Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Определенный формат полотна



(беседа по картинкам)

Цели. Развивать у детей интерес к средствам выразитель­ности живописи, художественное видение, пространствен­ное, образное мышление и воображение, видение единства замысла художника и средств изобразительности. Дать детям представление о том, что формат картины имеет большое значение для создания художественного образа, для переда­чи главной мысли художника, его чувств и переживаний. (Вертикальный формат полотна.позволяет передать величие, стремление вверх, значимость и стройность объекта или воз­вышенность чувств, горизонтальный формат — передать ши­рокую панораму, протяженность, пространственность, мо­нументальность. Квадратное построение формата обычно передает спокойствие, тишину, умиротворенность, задумчи­вое, лирическое настроение.)

Развивать у детей умение высказываться по поводу увиден­ного, приводя доказательные оценки и суждения, используя образные слова и выражения.

Предварительная работа. Наблюдение в природе за ли­нией горизонта, планами с помощью видоискателя, «бинок­ля». Зарисовки наблюдаемых пейзажей.

Материалы. Репродукции картин, расположенные на стен­де в три ряда. 1-й ряд — «Февральская лазурь» И.Грабаря, «Грачи прилетели» А. Саврасова, «Осенний день. Сокольники» И.Левитана. 2-й ряд — «Лесные дали» И.Шишкина, «Гима­лаи» Н. Рериха, «Золотая осень» В. Поленова. 3-й ряд — «Ря­бинка» И. Грабаря.

Занятие.

Воспитатель. Дети, мы с вами уже знаем некоторые сек­реты художника-пейзажиста. Какие? (Ответы детей.) Да, это использование художником цвета, линии горизонта, постро­ение планов. А сегодня я открою вам еще один секрет худож­ника. Внимательно рассмотрите картины, которые висят перед вами. О чем эти картины? (Ответы детей.) Да, здесь пейзажи о разных временах года. Но я их поместила в три ряда. Подумай те, чем отличается каждый ряд? (Ответы детей.) Вы обратили внимание на формат картин в каждом ряду? Какую форму име­ют картины в верхнем ряду? Прямоугольник, поставленный вертикально. А во втором ряду? Прямоугольник, положенный горизонтально. А в третьем ряду? Картина имеет форму квад­рата. Значит, картины могут еще отличаться по формату полот­на. Когда вы рисуете, вы тоже кладете листочек бумаги то вер­тикально, то горизонтально.

Давайте рассмотрим первый ряд картин и подумаем, по­чему художники выбрали для изображения такой формат по­лотна? Вот картина «Февральская лазурь». Как вы думаете, почему художник Игорь Эммануилович Грабарь так распо­ложил полотно (вертикально)? Про что он нам хотел расска­зать? На что хотел обратить наше внимание? (Ответы детей.) На удивительную красоту белых берез, кружево ветвей на фоне февральского пронзительно-лазурного и ярко-голубого неба. Расскажите об этой картине. Что вы видите? (Ответы детей.) Да, волшебную красоту белоствольных берез!

Береза, которая стоит перед нами, на переднем плане, на­писана плотными мазками, кажется огромной, могучей. Она пылает белейшим светом, у нее множество тонких белых ветвей. Она и тоненькие, молодые березки вокруг нее сияют еще ярче на фоне пронзительной переливчатой синевы неба, которое и снег окрашивает в голубые и ярко-синие холодные тона теней. Снег уже шероховатый, подтаявший от февраль­ского солнышка. Утром на нем образуется наст — твердая корочка льда, сверкающая на солнце. Поражают яркие цвета синего, белого и зеленоватого снега. Цвет неба тоже удиви­тельный: глубокий синий, переходящий в лазурный, зелено­вато-желтоватый тон. Что в этой картине самое главное? (Ответы детей.) Да, березы, и особенно береза на первом плане. Художник восхищается ею, любуется ее красотой. Он вспоминал: «Когда я взглянул на березку снизу, с поверх­ности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зре­лища фантастической красоты: какие-то перезвоны и пере­кликания всех цветов радуги, объединенных голубой эма­лью». Художник писал эту березку с натуры. Он даже вырыл небольшой окопчик — ямку, чтобы видеть ее снизу. Березы выглядят очень величаво, значительно. Они даже не умеща­ются на вертикальном полотне картины, их вершины выхо­дят за его пределы. Ветви великолепных берез устремлены вверх, словно в радостном порыве приветствуют утро. Под лучами солнца загорелись рыжевато-красными красками об­леденевшие прошлогодние листья. При легком дуновении ветерка они ударяются друг о Друга, издавая мелодичный хрустальный перезвон.

А сейчас снова посмотрите на картину и скажите, где здесь линия горизонта? Да, она расположена низко, поэтому березы кажутся огромными, а мы как бы смотрим на них снизу. Какая яркая, какая радостная картина!

Итак, художник выбрал вертикальный прямоугольный формат полотна, чтобы обратить наше внимание на величие и красоту берез.

Посмотрите на картину «Грачи прилетели» Алексея Кон­стантиновича Саврасова. Сейчас вы мне скажете, почему ху­дожник выбрал такой формат полотна для своей картины. (Ответы детей.) Да, чтобы рассказать о том, что прилетели грачи — значит, наступила весна. Грачи вьют свои гнезда на вершинах берез. И чтобы мы увидели это, он близко к нам, на переднем плане, рисует корявые стволы старых берез и несколько молодых березок. Они в самом центре картины, тянутся вверх своими стволами и веточками — ждут солнца, тепла. Весна чувствуется везде — и в голубизне неба, и в желтоватом от неяркого солнца, рыхлом снегу.

А вот картина «Осенний день. Сокольники» Исаака Ильича Левитана. Полюбуемся ею и подумаем: почему художник так выстроил картину? О чем же он хотел рассказать? (Ответы детей.) Да, это осенний ненастный день, тихий и задумчи­вый. Перед нами аллея старого парка. На переднем плане высоко в небо подняли свои вершины большие сосны, а ря­дом с ними, по бокам аллеи, легкие силуэты уходящих вдаль молодых кленов в осеннем уборе, с осыпающейся оранже­во-коричневой листвой. В центре картины изображена се­ровато-зеленовато-коричневая дорога, которая, слегка изги­баясь, уходит далеко в глубь парка. По ней прямо на нас, задумавшись, идет красивая молодая женщина в темном пла- тье. Мы чувствуем волнение облаков в сером небе, влажность этого ненастного дня: даль тает в голубоватой дымке. Как бы вы назвали всю цветовую гамму картины? Яркая ли она? (От­веты детей.) Да, она неяркая, все построено на сочетании мяг­ких, приглушенных, спокойных серебристых тонов.

Художник выбрал вертикальное построение полотна кар­тины, чтобы показать огромные размеры старого парка, его глубину, длину аллеи. Низкая линия горизонта дает возмож­ность открыть даль, протяженность аллеи, значительность предметов на переднем плане, выделить их яркостью и рель­ефностью объемов. Мы чувствуем, что настроение природы созвучно настроению женщины. В природе чувствуется лег­кая печаль, грусть, задумчивость и тишина.

Посмотрим на следующий ряд картин. Некоторые вам уже знакомы. Эту вы помните? («Золотая осень» И.Левита­на). Как она называется? (Ответы детей.) Молодцы, пра­вильно, это «Золотая осень», а написал ее тоже Исаак Ильич Левитан. Полюбуйтесь на нее и подумайте: почему художник выбрал такой формат полотна? (Ответы детей.) Да, художник хотел рассказать о том, как прекрасна земля в ярком осен­нем наряде, о том, что золотая осень пришла на бескрайние просторы нашей родины.

А вот картина «Лесные дали» Ивана Ивановича Шишки­на. Посмотрите на нее и подумайте: про что нам рассказал художник? Что удивило и порадовало его? Почему он выбрал такой формат картины — горизонтально вытянутый прямо­угольник? (Ответы детей.) Да, художник восхитился огром­ными просторами, покрытыми лесом, красотой лесных далей России. Широкая панорама нам открывается с верши­ны небольшой возвышенности. На переднем плане — поля­на с группой маленьких деревьев и одинокой сосной. На ос­вещенной солнцем траве тут и там лежат небольшие валуны. Чуть дальше резкими контурами выделяются большие ели и сосны, а за ними, на втором плане, — леса, одетые утренним туманом. Совсем далеко, на границе третьего, дальнего плана, — озеро в светлой голубовато-фиолетовой дымке, за­стилающей горизонт. А над всем этим — чистое голубое небо с легкими облаками. Дальний план как бы растворяется в тумане. Это придает картине таинственность. Главный. герой этой картины — лес. Художник предлагает и нам по­любоваться, восхититься его красотой и мощью, его необо­зримой огромностью. Как бы вы назвали этот пейзаж? Пра­вильно, лесной пейзаж.

В этом ряду у нас осталась еще одна картина. Необычная, правда? Как вы думаете, про что она? (Ответы детей.) Кар­тина называется «Гималаи», и написал ее художник Николай Константинович Рерих. Гималаи — это самые высокие горы нашей планеты. Художник написал сияющие вершины вы­соких неприступных гор, занимающих громадные простран­ства. Горы поднимаются грядами все выше и выше. Мы ощущаем их холод, монументальность. Цвета на картине — от почти черно-синих — к голубым и к белым с желтоваты­ми отблесками — снегам, покрывающим вершины. Обрати­ли внимание, какой формат у полотна? (Ответы детей.) Да, длинный, горизонтально положенный прямоугольник. Это и позволило художнику показать протяженность, величие горной страны. Художник показал только вершины гор. Этим он подчеркнул, как они высоки. Как бы вы назвали этот пейзаж? Да, горный.

У нас остался последний ряд. Здесь только одна картина — «Рябинка» Игоря Эммануиловича Грабаря. Какой у нее фор­мат холста? Да, почти квадратный. Давайте подумаем, что нам хотел рассказать художник. (Ответы детей.) Мы как будто смотрим на пейзаж сверху, из окна деревенского или дачного домика. Перед нами, на переднем плане, рябинка, вся в крас­ных гроздьях ягод. Ее красно-оранжевая листва ажурная, очень яркая. Сквозь нее мы видим лазурное небо, зеленое поле ози­мых всходов, лесок и кусты, а за ними — в фиолетовой дым­ке — дали. Ближе к нам, на переднем плане, по бокам карти­ны — березки развесили свои золотые косы; их вершин нам не видно из окна. В картине очень тихо, спокойно. Но основное внимание художник уделил нарядной рябинке, чтобы мы тоже полюбовались ее осенней красотой. Картина очень изящна и поэтична. Глядя на нее, хочется читать стихи.

Осень.

Осыпается весь наш бедный сад.

Листья пожелтелые по ветру летят.

Лишь вдали красуются, там, на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин.

А. Толстой

Художник может использовать и такой формат полотна, чтобы рассказать о небольшом пейзаже, о спокойствии и ти­шине, разлитой в природе.

Вот, дети, мы и познакомились с еще одним секретом художника — секретом построения картины на определен­ном формате полотна. Форматом полотна художник может подчеркнуть главное в картине, рассказать о том, что его больше всего заинтересовало, порадовало, удивило, передать свое настроение.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-30; Просмотров: 562; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь