Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
III. Доктрина иллюзорного тела
Доктрина иллюзорного тела, вторая из шести доктрин, представляет тибетскую переделку из индийских источников доктрины МАЙИ, которая является наиболее фундаментальной доктриной во всех школах Буддизма так же как и Ведантической школе Индуизма. Доктрина МАЙИ устанавливает, что весь мир — космическое творение, субъективное и объективное является иллюзорным, и что сознание — это единственная реальность. Объекты наших чувств, наша телесная организация, наши умственные состояния, выводы, обобщения и дедукции суть не что иное как фантасмагория. Хотя люди науки классифицируют и дают причудливые латинские и греческие названия различным формам материи, органической и неорганической, материя сама по себе не имеет никакого истинного существования. Цвет и звук, и все вещи, видимые глазами или воспринимаемые сенсорными органами, так же как пространство и размеры, являются одинаково ложными феноменами. МАЙЯ — это магическая Вуаль, всегда носимая Природой, Великой Матерью Изидой, которая закрывает вуалью Реальность. И только благодаря ЙОГЕ эта вуаль может быть разорвана пополам, и человек приводится к самопознанию и самоподчинению, посредством которых он переступает пределы Иллюзии. Высшая Истина всегда иллюзорно связана с Заблуждением, но, подобно алхимику вещей, мастер ЙОГИ отделяет шлак, которым является Неведение, от золота, чем является Правильное Знание. Таким образом, господствующей Природой он освобождается от рабской привязанности к Видимостям. Профессор Шастри показал в своем исследовании Доктрины МАЙИ1, что зачатки этой доктрины уже существовали в последней стадии Ведической цивилизации и что в процессе ее длительной эволюционной истории слово МАЙА само в различных грамматических формах означало разные, фундаментально внутренне связанные понятия. Первоначально МАЙА обозначала форму разума, энергии, силы (ШАКТИ) и иллюзии, главным образом мистическую силу воли, которую проявлял Брахман, и в качестве МАЙИ осознается форма. В качестве обозначения обмана МАЙА указывает на магические чары видимостей, которые заставляют непросвещенного воспринимающего их представлять множественность и дуальность как существующие реально. Как высший маг МАЙА создает великую космическую иллюзию, вселенную феноменов. Фундаментальное значение слова МАЙА, выводимое из корня «МА» — «измерять». Следовательно, МАЙА есть та иллюзорная проекция (отражение) Космоса, посредством которой неизмеримый Брахман проявляется, видимо, как измеряемый. Из того самого корня далее выводится значение «строить», и это приводит к представлению феноменальной вселенной, являющейся структурой, построенной Брахманом, или в Махайанистском смысле,— Сознанием. Как продукт более раннего Ведического века Доктрина МАЙИ прослеживается через БРАХМАНЫ и УПАНИШАДЫ, в которых ее значением в основном является «иллюзия», пока, во время Шанкары, это значение не становится фиксированным. Исторически МАЙА обычно рассматривается в двух главных аспектах: 1. Как принцип творения — МАЙА в качестве причины,— соответствующий смыслу ШАКТИ (чудесной силы). 2. Как феноменальное творение — МАЙА в качестве следствия,— соответствующее смыслу «иллюзии», «видимости» и т. д.2. То, что микрокосмическое сознание не отличается от макрокосмического сознания, было удачно проиллюстрировано мыслителями Индии. Воздух в запечатанном кувшине, говорят они, не отличается от внешнего воздуха, окружающего кувшин, потому что, как только кувшин разбивается, заключенный в нем воздух становится свободным; аналогично, путем разбивания сосуда МАЙИ микрокосмическое сознание становится тем, чем оно всегда было и всегда будет, макрокосмическим. Изначальное сознание, откуда МАЙА возникает, не ограничено условиями. Оно превосходит пределы его собственных творений. Властитель Кришна в БХАГАВАТГИТЕ провозглашает, что с помощью одной части Его сущности, он сотворил видимую вселенную и все же всегда остается в стороне от нее. Миры и вселенные — это порождение Сознания; они образуются из материи, которой грезы придают форму. Их иллюзорность и есть МАЙА. Именно сознание делает существующими вещи, видимости. Они не имеют никакого существования помимо сознания. Когда посредством ЙОГИ микрокосмический аспект сознания очищается от туманов и миражей обусловленного бытия, оно видит самого себя в качестве Единого, освобожденного от всех МАЙАНИСТСКИХ заблуждений, от всех понятий множественности и дуализма, от всех магических обманов Природы. Как и удивительная сила, или присущая энергия в форме тепла, света и электронного движения, как мощная вибрация Танца Жизни, как Природа, из чрева которой выходят иллюзии, МАЙА есть Великая Шакти, Мать Творения, содержащая в Себе самой Первобытный Зародыш, или Яйцо, объемлющее всю Вселенную, Совокупную Мыслеформу Отца — Сознания, проявляемую через посредство иллюзорной материи в качестве Видимостей. Через посредство бесчисленных мириадов глаз и органов чувств созданий, через посредство бесчисленных мириадов микрокосмов. Сознание познает себя как грезящим о Царстве МАЙИ. Но пока Мираж Бытия не рассеивается Бодхическим Просветлением, Многое не познается Единым. Доктрина МАЙИ это философская основа связанной с ней Доктрины Единого, иллюзорно воспринимаемого в качестве множественного, Макрокосма как общности и всех микрокосмов. У греческих мыслителей она была выражена в аксиоме последователей Ксенофонта «Все есть Одно». Последователи Парменида позже излагали учение относительно единой целостности бытия и мысли. Платон, так же как и его великий ученик Плотинус, пришел по существу к тому же самому заключению в Доктрине Идей. Кант также, вероятно, под влиянием Платонической Школы, аналогично постулировал, что мир не имеет никакого метафизического, а только эмпирическое, или видимое, существование. Шопенгауэр выражал свою глубокую обязанность УПАНИШАДАМ в формулировании его параллельных дедукций. В предположении, что Вселенная имеет относительное существование, в отношении к Сознанию, из которого она возникает, теория относительности представляет современное переформулирование в терминах западной науки древней Доктрины МАЙИ. Таким образом, в смысле, подразумеваемом Доктриной МАЙИ, иллюзорное тело, МАЙАВИРУПА Индусской философии, является, как и весь Космос, частью которого оно является, просто видимостью, проходящей мыслеформой, подобно каждому объекту в Природе. Подобно Земле и Вселенной, откуда она возникла, оно имеет относительное, но не реальное существование. В качестве видимости, которая сравнила с магической иллюзией, иллюзорное тело человека представляет не более чем эманацию Сознания в смысле, подразумеваемом тибетским термином ТУЛКУ, указывающим на физическое проявление НИРМАНА—КАЙА («Тела Божественного Воплощения»). Оно просто МАЙАНИЧЕСКИЙ ПРОДУКТ желания жить, порождение страсти, САН-САРИЧЕСКАЯ оболочка Сознания. Примечания: 1 См.: Прабха Латт Шастри «ДОКТРИНА МАЙИ».—Лондон. 1911. Аналогичная, но менее понятная работа была опубликована ранее Л. Н. Эптом — «ДОКТРИНА МАИА», изданная в Бомбее, 1896. 2 См.: П Д. Шастри —С. 31. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 316; Нарушение авторского права страницы