Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Третье – составы сознания



Итак, мы всмотрелись в два состояния сознания. Теперь остановимся на третьем – какое оно, сознание наше?

В простоте Богу живет, общается, служит, угождает, или имеет трехэтажное индивидное устроение – сознание, подсо- знание и бессознательное. Таким видит наше сознание совре- менная психология. Наука, не имеющая благодатного света, оперирующая одними только интуицией и интеллектом, не выходящая за пределы падшего естества, описывающая вну- тренние составы сознания грешника.

В христианской среде принято от таких описаний сразу отлагаться, как от чужеродного. Это было бы верно, если бы это чужеродное относилось, например, к животному миру. Но беда в том, что это чужеродное с его тремя составами и есть мы сами, собственно сам христианин, отлагающийся от этого

159


 

 

якобы чужеродного. «Якобы», потому что на деле весь из него и состоит.

Если человек на такое утверждение скажет: «Господи, гре- шен есмь», – тогда с ним, таким человеком, непредвзятым и способным к покаянию и разумению, можно и продолжить наше испытание.

Бессознательное – это то в человеке, в глубине которого ин- дивид своим самообольщением создает в себе иллюзию, буд- то кроме него, знающего, умеющего, способного, совершен- ного, доброго, верующего, уверенно святоотеческого, никого больше и нет. Личности в нем нет той, которую Бог сотворил и, сотворив в двоих, назвал их Адам и Ева. По грехопадении личности не стало. Она поглотилась природой и через то пре- вратилась в индивида. С этого времени бессознательное ин- дивида (в личности бессознательного нет) встало в отрицание личности. Сохраняя себя, индивид в бессознательном отрица­ ет личность. Отрицая личность, он отрицает Бога, без кото- рого личность не может быть, она изначально сотворена быть единой с Богом. Отрицая Бога, индивид отрицает тех, кого Бог любит, т. е. окружение индивида – ближних.

Три отрицания есть глубинная суть индивида. Отрицания эти лежат в бессознательном. Поэтому индивид о них и не может знать, и не знает. Во внешнем своем – в подсознании и сознании – он человек религиозный. Может быть, ревностно и даже истово религиозным человеком, не подозревая и не желая подозревать, что в бессознательном он категорический противник Бога... Поэтому как религиозный человек он ве- рит в разных богов и, принадлежа к разным народам мира, решительно не хочет и не может быть христианином. ИлиЮ как религиозный человек, он христианин, но ни за что не со- гласится стать православным. Или он православный, но бу- дучи душою и всей душою религиозно-душевным человеком,

160


 

 

в своем сознании и родовом подсознании, никогда не будет духовным.

«Я не мог говорить с вами, братия, – говорит апостол Па- вел, – как с духовными, но как с плотскими, потому что вы еще плотские. Между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? Никто не обольщай самого себя» (1 Кор. 3, 1–3, 18). И «душевный человек не принимает того, что от Духа Бо- жия» (1 Кор. 2, 14). Поэтому святитель Игнатий говорит: «Есте- ственное милосердие враждебно заповедям Евангельским» (по кн. арх. Лазаря «Ангелу Лаодикийской церкви». С. 38).

А причина всего этого лежит в падшем индивиде, бессоз- нательное которого не подлежит сознанию. Когда ученикам Христовым открылась эта реальность, они ужаснулись: «Так кто же может спастись? Иисус сказал им : человекам это невоз- можно, Богу же все возможно» (Мф. 19, 25–26).

Отрицание Бога в их бессознательном легко обнаружи- вается у людей в словечке «как бы». Индивиду свойственно в своей речи постоянно говорить «как бы». Он это словечко вставляет перед каждым словом, повествующем о реальном, о добром и о святом. В итоге реальное превращается в как бы реальное, доброе в как бы доброе, т. е. притворное, а святое делается как бы святым, т. е. обманом.

Отрицание ближних в бессознательном реализуется в дру- гом словечке – «нет». Индивид, когда хочет что-то утверди- тельное сказать собеседнику, он сначала произносит это сло- вечко – «нет», а потом говорит свое утверждение. В одних слу- чаях это «нет» означает несогласие со сказанным со стороны собеседника, в других, много более частых, это слово отрица- ет собеседника. «Нет», – говорит индивид и произносит свое утверждение. Это «нет» заявляет собеседнику – тебя для меня нет, или в нашем разговоре тебя нет, поэтому правдиво или реально то, что я говорю. Все твое не существует.

 

161


 

 

Если в бессознательном отрицание Бога и божьего (лич- ности и ближних), тогда в подсознании мешанина или игра страстей, а в сознании – сплошной грех: мыслью, словом, чув- ством, поступком, поведением, жизнью.

Эта мешанина вливается в религиозную жизнь и делает ее богопротивной. Чтобы увидеть обширность такого человека в наше время, приведем об этом выдержки из книги арх. Лазаря (Там же. С. 32-37).

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь