Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Глава IV . Социальное воспитание за рубежом и его взаимосвязь с другими социокультурными направлениями
Молодежь является предметом особой заботы в любом государстве, будь то демократическое или тоталитарное. Без решения проблем молодежи у общества не может быть ни настоящего, ни будущего. Среди молодежных проблем на первом месте - проблемы образования и обеспечения работой, физическая закалка и организация досуга, Каждая страна по-своему решает проблемы молодежи. И в то же время в решении этих проблем есть много общего. Как правило, молодежные проблемы рассматриваются, прежде всего, на государственном уровне. Так, например, в Германии федеральные органы не занимаются культурной политикой, передав ее в ведение земель. Но определением молодежной политики в той же Германии занимаются, прежде всего, на федеральном уровне. Ушли в прошлое времена, когда в соответствии с рекомендацией американца Уильяма Джеймса («Нравственный эквивалент войны», 1910) для достижения социальной зрелости молодых людей следовало направлять «работать в угольные и железные рудники, на товарные поезда, рыболовные суда; для мытья посуды, чистки одежды, мытья окон; для строительства дорог и туннелей, в литейные цеха и кочегарки и для сооружения небоскребов, чтобы молодое поколение прошло хорошую закалку и вернулось в общество с более здравыми ценностями и мыслями». Но рациональное зерно в его рекомендациях осталось. Приобщение молодежи к труду, к общественным видам работы благотворно сказывается на ее нравственном здоровье. Отстранение молодежи от участия в общественно-полезном труде приводит часто к негативным результатам. Большая роль в решении молодежных проблем на Западе отводится сфере досуга. От того, как организован досуг молодых людей, зависят и нравственное здоровье общества, и решение ряда социальных проблем, таких, как борьба с преступностью, наркоманией и т.п. Социальное воспитание (социальная педагогика) за рубежом имеет давние и устойчивые традиции. Речь может идти как о теоретических концепциях и школах, так и об определенных практических результатах. Безусловно, к достижениям зарубежной педагогики следует отнести концепции педагогики сотрудничества и сотворчества, теорию непрерывного образования и воспитания. Заслуживает одобрения поисково-экспериментальная деятельность зарубежной школы. Здесь и обращение к опыту экспериментальных школ 20-30-х годов XX столетия, и поиск совершено новых направлений в школьном образовании и воспитании (нетрадиционные и открытые школы). В последние годы «педагогика среды», как еще часто называют социальное воспитание, все теснее соприкасается с другими направлениями социокультурной деятельности. Связано это, с одной стороны, с тем, что в ряде случаев зарубежная школа при организации учебно-воспитательного процесса стремится выйти за пределы школьного учреждения и превратить в учебные классы и лаборатории все окружающее пространство. Так, в последней четверти XX столетия в ряде стран осуществлялись учебно-воспитательные программы (проекты) под названием «Город как школа». С другой стороны, связь всех направлений социокультурной деятельности объясняется единым объектом воздействия и единой средой обитания детей и подростков. Замечено, что объединение усилий социальных работников, социальных педагогов и организаторов культурно-досуговой деятельности дает наивысший социокультурный эффект. Условные обозначения: I - социальная работа; II - культурно-досуговая деятельность; III - социальное воспитание. Из рис. 7 видны зоны социальной работы и культурно-досуговой деятельности, охваченные педагогическим влиянием. Определился в зарубежной теории и практике и своеобразный центр, вокруг которого организуется и координируется социально-воспитательная работа. Это школа, влияние которой распространяется на всю среду обитания детей и подростков. Более того, ставится задача, чтобы это влияние распространялось и на взрослое население. «Помещения и оборудование школ и колледжей - библиотеки, художественные мастерские, сценические площадки, - читаем мы в книге президента Европейского форума по искусству и художественному наследию Саймона Манди, - должны, где это только возможно, стать доступными для всех местных жителей». В свою очередь, «каждое учреждение культуры, которое получает деньги из государственного бюджета, должно вести серьезные образовательные программы для людей всех возрастов». Просматриваются также основные направления и формы социального воспитания. Прежде всего, необходимо назвать различного рода добровольные объединения волонтерского характера, целью которых является как воспитание и самовоспитание личности, так и оказание помощи нуждающимся по многим направлениям их жизнедеятельности, в том числе и в организации досуга. Здесь как нигде сливаются в единое целое цели и задачи всех основных направлений СКД. А участники социокультурного процесса выступают в различных ролях - от объекта воздействия, ради которого проводится то или иное мероприятие, до активного организатора этого воздействия. При этом просматривается явная тенденция сделать всех участников социокультурного процесса равноправными партнерами. Достигается это, прежде всего, уважительным отношением к индивиду, максимальным учетом его запросов и интересов. Но успехи в социальном воспитании зависят не только от уровня педагогической теории или мастерства социальных педагогов, но и в значительной степени - от состояния среды обитания современного человека, и прежде всего - детей и подростков. А здесь, к сожалению, не все благополучно. Как уже отмечалось, современное западное общество переживает, по всей вероятности, не самое лучшее время. Не случайно в ряде теоретических работ остро ставится вопрос о кризисных явлениях зарубежной жизни, в т.ч. ее социокультурной сферы. Так, в статье Т.Е. Савицкой «Глобальный подросток» в орбите глобальной культуры: герой или жертва (Обсерватория культуры. -2006. - №1. - С. 21-32) раскрываются причины ненормального процесса социализации значительных слоев молодежи. Ядром этого процесса, по мнению социологов культуры, является масштабное продвижение так называемого «детского» глобального культурного продукта. Это продвижение опирается на скрытую колонизацию внутреннего мира детей, ломку мировоззренческих матриц, импорт систем ценностных предпочтений и поведенческих структур. То есть на организацию управленческого конфликта этнонациональнои и мультикультурной идентичностей... Далее читаем: «Молодежь сегодня «заботливо» изолируют от серьезной социальной деятельности, старательно вытесняют с рынка труда на обочину общества в «культурные гетто» (дискотеки и т.д.), планомерно сводят ее роль в обществе к обеспечению потенциально ненасытного, управляемого капризами моды и сегрегированного (обособленного. - В.Д.) в возрастном отношении рынка потребления» И еще две небольшие выдержки из этой статьи. «Но - вот парадокс - в процветающих США, лидере глобального капитализма, десятилетиями не затронутых никакими социально-экономическими экспериментами, уровень психологической депривации (здесь - неустойчивость. - В.Д.) детей не ниже, а выше, чем у нас». «...В Соединенных Штатах каждые три часа от огнестрельного оружия погибает один ребенок» (там же, с. 24-25). Среди причин ненормальной социализации молодежи: - сексуальные эксперименты, техника контроля за рождаемостью, аборты, генетическая инженерия; - поиски самовыражения, полноты ощущения Я, невзирая ни на - действующий в русле единой концептуальной схемы, социальный и художественный постмодерн, приучающий общественное сознание к мысли, что истина и мораль относительны, а высший закон - это произвол денег и власти; - представление об относительной ценности артефактов культуры, когда произведения мирового значения уравниваются с произведениями нового искусства; - новейшие зрелищные технологии «виртуализируют» мир, делают его похожим на «спектакль», калейдоскоп образов, желаний, В дополнение и развитие сказанного перечислим некоторые из Как видим, проблем у западного общества (как и у казахстанского тоже) в воспитании подрастающего поколения немало. Но сосредоточим свое внимание в большей степени на позитивном опыте социального воспитания. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-30; Просмотров: 353; Нарушение авторского права страницы