Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Какая она, зимушка-зима? (беседа с последующим рисованием)



Цели. Вызвать у детей эмоциональный отклик на худо­жественный образ зимнего пейзажа, ассоциации с собствен­ным опытом восприятия зимней природы. Развивать худо­жественное восприятие пейзажных картин, видение содер­жания и средств выразительности живописи: цветосочетания зимней природы, вызывающие соответствующие им настро­ения; рисунок, передающий характер образов; композици­онные построения картин. Развивать умения давать эстети­ческие оценки, суждения, соотносить по настроению образы живописи, музыки, поэзии, художественной прозы. Обога­щать словарь детей эмоционально-оценочной лексикой, эс­тетическими и искусствоведческими терминами.

Подготовительная работа. Наблюдение за зимними явле­ниями в природе. Рассматривание репродукций картин о зи­ме, разучивание стихов и песен, прослушивание музыкаль­ных произведений, посвященных зиме.

Материалы. Репродукции картин, акварельные краски, бумага, кисти, палитры.

1-я часть. Беседа и рассматривание картины «Зима» И. Шишкина. Дети свободно сидят перед стендом, на кото­ром помещена картина (она пока закрыта).

Воспитатель. Отшумела ярко-желтой листвой золотая осень. Бирюзовое небо заволокли сизые, серые облака. Холод­но, дождливо, грязно. Гонит ветер бесконечные гряды туч.

Прошел и ноябрь, который нарекли в народе предзимником. Потянулись короткие серые дни, похожие друг на друга, леса стоят полупустые, «грустя по птичьим голосам». Но —

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл — и вот сама

Идет волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки зимы.

А. Пушкин

Начинает зиму декабрь. Он завершает год и прибавляет стужи. Его в народе прозвали «студень», «стужайло», «много­снежный». Но капризна и переменчива погода в декабре: выпавший снег смывается неожиданным дождем, и вновь сильные ветры наметают снежные сугробы. Зимы бывают разными, и год на год не похож. Даже в течение одной не­дели часто меняется погода. От этого меняется и наше на­строение. Когда выпавший снег полежит-полежит, порадует нас своей белизной и красотой и вдруг растает, бывает груст­но, тоскливо. Но вот опять повалил густой, пушистый снег. И нам становится радостно, весело, празднично.

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Все его одело.

Темный лес, что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно...

Божьи дни коротки,

Солнце светит мало, —

Вот пришли морозцы —

И зима настала.

И. Суриков

На безлюдный простор

Побелевших полей

Смотрит весело лес

Из-под черных кудрей.

Словно рад он чему, —

И на ветках берез,

Как алмазы, горят

Капли сдержанных слез.

Здравствуй, гостья-зима!

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям.

Есть раздолье у нас, —

Где угодно гуляй:

Строй мосты по рекам

И ковры расстилай.

Нам не стать привыкать, —

Пусть мороз твой трещит.

Наша русская кровь

На морозе горит.

И. Никитин

Поет зима — аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка,

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна...

С. Есенин

Ночью в полях, под напевы метели,

Дремлют, качаясь, березы и ели,

Месяц меж тучек над полем сияет,

Бледная тень набегает и тает.

Мнится мне ночью: меж белых берез

Бродит в туманном сиянье Мороз.

И. Бунин

Вот как по-разному зима поет свои песни: то морозную, звонкую, то разгульную, метельную, то тоскливо-унылую, пе­чальную. Поэты, художники, композиторы чувствуют зиму, ее настроение и рассказывают нам о зиме. Поэты — в словах, композиторы — в звуках, художники — в красках. Давайте-ка и МЫ попробуем разгадать некоторые напевы зимушки-зимы. Но послушаем еще отрывок из рассказа писателя Г. Скребицкого о волшебстве Зимы.

«...Растянула Зима по небу серые тучи и стала покрывать землю свежим пушистым снегом. В один день все кругом разукрасила.

Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась ре­ка, притихла, уснула, как в сказке.

Ходит Зима по горам, по долам, ходит в больших мягких ва­ленках, ступает тихо, неслышно. А сама поглядывает по сторо­нам — то тут, то там свою волшебную картину исправит.

Заглянула Зима в лес. „Уж его-то я разукрашу: солнышко как глянет, так и залюбуется! "

Обрядила она сосны и ели в тяжелые снеговые шубы, до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки; пуховые варежки на ветки надела. Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно.

А внизу под ними, словно детишки, разные кустики да молоденькие деревца укрылись. Их Зима тоже в белые шуб­ки одела.

И на рябинку, что у самой опушки растет, белое покры­вало натянула. Так хорошо получилось! На концах ветвей гроздья ягод висят, точно красные серьги из-под белого оде­яла виднеются... Раздвинуло солнышко сизую тучку... А под его ласковым взглядом все еще краше становится.

Вспыхнули, засветились снега. Синие, красные, зеленые огоньки зажглись на земле, на деревьях, на кустах. А подул ве­терок... в воздухе тоже заискрились, заплясали разноцветные огоньки.

Чудная получилась картина! Пожалуй, лучше и не нари­суешь!

Любуется солнышко картиной Зимы...— глаз оторвать не может...»

Вот какую прелестную картину нарисовала зимушка-зима. А сейчас посмотрим картину о зиме, которую написал худож­ник Иван Иванович Шишкин. (Открывает стенд с картиной «Зима» и дает детям время рассмотреть ее внимательно.) Так о чем же нам рассказал художник? Да, о зиме в лесу. Что покорило, удивило и порадовало его? Красота зимнего засне­женного леса, укутанного толстым слоем пушистого снега. Какой же это лес? Да, это старый, дремучий, непроходимый лес, еще говорят — «еловый бор». Почему мы решили, что это старый дремучий бор? Посмотрите на ели. Что можно о них сказать? Какие они? Огромные, с мощными толстыми стволами, ветви начинаются высоко наверху. Это лесные бо­гатыри. А чуть дальше что мы видим? Частый лес, чащобу — не продерешься сквозь нее. А что мы видим_ на земле? Что лежит под снегом? Огромные стволы упавших старых дере­вьев. Кое-где стволы елей уже наклонились, но еще не упали. А есть ли тут маленькие елочки и кусты? Да, они чуть видне­ются из-под снежных шубок.

Как вы думаете, почему художник нарисовал лес так, что мы даже не видим верхушек деревьев? Что больше всего привлек­ло его внимание? Да, снег в этом еловом бору! Как вы думаете, где стоял художник, когда писал картину? Он стоял очень близко к деревьям, поэтому и не видел их верхушек, а видел только стволы. На первом плане перед ним была поляна с по­валенными деревьями, покрытыми пушистым снегом, а чуть вдали виднелся просвет между елями, где в бело-желтоватой пелене большие ели видны от макушки до основания.

Так почему же художник хотел обратить наше внимание на то, что находится внизу, — на заснеженную поляну? Внизу все погружено в тень. Посмотрите на цвет снега. Какой он? Да, не­обыкновенный: коричневато-белый, кремовый — это от ко­ричневых стволов деревьев. А там, где глубокие тени, он еще и голубоватый. Только вдалеке, в просвете между деревьями, луч солнца осветил запушенные ели, окрасив снег в слегка желто­ватые тона. Этот просвет дает нам возможность увидеть более светлую даль и понять, что вся поляна погружена в тень. Хо­лодно, морозно, и кажется, что все в этом лесу застыло, замер­ло. И только теплые коричневые тона стволов елей говорят о том, что лес заснул, но он живой.

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна...

С. Есенин

Видите ли вы здесь живое существо? Приглядитесь вни­мательно. Видите ли вы кого-нибудь в этом сонном лесу? Вот какую еще загадку нам загадал художник. Нашли? Это птица на ветке, кажется, что она тоже заснула.

А сейчас посмотрите на картину и подумайте, много ли цветовых тонов использовал художник. Так какие же загадки нам загадала зима, а художник подметил? Цвет снега зависит от цвета окружающих его предметов. Снег может создавать ощущение спокойствия, тишины, неподвижности. Красив укрытый пушистым толстым ковром снега зимний лес, хотя нет в нем ничего яркого, броского.

Какая же по настроению эта картина? Шумная или тихая, спокойная или громкая, звонкая? Да, картина тихая, спо­койная, негромкая.

Тишина! — шепнула белая поляна.

Тишина! — вздохнула, вея снегом, ель.

За стволами зыбь молочного тумана

Окаймила пухлую постель...

С. Черный

Полюбуемся еще на картину, послушаем и насладимся тихой песней морозного дня. (Включает отрывок из пьесы А. Вивальди «Зима».)

Понравилась вам музыка? А что ощутили вы? Похоже это чувство на то, которое навевает картина? (Беседа с детьми.)

Сегодня мы увидели, услышали и почувствовали, как кра­сиво нам рассказали поэты, писатель, композитор, художник о своем настроении, навеянном красотой и напевами зимы.

2-я часть. Сравнивание картин «Зима» И. И. Шишкина, «Сказка инея и восходящего солнца», «Февральская лазурь» И. Э. Грабаря. Дети свободно сидят перед стендом с карти­нами (открыта только «Зима» И.Шишкина).

Воспитатель. Дети, мы уже вели разговор о том, какая у нас бывает зимушка-зима, и даже разгадали тайну картины Ивана Ивановича Шишкина «Зима». Посмотрите на картину и постарайтесь вспомнить, какую? (Дает время.) Да, мы уз­нали еще один секрет живописцев: на цвет снега влияет цвет окружающих его предметов, состояние погоды. Поэтому ху­дожник нарисовал не белый снег, а коричневатый, кремо­вый. Так на цвет снега повлиял коричневый цвет стволов елей. Художник использовал немного цветовых тонов, поэ­тому картина вызывает ощущение тишины, умиротворен­ности, спокойствия морозного дня, заснеженного и как буд­то уснувшего леса.

Сегодня мы рассмотрим еще две картины, где тоже есть свои загадки. Послушайте, о чем я вам расскажу.

Как-то раз художник Игорь Эммануилович Грабарь зи­мой приехал на дачу, чтобы писать зимние пейзажи. Он уже не первый день ходил с этюдником и рисовал понравившие­ся ему места. Но вот однажды, проснувшись рано утром и выглянув в окно, он ахнул! Что за сказочная, необыкновен­ной красоты картина открылась перед ним! Скорее, скорее писать, пока это чудо не исчезло! Ему хотелось петь и тан­цевать от радости! Он схватил краски и стал писать, а зи­мушка-зима бродила вокруг него и тихонько напевала свою нежную, завораживающую песню.

Посмотрим же на эту картину. (Открывает картину «Сказ­ка инея и восходящего солнца», дает детям время вглядеться в нее.) А почему? Что вас так порадовало? Расскажите. (Пред­лагает 2—3 детям высказаться.) Вот какие красивые слова вы нашли, чтобы рассказать о своем впечатлении от карти­ны! Да, мы как будто очутились зимой в сказочном, волшеб­ном саду, где расцвели необыкновенные деревья! А как вы узнали, что это березки? По ажурным опущенным инеем ве­точкам, каскадом спускающимся вниз. Каждая тоненькая веточка покрыта снежным инеем, и создается ощущение, что эта сказочная бахрома -— необыкновенной красоты цве­ты. Это громкая картина или нежная, мягкая, легкая? Каков основной тон картины? Неяркий розовато-сиреневый, розо­вато-голубоватый, холодный. А как вы думаете, почему ху­дожник выбрал такую гамму цветов? Потому что это восход холодного желто-лимонного солнца в морозный день, оно своими лучами окрасило снег в розово-сиреневые холодные тона, и иней на ветках вдруг загорелся, заискрился, засвер­кал розовато-сиреневыми блестками. Небо у горизонта стало лимонно-желтым от солнца, а снег — зеленоватым, голубо­вато-сиреневым.

Разукрасилась Зима...

На уборе бахрома

Из прозрачных льдинок,

Звездочек-снежинок.

Вся в алмазах, жемчугах,

В разноцветных огоньках.

Льет вокруг сиянье,

Шепчет заклинанье:

«Лягте, мягкие снега,

На леса и на дуга,

Тропы застелите,

Ветви опушите! »

М. Пожарова

Что вам хотелось делать, глядя на эту картину? (Ответы детей: петь, танцевать, легко и плавно кружась, нарисовать такую же чудесную картину.) А вам приходилось в жизни видеть деревья, покрытые инеем? Как бы вы назвали эту картину? Художник Игорь Эммануилович Грабарь назвал ее «Сказка инея и восходящего солнца». Он услышал нежную, радостную и изящно-волшебную песню зимы и передал ее в своей картине.

А сейчас посмотрите на другую картину этого же худож­ника. Она называется «Февральская лазурь». Какую мело­дию зимы здесь услышал художник? Расскажите, что вы чув­ствуете, глядя на эту картину? (Выслушивает 2—3 детей.) Да, это февраль — конец зимы, ее последний праздник! Празд­ник лазоревого, ясного и чистого неба с яркой бездонной синью в вышине. Солнце высветило жемчужную белизну бе­резок и кружево ветвей, устремленных к нему. Рыхлый снег в его лучах стал розоватым, с глубокими синими тенями от берез. Кажется, что и сам воздух звенит от чистоты и про­зрачности. Да, это яркая, звонкая, радостная, громкая, праздничная прощальная песнь уходящей зимы. Послушай­те, как об этом рассказал композитор Петр Ильич Чайков­ский. (Включает отрывок пьесы «Февраль. Масленица» из цикла «Времена года».) Что вы слышали в музыке? Доста­вила вам радость эта мелодия?

Мы с вами увидели, услышали, как художники, поэты, писатели, композиторы передали разные напевы зимушки-зимы: то тихие, спокойные, то громкие, звонкие, то груст­ные, печальные. А сейчас вы возьмете краски и нарисуете свою песню о зиме. Подумайте, о какой зиме вы хотите рас­сказать. Постарайтесь и краски подобрать такие, чтобы мы поняли ваш замысел.

Зимний серенький денек

(рассматривание картины К. А. Коровина «Зимой» с последующим рисованием)

Цели. Продолжить работу по развитию у детей эмоцио­нальной отзывчивости на художественный образ пейзажной картины, видения средств выразительности живописи: тон­кий цветовой колорит картины (бело-серые, серовато-сире­невые тона снега и неба, серовато-коричневато-зеленые — избы и стволов деревьев). Развивать умения в составлении и использовании красок для передачи настроения в собст­венных рисунках. Обогащать словарь детей эмоциональны­ми определениями: спокойный, тихий, задумчивый, неброс­кий, мирный, пасмурный, серенький.

Материалы. Репродукция картины К.А.Коровина «Зи­мой», гуашевые краски, альбомные листы бумаги, кисти, па­литры.

Подготовительная работа. Наблюдение за пасмурным зим­ним днем, цветом снега и неба.

Занятие. Дети рассаживаются перед картиной. Звучит не­громкая грустная мелодия. Дается время для рассматривания картины.

Воспитатель. Дети, мы уже с вами видели, как по-разному художники изображают зиму: звонкую, яркую, снежную.

Сегодня перед нами другая зима. А какая? Да, очень не­броская, неяркая, скромная, тихая, задумчивая, серенькая. Чаще всего мы и видим такую. Но посмотрите, как она кра­сива, полна спокойного благородства, мягкой прелести! Эта картина называется «Зима», и написал ее художник Константин Алексеевич Коровин. Расскажите, о чем же эта кар­тина? Да, о зиме в деревне. В центре картины перед откры­той деревянной калиткой — темная лошадка, запряженная в желтоватые сани. Чуть дальше, за ветхим частоколом — небольшой крестьянский дом. Перед ним три дерева, но нам видны только их стволы да несколько веток, вершины — где-то за границей холста. Слева мы видим просторы полей, покрытые снегом, да мутно темнеющий вдали лес. Кажет­ся — такой простой, обыденный сюжет, но с какой любовью и нежностью написал это художник! Обратите внимание на цветовой тон картины. Назовите основные краски. Да, се­ровато-жемчужные. Кажется, что здесь все серое: мглистое, серое небо, серо-белый снег, изба, плетень и деревья. Но приглядитесь внимательно, какие тонкие цветовые оттенки вплетены в основной тон: серовато-фиолетовые, голубова­тые, розовато-зеленоватые. Художник нарисовал хмурый пасмурный день, который уже переходит в сумерки. В серо­вато-сиреневатом воздухе сливаются меркнущее, сотканное из тончайших красочных сочетаний, небо и такого же цвета снег. Словно весь мир окутан густеющими сумерками, низ­ким небом, мягким снегом. Как удивительно подметил ху­дожник, что и в таком, казалось бы, неброском сюжете, се­реньком, тихом зимнем деньке есть музыка и задушевная прелесть раздумья, спокойной легкой грусти и благородной простоты. Понравилась вам эта картина?

А сейчас попробуйте нарисовать свою картину о зимнем сереньком деньке. Сюжет придумайте сами. Это может быть денек в городе, на даче, в лесу. Хочу вам напомнить, что краски лучше всего сначала составлять на палитре, а потом переносить на рисунок.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-30; Просмотров: 654; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.031 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь