вещей: катушки от ниток, бумажки, коробка без крышки и сломанный паяц. В этом мире, кроме няни и Гриши, часто бывают мама и кошка. Мама похожа на куклу, а кошка на папину шубу, только у шубы нет глаз и хвоста. Из мира, который называется детской, дверь ведет в пространство, где обедают и пьют чай. Тут стоит Гришин стул на высоких ножках и висят часы, существующие для того только, чтобы махать маятником и звонить. Из столовой можно пройти в комнату, где стоят красные кресла. Тут на ковре темнеет пятно, за которое Грише до сих пор грозят пальцами. За этой комнатой есть еще другая, куда не пускают и где мелькает папа – личность в высшей степени загадочная! Няня и мама понятны: они одевают Гришу, кормят и укладывают его спать, но для чего существует папа – неизвестно».

Многие писатели прибегают к скрытому анализу духовной жизни своих героев, раскрывая не непосредственно их психику, а то, как она выражается в поступках, жестах, мимике людей (Тургенев, Чехов).

Биография героя . Она может быть оформлена как предыстория. Так, в рассказе Д. Н. Мамина-Сибиряка «Емеля-охотник» мы узнаем о том, почему шестилетний Гришутка оказался на попечении семидесятилетнего деда Емели: «Отец Гришутки умер три года назад от горячки, мать заели волки, когда она с маленьким Гришуткой зимним вечером возвращалась из деревни в свою избушку. Ребенок спасся каким-то чудом».

Важно не только то, какие именно художественные средства использует автор для создания образа-персонажа, но и порядок их включения в текст. Все названные художественные средства позволяют читателю сделать выводы об отношении автора к герою.

Мы отметили лишь наиболее очевидные и чаще всего встречающиеся приемы создания образа-персонажа. На самом деле их больше, причем многие из них незаметно сливаются друг с другом.

 

Система персонажей

Художественная форма произведения складывается из отдельных образов. Их последовательность и взаимодействие между собой – важный момент, без которого нельзя понять ни оттенки художественного содержания, ни своеобразие воплощающей его формы.

«Система персонажей – это определённое соотношение характеров» (Л. В. Чернец. Персонажей система // Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины. М., 2000. С.254).

Система персонажей придает произведению целостность, помогает осознать содержание произведения.

Принято различать персонажей:

 главных (находятся в центре сюжета, поэтому на них направлено основное внимание читателя; обладают самостоятельными характерами и прямо связаны со всеми уровнями содержания произведения;.

второстепенных (также довольно активно участвующих в сюжете, имеющих собственный характер, но которым уделяется меньше авторского внимания; в ряде случаев их функция – помогать раскрытию образов главных героев). Они помогают выразить идею произведения;

эпизодических (появляющихся в одном-двух эпизодах сюжета, зачастую не имеющих собственного характера и стоящих на периферии авторского внимания; их основная функция – давать в нужный момент толчок сюжетному действию или же оттенять те или иные стороны персонажей главных и второстепенных). Они могут быть связующим звеном между главными персонажами и сюжетом (слуги, подружки и друзья и т. д.). Служат фоном повествования. В драматических произведениях выделяются внесценические персонажи. Они не появляются на сцене, лишь их имена упоминаются в репликах персонажей.

Сложность практического анализа в этом плане заключается в том, что категорию персонажа (главный, второстепенный, эпизодический) можно определять по двум главным параметрам.

Первый – степень участия в сюжете и, соответственно, объем текста, который этому персонажу отводится. Второй – степень важности данного персонажа для раскрытия сторон художественного содержания. Но зачастую бывает и так, что параметры персонажа не совпадают между собой, чаще всего в тех случаях, если второстепенное или эпизодическое лицо с точки зрения сюжета несет на себе большую содержательную нагрузку.

В некоторых художественных системах мы встречаемся с такой организацией системы персонажей, что вопрос об их разделении на главных, второстепенных и эпизодических не встает, хотя в ряде случаев и сохраняются различия между отдельными персонажами с точки зрения сюжета и объема текста. Так, в «Лете Господнем» И. С. Шмелева даже эпизодические персонажи незабываемо индивидуальны. Придавая своим персонажам своеобразную манеру поведения, особое «речевое лицо», характеристические черты портрета, Шмелев создает образы яркие и запоминающиеся.

Эпизодические персонажи отличаются от главных лиц количественно, а не качественно: по объему изображения, а не по степени авторского интереса к ним. А это уже создает особую установку, особый содержательный смысл композиции: перед нами уже не образы отдельных людей, а нечто более широкое и значительное – образ населения, народа, нации.

Между персонажами произведения могут возникать довольно сложные композиционные и смысловые взаимоотношения. Наиболее простой и часто встречающийся случай – противопоставление двух образов друг другу, например, Рукодельница и Ленивица в сказке В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович» – персонажи-антагонисты.

Несколько более сложный случай, когда один персонаж противопоставлен всем другим, как, например,  в повести В. Железникова «Чучело».

Гораздо реже, чем противопоставление, применяется прием своеобразного «двойничества», когда персонажи композиционно объединены по сходству: Оля и Яло в повести В. Г. Губарева "Королевстве кривых зеркал".

Зачастую композиционная группировка персонажей осуществляется в соответствии с теми темами и проблемами, которые эти персонажи воплощают. Композиция, таким образом, работает на раскрытие проблематики.

 

 

Примерный план характеристики образа персонажа

1. Автор, произведение, время создания.

2. Главный, второстепенный, эпизодический, внесценический (в драме).

3. Средства создания образа:

- особенности портрета (физические признаки, одежда, манера поведения, мимика, жесты);

- внутренняя форма имени;

- особенности речи (речевая манера, содержание речи);

- пейзаж, интерьер, предметная деталь как средства косвенной характеристики;

- роль в сюжете, основные события, связанные с персонажем;

- использование сравнений, метафор, эпитетов, гротеска и других тропов;

- сопоставление и противопоставление с другими персонажами;

- прямые высказывания автора о персонаже;

- высказывания других персонажей.

4. Конкретные признаки: «биография», характер, мировоззрение, эмоциональное проявление.

5. Типизация: примером какого социально-исторического, психологического, национального типа людей может служить персонаж; какие именно черты этого типа людей в нём представлены.

6. Общечеловеческое: какие универсальные закономерности человеческого поведения представлены в персонаже.

7. Персонажи-антиподы и персонажи того же типа в данном произведении.

8. Другие персонажи подобного типа в литературе.

9. Авторское отношение к герою и основные способы его проявления.

10. Ваша собственная оценка персонажа.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Действующее лицо художественного произведения называется:

- образом;

- персонажем;

- типом.

2. Персонажем произведения может быть:

- только человек;

- только одушевленный предмет;

- любой предмет или явление.

3. В систему персонажей входят:

- герои и их прототипы;

- персонажи главные, второстепенные, эпизодические;

- герои и автор.

4. Есть ли разница между понятиями «образ» и «персонаж»:

- да, и очень существенная;

- нет;

 - в зависимости от жанра.

5. В чем заключается различие между образом-характером и типическим образом?

6. Перечислите основные приемы раскрытия внутреннего мира персонажа.

7. Определите отношение автора к следующим героям, выраженное в их портретных характеристиках. Выделите опорные слова, которые позволили вам сделать определенные выводы:

а) «По своему виду господин Спрутс ничем не выделялся среди прочих грабенбергских богачей, которые вообще-то не отличались большой красотой. У него было широкое, несколько раздавшееся в стороны лицо с малюсенькими, словно гвоздики, глазками и чрезвычайно тоненьким, зажатым между двумя пухлыми щечками носиком». (Н. Носов "Незнайка на Луне").

б) "Был профессор Телега моложав, строен, лицо имел худое и очень интеллигентное. Острый подбородок его, пожалуй, чересчур выдавался вперед (как у сказочного месяца), но это лишь придавало профессору особую симпатичность. Так же, как и привычка почесывать подбородок в ответственные минуты". (В. Крапивин. "Серебристое дерево с поющим котом")

8. Какие приемы создания образа-персонажа использованы в следующем фрагменте:

«Веселая собачка эта Вьюшка, всем нравится: ушки как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок» (М. Пришвин).

9. Определите, какие виды характеристик использует Г. Цыфиров в следующих маленьких сказках из цикла «Как лягушки чай пили»:

а) «Утром – роса на цветах, на листьях и даже на иголках у ёжика.

Встретил мышонок ёжика и сказал:

- Грустный ёжик. Совсем грустный. Даже иголочки плачут!

Ёжик улыбнулся: «Смешной мышонок».

 

б) «Встретил ослик жеребёнка в яблоках и сказал:

- Ну и что, подумаешь!

Взял и налепил себе на бока разные листики. Глупый ослик. Думает, что он теперь всегда будет такой красивый».

10. Внимательно прочитайте рассказ К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» и выделите в нем образы-персонажи. Определите, из каких компонентов складывается образ Дагни. Какова в этом рассказе роль пейзажа?

 

Литература

Анализ художественного текста: Эпическая проза. Хрестоматия / Сост. Н. Д. Тамарченко. М., 2005.

Барышников Е. П. Литературный герой // Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. Т. 4. М., 1967.

Магазанник Э. Б. Персонаж // Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. Т. 5. М., 1968.

Масловский В. И. Литературный герой // Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.

Ильин И. П. Персонаж // Современное зарубежное литературоведение: Энциклопедический словарь. М., 1996.

Тюпа В. И. Характер литературный // Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. Т. 8. М., 1975.

Чернышев А.. Персонаж // Словарь литературоведческих терминов. М., 1974.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 421; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.025 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь