Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Схиепископъ Петръ (Ладыгинъ), в прошломъ — архiепископъ Питиримъ
Въ юности аѳонскій монахъ, рукоположенъ во іеромонаха на Аѳонѣ греческимъ епископомъ, въ совѣтское время — столпъ церковнаго подполья, схиепископъ Петръ, будучи еще архимандритомъ и настоятелемъ Одесскаго подворья Аѳонскаго Пантелеимоновскаго монастыря, получилъ секретное заданіе отъ Патріарха Тихона — отвезти личное посланіе Святѣйшаго въ Константинополь Вселенскому Патріарху, съ увѣдомленіемъ о томъ, что въ помѣстной Православной Церкви Всероссійской избранъ Патріархъ. Архимандритъ Питиримъ сумѣлъ попасть въ Константинополь и передалъ посланіе. Попалъ чудомъ въ родной монастырь на Аѳонѣ, гдѣ не былъ съ 1911 года. Пробылъ на Аѳонѣ недѣлю. Возвратился въ Константинополь. Получилъ отвѣтное посланіе Вселенскаго Патріарха. И доставилъ его лично Патріарху Тихону. За все это Патріархъ возвелъ его въ епископскій санъ. Но самъ Патріархъ не имѣлъ возможности рукоположить его въ Москвѣ, а далъ письмо къ архіепископу Андрею Уфимскому (Ухтомскому). И на Уралѣ отецъ Питиримъ сталъ епископомъ... Онъ былъ очень стойкій и какъ архимандритъ, и какъ архіерей. За свое непризнаніе митрополита Сергія онъ нѣсколько разъ подвергался заключенію. Смотри напримѣръ, сообщеніе о немъ въ «Вѣстникѣ Р.Х.Д.», № 128, за 1979 годъ, страница 225:
«Въ бытность мою въ Саратовѣ тамъ произошелъ такой случай. Отправлялся въ лагерь епископъ Петръ (уже третій — послѣ епископа Іова и предшествовавшаго ему епископа Досиѳея). Неожиданно у вокзала появилось большое число людей, пытавшихся его отнять. Сопровождающимъ солдатамъ съ подоспѣвшей къ нимъ охраной вокзала пришлось стрѣлять. Происшествіе было значительнымъ. Мѣстная газета почувствовала себя обязанной дать «сообщеніе»: «жалкія кликуши пытались освободить своего «идола», постыдно нарушивъ общественный порядокъ»... Скажемъ, все это такъ, — общественный порядокъ былъ явно нарушенъ. Осталось только неяснымъ: кто же прослѣдилъ моментъ перевоза епископа Петра изъ тюрьмы на вокзалъ и собралъ тамъ быстро столь самоотверженныхъ людей?» Окончилъ многострадальную жизнь свою этотъ извѣстный іерархъ Катакомбной Церкви въ полной изоляціи, будучи глубокимъ старцемъ, къ тому же слѣпымъ, въ возрастѣ 94 лѣтъ — 6 февраля ст. ст. 1957 года (въ 3 часа ночи). Онъ объединялъ различныя группы катакомбниковъ на территоріи Совѣтской Россіи. Въ свое время имъ было рукоположено много тайнаго священства. Приведемъ воспоминанія двоюродной племянницы схиепископа Петра, Нины Ивановны Пашко (Матеріалъ въ редакцію «Православной жизни» передалъ Н.В. Козловъ). «Я родилась въ селѣ Вознесенскомъ, Иглинского района, въ Башкиріи. Дѣтство и юность прожила съ родителями. Младшая сестра моего отца не жила съ нами, она, по собственному желанію, ушла въ женскій Уфимскій монастырь, гдѣ и прожила до 1920-го года. Затѣмъ монастырь былъ распущенъ, а помѣщеніе его было занято лазаретомъ (нынѣ госпиталемъ). Монахинь этихъ всѣхъ попросили уйти, но обслуживать госпиталь они были обязаны... Уже въ 1921 году моя тетя пріѣхала къ намъ. Жить вмѣстѣ съ нами ей было неудобно, т.к. у нея уже былъ монастырскій укладъ жизни. Отецъ ей построилъ въ нашемъ небольшомъ саду отдѣльную постройку. Она ее звала «келья». Спустя немного времени моя тетя встрѣтила еще одну такую же монахиню, какъ и она сама, но у нея не было родныхъ. Родители мои не возражали, и онѣ стали жить вдвоемъ, но не долго, т.к, они еще взяли къ себѣ тетку этой монахини. Она тоже была изъ этого монастыря, старая и безродная. Стали онѣ жить втроемъ. Занимались они рукодѣліемъ: вязали шали и стегали одѣяла. А вновь принятая старенькая Марія еще украшала иконы и для церкви, и для невѣстъ (тогда еще вѣнчались). Это уже былъ 1924 годъ. Въ началѣ 1925-го года изъ Уфы пріѣхалъ владыка Питиримъ, побылъ и уѣхалъ ненадолго въ Уфу, а затѣмъ пріѣхалъ и поселился навсегда. Онъ столярное дѣло хорошо въ рукахъ держать умѣлъ. Потомъ еще пришли двѣ сестры незамужнія, Ольга и Александра, и остались здѣсь. Начали келью расширять. Все лѣто строили, дѣлали печи, колодезь былъ въ подполѣ, т.к. келья находилась на берегу маленькой рѣчки и вода была близко. Въ томъ же подполѣ была баня, которая топилась, и была у нихъ и прачечная, и т.д. Владыка былъ и архитекторъ, и инженеръ по строительству. Наверху была маленькая домашняя церковь, по всѣмъ правиламъ, и рядомъ съ церковью была спальня Владыки, тамъ была маленькая самодѣльная кровать, маленькій столикъ и шкафъ въ стѣнѣ. Затѣмъ шелъ небольшой коридоръ, онъ же и клиросъ, тамъ къ стѣнѣ прикрѣплена была кровать о.Пахомія, діакона. Онъ былъ калѣка съ дѣтства, ростомъ былъ небольшой, у него былъ большой горбъ, и онъ очень плохо ходилъ. Онъ былъ очень хорошій портной. День у нихъ начинался въ 4 часа утра, служба была длинная, ежедневно. Затѣмъ въ 8 часовъ завтракъ. Въ прихожей былъ большой столъ. Владыка, діаконъ отецъ Павелъ, діаконъ отецъ Пахомій и всѣ монахини садились завтракать, а отецъ Пахомій читалъ житіе святого того дня. Варили (дежурили по кухнѣ) по очереди, но хлѣбъ пекла одна. Огородъ у нихъ былъ. Отецъ имъ отдалъ почти пол-огорода (у насъ усадьба была большая, хватало на садъ, на пасѣку и на все остальное). Все выращивалось, всѣ овощи, а картофель садили въ полѣ, только для лѣта сажали немного картофеля въ огородѣ. Въ нашемъ селѣ были двѣ церкви: одна въ 3-хъ км отъ насъ, другая — въ 4-хъ. Владыка къ нашимъ церквамъ не былъ приписанъ. Зимой иногда отецъ запрягалъ лошадь и подвозилъ насъ до церкви. Владыка служилъ какъ епископъ, и одѣвали его въ церкви на кафедрѣ, какъ и въ городѣ. Въ году, навѣрное, 1927-мъ къ намъ въ деревню, въ нашъ дворъ пріѣхали два архіерея. Я была во дворѣ. Шелъ крупный, талый снѣгъ. Они вошли и спросили, кто здѣсь живетъ. Я, конечно, разсказала, и тогда они отпустили своего кучера. Онъ уѣхалъ, а я проводила ихъ въ келью. Они пріѣхали рукополагать новаго архіерея — Веніамина. Это были владыка Руфимъ изъ Сатки и владыка Іовъ — не знаю, откуда. У владыки Іова были волосы до пятъ, цвѣта спѣлой соломы, и когда онъ одѣвался, то эти волосы наматывались на руку, какъ мотокъ пряжи. Ихъ завязывали черной лентой и клали за воротникъ рясы. Владыка Веніаминъ родился въ Твери, примѣрно въ 1893 году. Одинъ его братъ, Михаилъ, былъ протоіереемъ, другой, Павелъ, архимандритомъ, онъ впослѣдствіи обслуживалъ катакомбниковъ. Постригъ принялъ въ 1922-1923 гг. въ Ниловой пустыни, хиротонію — въ 1927 г. въ Уфѣ. Рукополагали его схиепископъ Петръ и епископъ Іовъ по благословенію архіепископа Андрея. Онъ продолжалъ дѣло своего духовнаго отца, архіепископа Андрея, былъ прекраснымъ проповѣдникомъ, боролся съ обновленчествомъ. Арестованъ въ 1930 г. Вмѣстѣ съ нимъ арестовали многихъ монашествующихъ, мірянъ. Его пытались представить какъ руководителя крестьянскаго возстанія въ Троицкомъ районѣ и хотѣли дать ему разстрѣлъ. Но это обвиненіе у нихъ оказалось несостоятельнымъ. И ему дали 10 лѣтъ, отправили его въ лагеря Вишера подъ Ленинградомъ. Тамъ онъ пробылъ 2 года: заболѣлъ плевритомъ, у него осталось одно легкое, чуть не умеръ отъ аппендицита, и его отправили въ ссылку въ Ульяновскую область въ городъ Мелекессъ. Туда къ нему пріѣхалъ братъ Михаилъ съ семьей. Въ 1937 г. епископъ Веніаминъ былъ снова арестованъ. Вмѣстѣ съ нимъ арестовали близкихъ къ нему людей. Ихъ держали зимой въ холодныхъ камерахъ съ разбитыми окнами, безъ горячей пищи 11 сутокъ. Потомъ въ одну ночь взяли на допросъ, жестоко избивали. Большинство изъ нихъ погибли въ лагеряхъ и тюрьмахъ. — — «Русское Возрожденіе №19, 1982 г.). Владыка Веніаминъ находился въ лагерѣ Мелекессѣ, Ульяновской области. Умеръ онъ такъ: упала на него большая сосна на лѣсоповалѣ. Смерть была мгновенная. Похороненъ въ лагерѣ. Въ 1928 году отца обложили твердымъ заданіемъ (налогомъ). Зимой 1929-го года пріѣхали изъ сельсовѣта и всѣхъ попросили собраться, и тутъ же назначили торги, а ихъ всѣхъ арестовали и увезли въ Уфу. Затѣмъ былъ судъ, который длился цѣлую недѣлю. Отца моего тоже поставили свидѣтелемъ. Владыку Петра обвиняли — зачѣмъ отчитывалъ больныхъ, которые въ церкви кричатъ, и все требовали золото. Онъ былъ управляющимъ Одесскимъ подворьемъ Аѳонскаго Пантелеимоновскаго монастыря. Но отъ этого подворья, когда онъ пріѣхалъ съ Аѳона, все уже было взято. Въ тюрьмѣ они сидѣли три или четыре года. Точно не знаю. Затѣмъ уже жили кто — гдѣ. Къ намъ они уже не вернулись. Келья превратилась въ начальную школу 1-2-хъ классовъ (въ селѣ не было школы). Со словъ родителей я знала, что послѣ окончанія срока Владыка жилъ и въ Ашѣ, и въ Бѣлорецкѣ, и въ Бердяушѣ. Во время войны 1941-го года жилъ у какого-то агронома и былъ у нихъ поваромъ во время поста, но гдѣ это было — я не знаю. Въ 1951 году онъ былъ у насъ въ Челябинскѣ у родителей. Я его устроила въ областную больницу, и ему тамъ сдѣлали операцію глазъ. Послѣ больницы они уѣхали въ городъ Глазовъ, Вологодской области. И тамъ, въ 1957 году Владыка умеръ. Епископъ Глазовскiй Викторъ (Островидовъ), викарiй Вятской епархiи Онъ окончилъ СПб Духовную Академію. Какъ іеромонахъ былъ въ Іерусалимской духовной миссіи. По возвращеніи въ Россію состоялъ намѣстникомъ столичной Александро-Невской лавры. Хорошо зналъ митрополита Сергія, какъ и митрополитъ зналъ его, поскольку въ свое время былъ ректоромъ СПб. Духовной Академіи. Но епископъ Викторъ еще въ 1911 году офиціально высказывался о митрополит ѣ Сергіи, какъ о іерарх ѣ , могущемъ принести Церкви потрясенія: « Его заблужденія о Церкви, о спасеніи въ ней челов ѣ ка мн ѣ ясны были еще въ 1911 году, и я писалъ о немъ въ старо-обрядческомъ журнал ѣ , что придетъ время и онъ (митрополитъ Сергій) потрясетъ Церковь...» (Изъ письма другу, епископу Уржумскому Авраамію). Въ обновленческое время Преосвященный Викторъ твердо стоялъ за Православіе, въ то время какъ митрополитъ Сергій занималъ ярко выраженную позицію согласія съ «Живой Церковью». Съ опубликованіемъ пресловутой «деклараціи» 1927 года, Преосвященный Викторъ выразилъ рѣзко отрицательное отношеніе къ дѣянію митрополита Сергія. Владыка Викторъ не терпѣлъ никакихъ компромиссовъ, былъ прямой и очень открытый по нраву. Будучи въ Соловкахъ съ 1928 по 1930 годы, онъ очень сошелся съ епископомъ Максимомъ, хотя и былъ въ нѣкоторомъ смыслѣ противоположенъ ему. Владыка Максимъ смотрѣлъ на исторію Россійской Церкви пессимистично, а владыка Викторъ былъ оптимистомъ. Онъ надѣялся на возрожденіе Православія. И былъ онъ ко всѣмъ заключеннымъ доброжелательно ласковъ, каждому находилъ ободряющее слово. Особенно жалѣлъ онъ молодыхъ «урокъ» (воришекъ). Посылки, приходившія къ нему, сразу раздавалъ, не оставляя для себя ничего... Но въ вопросахъ вѣры и благочестія былъ непоколебимо твердъ, не принималъ совершенно никакихъ компромиссовъ. И поэтому первый изо всей іерархіи Россійской Церкви выступилъ съ обличеніями противъ митрополита Сергія. Существуетъ посланіе святителя Виктора отъ 27-12-1927 года: «Вы, оправдывающіе себя закономъ, остались безъ Христа, отпали отъ благодати» (Гал. 5, 4) Други мои, возлюбленные о Господѣ пастыри! На душевную скорбь вашу по поводу всякихъ угрозъ, запрещеній и лишеній, посредствомъ чего отпадшіе отъ Церкви Божіей силятся увлечь и васъ на путь своего грѣха и погибели, скажу вамъ словами Господа: «Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» (Іоаннъ, 14, 27). Прежнія запрещенія лукавнующихъ есть лишь плодъ ихъ злобы, безсилія и неправоты, и для исповѣдниковъ Истины значенія имѣть не могутъ. Разсудите сами, какое, напримѣръ, для православнаго священника могутъ имѣть значеніе запрещенія отъ католиковъ, протестантовъ, живоцерковниковъ и проч.». Это письмо хранилось въ городѣ Глазовѣ, у монахини Ангелины. (Въ міру Анисья Михайловна Рубцова, родилась въ 1894 году, постригалась въ Тойкинской женской обители Пермскаго края, до 1927-го года). Монахиня Ангелина и инокиня Александра жили вмѣстѣ съ епископомъ Викторомъ въ ссылкѣ. Они же хоронили его и ѣздили къ нему на могилку. Умерла мон. Ангелина въ 17-6-1978 г. Епископъ Викторъ умеръ въ ссылкѣ въ поселкѣ Усть-Цильма, Коми АССР, въ 1934 году. (Большая часть свѣдѣній этой главы получена редакціей от катакомбныхъ христіанъ Харькова). |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-20; Просмотров: 291; Нарушение авторского права страницы