Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Роль цвета в пейзажной картине (рассматривание картин и последующее рисование)



1-я часть. Как художник использует цвет для передачи се­зона, состояния погоды, настроения.

Цели. Развивать у детей умение эмоционально восприни­мать цвет, вызывая адекватный отклик на настроение живо­писных пейзажей, обратив внимание на то, что цвет в жи­вописи — это основное средство выразительности и что в пейзажных картинах художник с помощью цвета может по­казать время года, время суток, состояние погоды; показать настроение, которое вызвало у него общение с природой. Пробуждать у детей желание высказываться по поводу уви­денного, соотносить его со своим личным опытом и чувст­вами. Обогащать словарь детей эстетической, эмоциональ­ной и искусствоведческой лексикой.

Подготовительная работа. Закрепление у детей представле­ний о цвете и его свойствах (подробно эта тема изложена в книге «Знакомство с натюрмортом». СПб., 2000). Рисование пейзажей, художественно-развивающие игры: «Подбери цвета, которые ху­дожник использовал в картине», «Подбери краски, использован­ные художником в картине», «Найди картину по палитре» и др. Беседа о том, может ли быть настроение у природы.

Материалы. Репродукции картин, размещенные на трех стендах. 1-й стенд — «Золотая осень» И.Левитана, «Зима» И. Шишкина, «Московский дворик» В. Поленова, «Пейзаж в Островском» Н.Ромадина; 2-й стенд — «Закат» А. Рылова, «Сумерки. Стога» И. Левитана, «Вид памятника Петру I» В. Су­рикова, «Полдень. В окрестностях Москвы» И. Шишкина; 3-й стенд — «Зеленый шум» А. Рылова, «Мокрый луг» Ф. Василье­ва, «Сказка инея и восходящего солнца» И. Грабаря.

Занятие. Дети свободно садятся перед стендами с репро­дукциями картин (открыт только первый стенд).

Воспитатель. Сегодня мы познакомимся с очень ин­тересными пейзажами и узнаем о некоторых тайнах худож­ников. Давайте сначала полюбуемся этими картинами. (Показывает на первый стенд.) Скажите, о чем они? Да, худож­ники изобразили здесь разные времена года: осень, зиму, лето, весну. Покажите мне картину об осени («Золотая осень» И.Левитана). Как вы догадались, что это осень? Вам это подсказали краски, которые использовал художник? На­зовите эти краски. (Ответы детей.) Да, желтые, оранжевые, красные, золотые, теплые коричневые цвета листьев, зеле­новато-коричневые, бурые цвета травы. Как назвать одним словом эти краски? Теплые. Они создают ощущение наряд­ности, радости, праздничности, торжественности. Это гром­кие, звонкие, яркие краски золотой осени.

А эта картина о чем? («Зима» И.Шишкина.) О зиме. А как вы догадались? Художник нарисовал заснувший под пушистым снежным ковром дремучий лес. Все покрыто сия­ющим снегом. Снег голубоватый в тени и желтовато-корич­неватый там, куда падает свет зимнего солнца. Холодно, мо­розно. Кажется, что даже воздух застыл. А какая стоит ти­шина! Вы чувствуете ее? Ничто не шелохнется.

«Заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна...» — так красиво об этом лесе сказал поэт Сергей Есенин. А худож­ник Иван Шишкин о зимнем лесе рассказал красками.

Вот еще одна картина («Московский дворик» В. Поленова). А она о каком времени года? Молодцы! Сразу узнали, что это лето, летнее утро в городе. Художник Василий Дмитриевич Поленов изобразил то, что увидел в московском дворике. Улица где-то там, в отдалении. А мы как будто вошли во двор. Потемневшие деревянные заборы, сараи, сенники, колодцы, старинный барский особняк, почти скрытый густыми заросля­ми сирени. Вдали крыши невысоких московских домов, купо­ла церквей, белый шатер колокольни. Краски нам говорят о том, что это летний полдень. Ярка и свежа зелень травы, про­зрачна голубизна неба, желтеет песок на дорожках. Легкие го­лубоватые тени лежат на стенах дома, на крышах, на колоколь­не и церкви. Горят на солнце золотые купола церкви, усиливая своим сияньем ощущение солнца и тепла, разлитого в природе. Пригрелась на солнышке рыжая лошадка; в траве бродят куры; играют дети; вдали идет женщина с ведром. Ощущение ясного, жаркого, безмятежно спокойного летнего дня.

Расскажите, с помощью каких цветовых тонов передал нам это ощущение художник?    Давайте вглядимся в небо. Какое оно? Прозрачное, нежно-голубое, чуть розоватое к горизонту, с легкими белыми облачками. А какие цвета использовал ху­дожник, изображая землю? Ярко-зеленая травка дворика, свет­ло-песочного цвета тропинки, высветленная солнцем зелень деревьев и кустов, выглядывающих из-за заборов и домов. А ка­кого цвета строения? Каменные строения: пятиглавая церковь и колокольня с золочеными куполами, старинный особняк — голубовато-белые, с желтовато-розовыми тенями, со светло-зелеными (салатного цвета) крышами. Деревянные строения, освещенные солнцем, кажутся очень теплыми, прогретыми на солнце, издающими мягкий запах старого дерева. Воздух такой прозрачный, нежный, легкий, чистый, что видны крыши даль­них домов, маковки церкви и колокольни. Картина вызывает ощущение ясности, прозрачности, чистоты, ласкового тепла, спокойствия, безмятежности и радости жизни. И это все бла­годаря цветовому созвучию, цветовой гармонии, найденной художником.

Вглядитесь внимательно в эту картину («Пейзаж в Ост­ровском» Н. Ромадина). А здесь какое время года изобразил художник? В чем особенность красок, которые он исполь­зовал? Да, это весна. Нежным зеленовато-голубовато-серым пухом первой зелени покрыты кусты. Какие акварельные, чистые цвета! Они создают ощущение прозрачности, свежести, нежности. Кажется, что прозрачный воздух напоен за­пахами проснувшейся земли, ароматами весенней молодой листвы, разворачивающихся почек. Цветут вербочки, даже молоденькая сосенка (на переднем плане) украсилась розо­выми свечками. Все зеленеет. Даже вода в лесном болотце стала ярче, отражая свежую зелень деревьев и кустов.

Итак, мы с вами рассмотрели картины на этом стенде и от­крыли одну из тайн живописца: чтобы люди узнали, какое вре­мя года изображено, и почувствовали его, художнику надо найти точные цвета и цветосочетания, которые передадут ощущение холода или тепла, звонкости, громкости или мягкости, неж­ности, разлитых в природе.

Посмотрим следующий стенд. (Открывает картины 2-го стенда, дает возможность детям их рассмотреть.) Как вы ду­маете, о чем в этих картинах нам рассказывают художники?

О вечернем закате, о зимней ночи, о жарком летнем полдне. Давайте рассмотрим эти картины. Картина «Закат» Аркадия Александровича Рылова. Какое время суток здесь изобразил художник? Летний закат. Как вы об этом догадались? Не­обычайное, ярко-красное небо с золотой полоской у гори­зонта и такое же красное отражение его в реке. Темными коричневыми контурами прорисованы деревья и дальний лес. Какое чувство возникает у вас? Да, ощущение чего-то тревожного, ощущение опасности.

Что вы расскажете об этой картине? Здесь какое время суток изобразил художник? («Вид памятника Петру I» В. Су­рикова.) Молодцы! Правильно отгадали — это зимняя ночь. Какие краски нам помогли это узнать? Сине-зеленоватое не­бо с легкими голубовато-белыми облачками и желтым дис­ком луны. На фоне неба просматривается темным контуром громада Исаакиевского собора и памятник Петру I. А что нам говорит о том, что это зимняя ночь? Снег на переднем плане. Он голубоватый в тени и желтоватый от падающего на него света фонарей. Цветовая гамма, использованная ху­дожником, создает ощущение таинственности, призрачности зимней ночи.

О каком времени суток повествует эта картина? («Пол­день. В окрестностях Москвы» И. Шишкина.) Как догада­лись? Подумайте, что заинтересовало художника и про что он нам хотел рассказать? Это летний полдень. Жара. Огром­ное высокое голубое небо со светящимися по краям легкими облаками. Вдали бескрайние просторы зеленеющих лугов, деревенька и колокольня на дальних косогорах. Прямо перед нами широкая сельская дорога с наезженной колеей, в ко­торой еще не высохла вода от недавно прошедшего летнего дождя. А по обе стороны дороги тянутся огромные поля по­спевающей ржи. Широкая дорога, уходя вдаль, сужается и как бы продолжается лентой реки. Картина очень светлая по колориту, наполненная радостной умиротворенностью, спокойствием и тишиной жаркого летнего дня.

Итак, мы узнали еще одну интересную тайну живописцев: с помощью цвета и его сочетаний художник может передать время суток так, что мы легко их узнаем и чувствуем.

Посмотрите на эту картину. Она называется «Сумерки. Стога». Написал ее Исаак Ильич Левитан. Что значит слово «сумерки»? Какое это время суток? Да, это время, когда кон­чается вечер, а ночь еще не наступила. Расскажите об этой картине.

Недвижно сияет в небе желтовато-красный лик одинокой полной луны. Создается впечатление, что она сторожит и стога, и ночной покой. В надвигающихся сумерках в при­зрачном голубовато-серебристом свете луны возвышаются на скошенном поле стога. Кажется, что нежный аромат свежего сена разлит в теплом воздухе летнего вечера. По­смотрите, какое многообразие оттенков цвета использовал художник при изображении неба: розово-серый, серо-голу­бой, пепельно-сизый; они переходят один в другой и гаснут в темно-серой тени сумерек. Тают в лиловой мгле округлые очертания стогов, написанные тончайшими оттенками серо-зеленого, серо-коричневого, оливкового тона. Они по-раз­ному освещены луной, поэтому и цвет стогов неодинаковый.

Силуэты стогов уходят далеко-далеко, уменьшаясь в раз­мерах. Кажется, что поле огромно до бесконечности. Какие ощущения у вас, дети, вызывает эта картина? Да, таинственности, задумчивой грусти, торжественной, какой-то звенящей тишины, умиротворенности природы после жаркого дня.

Рассмотрим последний стенд с картинами. (Открывает 3-й стенд.) Здесь я вам приготовила еще одну загадку — еще од­ну тайну живописи. Посмотрите внимательно на картины и постарайтесь сами догадаться, что же это за тайна? (Дается время для рассматривания.) Так про что же эти картины? Про ветер, иней, прошедшую грозу. Вот картина художника Аркадия Александровича Рылова «Зеленый шум». Как вы ду­маете, почему художник так назвал свою картину? Что он увидел интересного, на что и наше внимание хотел обра­тить? (Ответы детей.) Да, художнику удалось показать ветер, который раскачивает верхушки деревьев, треплет молодую листву. Кажется, что и мы слышим шум ветра и шелест лис­тьев. Как это удалось изобразить художнику? А посмотрите, как он положил краски на холст? Да, косыми мазками, вот и возникает ощущение движения. Какое это время года? Да, это весна — шумная, веселая. «Зеленым шумом» называет народ весеннее пробуждение природы. Какие краски исполь­зовал художник? Ярко-зеленая, изумрудная листва освещен­ных солнцем деревьев и трава на взгорье, зеленовато-го­лубоватая даль луга, ясное голубое небо с легкими бегущими облачками, синий, сине-фиолетовый, фиолетово-розовый цвет воды — это все холодные тона. А какое настроение они создают? (Ответы детей.) Да, они дают ощущение прохлады, свежего ветра, ясного дня, радости весны.

Гуляет над землей буйный весенний ветер. Хозяйничает на просторах полей и вод. Это настроение передал поэт Ни­колай Алексеевич Некрасов:

Идет-гудет Зеленый Шум,

Зеленый Шум, весенний шум!

Играючи, расходится

Вдруг ветер верховой:

Качнет кусты ольховые,

Подымет пыль цветочную,

Как облако, все зелено:

И воздух, и вода!

Идет-гудет Зелёный Шум,

Зеленый Шум, весенний шум!

Чтобы выразить свои мысли, свои чувства и передать их нам, поэту нужно подобрать особенные слова, особенный ритм стихов. А как быть художнику? Как ему выразить свое настроение? (Ответы детей.) Да, ему нужно подобрать такие цвета, которые отразили бы и время года, и состояние по­годы, чтобы мы и увидели это, и почувствовали настроение весенней природы.

Расскажите об этой картине («Мокрый луг» Ф. Василье­ва). Какое время года, какую погоду изобразил художник? Лето, только что прошла гроза. А как мы об этом узнали? Еще клубятся в небе грозовые облака. Темно-синяя туча с фиолетовыми оттенками еще висит вдали над белой пеленой дождя. А на земле все уже затихло, успокоилось, пропита­лось живительной влагой. Ликует и трепещет в напоенном светом воздухе каждый листочек, каждая травинка с блестящими капельками дождя. Перед нами, на переднем плане, засверкала омытая дождем зелень луга. Даже воздух, кажет­ся, еще насыщен влагой. Но где-то в небе, за желтоватыми тучами, — солнце. Вот-вот оно выглянет и засияет. Легкий ветерок бороздит гладь воды. Тень от тучи бежит вслед за ней. Умиротворенная и освеженная дождем природа отды­хает. Ощущение свежести и уходящей тревоги испытываем мы от этой картины.

А это что за прелестная картина? Как вы думаете, о чем' она? Игорь Эммануилович Грабарь назвал ее «Сказка инея и восходящего солнца». Что вы чувствуете, глядя на нее? Радость, праздничность, очарование, удовольствие. А поче­му, как вы думаете, художник изобразил зиму, заснеженные деревья, иней и снег такими нежными розовато-фиолетовы­ми, голубыми, желто-оранжевыми красками? Вам приходи­лось когда-нибудь видеть такое зимнее утро? Когда же это бывает? Да, когда очень холодно, морозно и солнечно. Вста­ющее солнце своими лучами освещает все вокруг, и от этого иней на деревьях, снег становится сказочно розовым, не­обыкновенно нежным. Каждая веточка березок, покрытая инеем, превратилась в необыкновенно пушистые каскады. Хороша картина?

Значит, природа все время изменяется, она разная, и жи­вописец может нам с помощью красок рассказать не только о сезоне (весне, лете, зиме, осени), времени суток (утре, полдне, сумерках, ночи), но еще и„о погоде: инее, дожде, ветре, грозе, снеге, тумане. Посмотрите еще раз внимательно на все эти картины, полюбуйтесь мастерством художников, которые умеют писать так живо, так необыкновенно, уди­вительно, используя цвет и цветосочетания — основное средство выразительности в живописи. Это один из секретов художников-живописцев.

2-я часть. Цвет как средство передачи настроения и отно­шения художника к изображаемому.

Цели. Обратить внимание детей на то, что цвет и цвето­сочетания используются художником для передачи настро­ения и отношения к увиденному.

Материалы. Те же репродукции пейзажных картин, рас­положенные на трех стендах. Кисти, акварельные краски, палитры и альбомные листы белой бумаги.

Занятие. Дети в первой части занятия свободно сидят перед стендами с репродукциями пейзажей, во второй — ри­суют за мольбертами.

Воспитатель. Мы уже знакомы с этими пейзажами. На прошлом занятии вы узнали основной секрет художни­ков-пейзажистов. Использование цвета и цветосочетания, чтобы зрители сразу же узнавали время года и суток, состо­яние погоды. Сегодня я открою вам еще одну тайну масте­ров-живописцев. Посмотрите внимательно на картины. Какая красота! Но каждая картина вызывает у нас еще и определенное настроение. А что значит «настроение»? По­мните, мы с вами об этом уже говорили? Когда у вас день рождения, вам радостно или грустно? Когда вы играете в снежки, весело ли вам? Когда вас обидели, вам неприятно? Если за вами долго не приходят родители, вы огорчены? А если вы сидите и ничего не делаете, вам скучно? Это все и есть настроение.

Скажите, а может ли быть настроение у природы? Когда небо затянуто тучами, нам кажется, что природа нахмури­лась. А выглянуло солнышко, и кажется, что все заулыба­лось. Наши чувства и ощущения мы переносим на природу. Художники с помощью красок стараются рассказать о своем настроении. Они знают тайны красок, и это помогает им, когда они пишут картины. Яркие, звонкие, теплые цвета зву­чат весело, радостно, громко. Холодные тона звучат свежо, спокойно, бодро. Менее яркие, приглушенные тона звучат нежно, мягко.

Но можно еще и смешивать цвета, и тогда у зрителя по­явится новое ощущение, новое настроение от картины. На­пример, краски, смешанные с черной, звучат таинственно, иногда даже тревожно. Цвета, смешанные с белой краской, звучат более легко, нежно, спокойно. Серые оттенки могут создавать ощущение грусти, тишины, мягкости. Сочетание контрастных красок — например, красной и зеленой, фио­летовой и желтой — создает ощущение тревоги, опасности.

Давайте рассмотрим нашу выставку и попробуем раскрыть секреты колорита — цветовой согласованности в картинах. Посмотрим, как колорит передает то или иное настроение природы и отношение самого художника к изображаемому. Покажите мне картины, где звучит радостное, приподнятое, веселое настроение. Кто хочет показать эти картины? (Вызы­вает 2—3 детей.) Вот молодцы! Вы правильно определили эти картины. Это «Золотая осень» И.Левитана, «Московский дво­рик» В. Поленова, «Поддень. В окрестностях Москвы» И. Шиш­кина. Каких красок здесь больше? (Ответы детей.)

Найдите картину, где звучит тревожное настроение. («За­кат» А. Рылова.) Какие краски здесь использовал художник? (Ответы детей.)

Вот вам еще одно задание: покажите картину, где очень шумно, свежо. («Зеленый шум» А. Рылова.)

А сейчас покажите картины, где все очень спокойно, тихо. («Зима» И. Шишкина, «Московский дворик» В. Поленова.) Молодцы, дети, хорошо поняли еще один секрет художников.

Сейчас вы сами будете художниками и попробуете нари­совать пейзаж с тем настроением, которое вам больше всего нравится. А мы по вашим работам попробуем отгадать, что вы задумали, какое настроение хотели передать.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-30; Просмотров: 1086; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.024 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь