Июля, день 1. Красноярск, достопримы.

Июля, день 2. Абакан.

В 6.25 прибыли в Абакан. Сразу, ещё на вокзале, город произвёл приятное впечатление: чисто, солнечно. Может мы просто выспались? )

Нас встретили наши друзья Катя и Дима Соломенниковы. И тут же, рядом с вокзалом, мы купили билеты на обратный автобус из Ергак в Абакан. Билеты аж на 3 августа, но нас напугали, что на междугородний автобус Кызыл – Красноярск билеты распродаются заранее и в нужный день без билетов мы туда просто не попадём. Мы, конечно, помнили красноярский автобус, где деньги платились непосредственно водителю. Но здесь надо было ехать 4 часа, поэтому лучше иметь своё гарантированное сидячее место. Теперь мы спокойны, что выберемся в цивилизацию. Дима с Катей посадили нас в свою машину и по дороге к дому показали город. В этот день мы ещё несколько раз выезжали в город, поэтому объехали его весь. Здесь все ездят на машинах, но никаких пробок нет. Абакан – город молодой, всего 80 лет, и может быть поэтому очень чистый, светлый, современный. Уютный и просторный. Городские окраины, как и везде, - частный сектор. Но он как-то гармонично сливается с многоквартирными домами.

Мы приехали к ребятам домой, где нас встретили старший сын Миша и пёс Бачи. Младшие дети Марина и Матвей были в летнем лагере.  Мы помылись с дороги, позавтракали и поехали на Саяно-Шушенскую ГЭС. Вот такой удивительный подарок приготовили нам друзья, зная, как мы ценим яркие впечатления. Дорога идёт холмистой степью, вокруг красота. Но спокойное движение машины укачало нас и мы уснули. Проснулись уже на подъезде к ГЭС. Она впечатляет! Огромное сооружение. Близко к объекту не пускают, но есть хорошая смотровая площадка с парковкой и красивым памятником строителям ГЭС. Издалека не слышно и не видно падающей воды. Кажется, что там вообще ничего не происходит. Пофотографировались, отъехали чуть в сторону и устроили небольшой перекус на природе. На обратном пути заехали в форелевое хозяйство на Енисее, купили форель. Когда вернулись в Абакан, Катя её вкусно запекла на ужин. Купили еду в поход на первые два дня, поужинали и поехали вечером гулять в городской парк. С нами был спаниель Бачи, очень жизнерадостный пёс. Вернулись и легли спать, завтра едем в Ергаки.

Июля, день 3. Ергаки.

Утром встали, а Катя с Мишей уже упаковывают продукты. Миша турист, поэтому упаковка продуктов идёт по всем правилам. Дима уехал отвозить Бачи, потому что в природный парк Ергаки с собаками нельзя. Собаки могут съесть бурундука или разорить птичье гнездо в траве. А ещё могут спугнуть медведя, а потом вывести его на своего хозяина. Поэтому во избежание подобных неприятностей вход с собаками на территорию Ергак запрещён.

Мы быстро собрали рюкзаки. Приехал Дима, позавтракали. Едем в Ергаки на Диминой машине. Ребята пройдут с нами только двухдневный маршрут, затем вернутся к машине и поедут домой. У них работа. А у нас отпуск, мы пойдём гулять по горам дальше вдвоём. Но это потом, а пока мы впятером едем навстречу приключениям. Дорога идёт совсем в другую сторону, нежели вчера. Переезжаем по мосту реку Абакан, она по ширине не уступает Енисею. Город построен в месте впадения Абакана в Енисей. До парка Ергаки порядка 200км. Взяли с собой перекус, остановились на смотровой площадке недалеко от въезда в парк. Степи остались позади, дорога поднимается через лес в горы. Приехали в Визит-центр при входе в парк около 15.00. Зарегистрировались в МЧС, получили путёвки. Проехали на машине чуть дальше, выгрузили рюкзаки и пошли. Сначала пошли не туда, не нашли нужную тропу. Здесь нет дорог, только тропы. Если тропой долго не пользовались, она заросла. Мы в итоге прошли лишних 1, 5км. Но дорога очень живописная, лесная, с плавным набором высоты. Погода солнечная и тёплая. В лесу увидели большого бурундука, что привело меня в восторг. Смотрю во все глаза, деревья, цветы – всё другое. Из любого ручья можно пить, везде чистейшая вода. Набрали бутылку воды с собой. Тропа хорошо набита, но мы никого на ней не встречаем. Только подойдя к реке, видим палатки. Решаем вставать дальше, на Каровом озере, здесь слишком людно. Видим группы туристов (в том числе и иностранных), возвращающихся из радиальных прогулок к своим лагерям.

Немного не дойдя до озера нашли хорошую стоянку под огромными кедрами недалеко от нашей тропы. Рядом ручей. Встаём. Ставим палатки, варим суп на горелке, ужинаем. Разводим костёр для уюта и настроения. К вечеру холодает, одеваемся тепло. Комаров на удивление мало, хотя и есть. В 23.30 идём спать. Завтра нас ждёт перевал Художников. Прошли за сегодня 10км.

июля, день 1. Красноярск, достопримы.

Наш самолёт приземлился в аэропорту Красноярска ранним утром. Аэропорт Емельяново новый и большой, потому что международный. Всё очень красиво, но менталитет совсем не московский: багаж выгружали долго. Ибо люди никуда не торопятся. И вообще, до бога высоко, до царя далеко. Это чувствуется во всём. Пока едем в автобусе из аэропорта в город, видим объявление на заборе: «Обналичим законно материнский капитал. 20 000 руб.» В рейсовый автобус можно купить билет на себя и свой рюкзак, отстояв очередь в кассе, а можно, оказывается, просто дать денег водителю. И точно так же ехать в автобусе со всем своим багажом. В кафе близ железнодорожного вокзала на большой грифельной доске мелом написано меню, а поверх него наклеено объявление: «Меню не соответствует наличию и стоимости блюд». Зато люди здесь любят животных. С нами в самолёте летело аж два кота. Добро пожаловать на планету Сибирь! ))

Доехали до города кружным путём (автобус идёт из аэропорта через огромное количество посёлков и деревень, откуда люди ездят по утрам на работу в Красноярск. Автобус набивается битком) и через час вышли возле железнодорожного вокзала. Сдали рюкзаки в камеру хранения, позавтракали в привокзальном кафе и отправились гулять. На сегодня у нас запланирован осмотр города с посещением музеев, а вечером поезд в Абакан. Утро довольно хмурое и мы сонные после ночи в самолёте (да и ночи этой было 4, 5 часа). Может потому и впечатление наше о Красноярске не очень… Всё серое, пыльное, неухоженное.    То немногое красивое, что есть в историческом центре, медленно осыпается. Есть чугунные красивые таблички о том, что дом охраняется государством. Государство, видимо, охраняет дома от реставрации и ждёт, когда они, наконец, развалятся. На беду, раньше дома строили на совесть, и они не торопятся рассыпаться в прах. Тротуары повсюду перерыты. Везде меняют новую плитку на ещё более новую. Эта столичная мода долетела и сюда.

А вот культура вождения сюда не добралась. Водители норовят сбить пешеходов даже на «зебре». Особенно владельцы чёрных джипов, с ожесточёнными лицами (напомню, сейчас утро! ). Все друг другу сигналят, ездят с громко включённой музыкой. Не найдя лучшего объекта наблюдений, стала разглядывать женщин. И обнаружила удивительную вещь: они все красавицы! И юные, и зрелые. Все подтянутые, ухоженные, удачно одетые. Когда я поймала себя на этой мысли, стала специально наблюдать. Все хороши! Оказывается, не дома и улицы украшают этот город, а его жительницы. Некрасивые стали попадаться только у ж/д вокзала. Поэтому мой искренний совет холостякам, у которых «в городе кончились девки», - немедленно поезжайте в Красноярск и бейтесь за сердца красавиц-сибирячек )).

Ещё одно забавное наблюдение: в городе совсем нет кошек и собак, зато тучи голубей. Голуби повсюду!
Несколько слов о музеях. Краеведческий музей откровенно разочаровал. Ещё раз убедилась, что по краеведческим музеям надо ходить только в маленьких городах. Там работают энтузиасты, которые берегут историю своего места и гордятся ей. А вот краеведческие музеи в больших городах – это верх равнодушия. «Какая экскурсия? Надо заранее заказывать и стоит дорого.» Сам по себе музей хороший: большое здание, богатая коллекция, удачно скомпонованная по витринам. Но информации ноль, только перечисление предметов в витринах. И спящие или равнодушно читающие смотрители залов. Как жалко! Ведь это главный краеведческий музей огромного края.

Зато музей Сурикова оказался очень хорош! И люди там работают правильные. Встречают как радушные хозяева, берегут свой музей, с удовольствием проводят экскурсии даже для двоих человек, подробно отвечают на вопросы. Попадая на небольшую территорию этой городской усадьбы, переносишься в 19-ый век и живо представляешь семейство Суриковых, их горести и радости. И огород там есть. И кот!

Ещё мы побывали на старинном колёсном пароходе «Святой Николай». Экскурсия там не предусмотрена, но кассир является добровольным экскурсоводом и обо всём прекрасно рассказывает.

Сбегали на гору к часовне Параскевы Пятницы. Той самой, что изображена на 10-ти рублёвой купюре. Жаль, выстрел пушки в 12 часов застал нас на середине подъема. Отличная смотровая площадка, весь город как на ладони.

Была ещё прогулка по парку и осмотр детской железной дороги. Движение по ней происходит только в выходные, но подвижной состав (и нынешний, и исторический) нам увидеть удалось.

Возвращались к вокзалу по улице Мира. Там много старых красивых зданий, сделавших честь даже двум столицам. Недаром один из старейших сибирских городов был и самым богатым и по праву считался столицей Сибири. Именно здесь строились самые богатые купцы-золотопромышленники и на свои дома денег не жалели. Сейчас эти шедевры в плачевном состоянии доживают свой век. Отреставрированных домов единицы…

Нагуляли по Красноярску порядка 20 км. На вокзале забрали свои рюкзаки из камеры хранения, сели в поезд и сразу легли спать.