Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Календарные семейно-бытовые праздники –



перспективный план в старшей группе

Месяц. Тема Содержание
14 сентября – «Семенов день» Фольклорное представление «Мушиный праздник». В этот день отмечали первые осенины. Устраивали потешные похороны мух и тараканов, надоедливых обитателей леса. С 14 сентября начинается «Бабье лето» . С Семена начинаются посиделки. Проводятся театрализованные игры, юмористического характера. Строятся на основе использования потешек и приговорок о насекомых.
Октябрь «Покров Батюшка» «Покрывает всё покровом Богородица сама». К празднику Покрова заканчиваются основные сельскохозяйственные работы. Идет последний сбор грибов, плодов. С этого дня начинались Покровские Ярмарки. На эти Ярмарки съезжались со всех сел и деревень. Дети знакомятся с главным театральным героем ярмарки - Петрушкой, учились нахваливать свой товар , обыгрывали роли продавца и покупателя.
Ноябрь «Кузьма Демьян» «Кузьма Демьян», посвященный дню Матери. Кузьма Демьян рукомесленник, покровитель ремёсел, а также женского рукоделия. Кузьминки повсюду слыли девичьим праздником . Устраивались соревнования рукодельниц «Чья мама лучше».
Декабрь Декабрь - празднование Нового года. Новогоднее представление богато персонажами и героями, которые традиционно, на протяжении многих лет, приходят к детям.
Январь «Святки». «Калядки» Зимние святки начинались с 1 января колядованием. Так начинались праздничные обходы домов с пением колядок-песен, в которых славили хозяев дома, и содержались благопожелания богатства урожая, многодетности. Дети знакомятся с обрядовыми действиями и учатся чествовать хозяев. Разучивают шуточные стихи.
Февраль Именины у бабушки Арины Семейно-бытовой праздник: 1. Разучивание русских народных песен, хороводов, игр, игра на нетрадиционных инструментах. 2. Разучивание поговорок, пословиц. 3. Беседы об именинах. 4. Разучивание частушек.
Март Фольклорный народный праздник «Масленица». 1. Традиции праздника. 2. Разучивание поговорок, пословиц. 3. Разучивание народных игр. 4. Проводы зимы, встреча весны.
Апрель «Благовещенье» «Благовещенье» - встреча весны. «Благовещенье» - птиц на волю отпущение. На «Благовещенье» весна зиму поборола. Дети знакомятся с весенними приметами, закличками, попевками. Проводятся народные подвижные игры.
Май Семейный конкурс «Как мы в старину играли» Участвуют две команды. В состав команды входят дети и родители. Команды соревнуются в знании традиций, обрядов, умение обыграть предложенную ситуацию, умение использовать русские народные подвижные игры. Конкурс ведет домовенок Кузя.

Приложение №__7

Детский фольклор русского народа необычайно богат и разнообразен. Он представлен героями эпоса, сказками, многочисленными произведениями малых жанров.

В системе жанров детского фольклора особое место занимает «поэзия пестования», или «материнская поэзия». Сюда входят колыбельные песни, потешки, пестушки, прибаутки, сказки и песни, созданные для самых маленьких.

Колыбельные песни. «Название песен, которыми убаюкивают ребенка, - колыбельные - идет от основы колыбать (колыхать, качать, зыбать). Отсюда же - колыбель, коляска, в народном обиходе было и название «байка» - от глагола байкать (баюкать, качать, усыплять). Её назначение или цель - усыпить ребёнка. Этому способствовали спокойный, размеренный ритм и монотонный напев.

Старинное значение колыбельных - заговоры, против злых сил, но со временем они утратили своё обрядовое значение. С помощью заговоров за частую просили для дитятко, здоровья, защиты от сглазу, богатой жизни.

Тематикой колыбельных песен становилось отражение все, чем жила мать, - её думы о младенце, мечты о его будущем, оберечь его и подготовить к жизни и труду. В свои песни мать включает то, что понятно ему. Это «серенький котик», «кранная рубашечка», «кусок пирога да стакан молока», «журавлики»…

Частый персонаж в колыбельной песне - кот, фантастические персонажи - Сон да Дрёма. Животные наделены человеческими качествами - антропоморфизм.

Колыбельной песне присуща своя система выразительных средств, своя лексика, своё композиционное построение. Часты краткие прилагательные, редки сложные эпитеты, много переносов ударений с одного слога на другой. Повторяются предлоги, местоимения, сравнения, целые словосочетания, аллитерация - повторение одинаковых или созвучных согласных. Следует отметить изобилие ласкательных, уменьшительных суффиксов.

Статистический анализ наблюдений показал, что носителями традиционной колыбельной песни, как правило, являются представители уходящего поколения. 

Пестушки - от слова «пестовать» - воспитывать) связаны с наиболее ранним периодам развития ребёнка. «Распеленав ребенка, мать или няня обеими руками, слегка сжимая тело ребенка, проводит несколько раз от шейки до ступней ног. Этот своеобразный массаж помогает восстановить кровообращение, возбудить жизнедеятельность всего организма, что очень важно в период первоначального роста.

Стишки просты. «Исполнение его не требует ни усиленной работы памяти, ни особых вокальных данных, но в нем есть все: понимание значения этого приема и для роста организма (потягунюшки, порастунюшки) и для развития двигательных функций ребенка (в ножки ходунюшки), и для умственного и нравственного развития («А в роток говорок, А в голову разумок»). Знания, закрепленные поэтическом произведении, служат средством передачи культурного наследства от одного поколения к другому, служат руководством к действию любой молодой матери или пестунье.

Ритмически четко построены стишки. Некоторые из них достигают хорошей художественной формы.

Ребенок начинает воспринимать материнскую речь не как мелодический набор звуков, а как сигналы, имеющие определенное смысловое значение, и мать уже использует это: она не просто берет ребенка на руки, а протягивает к нему руки и приговаривает или припевает: «Ручки, ручки, дай рученьки».

Слово матери, отразившись в сознании ребенка, вызывает определенное представление о материнской ласке, волевой сигнал дает команду органам движения, ребенок делает хватательные или иные движения руками.

Им присуще своеобразное построение, определяемое характером и кратностью физических упражнений, необходимых ребенку в тот или иной момент. Пеструшки лаконичны и часто переходят в потешки.

Потешки - особые забавы взрослых с маленькими детьми, в которых используются различные части тела ребёнка и взрослого. Потешками называется и песенки - приговоры, организующие эти забавы.

Многие потешки в записи по форме близки к колыбельным песням, по характеру их исполнения, потешка забавляет ритмом - потешает, веселит. Она не всегда поётся, чаще сказывается, слова сопровождаются игровыми действиями, несут ребёнку необходимую информацию. При помощи потешек пестуньи вырабатывали у детей потребность к игре, раскрывая её эстетическое содержание, приготовляли ребёнка к самостоятельной игре в детском коллективе. Главное назначение забавы - приготовить ребёнка к поэзии окружающего мира в процессе игры, которая скоро станет незаменимой школой физической и умственной подготовкой, нравственного и эстетического воспитания.

В потешку вводят простейшие шутки, комические мотивы, для поддержания радостных эмоций, добавляются жестикуляция. В потешку вводится счет, ребёнка приучают к пересчёту. В потешках показано обязательность труда для все, даже маленьких.

Жеребьевки определяют деление играющих на две команды, устанавливают порядок в игре. Это лаконичные произведения, иногда рифмованные, собственно жеребьёвки представляют собой загадку. Обычно загадка рифмованная. Они полны остроумия и здорового юмора.

Считалки применяются для распределения ролей в игре, при этом решающее значение имеет ритм. Ведущий произносит считалку ритмично, монотонно, последовательно прикасаясь рукой к каждому участнику игры. Считалки имеют короткий рифмованный стих (от 1 до 4 слогов). Считалки связано с древними формами гадания.

У считалок две главные особенности, Во-первых, в основе большинства считалок лежит счёт, и, во-вторых, считалки поражают нагромождением бессмысленных слов и созвучий. Считалка представляет своеобразную игру словами, ритмом, и в этом её художественная функция.

Игровые приговорки и припевки были включены в игровое действие и способствовали его организации. Содержание этих произведений определяла сама игра. В играх дети изображали семейный быт и трудовые занятия, что готовило их к взрослой жизни.

Некоторые приговорки несут социальный смысл. Приговорки повсеместно доставляют радость детям.

Некоторые игры младших детей возникали как инсценировки прибауток.

Прибаутки вносят в игру кумулятивную композицию, а в сопровождающий ее словесный ряд - ритмичность, звукоподражание. Через прибаутки мамы и няни, знакомят с повадками и голосами птиц и животных.

Излюбленной словесной игрой детей старшего возраста были и остаются скороговорки - быстрое повторение труднопроизносимых слов. Ошибки в произношении вызывают смех. Играя, дети одновременно развивают органы артикуляции.

Загадки: служили средством проверки мудрости. Педагогическая ценность загадок, видна в том, что она знакомит ребёнка «с радостью мышления», направляет внимание на предметы и явления и их выдающиеся признаки, повышает способность и определённость мышления, силу воображения.

Небылицы - перевёртыши - задача перевёртышей - способствовать активизации рассудочной деятельности ребёнка, дать обильный материал, требующий анализа, систематизации в соответствии с логикой естественных связей.

Докучные сказки - большой педагогической ценности не имеют, но способствуют развитию выдержке, умеренности в желаниях, чувства юмора.

Страшилки: - «фантастика - средство познания окружающего мира с его сложным и опосредованными связями, форма усвоения опыта. Встреча с необычным, таинственным, страшным, преодоление страха помогают формировать умение анализировать и синтезировать восприятие организма чувств. Сохранять в любой обстановке ясность ума, самообладание, способность действовать

Таким образом, детский фольклор - это специфическая область устного художественного творчества, имеющая в отличие от фольклора взрослых, свою поэтику, свои формы бытования и своих носителей.

Приложение № 8___

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 332; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь