Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


В пейзажной картине (рассматривание картин)



Цели. Формировать у детей интерес к средствам вырази­тельности пейзажной живописи. Развивать у них эстетиче­ское, художественное восприятие, способность к эмоцио­нально-эстетическим оценкам и суждениям, понимание за­мысла произведения, определяющего выбор художником средств выразительности. Пробуждать сопереживание на­строению картины. Дать детям представление о линии гори­зонта как средстве изображения, помогающем передать глу­бину пространства, о построении планов, особенностях изо­бражения объектов в зависимости от расположения их на ближнем, среднем и дальнем плане (линейная перспектива). Закрепить у детей полученные знания в художественно-раз­вивающих играх: «Найди картину по модели», «Найди кар­тину по эскизу».

Подготовительная работа. Наблюдение в природе за линией горизонта с разных точек (с возвышения, с низко рас­положенной точки); наброски линии горизонта с натуры.

Материалы. Стенд с репродукциями картин, где линия горизонта располагается по-разному («В голубом просторе» А. Рылова, «Грачи прилетели» А. Саврасова, «Золотая осень» И.Левитана, «Золотая осень» И. Остроухова, «Золотая осень» В. Поленова).

Занятие.

Воспитатель. Дети, мы с вами уже знаем, что худож­ники — очень наблюдательные люди. Они любят рисовать природу, часто берут свои мольберты и идут в поле, на речку, в лес или на улицу города, села. Там они рисуют то, что видят вокруг. Это называется «рисовать с натуры». Наблюдая за природой, художники открывают интересные секреты изображения, которые помогают им создавать картины, очень похожие на реальную природу. Когда мы смотрим на эти картины, нам кажется, что и мы тоже в поле, на речке, в лесу. Какие же тайны знают художники? Что помогает им создавать такие удивительные картины? Вот об этих секретах мы и будем говорить.

Кто вспомнит, какой секрет помогает передать в картине время года, время суток, состояние погоды, настроение? (От­веты детей.) Да, это использование художником цвета и цветосочетаний, цветовых созвучий. Цвет может звучать радост­но, звонко или грустно, тихо, тревожно, беспокойно. Это мы запомнили. А сейчас познакомимся еще с одним секре­том, который называется «Секрет линии горизонта».

Первая тайна, которую мы должны узнать — что такое линия горизонта и зачем она нужна в картине.

Мы с вами наблюдали и делали наброски интересной и таинственной линии, которая называется «линия горизон­та». Вспомните, что же обозначает эта линия? (Ответы де­тей.)    Да, когда мы смотрим вдаль, то видим, что в каком-то месте небо «сошлось» с землей в одну линию, за которой уже ничего не видно. Эту линию и называют линией гори­зонта. Художники, наблюдая природу много-много раз, за­метили, что чем дальше от их глаз расположены предметы (деревья, кусты, дома), тем меньше они кажутся. И еще одна особенность: если предметы находятся близко — на перед­нем плане, — они просматриваются очень ярко и подробно, видны все детали (например, стволы, ветки, листья дере­вьев). Так же художники и рисуют: то, что расположено близ­ко, — крупно и более ярко, а то, что далеко, — мелко, менее ярко, с меньшим количеством деталей. Давайте посмотрим на картину «Золотая осень. Слободка» Исаака Ильича Левита­на. Покажите мне, где здесь линия горизонта? (Вызывает одного ребенка, который показывает указкой горизонт.) Правильно, здесь небо «сходится» с землей. Близко к нам, внизу картины, находится передний план. Вот он. (По­казывает.) Расскажите, что здесь нарисовано? (Дети расска­зывают.) Да, очень рельефно просматриваются травка, зем­ля, дорога, березка, яблонька, кусты и старый забор. Они очень яркие по цвету. А если посмотрим дальше — на вто­рой план (показывает), что здесь мы видим? Избы дере­веньки, их стены и крыши, контур берез (посмотрите, ство­лы их чуть видны). А такие ли они яркие, как березка на первом плане? Нет, они бледнее по цвету. Теперь посмотрим на дальний план. Что мы там видим? (Показывает.) Да, светло-желтые поля, коричневую дорогу, а у самого гори­зонта общей массой нарисован лес — розовато-фиолетовый, желтоватый, как в дымке. Значит, в воздушном пространстве от переднего плана к дальнему предметы постепенно «теря­ют» детали, их контуры становятся более обобщенными, цвет бледнеет, становится менее ярким.

В жизни, наблюдая природу, мы всегда видим много раз­личных предметов: это и деревья, и трава, и кусты, и дома, иногда дорога или речка. Нарисованные в пейзаже, эти пред­меты могут заслонять друг друга. В этой картине березка и яблоня, нарисованные на переднем плане, закрывают до­ма, которые находятся на втором плане, а дома и березы второго плана закрывают поле дальнего плана.

Итак, линия горизонта может помочь художнику вы­строить картину, показать пространство, и то, что распо­ложено близко, он рисует ярко, крупно, а чем дальше пред­меты, тем меньше по размеру и менее ярко, бледнее по цвету они на картине. Линия горизонта помогает изобразить много планов — близко, дальше, далеко.

Часто в картинах художники изображают тропинки, до­роги, реки. Посмотрите на картину «Золотая осень» худож­ника Левитана. Видно ли, что речка течет вдаль? Как это художнику удалось передать? (Ответы детей.) А можно ли нарисовать речку так, чтобы она была выше линии горизонта? Почему нельзя? (Ответы детей.) Значит, если художник изображает реку, дорогу, уходящие к горизонту, он на перед­нем плане рисует их широкими, а дальше, ближе к линии го­ризонта, — все уже и уже. Но они могут доходить только до линии горизонта, потому что линия горизонта — это линия, которая показывает границу между небом и землей. Значит, линия горизонта помогает художнику выстроить картину, оп­ределить величину пространства неба и земли, наметить пла­ны — что находится близко' что далеко, что еще дальше.

Следующая тайна такая: почему художник располагает линию горизонта по-разному — высоко, по середине картины, низко.

Давайте рассмотрим картину «Золотая осень» художника Василия Дмитриевича Поленова. Расскажите, о чем эта карти­на? Да, об осени. А какая осень? Золотая! Вершина осени. Что нам об этом говорит? Яркие, нарядные, праздничные, звонкие, теплые краски. Линия горизонта высоко, поэтому больше изо­бражено земли, чем неба. А как вы думаете, почему так распо­ложил линию горизонта художник? На что он хотел обратить внимание? Да, на красоту земли золотой осенью.

Итак, высокая линия горизонта помогает художнику об­ратить наше внимание больше всего на то, что происходит на земле.

Рассмотрим другую картину («В голубом просторе» А. Рылова). Попробуйте здесь определить линию горизон­та — то место на картине, где небо «сходится» с землей. Как вы думаете, а почему так низко художник изобразил линию горизонта? О чем ему больше всего хотелось рас­сказать? О том, как красиво летят в голубом просторе неба большие белые лебеди. Они летят высоко, близко к нам, и мы видим, как движутся их мощные крылья, как вытянуты их тонкие изящные шеи, можем хорошо рассмотреть их не­большие головки. Значит, чтобы нарисовать больших летя­щих лебедей, художник рисует линию горизонта низко. Ог­ромное, просторное голубое небо с легкими облаками. Ка­жется, что облака летят наперегонки с лебедями. Внизу картины, ниже линии горизонта, мы видим небольшую по­лоску темно-синего моря. Свежий ветер поднимает мелкие волны, кое-где они кудрявятся пенными барашками. Спра­ва — большой каменистый рыжеватый остров, покрытый остатками снега, а слева — парусник. Корабль далеко, и поэтому художник изобразил его маленьким. Но видно, что корабль стремительно движется: его паруса наполнены вет­ром.

Удивительная картина! Кругом простор, свобода, жизнь! Художник А. Рылов так и назвал свою картину — «В голубом просторе».

Лебеди белые

Тянутся к северу, в тундры холодные,

Мчатся красивые, белые, смелые,

Вечно могучие, вечно свободные!

С жаркого юга, лучами спаленного,

К озеру, в тень под березы плакучие,

Манят их радости «шума зеленого»

Свежестью бодрою, силой могучею.

В. Гиляровский

Мы видели картины, где линия горизонта располагается высоко и низко. Сейчас я покажу картину, а вы определите, где здесь проходит линия горизонта. (Картина «Грачи прилетели» А. Саврасова.) Кто мне покажет, где на картине земля «соеди­няется» с небом. Да, по середине полотна. Как вы думаете, о чем хотел рассказать художник в этой картине? О том, что пришла весна. Грачи — вестники весны. Что мы видим на переднем пла­не, близко к нам? Высокие корявые березы. Концы их ветвей порозовели, тянутся к солнцу. На вершинах деревьев хлопочут грачи, обживают старые гнезда, вьют новые. А что изображено дальше — на среднем плане? Небольшая белая церковь с коло­кольней, серые крыши деревянных домов, забор. Еще даль­ше — речка, луга, покрытые кое-где снегом. Художник нари­совал окраину небольшого села, каких много в России.

Если я закрою небо на картине листом бумаги, это будет красиво? Нет! Тогда не видны будут вершины берез с пти­чьими гнездами и грачами. А если я закрою землю — опять плохо: не видно, что происходит на земле со снегом. А что же с ним происходит? Он стал рыхлым, потемнел, весь в рыжих и серых пятнах, тает. Видно, что это весна. А по твердому утреннему насту гуляет грач, собирая веточки для своего гнезда. Есть ли солнышко на картине? Есть! Об этом говорят тени от берез на снегу, розовато-желтые тона снега и верхушки облаков. Неяркий солнечный луч пробился из-за облака, позолотил сугроб, согрел розовым теплом дерево заборов и крыш, зажег тусклую медь колоколов на коло­кольне и купола церкви. Эта картина — ожидание тепла, яркого солнца, буйной весны! Этого ждут и земля и небо. Вот почему художник расположил линию горизонта по се­редине картины.

Итак, линия горизонта есть почти во всех пейзажных кар­тинах, но в зависимости от того, на что наше внимание хочет обратить художник, она может занимать на картине разное место: то опускается низко, то проходит по середине карти­ны, то вообще забирается высоко наверх.

Но бывает, что линия горизонта полностью не видна, по­тому что ее закрывают деревья, дома или другие предметы. (Можно поглядеть с детьми в окно, показать им, как здания закрывают горизонт.) Вот так бывает и на картинах: эта линия «прячется» от нас. Иногда линия горизонта вообще «убегает» с картины. Обычно это бывает тогда, когда худож­ник рисует какой-то кусочек пейзажа. (Показать на примере картины «Золотая осень» И. Остроухова.)

А сейчас поиграем. Я покажу вам несколько картин, где линия горизонта расположена по-разному. Я буду вести указкой до линии горизонта. Как только коснусь этой линии, вы должны хлопнуть в ладошки. (Открывает стенд, на котором 5—6 репродукций пейзажей с разным положе­нием линии горизонта. Ведет указкой сверху вниз, если изображено больше неба, или снизу вверх, если изображено больше земли, к линии горизонта.) Итак, мы с вами сегод­ня узнали несколько секретов, связанных с волшебной ли­нией — линией горизонта, которая помогает художникам создавать очень красивые картины. Вам интересно было об этом узнать? (Можно провести игру «Найди картину по мо­дели».)

Почему художник выбирает


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-30; Просмотров: 437; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь