Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Попытка заключения в виде мольбы



 

Вопрос о детской амнезии должен быть пересмотрен и исследован в свете того, что мы знаем и наблюдаем сегодня, так же как и вопрос о памяти, о которой каждый день узнаем новое. Нам известно, что детская память работает начиная с периода внутриутробной жизни, И речь идет не ободной, но о нескольких видах памяти. Нередки случаи, когда дети достаточно точно рассказывают о своем рождении, когда в их присутствии называется имя акушера, принимавшего роды у матери, или когда что-то вызывает ассоциации, связанные с этим событием. Они не говорят, что они расскажут о своем рождении, но они это делают, изображая ситуацию или дают точные детали, не допускающие сомнений. Часто забавно видеть потрясение родителей. В настоящий момент мы неспособны объяснить эти феномены, но они встречаются достаточно часто и имеют большую ценность в клиническом плане. Поэтому мы себе не запрещаем их исследовать, не ожидая, когда наука установит, каков органический субстрат ранних запечатлеваний. В нашей практике такие феномены призывают нас быть более внимательными к тому, что переживает новорожденный. В наших руках часть их будущей жизни. Когда ребенку выпадает испытание, он чувствует необходимость, чтобы ним об этом говорили, чтобы его ободрили и разрешили продолжить это испытание как можно с большей безопасностью и доверием. С этой точки зрения, для гаптономии есть чем поделиться. Даже простой факт быть информированным о том, что происходит, за исключением большего, сам по себе является базовым элементом безопасности. Не рассказывая ребенку о его рождении, мы лишаем его того, что ему принадлежит, а он первым имеет право быть хранителем истории своего рождения. Не рассказывая ребенку о его рождении, мы лишаем его того, что ему принадлежит, но может его преследовать как таинственная загадка и может помешать жить до тех пор, пока он не смо­жет осмыслить прожитое в свете рассказа о своем рождении. Понимают ли грудные малыши устную речь? Если да, то как? Никто, по правде говоря, не знает. Следует дождаться научного обоснования, которое объяснит то, что наблюдается в клинике, но очень может быть, что такой проблемы вообще нет. Во-пер­вых, потому что говорить с малышом - это означает обращаться к субъекту, каковым он является, а субъект не имеет возраста. Во-вторых, потому что никто не знает, как новорожденные по­нимают, но все знают, что их мозг с самого рождения находится в интеллектуальней работе, чтобы анализировать, декодировать, сортировать все поступающие извне звуки. Известно также, что до того момента, как ребенок начинает говорить, проходит дол­гий период, когда он понимает устную речь. Следовательно, единственно разумное и уважительное по отношению к ребенку как речевому существу решение состоит в том, чтобы ему гово­рить, что он проживает на самом деле и пытаться смягчить его испытания, усилить его безопасность, принимая во внимание детские страхи. Эффективной превентивной мерой против насилия подростковом возрасте может послужить такая помощь семьям, когда перед тем, как мама с ребенком покинут родиль­ный дом, все вместе - мама, папа, медицинские работники, обслуживающий персонал - проговорят в его присутствии, что было при его рождении и, что каждый из них пережил. Мы от этого только выиграем. Я не вижу ничего, чтобы мы могли бы от, этого потерять.

Благодарю за внимание.

 

 

О РОЛИ ГДПТОНОМИИ В ПРЕД- И ПОСТНАТДЛЬНЫЙ

ПЕРИОДЫ ДЛЯ РАННЕЙ СТРУКТУРАЦИИ

И ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Выступление на Международной научно-практической конференции

 «Толерантность и проблемы идентичности», 25 июня 2002 Г., Г. Ижевск

 

Добрый день. Я благодарна, что мне дали возможность гово­рить о гаптономии. Прошу меня извинить за то, что я очень кратко изложу ее суть. Гаптономия - это гуманитарная наука которую ее основатель голландский ученый Франс Вельдман определил как науку об аффективности. Он говорил, что его особенно заботит человеческое счастье.

Гаптономия появилась в трагические годы Второй мировой войны и связанными с ними драматическими обстоятельствами жизни Ф. Вельдмана. Тогда он понял огромную важность невербального языка и то, что третьим элементом, который очень важен для понимания людей, их поведения и отношений друг с другом, является аффективное начало. Если принимать во внимание аффективную сторону тогда мы выходим из дихотомии «тело - разум», доминирующей в представлениях в течение многих веков. Это совершенно иной взгляд на психосоматическое развитие человека, профилактику и воспитание.

Слово «гаптономия» восходит к греческим словам «hapto» и «haptein», означающих «я приближаюсь», «я вхожу в контакт», «я рядом». И этот психоаффективный подход означает внимание к тому, что я переживаю или переживаю, обнаруживаемое через специальную технику, которая называется психотактильной. Но этот психотактильный контакт о котором я говорю, вовсе не означает касания, трогания. Это не телесноориентированный, а глобальный подход к человеку.

Гаптономия - это наука феноменологическая и эмпирическая. Феноменологический подход означает, что она располагает корпусом явлений, которые можно наблюдать и воспроизвести, и эти явления появляются в контакте с человеком и включают одновременно и тактильное, и психическое, и телесное, и гормональное, и мышечное и т. п. И мы работаем с этой феноменологической стороной, этими явлениями, начиная с зачатия и до смерти. Эмпирическое заключается в том, что заниматься гаптономией – это значит научить тому, чтобы человек умел себя чувствовать. Ценность этого подхода состоит в том, чтобы научить человека структурировать. И эта ценность рассматривается как главная. Мы себя выстраиваем, исходя из нашего опыта. Наш опыт продуцирует мысль, а не мысль формирует опыт.

В своей работе я практикую гаптопсихотерапию, и мои пациенты - это люди всех возрастов. Но особое внимание я уделяю сопровождению женщин во время беременности, родов, после родов, о чем я буду говорить сейчас.

Но сначала я хочу остановиться на моменте, который привлек мое внимание вчера: здесь специалисты озабочены развитием ранних когнитивных способностей ребенка. Это не является нашей целью. Наоборот, сейчас можно считать установленным, что, если особенно заниматься развитием когнитивных способностей ребенка, прежде чем выстроить его аффективную сторону, то последствия катастрофичны. И мы получаем общество, целью которого является эффективность, но которое наносит очень большой вред людям.

Сопровождение родителей и детей позволяет нам организовать встречу между родителями и ребенком до его рождения. Благодаря гаптономической феноменологии, как только женщина начинает чувствовать себя в аффективном контакте с ребенком, даже если она еще не решила, будет ли она этого ребенка рожать, она наблюдает то, что функционирование всей системы меняется. Наша работа состоит в том, чтобы согласовать работу коры, подкорки и системы иннервации. Работа матки - формирование плода, его развитие, сокращения - проходит другой путь. И женщины замечают, что формируется ее совместное переживание с ребенком, они могут пригласить его передвигаться влево, вверх, вбок, вниз. И если у нее близнецы, то она может пригласить переместиться одного вверх, другого вниз, т. е. она играет с каждым ребенком в отдельности. И она может это делать, даже не кладя руки на свой живот. Она это делает, потому что это вызывает еще более приятные ощущения.

Отец - необязательно биологический - должен, прежде всего, обеспечить комфорт матери, что влечет за собой изменения внутри супружеских отношений. Он зовет ребенка извне, мать сопровождает его изнутри. Можно играть с ребенком до его рождения. Например, извне говорить «КУ-КУ», звать его, и он приходит. Родители замечают, что дети любят раскачиваться, как на качелях, в животе матери. В этой сложной, тонкой игре, где участвуют руки и движения ребенка, он выбирает ритм, длительность, направление, и когда родители чувствуют это, они понимают, что игру предлагает им ребенок. Он очень внимателен к голосу отца и слышит его кожей через вибрацию гораздо раньше, чем у него сформируются органы слуха во внутриутробном состоянии. Если человек, который ему нравится, начинает разговаривать, ребенок перемещается в сторону говорящего. Мы видим, что сенсорика ребенка играет очень большую роль для его внутриутробного развития. Ребенок очень быстро научается различать удовольствие и неудовольствие, безопасное состояние и состояние опасности. Мы обнаруживаем, как через свои движения, действия ребенок получает подтверждение своей аффективной безопасности, что оказывается очень плодотворным для его развития. Динамика аффективного подтверждения такова: ребенок подтверждает обоих родителей, и это изменяет отношения между ними тремя.

Я хочу поговорить о работе после рождения ребенка, которая начинается с момента рождения и заканчивается, когда ребенок начинает ходить. Следует понять, что новорожденные, которые очень хорошо защищены в свой преднатальный период, приходя в этот мир, испытывают экзистенциальную тревогу и очень много страхов. И работа гаптопсихотерапевта состоит в том, чтобы научить, как с ребенком обращаться, как ребенка держать на руках, как носить его, укладывать, чтобы ощущать себя не пакетом, не свертком, а существом, которое само поднимается, поворачивается. Это очень важный опыт.

Дети очень боятся пустоты и земного притяжения. После рождения происходит их адаптация к миру, ребенок приобретает опыт, осваивает «складки местности», и этот опытна всю жизнь. Его значение особенно проявляется в моменты изменения этой жизни, в частности, в подростковый период. Многие вещи, которые случаются с ребенком в момент рождения, очень сильно в подростковый период. Вследствие. большой взаимозависимости между людьми, которые по сравнению с другими млекопитающими очень зависят друг от друга, все, что происходит в период рождения, очень важно для дальнейшей жизни. Новорожденные, которые получают гаптономическую·помощь, имеют мирный, спокойный характер, улыбчивы, очень мало плачут, но если они плачут, то там действительно настоящая проблема. И они утверждают себя гораздо раньше.

Зачем все это надо делать? Еще Эразм Роттердамский сказал, что воспитание начинается задолго до рождения. И в свете современных представлений понятно, что чтобы раскрыть все эти богатства, человеку необходимо приобрести чувство безопасности, которое вовсе не обязательно соотносится с объективной безопасностью. Ребенок может переживать очень трудные моменты в жизни, но он может меньше страдать от жизненных травм, если у него есть чувство аффективной безопасности, полученной при рождении. С другой стороны, самые незначительные вещи могут его сильно травмировать, если ребенок не чувствует себя защищенным. Известно, что у человека есть потребность чувствовать себя хорошим, чтобы получать одобрения со стороны других и жить в атмосфере разделенного удовольствия. И, таким образом, постоянный диалог между врожденным и приобретенным позволяет ему, если что-то мешает, выразить себя тому, с кем он рядом живет. Человек не рождается хорошим, как утверждал Жан-Жак Руссо, но он рождается с тем, что у него является потенциально хорошим и потенциально плохим. И нужно обратиться к хорошему: это удовольствие оттого, что я есть, удовольствие от встречи. Это способствует развитию потенциально хороших чувств, тому, чтобы другой не был воспринимаем как враг, но как подобный мне. Иначе естественная агрессивность, необходимая для выживания, в конце концов выливается в агрессивность· насилия. И в свете этого понятны следы паранойи, которые можно найти у здорового человека, как только он чувствует себя в опасности. Иначе говоря, человек не рождается насильником, он им становится. Вы видите, что в этот самый ранний период жизни вопросы о толерантности являются очень актуальными, поэтому я осмелюсь сказать, что общество, которое не занимается с огромным вниманием самыми маленькими детьми и их родителями, теми, кто должен родиться, новорожденными и детьми первых трех лет жизни, - это общество, которое ставит под угрозу свое будущее.

Нужно, чтобы ребенок мог принять правила общежития, а не подчиниться этим правилам! Поэтому, может быть, я вас шокирую своим высказыванием против толерантности. Я за принятие, и это гораздо больше чем, толерантность, потому что за толерантностью может стоять мысль, что один выше другого. Вопрос стоит об уважении. Спасибо.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 294; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь