Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Перемена человека внутреннего на внешнего



История России знает период, когда развитие религиоз- ности в народе приняло неблагоприятный характер. Это в 17 веке. Тогда религиозность в значительной части людей Рос- сии оторвалась от нравственного в них и стала достоянием преимущественно внешнего и среднего человека. В  итоге

122


 

 

земность, а вместе с нею горделивость за свое православие стали заволакивать души людей.

Царь и патриарх занялись исправлением богослужебных текстов. Дух времени, исходящий от врага рода человеческо- го, подогрел в людях внешних религиозную ревность, ложную, так как от врага она шла, и поднял пожар – дескать, гибнет православие. Загудел набат по всей России: патриарх, мол, – это пророк антихриста, а царь есть сам антихрист. В этих лю- дях, подхвативших набат, чувство верноподданности потерпе- ло в то время сокрушительное поражение. Отказ антихристу, если сам царь антихрист, стал отказом от царя. В другой части населения России, которая оказалась перед реальностью от- казавшихся от царя, верноподданность сильно пошатнулась. Эти люди растерялись и не знали, что делать.

Мы знаем, что верноподданность, если остается в чело- веке внутренне религиозно-нравственном, она, как явление нравственное в человеке, – не может пошатнуться. Если она в ком-то пошатнулась, это значит, что человек, попирая в себе внутреннее нравственное, а то и предавая себя внутреннего нравственного, всплывает в человека внешнего, в ком верно- подданности уже нет, может быть только память и воспоми- нание о нем, или еще хуже – одни знания о нем, да размыш- ления. Внешнему человеку, тем более среднему, творческому, самодержавие станет бременем, тисками, угнетением вольной его жизни. А здесь вольной еще и в религиозных порывах.

В 17 веке произошло по сути то же, что произошло в 20 веке в 1912–13 годах в среде имяславия на Афоне. (Об этом позже.) В 17 веке отказ от царя, потому что признали в нем анти- христа, повел к внутренней катастрофе человека. Не от царя он отказался, но от себя внутренне-нравственного. А вернее, уже накопившееся к этому времени значительное число внеш- них людей в России в ложном религиозном подъеме  (против

123


 

 

антихриста) закрепилось в утрате в себе внутреннего нрав- ственного человека. С водою выплеснув младенца. Увы, без- возвратно. Поэтому прошло с 17-го века уже четыреста лет, а люди эти – старообрядцы – закоренело остаются внешними и средними людьми в ложной нравственности, остаются вне Церкви, потому что тогдашний патриарх для них – это пророк антихриста. Почему же не вернулись к последующим патриар- хам? Потому что они, мол, вне Церкви и вне царя. Прервалась, дескать, преемственность. То есть остались вне святости и вне верноподданности.

Весь остальной народ России в то время оказался в ситуа- ции не менее сложной, что в наше время в связи со всеправо- славным собором 2016 года. Далеко не всякий человек тогда понял, что брань шла не за его внешнее склонение между ста- рообрядцами и официальной церковью, но шла война за то, о чем мы с тех пор молимся каждый день в утренних молитвах –

«да не убо похитит мя сатана и похвалится Слове, еже оттор- гнути мя от Твоея руки и ограды». («С тех пор», потому что по- сле раскола домашнее утреннее правило изменилось.). Похи- щение это – «да не убо похитит» – в том будет заключаться, что человек внутренне-нравственный, тем более нравственно-ду- ховный, оставит себя такого и устремится к самореализации внешнего и среднего творческого человека, не подозревая, что тем предает себя. Он взойдет во второстепенные дарования своей натуры и останется в них либо средним творческим, одаренным талантами, душевно-деятельным человеком, либо человеком внешним, который живет в наше время за счет по- лученных в школе или услышанных где-либо знаний и за счет государственных и частных учреждений, где организация и дисциплина, за него и для него созданные, дают ему чувство благополучной жизни. Сегодня и всегда это любые учрежде- ния, армия, школа и все структуры государства.

124


 

 

Внешний и средний человек без всякого разумения и нима- ло не смущаясь живет от падшего естества в себе. Это значит, им владеют и в нем действуют все составы падшего естества – покровы сердца, узы духа, возбудители греха (святитель Фео- фан Затворник называет их «коренные возбудители») и закре- пители характера.

Но не только в этом трагедия. Она глубже и много глубже. Особенность среднего и внешнего человека в том, что живут они как выраженный индивид тремя его свойствами – само- реализацией, тиранией (настаиванием на своем и отстаивани- ем себя) и разными формами сближения друг с другом мимо Святого Духа (в семью чувственным влечением, сближением; в товарищества, группы, группировки, кучки, корпоративы, в толпу со стадным чувством, как и в партии, собрания, народ- ные массы, союзы, съезды, саммиты и т. д.).

Как индивид и тот и другой, т. е. средний и внешний чело- век, первое – руководимы тремя духами; мира, времени, лести или обмана. Второе – погружены в падшее естество и им уча- ствуют и присутствуют во всех жизненных обстоятельствах. При этом не отдавая себе в этом отчета.

Так, в первом свойстве в основе самореализации лежат греховные пять покровов сердца – самообольщение, нечув- ствие благодати, беспечность к спасению, рассеянность через разные виды впечатлений, многозаботность в нескончаемой повседневной суете, плотяность, т. е. заботы о материальном комфорте.

Во втором свойстве – тирании, как в свойстве индивида, проявляются трое уз духа – мира, самоугодия, диавола или самолюбия.

Третье свойство индивида – сближение людей друг с дру- гом мимо Духа Святого, всё, как плесенью, опутано возбудите- лями греха – саможалением, чувственностью, человекоугодием,

125


 

 

земностью, и как затвердителем залита закрепителями харак- тера – животным и душевным страхом, своенравием и упрям- ством. (Путь ко спасению. Св. Феофан Затворник).

Такой человек, потеряв свое нравственное, вместе с ним утратил и верноподданность, и святость, и патриархальность. То есть в безбожных условиях 20-го века выжил за счет того, что из крестьянства и крестьян переметнулся в новый класс – рабочих , т. е. отодвинув в себе нравственного и трудового чело- века, перешел во внешнего, а кто-то подался в интеллигенцию, под которую замаскировался человек средний. В наше время в современных условиях религиозной свободы два процента тех и других сделались христианами. Но такими христианами, которые теперь если и захотят, не будут знать и не знают, как вернуться к себе внутренним, нравственным, трудовым, а не деятельным людям. Одни не знают, многие уже и не хотят, и есть такие, кто враждебно настроен к такому переходу.

 





Подмены

Если святость сегодня подменена естественной религиозно- стью, которая свойственна всем народам мира, верноподдан- ность отвержена двойным отступничеством от царя в 17-м и 20-м веке, тогда может быть патриархальность имеет какие-то шансы на возрождение? Как третье свойство народа Божьего. Дворянство и княжество благочестивое, имевшее патриар- хальность, в наше время восстановлению не подлежат. Есть призрачная надежда на священство с их семьями. Но куда деть

нашу священническую авторитарность?

Тогда, быть может, крестьянство можно возродить? По- тому что подлинное крестьянство – это не столько жизнь от земли, сколько характер людей, имеющих три свойства народа

126


 

 

Божьего, это первое, и второе – живущих церковным укладом с тремя его составляющими – чаянием жизни будущего века, таинством повседневной жизни и благодатным ладом, исходя- щим от добродетелей.

Но вот беда – из множества разнообразных современных инициатив по возвращению в деревню я не знаю ни одной, в которой люди ставили бы перед собой задачу возрождения та- кого укладного крестьянства. Значит ли это, что это и невоз- можно? И как узнать – возможно или невозможно?

Архимандрит Иоаким (Парр) пишет в своей упомянутой книге (Беседы на Русской земле. СПб., 2013. С. 78): «Однажды я посещал некий монастырь (в России), и игумен сказал мне, показывая на одного монаха:

– Вот он – удивительно хороший работник. Я ответил:

– А есть ли у вас в монастыре люди, которые так же удиви- тельно хорошо умеют любить?

– О чем вы, – удивился игумен.

– Покажите мне в братстве монаха, который умеет любить больше, чем остальные.

Он ответил:

– Я не знаю...

– Грустно, – сказал я».

Вот так же и с крестьянством. Испытайте себя. Если есть желание деревенской жизни, посмотрите в себя, на каких ос- нованиях вы желаете ее устроить? На основании современно- сти, т. е. евроудобств, или на основании патриархальности, т. е. Богом данных и в Церкви устроенных отношений в семье? Вы увидите, что у вас начнется внутренний разлом.

Жить от земли, жить в деревне, от своего хозяйства – это важное условие, чтобы началось крестьянство. Но не в нем

127


 

 

заключается крестьянство. То, которое с такой злобой и яро- стью уничтожали в советское время, загоняя людей в колхозы и совхозы. С помощью этих новых жизненных образований уничтожался церковно-патриархальный крестьянский уклад. Уклад народа Божьего.

Желание деревенской жизни – одно. Желание крестьян- ской жизни – совсем другое. Поэтому пока не преодолеется внутренний разлом, никакого возвращения к внутреннему нравственному человеку через крестьянство сделать нельзя. А это был бы самый прямой и самый массовый путь возвраще- ния к нравственному человеку.

Но и патриархальность не из книг берется. Из чего же? Как благословение Божие оно берется из жизни в церковном укла- де. Берется как восстановление образа мужа и жены, отца и матери, как восстановление сыновства в детях со всеми его пятью свойствами. Как восстановление не просто главенства мужа в семье, но как восстановление семьи в ее единстве, тро- ичности и святости. Где патриархален каждый член семьи. То есть каждый член семьи – жена-мать, сыновья и дочери, стар- шие, младшие – имеют каждый свой нравственный характер, свой чин отношений как к главе семьи, так и между собою.

Церковный уклад – это религиозность человека. Но не как одна из сторон души, как это сейчас есть у многих вроде цер- ковных людей. Не как движение души, которому отводится свое время и свое место (молитвы утренние и вечерние, служ- ба и таинства раз в одну или две недели), а все остальное время человек живет другими потребностями души, при этом о сво- ей религиозности даже не вспоминая – живет увлечениями, развлечениями, страстями, работой, домом, хозяйством, гре- хами, активным отдыхом, все вперемешку. Такой вот разноо- бразный и многообразный в своих дарованиях современный христианин.

128


 

 

Иное – религиозность, которая формирует церковный уклад. Она имеет в нем три направления начального устрое- ния жизни. Первое – она устанавливает отношения с Небом, это молитва ко Христу, Матери Божией, ангелам, святым, это богослужения и весь годовой круг богослужений, постов и праздников.

Второе – она осваивает церковные учения и формирует свое религиозное мировоззрение.

Третье – она в Евангелии и таинствах дает человеку жизнь. Это не только в свое время и в своем месте, при чтении Еван- гелия в рамках правила, но во все время дня, недели, года. Участвуя в каждом событии жизни и в каждом деле. Таин- ством Евангелие входит во все события жизни. В том числе и в святые действия первого и второго направления. Такое при- сутствие таинства в жизни человека через евангельские за- поведи и наставления, сам порядок жизни, характер и напол- нение делает ее церковным укладом. Так как важнейшими событиями жизни у человека являются его семья, Отечество и Церковь, такая благодатью наполненная религиозность, пробуждая, оживляя и очищая его совесть, именно в этих со- бытиях возвращает его к самому себе. В нем начинает возра- стать осознание себя семьянином, гражданином, христиа- нином.

Этим отодвигается на второй, третий и дальний план ин- дивид, отодвигается его первое свойство самореализация. Как это происходит? У индивида в его самосознании место семьянина занимает личная всегда успешность и во всем успех. Закладка такой самореализации и такого самосознания в наше время начинается у каждого человека с самого детства. Детства, у которого отнят труд. Труд должен быть с 3-х лет. Но вместо него праздность и дух праздности с мультиками, играми, бездельем.

 

129


 

 

Все, что происходит в наше время с детьми в семьях до их семилетнего возраста, прямо работает на эту закваску. С семи лет ребенок попадает в категорическую атмосферу школы, где всегда успешность и во всем успех становятся главным делом его жизни. Семья отодвигается на роль биологического и ду- шевного обслуживания самореализации. А во всем успеш- ность и всегда успех делаются внутренней осью жизни инди- вида, вокруг которой складываются и крутятся все важней- шие жизненные устремления и переживания. Здесь и радость от успешности, успеха, и огорчение, когда ни то, ни другое не достигнуты. За такой самореализацией индивида стоит дух времени. Он-то и приводит современных детей и молодежь прямо на поклонение образу зверя – жизни в интернете. И для будущей жизни за гробом не только то имеет значение, что че- ловек придет туда, нагруженный и помраченный грехами, но и то, что он придет туда не внутренним человеком, а средним или внешним, еще с земной жизни подхваченный враждеб- ным Богу духом времени. Не Божиим уже человеком он при- дет туда.

Если же у человека в церковном укладе развивается осозна- ние своей принадлежности семье, тогда действием благодати и жизнью по вере и совести начинается преодоление индивида. Ради личности в человеке. Это преодоление индивида делает- ся для него преодолением второго его свойства – тирании.

Тирания – это различные действия унижения, подавления

и уничтожения другого человека или человеческого в нем. Ти- рания вместе с тем – это выдвижение самого себя как верши- теля событий, судеб людей, близких, средних, дальних. И тре- тье проявление тирании – это безграничное использование других людей в своих интересах, целях, желаниях.

 

130


 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.034 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь