Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Школа как центр социального воспитания на Западе



Как уже было сказано выше, в большинстве стран Запада цен­тром социального (общинного) воспитания становится школа. И это, по всей вероятности, правильно, т.к. школьный период совпадает с периодом социального становления и созревания молодого человека.

Медленно идет возрождение скаутского движения и в России. Связано это с рядом причин идеологического, экономического и со­циально-психологического порядка. Но основной причиной следует считать трудности переходного периода российской действительно­сти. По всей вероятности, российское общество еще не готово к вне­дрению форм и методов, требующих значительных материальных и финансовых затрат (необходимо обучение организаторов скаутских отрядов, требуется определенное лагерное оборудование, форма, не­обходимые средства на питание и т.д.). Имеет значение и позиция родителей, недоверчиво относящихся к такому нововведению, каким для нас является современное скаутское движение.

Особой популярностью у молодежи на Западе пользуются доб­ровольные объединения по интересам, в том числе, волонтерской на­правленности. Эти объединения организуются, как правило, при школьных и высших учебных заведениях.

Так, школьные кооперативы во Франции (в них участвует пятая часть учащихся общеобразовательных школ) не только создают клу­бы по интересам, организуют посещения музеев, театров, но и явля­ются хорошей школой общественного воспитания.

Кооперативы действуют на началах самоуправления. Юные кооператоры знакомятся с процедурой выборов в органы власти раз­личного уровня, принимают участие в дискуссиях.

Интересен опыт клубных объединений университетов США, проанализированный молодой исследовательницей Ж.Г. Атаянц. Именно клубные объединения в силу ряда причин (сообщество свер­стников, объединение по интересам) создают наиболее благоприят­ную среду социализации студентов, общения, проявления творческой активности и, тем самым, способствуют «мягкому» вхождению мо­лодого человека в социум - как вузовский, так и макросоциум.

В среднем, американский университет насчитывает, примерно, 225 студенческих объединений. На федеральном уровне внеаудитор­ ная деятельность американских студентов координируется такими общенациональными организациями, как Совет по продвижению стандартов в высшем образовании США и Национальная ассоциация студенческой деятельности.

По направлению деятельности студенческие объединения мож­но классифицировать следующим образом: академические, религиоз­ные, национально-культурные, политические, средства массовой ин­формации, группы по социальным интересам, объединения социаль­ной направленности, спортивные и рекреационные, клубы искусств и др.

Особое внимание в университетах США уделяется волонтер­ ской, или добровольческой, деятельности студенческих клубов. На общенациональном уровне волонтерская деятельность рассматрива­ется как один из реальных путей нравственного развития молодежи, воспитания гуманизма. На университетском уровне волонтерская деятельность определяется как ценностно-значимая и жизнеспособ­ная альтернатива другим видам внеаудиторной деятельности студен­тов.

В процессе волонтерской деятельности осуществляется практи­ ческое сотрудничество университета и местной общины в решении социальных проблем. Выделяется несколько видов данного партнер­ства: университет - американский  Красный Крест;  университет - об­разовательные агентства общины; университет - средняя школа; уни­верситет - агентства общины, решающие проблемы специфических групп населения; университет - общины других районов.

В качестве основных направлении волонтерской деятельности выделяются следующие: сбор пожертвований; обслуживание реаби­литационных центров, больниц, домов для бедных, для престарелых; наставничество в местных школах; обучение английскому языку эмигрантов; уборка прилегающих к университету городских микро­районов; помощь фермерам; ликвидация неграмотности; помощь трудным подросткам.

По мнению Ж.Г. Атаянц, волонтерскую деятельность следует рассматривать как высший уровень включения студентов в процесс социализации. В отличие от других клубных объединений волонтер­ские объединения решают не только проблемы досуга студенческой молодежи, но ряд других проблем, как самого студенчества, так и общества в целом.

Это один из тех случаев, когда собственно социальная работа сливается с культурно-досуговой деятельностью и социальным вос­питанием.

В противовес коллективистским формам досуга и социального воспитания на Западе появляются новые виды молодежной субкуль­туры, индивидуалистской, если так можно выразиться, направленно­сти. Если раньше престижным для молодого человека считалось «пройти» школу скаутов, то сегодня — получить опыт бэкпэкерства (возникло в 70-е годы XX века). Свободный путешественник, «рюк­зак за спиной» - так можно определить суть новой молодежной суб­культуры. Речь идет о молодых людях, которые срываются с наси­женного места и уезжают путешествовать на несколько месяцев, а то и на год. Причем уважающие себя бэкпэкеры не пользуются туристи­ческими маршрутами, не продумывают заранее свое путешествие и не обращаются за помощью к туристическим агентствам. Они само­стоятельны в выборе стран и городов, предпочитают экзотические и нехоженые места, приветствуют отсутствие цивилизации. Особенно часто, например, европейская молодежь уезжает в Азию, в Австра­лию или Новую Зеландию.

Как нам представляется, отслеживать подобного рода измене­ния в молодежных субкультурах важно и необходимо, тем более, что они имеют самое непосредственное отношение и к социальному вос­питанию, и к досугу подрастающего поколения. В то же время огово­римся, что в нашем пособии не рассматриваются проявления моло­ дежного радикализма и экстремизма, имеющиеся как на Западе, так и в России. Данный феномен требует специального анализа.

Молодежные формы досуга

Картина социального и социокультурного воспитания будет не­полной, если не рассмотреть проблемы культурного досуга молодежи за рубежом.

В конце XX - начале XXI века произошли серьезные изменения    в структуре и характере культурно-досуговой деятельности. Связано   это, прежде всего с достижениями научно-технического прогресса и  информационными технологиями. Спутниковое телевидение, Интернет, персональные средства связи, включая мобильные, цифровые носители информации буквально преобразили среду обитания совре­менного человека. Причем достижения эти касаются всех сторон его жизни - от производственной до бытовой и, собственно, социально-культурной. Сегодня трудно назвать какое-либо направление куль­турно-досуговой деятельности, которое не испытало бы на себе влия­ния научно-технического прогресса, идет ли речь о традиционных видах досуга («домашнем» - «внедомашнем»), или о совершенно но­вых, появившихся в последние 10-15-20 лет. И хотя изменения, про­изошедшие в культурно-досуговой сфере, охватывают в той или иной степени все слои общества, наибольшее отношение они имеют к под­растающему поколению. Именно молодые люди чувствуют себя наи­более комфортно в современной, во многом технизированной и ком­пьютеризованной среде обитания. Именно молодежные формы досу­га в наибольшей степени восприняли новейшие технические и ком­пьютерные разработки. Назовем среди них важнейшие:

- персональные компьютеры (включенные в Интернет – служат не только средством обучения, но и позволяют получать информа­цию самого разнообразного характера: научную, художественную,
производственно-бытовую и т.д.);

- мобильные средства связи (помимо своего прямого назначения
выполняют функции персонального компьютера, дают возможность
независимо от места нахождения владельца принимать участие и в
досуговых формах, будь то компьютерная игра или чтение художест­венного текста на экране мобилбука);

- аудиовидеоустройства, позволяющие практически в любой
обстановке на высококачественном уровне слушать музыку или текст
электронно-звуковой книги, смотреть кинофильм или читать художе­ственное произведение, записанное на цифровой носитель;

игровые автоматы развлекательно-развивающего назначения.
Без использования электронных технологий невозможно пред­ставить сегодня ни индустрию досуга, ни шоу-бизнес, и прежде всего - популярное искусство, наиболее любимые молодежью. «Всемирный " Диснейленд": стратегия " глокализации" для детей и взрослых» - таково название главки в большой статье Т.Е. Савиц­кой, помещенной в журнале «Обсерватория культуры». - 2006. - №4. -С. 26-35. И это символично. Мир действительно превращается во Всемирный Диснейленд.

Достижения научно-технического прогресса активно использу­ются и в традиционных видах досуга, в т.ч. физкультурно-спортивной направленности. На основе новейших материалов изго­товляются сегодня и коньки, и лыжи, и санки, и самокаты. «Зимняя шина» позволяет кататься на велосипеде в любое время года. Ролико­вые коньки - распространенный атрибут летних видов молодежных развлечений. Да и такой относительно немолодой вид спорта, как горные лыжи, например, вряд ли может обойтись без технических новинок. Это касается и снаряжения спортсменов-любителей, и обо­рудования горной трассы (без работающего подъемника катание с горных склонов становится проблематичным, если не невозможным).

Естественно, что научно-технический прогресс будет и дальше оказывать серьезное влияние на развитие культурно-досуговой сфе­ры. И установить пределы этого влияния вряд ли возможно. Хотя об одном ограничителе сказать все-таки следует. Ни одно техническое новшество не должно наносить вреда здоровью человека, особенно, молодого. Об этом нужно помнить как организаторам досуга, так и тем, для кого он предназначен. К тому же никто пока не отменил дей­ствие «глобально детского продукта», о котором речь шла в начале третьей главы пособия.

А теперь обратимся к опыту одной из европейских стран, уде­ляющей большое внимание, как организации молодежного досуга, так и исследованию его проблем. Речь пойдет о Франции.

При анализе этого опыта (имеется в виду, в основном, его пози­тивная часть) трудно отрешиться от информации, которая последние три-четыре года регулярно поступает из Франции. Речь идет, прежде всего, о молодежных выступлениях протестного характера. Время от времени протестуют студенты (о продолжительных студенческих беспорядках в Париже и других городах сообщалось в марте 2006 г.) с регулярностью, достойной иного применения, протестуют молодые люди в основном мусульманского происхождения из неблагополуч­ ных пригородов Парижа и других городов (см,: Мир новостей. -2007. - 4 дек. - С.5. Статья «Городские партизаны в Париже»). Эта информация достаточно тревожная, т.к. аналогичные беспорядки мо­гут пройти в любой европейской стране, включая и Россию. И для этого не обязательно наличие серьезного повода (защита прав моло­дых специалистов, религиозные или межэтнические отношения). Для этого достаточно крошечной «искры». Так, например, в ночь с суббо­ты на воскресенье (18-19 марта 2006 года) в Мадриде и ряде других городов Испании проведена акция под названием «Большая пьянка». Кроме чрезмерного распития спиртных напитков она включала в себя крушение молодыми людьми магазинов, автомобилей и т.п. Так мо­лодежь Испании выразила протест (против чего бы вы думали?! ) против ограничений, накладываемых на нее взрослыми... (из сооб­щений «Радио России», 19 марта 2006 года).

Такого рода информация заставляет по-новому взглянуть и на проблемы социального воспитания молодых людей западных стран, и на проблемы их досуга. Просматриваются своеобразные связки: образование - карьера (как перспектива) и досуг; работа (как данность или реальное, полное/частичное воплощение мечты о карьере) и до­ суг. И в первом и во втором случае досуговое времяпрепровождение - непременная составляющая жизни молодого человека.

По нашему мнению, правильно организованный досуг способен не только ослабить остроту социальных проблем молодежи, но и стать пространством для ее социального становления и развития.

Охарактеризуем культурно-досуговую работу с молодежью во Франции.

Как показывают исследования культурных запросов, проведен­ные в этой стране, молодежь от 12 до 25 лет объединяют общие увле­чения и взгляды, которые резко отличают ее от старшего поколения. Существует так называемая «молодежная культура», которая не ог­раничивается потреблением культурных товаров и услуг (молодежь принимает активное участие в занятиях спортом), но и проявляется в особом отношении к культурно-художественному предложению: мо­лодые любят кино и рок, слушают одни и те же молодежные радио­станции, все больше увлекаются видеоиграми, проявляют заметный интерес к театру и национальному наследию.

И в то же время демонстрируют небольшой интерес, например, к классической музыке и балету. Для молодежи характерна общая потребность в досуге вне дома, в том числе культурном. Уровень ак­тивности молодежи намного выше уровня взрослых. Расхождения со взрослыми иногда настолько отчетливы, что некоторые виды куль­турных посещений представляются только сугубо молодежными: ки­но, дискотека или выступление рок-группы. Тяга молодых к внедомашнему отдыху и вообще к коллективному времяпрепровождению наглядно отражается в их ответах на вопрос о культурно-досуговых расходах: на это уходит большая часть средств, с явным предпочте­нием кинематографа.

Анализ участия молодежи в различных видах культурных по­сещений позволяет распределить их на три группы.

Первая включает посещения, практикуемые молодежью в мас­совом порядке: кино, ярмарочные представления, дискотеки, парки отдыха и развлечений, соревнования, и в меньшей степени, рок-концерты. При этом частота посещений мероприятий такого уровня достаточно высока: не менее одного раза в месяц ходят в кино 21% молодых кинозрителей, не менее трех раз в год идут на концерт рок-музыки 34% молодых посетителей таких концертов, 33% молодых людей, посещающих дискотеки, делают это но крайней мере десять раз в год.

Вторая группа, наоборот, объединяет малораспространенные виды посещений; концерты классической и джазовой музыки, танце­вальные (балетные) и оперные спектакли.

Третья группа, которую можно назвать промежуточной, вклю­чает посещения менее чем одним представителем молодежи из трех: театр, музеи и памятники.

Разумеется, интерес к тем или иным видам культурных занятий зависит в определенной степени от различных критериев (возраста, пола, места проживания - город или село и т.п.). Так, например, по­сещаемость танцевальных спектаклей, как классических, так и со­временных, среди девушек в два раза выше, чем среди юношей. Сре­ди посетителей джазовых концертов большинство составляют муж­чины.

Среди самых популярных видов досуга - посещение кино и рок-концертов. 74% молодых людей ставят кино на первое место среди любимых занятий, 81% молодых французов хотели бы чаще посе­щать рок-концерты.

Существуют три основных категории причин, препятствующих
практике посещения тех или иных культурных мероприятий: слиш­ком высокая цена, недостаточное предложение (в количестве или ка­честве) и отсутствие информации. Но, конечно, не только эти причины препятствуют приобщению молодежи к культуре. Мы выделили бы, прежде всего, неразвитость культурных запросов определенной части молодых французов. Так, например, 15% из них никуда не ходят, кроме кино, и не хотят нику­да ходить. 51% представителей этой группы заявляют, что их не при­влекают даже рок-концерты. Правда, они любят спорт, видеоигры, телевизор, посещают места культурного отдыха, например, парки от­дыха и развлечений.

20% молодых людей проводят вне дома мало времени и любят только рокконцерты. Многие представители этой группы признают­ся в своей нелюбви к театру (45%), музеям (62%), историческим па­мятникам (54%). Но многие из них смотрят телевизор, любят видео­игры и посещают кабачки, кабаре. Для этой категории молодежи культура сводится к стандарту: кино - дискотека - рок.

Можно сказать, что приобщение молодых французов к высокой культуре и высокому искусству - одна из нерешенных проблем. В анализируемых материалах мы не увидим, например, ни одного ука­зания на то, как читают и что читают молодые французы в свободное время. По всей вероятности, чтение серьезной литературы, в том чис­ле и художественной, выходит за рамки досуговых предпочтений большей части молодежи во Франции. Да и не только Франции.

К сожалению, такая же тенденция начинает проявляться и в Рос­сии, считавшейся еще совсем недавно одной из самых «читающих» стран мира. Разумеется, и во Франции есть немало молодых людей, влюбленных в литературу, но не они составляют большинство. В журнале «Клуб», № 2 за 1995 год, рассказывалось о таком увлечении французов - литературных и философских салонах. Посетители са­лонов встречаются, чтобы, забыв о будничной суете, поговорить «о любви и счастье, неверности и преданности, порядке и беспорядке». Так, каждую пятницу на берегу Сены в одном из литературных сало­нов Парижа встречается двадцать молодых «салонье» (посетителей салона). Им около тридцати лет. Усевшись в креслах, они могут до самого утра с жаром обсуждать, например, проблемы любви и оди­ночества в жизни и творчестве Марселя Пруста. Читатели-энтузиасты основательно готовятся к заранее назначенной теме разговора, запа­саются стопкой книг, поля которых испещрены пометками... Этот салон открыли две подруги-студентки Доротея и Мари-Пьер. Посети­тели салона по образованию не литераторы, но все они одинаково влюблены в литературу, которая помогает им понять и выразить са­мих себя.

Подобную цель преследуют завсегдатаи и других салонов, на­пример, посетители философского салона Марка Сотэ.

Участники еженедельных дискуссионных встреч заседают во главе со своим мэтром в уютном полумраке, под непрерывное жуж­жание кофемолки и соблазнительный запах свежих рогаликов. В на­чале каждого «сеанса» сорок «салоньс» выбирают очередной фило­софский сюжет для обсуждения. Например: «Куда движется совре­менная цивилизация? » или «Можно ли говорить о прогрессе челове­чества? »

Философские кафе, литературные салоны, кружки поэзии, бесе­ды о политике, ужины любителей истории - отнюдь не привилегия французской столицы. Они нашли своих приверженцев и в других городах - Дижоне, Ницце, Страсбурге.

Клубно-салонная мода Франции провозгласила новое отноше­ние к культуре: сегодня человек хочет быть актером, творцом, а не простым зрителем и потребителем культуры.

Разумеется, клубно-салонные формы досуга охватывают эли­тарную часть молодежи, тем более, что эти салоны организуются по инициативе самих молодых людей. Но без внимания государства не оставлено и большинство молодых французов. Начиная с 1960 года в стране получили распространение Дома молодежи и культуры, где молодые люди ориентируются на занятия в клубах по интересам, раз­личные виды культуры и искусства. К концу 70-х годов во Франции насчитывалось более 2 тыс. клубов по интересам и более   1 тыс. до­мов молодежи и культуры. Популярны среди молодых французов и так называемые Центры каникул и досуга, обеспечивающие полно­ценный отдых и воспитание учащихся в их свободное время.

Заслуживает внимания инициатива французских властей по соз­данию новых рабочих мест для молодежи в сфере культуры.

В «законе Обри» (по имени главного разработчика), принятом в октябре 1997 года, подчеркивается, что развитие культурно-досуговой деятельности населения регионов требует привлечения в эти области квалифицированных специалистов - аниматоров (своеобразных посредников между учреждениями культуры и их потенциальной аудиторией. - В.Д.).  

В законе указываются 5 приоритетных направлений по созданию новых рабочих мест: посредническая деятельность, художественно-творческая в ранге любительства, страхование в сфере культуры, пропаганда национально-культурных достижений и развитие новых технологий информационных систем.

В марте 1998 года Министерство культуры и средств массовой
информации Франции подписало соглашение с Федерацией экомузеев и государственных музеев о создании в течение последующих 3-х
лет 150 рабочих мест для молодых специалистов, которые должны
были работать по линии связей с общественностью и заниматься раз­витием новых технологий информационных систем (задача: повыше­ние уровня обслуживания посетителей музеев). «Закон Обри» опре­делил и программу создания новых рабочих мест для молодежи в об­ласти библиотечного дела и пропаганды книги и чтения. Речь идет об обслуживании передвижных библиотек (так называемых «уличных библиотек» - функционируют с 1992 года) в местах скопления людей (в парках и других зонах отдыха на природе).

Молодые библиотекари выступают здесь в качестве посредников между потенциальными чи­тателями и книжной продукцией. Впоследствии термин «книжный посредник» закрепился в употреблении, превратившись в должность. Необходимо отметить, что книжные посредники формируются из людей, не имеющих специального библиотечного образования, но, любящих книгу и чтение. Одновременно предполагается получение - этой категорией молодых людей специального образования.                                         

Инициатива Министерства культуры Франции направлена на решение двух взаимосвязанных задач: социальной - смягчение проблемы безработицы среди молодых людей и культурологической - подготовка кадров, способных решать сложные социокультурные за­дачи.

Свидетельством непрерывного поиска в досуговой среде явля­ется появление в ряде западных стран (Швейцария, Германия, Фран­ция) новой профессии - социокультурный аниматор. Одно из значе­ний этой профессии заключается в придании досугово-рекреационной деятельности культурно-педагогической направлен­ности. Досуг рассматривается не только как средство развлечения и релаксации, но и как средство духовного и физического развития.

Ярким примером социокультурного аниматорства является деятель­ность ряда независимых французских театров, в том числе, уличных, которые не ограничиваются традиционным показом спектаклей, а пе­реходят к новым формам работы со зрителем. Вокруг содержания бу­дущего спектакля (или после его показа) организуется серия куль­турно-просветительских мероприятий (беседы, обсуждения, выстав­ки и т.п.), что несколько напоминает недавний опыт работы совет­ских учреждений культуры. Нередки случаи, когда местные жители, артисты любительских коллективов, становятся соавторами пьес (сценариев) театральных представлений документального характера. Население города привлекается к репетициям, участию в массовых сценах. Желающие могут познакомиться с театральной техникой и т.п. Все это дает возможность не только лучше подготовиться к вос­приятию содержания пьесы, но и почувствовать себя одним из созда­телей спектакля.

Открытое взаимодействие театра с публикой дает, как правило, положительный художественно-эстетический, а самое главное - со­циальный эффект.

Отмечая позитивность зарубежного опыта в сфере досуга и вос­питания, следует отметить, что молодежные проблемы в целом и ор­ганизация досуга молодых людей в частности далеки от своего реше­ния. И здесь хотелось бы высказать свою точку зрения по поводу причин неудач в данной области.

По нашему мнению, эти причины кроются не столько в недос­татках мастерства социокультурных работников и неразработанности соответствующих технологий, сколько в несовершенстве нравствен­но-психологических устоев жизни западного общества. Речь идет, прежде всего, о нравственной стороне проблемы - одной из подоснов социокультурной работы.

Условные обозначения:

III - нравственная основа: а) нравственные ценности, официально провозглашаемые обществом;

б) нравственные ценности, в том числе и антиценности, бытующие в обществе на не­официальном уровне.

Из рис. 8 видно, что социально-культурная работа базируется на своеобразном трехслойном основании: 1) мощной социально- экономической платформе, 2) добротной - правовой и 3) неоднород­ной и неоднозначной — нравственной.

Можно предположить, что на социальную работу нравственные постулаты негативного плана, бытующие на неофициальном уровне, оказывают несущественное влияние. Здесь более важны экономиче­ская и правовая основы, а также официальные нравственные требо­вания.

Совсем другое влияние негативные нравственные факторы оказывают на досугово-рекреационную деятельность и социальное вос­ питание. Они, по существу, являются той «ложкой дегтя», которая может испортить любое доброе начинание в социокультурной сфере. 

Коммерциализация сферы культуры, стремление получить мак­симальную прибыль приводит к однобокости зарубежного досуга - развлекательному уклону. Еще больший вред досуговой и воспитательной сферам приносит бытующий на Западе принцип «двойного стандарта» в оценке социополитических, экономических и культур­ных явлений. Действие этого принципа можно считать главной при­ чиной проникновения негативных явлений и в сферу досуга, и в сфе­ру социального воспитания. Распространители «культурных» услуг часто действуют исходя не из общественной пользы «товара», а в за­висимости от личной выгоды, получаемой в процессе его реализации. Это касается и так называемого «глобального детского продукта». Так, например, распространение наркотиков на молодежных диско­теках и рок-фестивалях приносит громадные барыши наркоторгов­цам. И в то же время наносит громадный вред потребителям этого зе­лья и обществу в целом. Культ насилия, пропагандируемый в произ­ведениях искусства, особенно в кино и на телевидении, базируется на низменных инстинктах человека.

Но в результате этот культ становится нормой жизни для опре­деленной части представителей западного общества, прежде всего молодежи.

Выход здесь один - нравственное совершенствование и самосо­вершенствование западного общества. А процесс этот очень длительный.

Перенимая многое из современного зарубежного опыта в сфере досуга и социального воспитания, мы должны помнить об этой осо­бенности, «слабинке» западного образа жизни.

 

 












Заключение

Рассмотрев особенности социально-культурной работы с раз­личными категориями населения зарубежных стран, необходимо от­метить, прежде всего, высокий уровень ее организации и ярко выра­женный социальный характер. Политика передовых стран Запада на­правлена на то, чтобы сделать для каждого гражданина доступными пользование ценностями культуры, а также участие в различных ви­дах социально-творческой деятельности. По существу, социально-культурная работа охватывает все слои зарубежного общества, пре­доставляя каждому из его членов необходимый для нормальной жиз­недеятельности минимум благ, в том числе и в сфере культуры.

Правительства западных стран проводят в целом достаточно взвешенную и реалистичную политику в сфере культуры.

Исходя из имеющихся средств (а финансирование на Западе осуществляется по так называемому остаточному принципу) прави­тельства большинства государств финансируют, прежде всего, те на­правления культуры, которые признаны приоритетными (библиотеки, музеи, памятники истории и архитектуры) и наиболее ценные виды искусства, которым трудно обеспечить собственное самофинансиро­вание (например, симфонические оркестры). Это видно из материа­лов, посвященных культурной жизни Франции, Италии, Великобри­тании, Швеции, Финляндии и других стран.

Другие направления культуры (современные виды искусства, проведение конкурсов и фестивалей) поддерживаются другими спо­собами. Правительства пытаются создать благоприятные условия для тех, кто оказывает помощь культуре и искусству. Здесь и меценатст­во по-французски, и особые фонды культуры, по-английски.

Можно считать, что отрасль культуры на Западе в целом обес­печена неплохо. Хотя отдельные ее направления испытывают время от времени определенные трудности. Это касается и тех же музеев, оперных театров, и тех же библиотек.

Представляется сомнительным стремление отдельных госу­дарств привлекать в культуру средства, получаемые, например, от игорного бизнеса (материалы по Финляндии), рекламы пива или та­бака (так, например, до сентября 1999 года британские компании, производящие алкоголь, осуществляли спонсорство по отношению к спортивным организациям). В конечном итоге, понимая социальную опасность и игорного бизнеса, и алкоголя, и табакокурения, и т.п., большинство государств отказывается от такого рода источников финансирования культуры и пытается ввести ограничительные меры по их развитию. Например, в настоящее время активная антиникоти­новая кампания ведется и в США, и в Англии.

Но не нужно забывать и об эффекте ранее сделанного. Во многих государствах, где введены вышеупомянутые ограничения, ос­таются проблемы и с игроманией, и с алкоголизмом, и табачной за­висимостью, т.е. речь идет не о преодолении недуга, а о смягчении его проявлений.

Россия, являясь страной «догоняющей», к сожалению, не вос­пользовалась возможностью предотвратить нежелательные явле­ния, появившиеся на Западе раньше и опасность которых была ясна как нам, так и им. Более того, и сегодня в России есть силы, с упорст­вом, достойным иного применения, продолжающие внедрять в нашу действительность то, что на Западе уже отвергнуто.

Причина такого положения, конечно же, не в непонимании ис­тинной сущности многих негативных явлений, а в отсутствии чувства социальной ответственности у представителей влиятельных структур, в т.ч. бизнеса, за положение дел в стране, а также в отсут­ствии политической воли у руководства страны по воплощению в жизнь программы гражданского, в т.ч. нравственного, воспитания подрастающего поколения. Да, собственно, четкой программы такого рода на сегодняшний день и нет.

Заслуживает одобрения и прочная законодательная база зару­бежных стран, позволяющая, с одной стороны, поддерживать при­оритетные социально-культурные направления, а с другой стороны, ограничивать социально опасные проявления в досугово-рекреационной сфере.

Не забывая о перекосе в западной досуговой практике в сторону развлечений (по сравнению с духовно-развивающими видами досуга), отметим наличие в зарубежном опыте многих позитивных мо­ментов. Прежде всего, это относится к организационно-технологическим аспектам деятельности учреждений культуры по привлечению публики в музеи и на выставки - Ночь музеев и Весна музеев, и новые подходы к организации музейной экспозиции; работа со  слабовидящими; использование новейших технических средств при проведении экскурсий, например, мобильных телефонов и т.п. Специфические формы работы театров, как взрослых (театр - это и место для дискуссий по искусствоведческим проблемам), так и дет­ских, где интересно и детям, и их родителям.

Позитивен зарубежный опыт по материально-техническому ос­нащению учреждений культуры.

Отдельно требуется сказать о постмодернистских тенденциях в развитии современного искусства, тем более, что эти тенденции пе­реносятся на сферу досуга.

Данные тенденции трудно оценивать однозначно. Конечно, ис­кусство развивается непрерывно, находя все новые формы и прояв­ления.

Но постмодернистские мотивы наблюдаются в подходе не толь­ко к новым явлениям, но и к классике, что приводит, по сути, к ниве­лировке истинных художественных ценностей.

И это тот случай, когда Россия пытается «перещеголять» Запад. Постановки оперной и драматической классики в нашей стране, как правило, остро осовременены.

Безудержно используется на российской сцене ненормативная лексика, экран захлестнули сцены насилия и т.п.

Это то, чего, конечно же, не следовало бы перенимать у Запада.

К сожалению, плохое прививается гораздо проще, чем хорошее.

Опасность и в том, что постмодернистские тенденции перено­сятся и на виды досуга, где стираются понятия дозволенного и недоз­воленного в нравственном отношении.

Но, давая в целом высокую оценку деятельности зарубежных социокультурных учреждений и организаций, необходимо отметить и ее нерешенные проблемы. Особенно это видно, если в качестве кри­териев ее эффективности взять социальные показатели (непрекра­щающийся рост преступности, распространение наркомании и дру­гих общественных пороков, дороговизна многих видов культурной деятельности - от посещения кинотеатров и дискотек до гастролей эстрадных знаменитостей и т.п.). Невысок и уровень культуры значи­тельной части молодежи. Молодежная проблема остается одной из самых трудных для всех без исключения стран Запада. Для своего решения она требует социально-экономических и комплекса соци­ально-культурных мер - от решения проблем образования, устройст­ва на работу до развития индустрии досуга и вовлечения молодежи в спортивные секции, объединения по интересам, волонтерскую дея­тельность, приобщения молодежи к высоким ценностям культуры. Здесь есть над чем поработать как зарубежным, так и отечественным организаторам социально-культурной сферы. Взаимный обмен опы­том, как в данном направлении, так и в других, был бы полезен обеим сторонам. По нашему мнению, решению молодежных проблем мешает и неудовлетворительная в ряде случаев работа средств массовой информации. Коммерциализация СМИ, пропаганда культа насилия, погоня за прибылью ведут к тому, что средства массовой информа­ции как бы сами провоцируют те проблемы, с которыми позже при­ходится сталкиваться работникам социальной и культурно-досуговой сферы.  К сожалению, российские СМИ, особенно телевидение, не­критически используют западный опыт, утратив за последние годы многое из того позитивного, что было наработано ранее. В то же время не берется то немногое, что заслуживает особого внимания. Так, например, на Западе осуществляется весьма жесткий контроль за деятельностью СМИ (в плане соблюдения нравственных приличий), хотя о таком контроле предпочитают особо не распространяться.

Как бы ни назывался этот контроль и кто бы его ни осуществлял (государство или общественные организации) - это именно то, что позволяет Западу держать в определенных рамках общественное по­ведение.

Таких форм контроля в России пока нет. Государство переход­ного периода боится любого обвинения в ограничении демократии. То, что для Запада норма, в смысле контроля за нравственностью, для России звучит пугающим словом - цензура.

Но дело в том, что как бы контроль ни назывался, он необходим в любом государстве, если оно, конечно, беспокоится о своей безо­пасности и здоровье нации. Наши чиновники вполне серьезно, а мо­жет быть, только делают вид, говорят о трудностях юридического определения такого понятия, как «порнография». На Западе с этим термином давно разобрались. Почему бы и нам не воспользоваться данной юридической разработкой? Вот и получается, что мы не столько догоняющая, сколько стремительно отстающая (по воле определенных сил) страна.

Сетуя на юридическую непроработанность той или иной про­блемы, мы допускаем в своей стране то, что невозможно представить сегодня на Западе (например, показ в дневное время безнравствен­ной передачи типа «Дом-2»). Значит, кому-то в России выгодно такое положение. Да и судьба России кого-то совсем не волнует.

Вот и получается, с одной стороны, власти нашей страны вкла­дывают громадные средства на решение демографической проблемы,

а с другой — ничего не делают по защите подрастающего поколения от пагубного влияния отдельных каналов телевидения и т.п.

Из анализируемых материалов мы видели, что само по себе пре­одоление «отклонений» от нормы не так то просто. К тому же «от­клонения» такого рода пытаются укрыться от общественного ока, уй­дя в пустыню или под покров ночи (фестиваль «Горящий человек» в штате Невада (США), ночные клубы в Англии и т.п.).

Рассмотренный в учебном пособии материал позволяет сделать следующие выводы.

Глобализационный процесс в социокультурной сфере оказывает заметное влияние на социально-культурную деятельность во многих странах мира, в том числе и в России.

Наиболее позитивные процессы происходят в сфере социально­ го вспомоществования за рубежом. По всей вероятности, можно счи­тать, что социальная работа на Западе достигла оптимального уровня и дальше будет только совершенствоваться. На сегодняшний день Россия многое взяла у Запада в смысле организации и технологии со­циальной работы, а также - подготовки соответствующих кадров. Недостатки в организации социальной работы в России кроются в особенностях переходного периода - слабой экономической базе.

Неоднозначной оценки заслуживает досугово-рекреационная деятельность на Западе. Несомненны успехи в таких направлениях, как работа по месту жительства, работа с наименее защищенными в социальном отношении категориями населения - людьми пожилого возраста, беженцами, представителями групп риска и, особенно, ин­валидами. Здесь в наибольшей степени видно отставание отечествен­ной социально-культурной отрасли.

Но у досугово-рекреационной работы на Западе есть и сущест­венный недостаток - явный перекос в сторону развлекательности, невнимание к развивающим видам досуга. Попытки придать досуго­во-рекреационной деятельности культурно-педагогический, духовно-развивающий характер на практике серьезных результатов пока не дают (некоторым исключением является социально-культурная ани­мация). Да и добиться здесь позитивного результата намного слож­нее, чем в чисто развлекательных видах досуга. Нечтение - пример одной из труднорешаемых проблем. Между тем здоровье нации включает в себя не только физические, но и духовные параметры. И рано или поздно Западу придется обратить более серьезное внимание на духовно-развивающую сторону досуга.

России не следует слепо копировать культурно-досуговый опыт зарубежных стран. Беря все лучшее из зарубежного опыта, нужно в большей степени учитывать свои национально-культурные и истори­ческие традиции, ранее накопленный позитивный опыт.

Социальное воспитание  на Западе, безусловно, имеет много по­зитивного: многочисленные молодежные объединения по интересам, скаутское и волонтерское движения, стремление к объединению уси­лий социокультурных учреждений и организаций в решении общих воспитательных задач, наличие хорошей материальной базы и др. Но здесь, по нашему мнению, и больше всего неудач, связанных с про­тиворечием между правильно провозглашаемыми нравственными по­стулатами и реальностями современной западной действительности.

Причиной многих негативных явлений в подростковой среде являются не столько просчеты в воспитании, сколько неблагоприят­ная среда, окружающая подростка.

Двойной стандарт в оценке жизненных явлений, пропаганда культа насилия в кино и на телевидении формируют соответствую­щее поведение молодежи в реальной жизни. Среда оказывается силь­нее усилий воспитательных учреждений. И выход здесь только один - западному обществу нужно менять ценностные ориентиры. Инте­ресы всех, общества в целом, а, следовательно, и каждой личности в отдельности, важнее корпоративных интересов создателей произве­дений псевдоискусства, торговцев некачественной социально-культурной продукцией, наркодельцов и т.п.

Беря на вооружение передовой опыт социального воспитания Запада, нужно помнить о его относительной результативности, по­скольку реальная действительность, окружающая среда подчас силь­нее педагогических воздействий и постулатов. Некритическое копи­рование зарубежного опыта социально-культурной работы, в том числе и в воспитании, сулит нам еще больше неудач и разочарова­ний, так как у нас слабее и материально-экономическая, и правовая базы социально-культурной работы.

Таким образом, можно сделать общий вывод.

Зарубежный социокультурный опыт неоднозначен по своей на­правленности и качеству. Он требует более пристального внимания со стороны отечественных исследователей и практиков. Более того, должна быть и более определенной оценка зарубежного опыта при­ нимающей стороной. Особо это касается негативных явлений.

Зарубежная практика показывает, что государство и обществен­ные организации должны занимать более решительную позицию в деле контроля за состоянием социокультурной сферы. Существую­щий ныне «самотек» социокультурных процессов в нашей стране го­ворит о серьезной недооценке (по сравнению с Западом) роли госу­дарства в создании благоприятной среды и предупреждении нежела­тельных явлений. В таком случае мы обречены, заниматься непре­рывным микшированием негативных процессов. Задача же общества - не допускать их. Ибо искоренение допущенного гораздо хлопот­нее и часто малоэффективно. И в этом тоже один из уроков зарубеж­ного опыта.

Многое здесь зависит от совместной деятельности работников социокультурной сферы различных стран и регионов по поиску ре­шения общих и аналогичных проблем социокультурного плана.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акимова Л.А. Социология досуга. - М., 2003.

2. Библиотеки за рубежом. - М, 1998.

3. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. - М., 1994.

4. Васипъкова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: уч. пособие. - 2-е изд. - М.: Academia, 2000.

5. Волобуев В.А. Основные концепции искусства в западноевропейской эстетике: монография. - М: МГУКИ, 2001 (гл.IV. §2. Моделирование художествен­ных произведений). - С. 265-290.

6. Джуринский А.Н. Сравнительная педагогика. - М., 1998.

7. Диянская Г.П. Библиотеки для слепых за рубежом: Аспекты обеспечения равного доступа к информации / Мин-во культуры Рос. Федерации; Рос. гос. б-ка для слепых. - М., 1996.

8. Доронкина Е.Г. Проблемы профессиональной подготовки кадров сферы досу­га:  зарубежный опыт // Социально-культурная деятельность: проблемы, поиски, перспективы: сб. статей / МГУК. - М., 1999.

9. Доэл М,, Шадлоу С. Практика социальной работы: пер. с англ. - М.: АО    Ас­пект-Пресс, 1995.

10. Дуликов В.З. Критерии социально-культурной деятельности // Вестник МГУКИ. - 2004. - №1. - С. 94-97.

11. Дуликов В.З, Социально-культурная работа за рубежом: учеб пособие. - М.: МГУКИ, 2003.

12. Ерошенков Н.Н. Культурно-воспитательная деятельность с детьми и подростками: уч. пособие. - М.: МГУКИ, 2000.

13. Есаков В.А. Мегаполис в зеркале социальной философии. - М.: Голден Би, 2001. (Глава «Проблемы оздоровления городской среды».) - С. 71-102.

14. Иванова Г.А., Чудинова В.П. Библиотечная работа с детьми за рубежом: уч. пособие. - М.: МГУКИ, 1999.

15. Канадская культура в глобальном мире // Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения: науч.-инф. сб. Вып.5. ~ М., 2002. - С. 70-89.

16. Киселева Т.Г., Красилышков Ю.Д. Социально-культурная деятельность: учебник для вузов. - М.: МГУКИ, 2004.

17. Киселева Т.Г. Теория досуга за рубежом. - М., 1992.

18. Китов Ю.В. Человек интересующийся. - М.: МГУКИ, 2001. (Глава II.     На­циональные интересы как феномен культуры и предмет изучения.) -          С. 83-135.

19. Клюско ЕМ. Культурно-досуговая деятельность населения России (май 1945 - 1985 гг.): Теоретико-методологический и исторический аспекты: уч.    по­собие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: МГУКИ, 2007.

20. Клюско ЕМ. Сравнительный анализ подготовки специалистов для социально-культурной сферы в вузах России и США // Вестник МГУКИ. - 2007. - №3. -С. 161-165.

21. Кротова Ы.В. История мирового менеджмента: учеб пособие/Н.В. Кротова, Е.В. Клеппер. -М.: МГУКИ, 2002.

22. Кротова Ю.Н. Педагогика досуга в англоязычных странах: уч. пособие. —\ СПб., 1994.

23. Культурная политика в Европе: выбор стратегии и ориентиры: сб. материалов / Сост. Е.И.Кузьмин, В.Р.Фирсов. - М.: Либерея, 2002.

24. Культурная политика в Норвегии // Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения: науч.-инф. сб. Вып.6. - М., 2002. - С. 59-75.

25. Культурно-досуговая деятельность: учебник / Под ред. А.Д. Жаркова и В.М. Чижикова. - М.: МГУК, 1998. (Разд. III. Гл.З. Организация досуга за  ру­бежом.) - С. 430-454.

26. Мазурицкий A. M. Книжные собрания России и Германии в контексте

рести­туционных процессов: монография. -М.: МГУКИ, 2000. (Глава «Реституцион­ный тупик».) - С. 137—185.

27. Максютин Н.Ф. Культурно-досуговая деятельность: уч. пособие. - Казань, 1995. (Глава: Культурно-досуговая деятельность за рубежом.) - С. 113-124.

28. Моэдокова Ю.С. Социально-культурная реабилитация инвалидов     средства­ми досуговой терапии // Сб. проектов молодых ученых. - М.: МГУК, 1997.

29. Мосаяев Б.Г. Досуг: методология и методика социологических      исследова­ний: уч. пособие. -М.: МГУК, 1995.

30. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебник.-М., 1999.

31. Новикова Г.Н. Технологии арт-менеджмента: уч. пособие. - М.: Изд. Дом МГУКИ, 2006.-178 с.

32. Новикова И.А. Организация досуга подрастающего поколения в США:    тра­диция и современность: уч. пособие. -СПб.: СПбГИК, 1991.     

33. Основы социальной работы: учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. - М.:     Инфра-М, 2007. - (Раздел IV «Зарубежный опыт социальной работы: общее и осо­бенное»). - С. 483-552.

34. Романов И.Н. Религиозно-культурные традиции в современном

информа­ционном пространстве: уч.-метод, пособие. - М.: МГУКИ, 2000. 

35. Савицкая Т.Е. «Глобальный подросток» в орбите глобальной культуры:    ге­рой или жертва//Обсерватория культуры. -2006. -№1. - С. 21-32.

36. Савицкая Т.Е. «Новая локальность» в глобальном контексте // Обсерватории культуры. - ■ 2005. - №4. - С. 4-11.

37.  Смирнов Г.А. Субъекты культурной политики России: лекция. - М.: МГУКИ, 2001.

38.  Социальная работа за рубежом: уч. пособие. - Волгоград: Волгогр. гос.

ун-т, 2001.

39. Стеббиис Р.А. Свободное время: к оптимальному стилю досуга (взгляд из Канады) // Социс. - 2000. - №7.

40. Стрельцов Ю.А. Социальная педагогика: уч. пособие. - М.: МГУК, 1998.

41. Теория и практика досуговой деятельности за рубежом: метод,      рекоменда­ции по спецкурсу для студентов ф-та культуроведения / Сост. Е.Г. Доронкина. М.: МГУК, 1997.

42. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. В 2 т. - Москва-Тула, 1993.

43. Флиер А, Я. Постмодерн как поиск новой культуры // Вестник МГУКИ.  2006.-№3.-С. 5-10.

44. Франция в борьбе за национальную и культурную независимость //     Культу­ра в современном мире: опыт, проблемы, решения: науч.-инф. сб. Вып.5. - М. 2002.-С. 64-69.

45. Шанин Т. Социальная работа как культурный феномен современности:

но­вая профессия и академическая дисциплина // Куда идет Россия? Трансформа­ция социальной сферы и социальная политика. -М., 1998. -С. 303-321.

46. Шапошников А.Е. Библиотечное обслуживание инвалидов: история,    совре­менность, тенденции. - М, 1992.

47. Ярошенко Н.Н. Социально-культурная анимация: уч. пособие. - М.: МГУКИ, 2005.

48. Bunnage D. Joung tidcrly in Dermark in the mid-1990 s. Copcngagen, 1997. Проблемы пожилых людей в Дании в середине 90-х гг. Социокультурная     ак­тивность пожилых, их деятельность в сфере культуры.

49. Celebrating recreation and parks month //Parks and recreation. 2002. N 7. P.38
42. Рекреационные, спортивные и культурно-познавательные программы для детей и подростков в парках США.

50. Dalla Bernardino S. La nature sauvagc et ses consommateurs: Le Game Fair // Ethnologic francaisc, 2001. T.31, N 4. P.681-694. Отдых молодежи и проведение летних праздников в Великобритании, Франции и Италии.

51. Identifying conduct problems in young children: developmental pathways and risk factors // Intern. Social work. 2000. Vol. 43, N 4. P. 467^80. Социальная    ра­бота с детьми из группы риска (США).

52. Mainville S. TR and the internet // Parks and recreation. 1997. N 6. P. 70-73. Возможности сети Интернет в области общения и обмена информацией для специалистов по рекреации и деятельности.

53. National parks omnibus management: Hearving before the Subcomm. on nat. parks, hist, preservation, a. recreation of the Comm. on energy a. natural resources US Senate, 106 Congr., 2 sess....June 8, 2000. - Washington: Gov. print, off., 2000. Вопросы управления национальными парками: слушания в Конгрессе США.

54. Popple К. Community work: (2) // Brit. J. of social work. 2000. Vol. 30, N 5. P. 673-678. Социальная работа на местном уровне (Великобритания).

55. Ranch A. Les loisirs sons la tcnte: Traditions et innovations d'une pratique so- ciale // Ethnologie franchise. 2001. T/31, N 4. P. 599-605. Традиции и новации в современной организации отдыха студентов и школьников во Франции.

56. Raveneau G. Le camping ou la meilieure des rcpubliques. Enquete ethnographi- que dans 1* Tie de Noirmoutier // Ethnologie franchise/ 2001. T. 31, N 4. P. 669-680. Формы летнего отдыха и лагерный уклад жизни как разновидность молодежной субкультуры: этносоциальные исследования по данным анкетного опроса на острове Нуармутьс (Франция, департамент Вандея).

57. Richon S., Lombard M. Le luxe dans tous ses ctats / Pref. de Godet. M.-Paris: Economica, 1999. Качество жизни, отдых и развлечения в европейских странах.

58. Rose S., Selwyn J. Child neglect: An English perspective // Intern, social work. 2000. Vol. 43, N 2. P. 179-192. Проблемы и перспективы социальной работы с детьми в Англии.

59. Schutt R. K., Garret G. R. Responding to the homeless: Policy and practice. New York-London, 1992. Работа по социальной адаптации бездомных, в том числе средствами культурной анимации, клубной работы.

60. Stein J. Adaptive aquatics or Just aquaslics // Parks and recreations/ 2002. N 2. P.46-54. Рекреашюнно-реабилитационные возможности бассейнов и других гидросооружений в обслуживании инвалидов и людей с ограниченными   двига­тельными способностями: методика работы и адаптация оборудования (США).

61. SurenA., StiefvaterR. On the recreation. 1995. N 8. P. 14, 17-1S, 20-21.      Ана­лизируются исследования американских специалистов 80-90-х гг., посвящен­ные возможности борьбы с наркоманией, алкоголизмом и преступностью в мо­лодежной среде, задачам рекреационных и досуговых служб по отвлечению молодежи от асоциальных форм поведения.

62. Westwood К. Prison law librarian ship: A lesson in service for all librarians //American iibr. 1994. Vol. 25. N 2. P. 152-153. Опыт работы по организации   об­служивания в местах заключения (США).

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-30; Просмотров: 293; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.141 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь