Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Остаться при себе своем и среди своих



Видели ли вы когда-нибудь кочевых цыган, которые табо- ром перемещаются с места на место? Века и даже тысячелетия идут мимо них, а они, сменив сотни поколений, по виду оста- ются теми же, по образу жизни ни в чем не изменившиеся, и в характере своем и в своем нраве не знающие перемен.

Когда пытаются их сделать оседлыми, не только народы, среди которых они кочуют, но и свои же, оседлые цыгане, бывает, и украдут и удержат у себя, а удержанный цыган или цыганка вырываются, убегают как на свободу в свою полную, казалось бы, лишений и неудобств, кочевую жизнь. Похоже, что они без этого и жить не могут.

Но точно так же, как и мы, культурные, оседлые, цивилизо- ванные, ни за что не пойдем в их стан жить их жизнью. Наша жизнь – вот жизнь. Пусть попробуют цыгане кого-нибудь из нас украсть и удержать у себя. Вырвемся, сбежим, тоже как на свободу, вернемся к себе, в свое и к своим.

Преподобный Иосиф Исихаст пишет, что к нему в скит по доброй воле приходили или прибивались афонские иноки и монахи, желая духовного руководства и ради него соглаша- ясь на не менее суровые условия, чем-то сродни как у кочевых цыган, вместе с тем выражая готовность претерпеть  все


 

 

трудности скитнического устава и разных обстоятельств жиз- ни, которые время от времени у них случались. Из двухсот с лишним таких желающих удержалось жить с ним всего девять человек. Остальные оставили его, все равно что вырвались, убежали, тоже как на свободу вернулись к себе, к своему, к своим.

Но и постоянные ученики старца Иосифа преподобного, если случалась необходимость задержаться в общежитель- ном монастыре или, того хуже, в городской больнице из-за болезни, чувствовали себя пленниками и при первой же воз- можности убегали оттуда, чтобы вернуться к себе, к своему и к своим.

То же бывает и с деревенскими жителями, задержанными в городе разными нуждами. Они не могут в нем долго оста- ваться. И тем более с городскими, которые порой больше неде- ли-двух не могут даже находиться в деревне, не то чтобы жить. Убегают к себе, к своему и к своим.

Если продолжить это исследование, то увидим, что четы- ре рода людей – внешние, средние, внутренние религиозные нравственно-трудовые и внутренние нравственно-духовные один в один имеют подобный же характер.

Внешние, которые живут, пользуясь всем готовым, знани- ями, организованной для них жизнью и устроенной для них дисциплиной, например в виде государственных законов, рас- поряжений и механизмов, или в храме устроенной жизнью, другой жизнью жить не могут. Попав в творческий коллек- тив, они ищут в нем какую-нибудь нишу (обязанность, пору- чение, дело), которые не требуют от них творчества. В жиз- ни они готовы штамповать на конвейере, подавать, убирать, обслуживать, пересказывать, излагать, переписывать, состав- лять, складывать, но только не придумывать, не сочинять, не изобретать и не творить новое. Готовы подчиняться, делаться

177


 

 

начальниками, приказывать, обучать, но только в готовых инструкциях и сверху написанных распоряжениях, приказах. Уведи их из такой жизни, они все равно в нее убегут к себе, в свое и к своим.

Так жены убегают к родителям, к своим, чтобы насканда- лившись с мужем, вернуться к себе, значит к маме. Мужья по- сле скандалов убегают к своим, в свое и к себе. Нередко это «к своим» и «к себе» совершают пьющие или друзья, у которых тоже не заладилось в семье, или работа и сотрудники, т. е. не семья. Что и как делать и вести себя в семье, они не знают, и как внешний человек лучше чувствуют себя вне семьи.

Средние люди, творческие, изобретательные, ищущие, до всего докапывающиеся, не терпят и не могут долго находиться в организованных и дисциплинированных рамках, не могут иметь дело с готовыми знаниями, написанными для них ин- струкциями, распоряжениями, стандартными обязанностями. Они бегут от них в более-менее свободный для них распоря- док жизни. Быть в семье со второй половиной, которая есть человек внешний, им становится невмоготу. Равно как и внеш- ний человек не знает, как жить с человеком средним. Характер жизни среднего человека труден для него. Несовместимость, нерезонансность лихорадит семью. И в итоге разваливает. Каждый убегает к себе, к своему и к своим.

Оба рода людей – внешних и средних давно живут в городе, несколько поколений назад убежав из деревни. Они и создали себе и под себя город. И продолжают усовершенствовать его. Тем самым уже необратимо закрепляя в себе характер внеш- него и среднего человека.

Лишь часть людей внутренних, нравственно-трудовых, ре- лигиозных оказались тоже в городе. Остальные все остались в деревне. Оставаясь в деревне, были крестьянами – патри- архальными, верноподданными, живущими святой  жизнью

178


 

 

в церковном укладе. Никто из внешних и средних не захотел оставаться с ними. А те, кто со временем нарождался у них, до- стигая юношеского или среднего возраста, соблазняемые друг другом, а то и беспутными родителями, тоже уходили от них в город.

И к нашим временам опустела деревня. Там, где еще оста- ются люди жить в деревне, это уже не внутренние нравствен- ные, но те же внешние, изредка средние. Они живут в дерев- не, постепенно переделывая ее под себя, превращая в поселок городского типа и свойства народа Божьего изгоняя из своей семьи, из своей среды, оставаясь с собою, в своем, со своими, подобными им. Современными, нетрудовыми, нерелигиозны- ми, утратив нравственность. А то и пьющими, бескультурны- ми и проч.

И внутреннего нравственного человека, которому свой- ственны супружество, родительство и сыновство, тоже изгнав из себя. Потому и у деревенских, живущих подобно город- ским, уже нет или очень мало ладных семей, нет настоящих сыновей и дочерей.

И трудовую силу уже давно изгнали из себя, потому что уже три или четыре поколения содержат детей до школы в празд- ности при мультиках и развлечениях, затем в школе в безде- лье, на современный лад и по современным меркам охраняя их от труда. В итоге в подростковом и юношеском возрасте своих детей получают от них возмездие – пьянство, мат, от- кровенное безделье и в наши дни возрастающий разврат. И не- возможно никого из них позвать в крестьянство. Послушают, послушают, да и уходят. Уходят к себе, к своему, к своим.

 

 

179


 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь